Программа дисциплины Риторика и искусство деловых презентаций для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: к ф. н. А. Д. Плисецкая, А. И. Левинзон

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Программа дисциплины

Риторика и искусство деловых презентаций

для направления 030600.68 «Журналистика»

подготовки магистра

Авторы: к.ф.н. А.Д.Плисецкая, А.И.Левинзон

Рекомендовано секцией УМС

Секция «Журналистика»

«___» 2008 г.

Утверждено УС факультета

Прикладной политологии

Одобрено на заседании кафедры

словесности

Зав. кафедрой

«___» 2008 г.

Ученый секретарь

«___» 2008г.

Москва

Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лекции

Сем. и практич. занятия

1

Современные представления о риторике. Риторика как наука убеждения.

9

2

7

2

Понятие коммуникативной компетентности.

9

2

2

5

3

Знание языковой нормы – условие приобретения коммуникативной компетентности. Норма в орфографии, пунктуации, орфоэпии, грамматике, стиле.

9

2

2

5

4

Коммуникативные стратегии и тактики: теоретический и практический аспект.

9

2

2

5

5

Теория и практика аргументации. Виды аргументов. Аргументативные уловки.

9

2

4

3

6

Понятие красоты речи. Языковые средства усиления выразительности.

9

2

2

5

7

Деловое общение, его виды и принципы. Корпоративные коммуникации. Коммуникативная культура менеджера.

9

2

7

8

Основные черты устной деловой речи – фонетика, лексика, грамматика, стиль.

Жанры устной и письменной деловой речи.

9

2

2

5

9

Речевой этикет в деловом общении. Национальная специфика делового этикета. Этикетные формулы. Социальный статус адресата. Система обращений.

9

2

2

5

10

Предмет и задачи деловой риторики. Законы современной риторики. Деловая риторика и нейролингвистичес-кое программирование.

9

2

2

5

11

Реклама как вид речевого воздействия. Особенности рекламного выступления. Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров.

9

2

4

3

12

Деловая презентация как разновидность публичной речи. Языковые, стилистические, композиционные и коммуникативные принципы презентации.

9

2

2

5

Всего часов

108

24

24

60

2. Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

  • посещаемость лекций и семинаров (10%)

  • контрольная работа (20%)

  • домашнее задание – составление деловой презентации (30 %)

- экзамен (40%)

3. Базовые учебники

1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2001.

2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. М.: Логос, 2005

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.: Флинта, Наука, 1997.

4. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

5. Хазагеров Г.Г. Риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Содержание курса

1. Краткая история риторики. Историческая обусловленность изменения представлений о риторике. Структуризация риторического знания в зависимости от типа государственного устройства. Риторика в демократическом обществе. Риторика в тоталитарном обществе. Отношение общества к риторике. «Черная риторика». Риторика в ряду других дисциплин. Риторика и философия. Риторика и социология. Риторика и психология. Риторика и лингвистика. Риторика и поэтика.

Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г. Риторика. Сс.5 - 29

Дополнительная литература:

К. Бредемайер. Черная риторика. М.: Альпина, 2006

2. Понятие коммуникативной компетентности. Образ ритора: теория вопроса. Важнейшие постулаты речевого поведения. Специфика массовой аудитории. Понятие стереотипа. Массовая аудитория и стереотипы. Язык как инструмент власти. Отражение социальной иерархии в лингвистических практиках. Особенности межкультурной коммуникации. Межкультурные различия в представлениях о вежливости. Трудности межкультурной коммуникации.

Обязательная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Сс. 190-201 . М.: Логос, 2005.

Дополнительная литература:

Вахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолнгвистика и социология языка. СПб., 2004

3. Знание языковой нормы – условие приобретения коммуникативной компетентности. Понятие языковой нормы. Историческая эволюция языковой нормы. Отношение общества к языковой норме. Государственная языковая политика. Русский язык и национальная идея. Проблема иностранных заимствований. Функционирование американизмов в языке экономики и финансов. Профессиональный жаргон и литературный язык. Дискуссии о русском языке в современных СМИ. Основные нормы в области русской орфографии, пунктуации, орфоэпии, грамматике. Стилистическая норма. Канцелярит.

Обязательная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Сс. 117-147. М.: Логос, 2005.

4. Коммуникативные стратегии и тактики. Типология речевых стратегий. Языковые показатели речевых тактик. Коммуникативные тактики русской речи. Тактика уговаривания. Тактика дискредитации. Тактика комплимента. Тактика самопрезентации. Понятие имиджа. Имидж бизнесмена. Семантическая категория «свой круг». Инициатива в диалоге. Смена ролей в диалогической речи.

Сохранение инициативы в диалоге. Тактика завершения разговора.

Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г. Риторика. Сс.142 - 150

Дополнительная литература:

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: URSS, 2006

5. Понятие об аргументе. Аргументация и тезис. Общие правила аргументации. Виды аргументов. Традиционные классификации аргументов. Роль примера в аргументации. Пример и контрпример. Понятие аналогии. Аргументация по аналогии. Аргументация со ссылкой на авторитет. Поиск авторитетных источников. Логическая аргументация в ряду других аргументов. Композиционное выстраивание аргументов. Эффективный порядок аргументов. Логические ошибки. Логические уловки. Риторические уловки. Классификация уловок. Методы обнаружения уловок. Уловки и аргументы.

Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г. Риторика. Сс.99 - 161

Дополнительная литература:

Уэстон Э. Аргументация. М.: Флинта, 2005

6. Понятие красоты речи. Ясность, уместность, выразительность. Языковые средства усиления выразительности. Выразительность и изобразительность. Фигуры речи. Фигуративная практика. Фигуры и тропы. Метафора. Языковая метафора. Метафора и наивная картина мира. Метафорическая модель. Метафора как инструмент воздействия. Персонификация и деперсонификация. Метафора и метонимия. Синекдоха. Роль контекста. Ирония. Восприятие иронии. Комическое. Уместность комического. Эпитет. Сравнение. Скрытое сравнение.

Обязательная литература:

Хазагеров Г.Г. Риторика. Сс.208 - 307

Дополнительная литература:

Клюев Е.В. Риторика. М., 2005

Гойхман О. Я. Речевая коммуникация. М., 2006

  1. Виды общения. Межличностное, представительское, групповое общение, диалог культур. Понятие делового общения. Особенности и регистры делового общения. Контактное и дистантное общение. Официальное и неофициальное общение. Коммуникативная компетентность менеджера. Коммуникация как средство организации бизнес-процессов. Корпоративные коммуникации – маркетинговые, управленческие и финансово-коммерческие коммуникации. Восходящие и нисходящие коммуникации. Типы речевых культур и нормы речевого поведения в бизнесе. Компоненты эффективного делового общения. Обратная связь в бизнесе. Постулаты речевого поведения Г.-П. Грайса. Устная и письменная речь. Понятие текста и дискурса. Управленческий дискурс. Понятие речевого жанра. Речевая ситуация делового общения. Денотатный граф МЕНЕДЖЕР.

Обязательная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Сс. 7-54. М.: Логос, 2005.

Дополнительная литература:

Лапинская И.П. Русский язык для менеджеров. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.

8. Основные черты устной деловой речи – фонетика, лексика, грамматика, стиль. Спонтанность деловой речи. Паралингвистиченские средства общения. Нормы официально-делового стиля. Соотношение устной деловой речи и официально-делового стиля. Интонационная специфика. Жанры устной и письменной деловой речи, их корреляция. Логика изложения и законы текстовой организации.Функция волеизъявления и текстовая организация документа. Перформативы и их роль в создании деловых текстов.

Обязательная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Сс. 146-186. М.: Логос, 2005.

Дополнительная литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2001.

9. Речевой этикет в деловом общении. Принцип вежливости по Г.-П. Грайсу. Национальная специфика делового этикета. Этикетные формулы. Социальный статус адресата. Система обращений. Церемонии и этикетные тексты. Этикет переписки по электронной почте. Этикетная модуляция речи. Знакомство. Рекомендации. Интервью при устройстве на работу. Этика работодателя и подчиненного. Этика ведения переговоров. Этика публичного выступления в бизнесе. Культура поведения менеджера. Этикет и статус. Корпоративная этика. Этика журналиста. Деловые игры как эффективный тренинг, позволяющий улучшить речевое взаимодействие участников бизнес-коммуникации.

Обязательная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Сс. 253-297. М.: Логос, 2005.

  1. Предмет и задачи деловой риторики. Законы современной риторики. Структура речевого акта и речевая стратегия. Логика речи и принципы эффективной аргументации. Стратегии и тактики в деловом общении. Методы и тактика ведения деловых переговоров. Принципы эффективного слушания. Резюмирование. Перефразирование. Соотношение делового красноречия с другими видами красноречия. Деловая риторика и нейролингвистическое программирование. Гипнотический язык и метафора как способы вербальной активизации подсознания. Подключение всех каналов восприятия. «Якорение» информации.

Обязательная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Сс. 187-252. М.: Логос, 2005.

Дополнительная литература:

Найт С. НЛП на работе. Различия, которые важны в бизнесе. М.: Аст, Астрель,2007

  1. Реклама как вид речевого воздействия. Реклама и манипулирование. Особенности рекламного выступления. Языковые средства и специальные приемы создания рекламных жанров. Оценочный компонент в рекламе. Коммуникативная рамка рекламного сообщения. Коммуникативные цели рекламы. Информационная, убеждающая и побуждающая функции рекламы. Реклама как бизнес-коммуникация: продвижение бренда. Особенности рекламных слоганов. Реклама и НЛП: работа с различными каналами восприятия потребителя. Сочетание вербальных и невербальных средств подачи информации в рекламе. Роль аудиовизуальных средств в рекламе. Умение рекламировать как искусство позитивно мыслить – важнейший риторический навык.

Обязательная литература:

Стернин И.А. Практическая риторика. Сс. 5-61; 177-180. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов-на-Дону: «МарТ», 2001.

Дополнительная литература:

Найт С. НЛП на работе. Различия, которые важны в бизнесе. М.: Аст, Астрель,2007

  1. Деловая презентация как разновидность публичной речи. Взаимосвязь рекламы и презентации. Общий обзор презентаций. Внешние и внутренние презентации. Информативные и продвигающие презентации. Проактивные и интерактивные презентации. Официальные и неофициальные презентации. Темы презентаций. Планирование презентации. Структура презентации. Содержание презентации. Язык и стиль презентации: формы словесного выражения. Использование когезивных языковых средств и оценочной лексики. Роль естественных и искусственных аргументов в презентации. Коммуникативные особенности презентации. Аудиовизуальные средства подачи информации. Роль компьютерных технологий и Интернета в создании презентаций. Изучение аудитории. Способы установления контакта с аудиторией. НЛП и искусство управления аудиторией. Выбор места презентации. Письменные презентации. Психологическая подготовка к выступлению.

Обязательная литература:

Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Сс. 7-54. М.: Логос, 2005.

Дополнительная литература:

Арредондо Л. Искусство деловой презентации /Пер. с англ.- Челябинск: Урал LTD, 1998.

Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. Глава 10. СПб.: Питер, 2000.

Найт С. НЛП на работе. Различия, которые важны в бизнесе. М.: Аст, Астрель,2007

Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс-Академия, 1992.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  1. Риторика в ряду других гуманитарных дисциплин. Различные трактовки риторики.

  2. Основные этапы работы над речью.

  3. Оратор и аудитория.

  4. Психологическая подготовка к выступлению.

  5. Типы аудитории.

  6. Логическая культура оратора. Теория и практика аргументации.

  7. Понятие коммуникативной компетенции оратора.

  8. Понятие языковой нормы в публичном выступлении. Разные виды норм.

  9. Коммуникативные стратегии и тактики оратора.

  10. Языковые и специальные средства усиления изобразительности в речи.

  11. Деловое общение: виды и принципы.

  12. Психологические основы делового общения.

  13. Классификация деловых культур по Р.Д. Льюису.

  14. Специфика устной деловой речи.

  15. Речевой этикет в деловом общении.

  16. Постулаты речевого поведения. Максимы Г.-П. Грайса.

  17. Постулаты речевого поведения. Максимы Дж. Лича.

  18. Деловая риторика и НЛП

  19. Деловая риторика и реклама

  20. Деловая презентация как разновидность публичной речи

  21. Место презентации в ряду других жанров деловой риторики.

  22. Типы презентаций

  23. Использование невербальных средств в презентации.

  24. Подготовка к презентации: изучение аудитории, темы, подготовка цифр, фактов, цитат, наглядных примеров.

  25. Композиция презентации. Правила оформления слайдов.

Авторы программы к.ф.н. А.Д.Плисецкая

А.И.Левинзон

  1. Отчет по результатам самообследования Отделение деловой и политической журналистики

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие профессиональной образовательной программы (ПрОП) подготовки магистра по направлению 030600.68 «Журналистика» и учебно-методической документации требованиям ГОС.

Другие похожие документы..