Е. Д. Чертов ректор Воронежского государственного университета инженерных технологий (вгуит)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПРОБЛЕМЫ

ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ:

совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников

Материалы VII Всероссийской

научно-практической конференции

(25 - 26 октября 2011 года)

ВОРОНЕЖ

2011

УДК 378:001.891(04)

ББК Ч 481(2)+Ч 214(2)70

П76

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

Е.Д. Чертов

ректор Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ)

Г.В. Попов

проректор ВГУИТ по учебной работе

С.В. Елизарьев

советник генерального директора ОАО «Воронежсинтезкаучук» по связям с органами государственной власти и общественностью

П.Т. Суханов

декан факультета экологии и химической технологии ВГУИТ

Н.С. Родионова

декан факультета прикладной биотехнологии ВГУИТ

Г. А. Быковская

декан факультета гуманитарного образования и воспитания

Г.О. Магомедов

заведующий кафедрой технологии хлебопекарного, макаронного и кондитерского производств ВГУИТ

Р.Н. Плотникова

начальник учебно-методического управления ВГУИТ

Л.В. Лыгина

начальник центра управления качеством образования ВГУИТ

С.А. Бокадаров

начальник центра содействия трудоустройству выпускников

П76

Проблемы практической подготовки студентов: совершенствование системы содействия трудоустройству выпускников [Текст]: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции/ под общ. ред. Е.Д. Чертова; Воронеж. гос. ун-т инж. технол. - Воронеж : ВГУИТ, 2011. - 216 с.

В докладах и сообщениях отражены результаты теоретических и прикладных разработок в области совершенствования практической подготовки студентов.

П

4309000000-52

-------------------

ОК2(03) - 2011

Без объявл.

УДК 378:001.891(04)

ББК Ч 481(2)+Ч 214(2)70

© ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет

инженерных технологий», 2011

УДК 378.11

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СИСТЕМЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ

Г.В. Попов, Р.Н. Плотникова

ФГБОУ ВПО Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж

В текущем году ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия» успешно прошла аккредитацию, по результатам которой приказом Рособрнадзора № 1529 от 22.06.2011 г. академия получила статус университета. Приказом Минобрнауки № 2419 от 30.09.2011 г. вуз переименован в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий».

На сегодняшний день в университете реализуются основные образовательные программы высшего и среднего специального образования по 12 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (УГС).

Таблица – Реализация ООП

№ пп

Код УГС

Наименование УГС

Количество программ

СПО

ВПО

бакалавриат

специалитет

магистратура

1

2

3

4

5

6

7

1

020000

Естественные науки

-

-

2

-

2

030000

Гуманитарные науки

1

-

-

-

3

080000

Экономика и управление

1

2

4

2

1

2

3

4

5

6

7

4

090000

Информационная безопасность

-

-

1

-

5

100000

Сфера обслуживания

3

4

1

1

6

150000

Металлургия, машиностроение и материалообработка

1

2

1

-

7

200000

Приборостроение и оптотехника

-

-

1

-

8

220000

Автоматика и управление

-

4

2

1

9

230000

Информатика и вычислительная техника

4

1

1

1

10

240000

Химическая и биотехнологии

1

3

5

3

11

260000

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

1

3

11

2

12

280000

Безопасность жизнедеятельности, природообустрйство и защита окружающей среды

-

1

2

1

В 2012 г. будет выпущено 1464 специалиста: СПО – 160 человек; ВПО – 1304 человека (включая 11 бакалавров), рис. 1.


Рис. 1 – Распределение выпускников 2012 г. по специальностям

Наш вуз на протяжении 80 лет готовит специалистов в основном для пищевой и химической промышленности: обеспечивая производство инженерами-технологами, автоматчиками, информационщиками, экономистами, инженерами-экологами, рис. 2.

Рис. 2 – Распределение выпускников по укрупненным группам специальностей

В сегодняшней сложной экономической обстановке (сокращение рабочих мест, снижение платежеспособности предприятий) выпускники оказываются перед выбором: либо длительное время оставаться без работы, либо соглашаться на очень низкую заработную плату, которая не обеспечивает на должном уровне потребностей молодого специалиста. Динамика роста заработной платы при приеме на работу выпускников вуза за последние 3 года представлена на рис. 3.

Рис. 3 – Динамика роста заработной платы при приеме на работу выпускников различных факультетов

Однако далеко не все выпускники устраиваются столь удачно.

В этих взаимоотношениях явно выражен диссонанс спроса и предложения.

В такой ситуации необходим контакт работодателей с вузами: участие в работе вузов по подготовке выпускников; разработка согласованных критериев оценки подготовки выпускников. Студенту необходимы актуальные сведения о рынке труда, о наличии рабочих мест, о перспективах получения работы по данной специальности, по нормативно-правовым и социальным вопросам. Только в тройственном союзе: работодатель – выпускник – вуз, - для студента становиться возможной оценка своей компетентности работодателем и формирование реальной планки по зарплате, а для вуза и работодателя - формирование всесторонне взвешенного профессионального портрета выпускника через выявление признаков, определяющих профессиональную востребованность; обеспечение конкурентоспособности за счет формирования дополнительных умений и навыков; ориентация на конкретную предметную область при сохранении базовой (унифицированной) подготовки; реализация компетентностного подхода к уровню освоенных умений и навыков.

Учитывая специфику вуза, структуру выпуска, территориальное расположение, ориентированность на системообразующие предприятия, наработанные связи с промышленными предприятиями принято решение о создании на базе университета отраслевого ресурсного центра содействия трудоустройству выпускников, основными направлениями работы которого должны стать: формирование и постоянное обновление баз данных; формирование календарного плана совместной работы; расширенная реализация целевой контрактной подготовки; совместная разработка профессиональных стандартов; отработка механизмов обратной связи: работодатель – ВУЗ.

Решением задачи должно стать: создание и реализация компетентностной модели выпускника на основе совместно разработанных компетенций, по каждому направлению с учетом вида профессиональной деятельности; разработка пороговых значений компетентностей с обязательным двухсторонним контролем уровня их сформированности у студентов и выпускников.

  1. «Об образовании» (43)

    Закон
    Настоящее положение не может быть частично или полностью воспроизведено, тиражировано и распространено в качестве официального издания без разрешения проректора по науке,
  2. Положение определяет состав и содержание мероприятий, осуществляемых подразделениями по различным образовательным программам дополнительного профессионального образования. 2 Нормативные ссылки

    Программа
    Положение определяет состав и содержание мероприятий, осуществляемых подразделениями по различным образовательным программам дополнительного профессионального образования.
  3. Воронежской области воронежская областная универсальная научная библиотека имени и. С. Никитина воронежский край памятные даты на 2006 год воронеж 2005

    Документ
    Календарь памятных дат по Воронежской области – ежегодное краеведческое справочно-библиографическое пособие. Издается областной универсальной научной библиотекой им.
  4. Российские сми о мчс мониторинг за 02 апреля 2012 г

    Документ
    Для Приволжья характерна ситуация с возможным загрязнением вод при паводке - Шойгу (Информационное агентство «Новое телеграфное агентство Приволжье», 30.
  5. Основная профессиональная образовательная программа (9)

    Образовательная программа
    Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО
  6. Программа среднего профессионального образования Направление подготовки

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования
  7. Основная профессиональная образовательная программа (5)

    Образовательная программа
    Основная профессиональная образовательная программа - комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по специальности
  8. Основная образовательная программа среднего профессионального образования Направление подготовки (7)

    Основная образовательная программа
    Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы
  9. «Об образовании» (59)

    Закон
    Настоящее Положение о рейтинговой оценке текущей успеваемости студентов (далее - Положение) является обязательным для использования во всех подразделениях университета, обеспечивающих ведение учебного процесса.

Другие похожие документы..