Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

Памятники искусства палеолита называют «второй приро­дой». В них отражена попытка человека отобразить мир, ко­торый похож на видимый по форме, но переосмысленный со­знанием и выражает его представления о двойственной при­роде мира. Изображая животных, первобытные художники заняты поисками перспективы и гармонии, интересуются проблемами светотени с помощью ограниченного числа тонов (красный, черный, зеленый, охра), добытых из соков расте­ний, цветных глин, угля, они достигают цветового богатства и выразительности.

Искусство эпохи мезолита. Основные памятники этого пе­риода находятся на юге Франции, востоке Испании, севере Африки. Мезолит характеризуется большей независимостью человека от сил природы, чем предыдущая эпоха. Это нахо­дит подтверждение в характере искусства, оно прежде всего утрачивает свою сакральность и изображает бытовые сцены. Изменяется его тематика, главное действующее лицо теперь человек. Изображаются группы людей, связанных единым действием, поскольку мышление — групповое, и человек — это часть общины как единого организма. Изображения свя­заны композиционно. Композиции сюжетны и многофигур­ны, в них отражены сцены из повседневной жизни: охота, рыбная ловля, сбор меда и др. В искусстве мезолита практи­чески отсутствуют изображения женщин. Изменяется и сам стиль. Фигуры примитивны, но стилизованы. Главная задача художника — передать действие, движение, отсюда несораз­мерно длинные ноги, шпагатные прыжки. Теряется цветовое богатство, живопись монохромна. Часто животные и люди изображаются силуэтом, залитым одной краской, либо тон­кими линиями. В искусстве мезолита проявляется возросшая способность человека к абстракции, обобщениям, передаче мысли графическими средствами.

Искусство эпохи неолита. Если искусство палеолита — результат магии, для которой были необходимы максимально правдоподобные образы, то искусство неолита — это искус­ство анимизма, когда человек наделяет окружающие его при­роду, небо, землю глубоким скрытым смыслом. Для него — это уже не грозные силы, хаотические, необъяснимые. В при­роде есть высший порядок, она одухотворена. Анимизму нуж­ны символы, как можно более отдаленные от их реальных прототипов и определяющие сверхъестественное. Поэтому на смену цвету и динамике приходят плоскостность и геометризм, на смену реализму приходит абстракция. Ведущую роль в изобразительном искусстве неолита играет орнамент, осо­бенно его применение характерно для оседлых земледельчес­ких племен. Он появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в конструкциях и формах создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчеркивают составные части цело-

го, или наоборот связывают их. Для неолита характерен гео­метрический орнамент, либо абстрагированный зооморфный и антропоморфный узоры, которые впоследствии станут про­образами пиктограмм. Стилизация фигурок говорит о возрос­шем умении абстрагироваться, улавливать общие черты в разнообразии мира. Орнамент — искусство, связанное с из­мерением и числом. Любимыми числами у первобытного че­ловека были «3» и «4». Они соответствуют вертикальному и горизонтальному членению мира: небо — земля — подзем­ный мир; север, юг,

Из геометрических фигур предпочтение отдавалось треу­гольнику, квадрату и волнистой линии, символизирующим горы, поле, воду. Часто орнамент имел социальное значение как символ рода, или сакральное — как зашифрованное зак­линание. Орнамент нашел широкое применение в новом виде искусства, появившемся в эпоху неолита, — керамике.

Керамические изделия изготовлялись вручную, гончарного круга еще не было, но изготовлялись весьма искусно. Простые по форме керамические сосуды и другая посуда были крайне разнообразны по орнаментальным мотивам и технике их на­несения.

Неолит также отмечен появлением архитектуры. В поня­тие «архитектура неолита» входят жилища и мегалиты. Но если жилища могут быть лишь реконструированы (они были довольно примитивны и непрочны и строились из подручного материала (кости, глина, ветви и стволы деревьев), то мега­литы (мегас — большой, литое — камень) — сооружения культового характера из огромных камней, а вернее, камен­ных глыб огромного размера, грубо обработанных, сохрани­лись до наших дней. Различают три типа мегалитов:

Менгиры (от бретонского «мен» — камень, «гир» — длинный) — длинные камни, одиночные или образующие аллеи, поднятые вертикально и вкопанные в землю. Высота их от 1 м до 20 м. Например, аллея менгиров в Карнаке (Бре­тань во Франции) насчитывает 2613 камней, составляющих 13 рядов. Мнения об их назначении расходятся: для одних они связаны с культом солнца, для других — с культом мер­твых.

Дольмены'{дол — стол, мен — камень) — сооружения, со­ставленные из нескольких вертикальных камней, перекры­тых горизонтальным (использовались для погребения). Кромлех (кривой камень) — это целый архитектурный ансамбль, первая попытка архитектурной организации про­странства. Состоит из огромных камней, расположенных кругом или овалом вокруг центрального камня. Самым зна­менитым из подобных сооружений можно считать кромлех, находящийся возле г. Стоунхедж(Великобритания). Мнения о его назначении также разноречивы. По одной версии, он представляет храм, по другой — обсерваторию, а скорее всего — и то, и другое вместе. Камни, окружающие цент­ральную плиту, сгруппированы так, что в промежутках меж­ду ними в определенное время года видны определенные све­тила, а в день летнего солнцестояния солнце поднимается из-за камня Хеле на одной оси с центральной плитой в 70 м от нее. Появление мегалитов говорит о социальных переме­нах — об объединении родов в крупные сообщества под вла­стью одного вождя, которым по силам было построить такие

гигантские сооружения.

Что касается наскальной живописи эпохи позднего камен­ного века, то она полностью теряет свой реализм и превра­щается в геометрические символы. Это относится как к на­скальному, так и мобильному искусству. Образцы его найде­ны в Африке и на севере Европы.

Глава 2

КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА

Древний Восток — родина великих культур, выведших че­ловека из состояния первобытности. Однако выйдя из лона первобытного мифа, Восток не смог преодолеть мифологи­ческого отношения человека к миру, представлявшегося как магический космос, в котором человек является лишь малой частью. Тем не менее в культуре Востока уже намечаются первые пробуждения человеческого духа, первые попытки вырваться из замкнутого пространства, ограничивающего внутреннюю свободу человека.

Одна из наиболее заметных черт культуры азиатского ти­па — это блокирование человеческой субъектности. Отсю­да — настойчивая тенденция сохранить те ее элементы, ко­торые сдерживают развитие личности через традиционный

стиль воспитания (особенно через религию). Вся ее атрибу­тика (пантеон богов, культовые сооружения, обряды и цере­монии) направлена на то, чтобы атрофировать стремление к самостоятельности и чувство самодостаточности личности, внушить ей страх и сознание своей ничтожности. При этом добытые в процессе культурной эволюции знания становятся собственностью особых социальных группировок, связанных с наукой и религией, окутываются тайной и становятся ору­дием укрепления власти и внеличностных сил над умами и сердцами людей.

Путь человека к свободе духа проходит через Древний Во­сток, где начинается поиск нового бытия и осознание челове­ком своей замкнутости и внешней несвободы.

Историческая заслуга культуры азиатского типа — выяв­ление и развитие противоречий объектного и субъектного в человеке и его деятельности. Решенное бескомпромиссно в пользу диктата общественного, оно породило парадокс восточ­ной культуры: ее интровертность и погружение в глубины че­ловеческого духа. Эту функцию выполняли философско-ре­лигиозные учения Востока, исследовавшие дух и бытие. Эти­кет и церемонии обеспечивали регламентацию всех сторон жизни, подавляя личностное начало. В искусстве царил ка­нон, стабильность; социум и культура были взаимообуслов­лены.

Условием выживания социума было наличие мощного го­сударства, в основе которого лежит идеал абсолютного един­ства, отрицающий проявление индивидуальности и свободы человека (в этом и состоит суть всех восточных деспотий). Общество поглощено государством, а человек низведен до ад­министративной функции.

Благополучие человека определяется почти исключитель­но его государственным рангом. Даже министр оставался ра­бом правителя и всей системы. Восточная деспотия не мыс­лима без бюрократического аппарата, а ее единство — без олицетворения с фигурой правителя, обладающего абсолют­ной властью над жизнью и смертью своих подданных и выс­тупающего как высшая функция государства, как воплощение божественного величия, осуществляющего свою власть толь­ко в качестве мистического посредника между божественной природой и человеческой общиной. Оборотной стороной божественного достоинства восточ­ного правителя является пренебрежение его индивидуаль­ным бытием, если только он пытается заявить о себе как о самостоятельной личности. Чаще всего восточный прави­тель — это царь-жрец, осуществляющий свою власть толь­ко в качестве мистического посредника между общественной природой и человеческой общиной.

С первобытным синкретизмом было покончено, сферы куль­туры дифференцировались все более рельефно, и главенству­ющее место среди них, в соответствии с новыми культурны­ми задачами, заняла религия.

Верования, доминирующие на самых разных этапах станов­ления восточных культур, являются порождением мифологи­ческой формы сознания, результатом мифологического виде­ния мира. Жизнь общества зависит от стихийных сил и по­этому возникает стремление к породнению и одновременно к магической власти над обожествленной природой. Магия ста­новится государственным делом и ее высшие обряды может исполнять лишь верховный властитель.

Солнце в восточных культурах обычно было важнейшим знаком красоты, вызывало не только чувство восторга, но и ужаса, трепета, преклонения, так как символизировало и светлую, и темную стороны жизни. Семантика этого образа органично соединила в себе элементы различных культурных форм, философского, морально-этического, религиозного, собственно художественного начал. Именно на Востоке заро­дилась солярная (световая)религия.

Искусство Востока, оперирующее столь многозначными образами-символами, не стремилось к четкому выделению художественной сферы из всеобщего социокультурного кон­текста.

Древние боги Природы в культуре восточных государств выступали в облике первостроителей и покровителей, а сами государства мыслились как продолжение божественного по­рядка.

Человек мерил себя чисто природной меркой, поэтому боги в изображении древних египтян, индийцев, китайцев, шуме­ров — существа с человеческим телом и головами животных: их божественность изображалась через образы существ, на­селяющих божественную природу.

Любить таких богов было невозможно, их можно было толь­ко бояться и, демонстрируя собственное ничтожество, при­носить, кровавые жертвы. Соответственно храмы таким богам строились не по человеческим меркам,а с позиций ве­личия божества: колоссальных размеров, подавляющие чело­века и усиливающие чувство страха и бессилия перед внеличностными силами.

Однако для возведения гигантских сооружений необходи­мы были соответствующие знания, и в недpax восточных культур выделяется такая сфера культуры, единство система­тических знаний об объективных законах дествительности и деятельности по их добыванию. Но в условиях деспотии эта новая мощная сила была окутана магическими покровами и зачастую использовалась для укрепления власти.

Для всех локальных социокультурных образований восточ­ной культуры характерно стремление к сохранению жестких, веками выработанных норм, устойчивость социального по­рядка, сложившихся религиозных и моральных стандартов поведения.

При всем многообразии культур азиатского типа их объе­диняет рабовладельческий строй, деспотическая форма прав­ления, религиозный характер, азиатский епкоб производ­ства (первичность основанного на власти-собственности го­сударственного сектора и вторичность сектора частнособ­ственнического).

Первые цивилизации Востока зародились ра берегах вели­ких рек: государства Междуречья, Египет, Индия, Китай.

2.1. Культура Древнего Двуречья

Одна из древнейших мировых культур — культура Месо­потамии (междуречья рек Тигра и Евфрата) является вто­рым после Египта очагом древневосточной культуры, создав­шая огромные художественные ценности и по своей древнос­ти не уступавшая египетской. Однако, в отличиии от после­дней, культурная история Двуречья представляет co6oй колейдоскоп сменяющихся народов и царств, связанных лишь культурной преемственностью. Шумер, Акка;. Вавилон и Ас­сирия, расположенные в плодородной долине.Сиро-Финикия и Палестина на западе, на побережье Средиземного моря, Хеттское государство в горных районах, Древнее Закавказье в центральной части Малой Азии, Урарту на Армянском На­горье — эти древние цивилизации сыграли исключительную роль в многотысячелетнем процессе формирования мировой культуры.

Обращает на себя внимание разнородность народов и в этом контексте разнородность и многоликость культуры это­го региона. Шумеры, аккадцы, арамейцы, арабы, ассирийцы, хетты, персы, греки — вот далеко не полный перечень насе­ления Двуречья.

Равно как и народонаселение, история этой области между двумя реками была очень пестрой. Однако все возрастающее количество археологических находок позволяет расширить и уточнить наши знания об этой эпохе. В этой связи проблема хронологии становится одной из важных проблем ее истории и культуры.

Согласно современным хронологическим исследованиям, лишь с середины II тысячелетия до н. э. можно опереться на более точное датирование, а о хронологии периода до 2500 г. можно говорить лишь в очень приблизительных чертах.

• первая половина IV тысячелетия — культура Эриду.

• вторая половина IVтысячелетия — культура Эль-Обейда.

• 3000—2800 гг. до н. э. — культура Урука.

• 2600—2400 гг. до н. э. — досаргоновское время.

• 2350—2150 гг. до н. э. — аккадское время (династия Саргонов).

• 1950—1700 гг. до н. э. — период соперничества горо­дов-государств.

• 1850—1530 гг. до н. э. — период 1-й вавилонской дина­стии (Хаммурапи).

• 1380—1080 гг. до н. э. — среднеассирийское время.

• 1128—1105 гг. дон. э. — Вавилон (Навуходоносор I).

• 909 — 605 гг. до н. э. — новоассирийское время.

• 625—539 гг. до н. э. — нововавилонское время.

• 539 г. до н. э. — завоевание Вавилона персами.

Особенности мировоззрения

В письменных источниках мы находим свидетельства пос­ледних отголосков древнего первобытного общества, и на по­роге собственно исторической эпохи развитие производи­тельных сил уже. вело к постепенному его разложению, а за­тем к угасанию. Общество, о котором рассказывают письменные источники, это уже классовое общество со сложившейся социальной иерархией, типичной для культуры восточного типа.

  1. Название работы (7)

    Документ
    1. Бактерии, особенности строения, физиологии и размножения. Значение бактерий для человека. Способы сохранения продуктов питания от бактерий – реферат.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс представляет структурированное содержание курса культурологии. В нем дается краткое изложение лекций, программа практических занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов, а также методические материалы.
  3. Учебное пособие пенза ииц пгу 2012 содержание

    Учебное пособие
    Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование» очной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Морева. Педагогическая культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 – педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование», очной формы обучения.
  5. Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 года в часов на заседании Диссертационного совета Д. 210. 007. 02 по специальности 24.00.01 – «теория и история культуры» (философские науки и культурология) при Краснодарском государственном университете
  6. Структурно курс состоит из 8 разделов и 30 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет

    Документ
    Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния
  7. Методические указания (12)

    Методические указания
    Методические указания содержат авторскую программу курса с указанием основных дидактических единиц по каждой теме в соответствии с государственным стандартом высшей школы, вопросы для обсуждения, литературу, которая может быть использована
  8. Программа вступительного экзамена по специальности 24. 00. 01. Теория и история культуры

    Программа
     Значимость культуры в современный период чрезвычайно велика, гак как технический прогресс входит в завершающую стадию, Но параллельно с ним существуют образцы вопиющего невежества и агрессивности, (поэтому необходимость духовного
  9. Темы докладов и рефератов Диалектика как метод познания культуры

    Доклад
    Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического описа­ния сфер культуры к философскому пониманию ее как единства в многообра­зии.

Другие похожие документы..