Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

Менталитет первобытного человека

Особенностью менталитета первобытного человека явля­ется отсутствие барьера между духовным и физическим на­чалами. Через свои насущные жизненные потребности тело смыкает природу и общество. Первобытное общество — уже общество социальное, но все аспекты социальности связаны с телом. Освоение природы, социальное развитие, самопоз­нание — все проходит через телесные манипуляции. В свя­зи с этим большое значение приобретает мимика, жест, пан­томима, татуировка, ритуальное использование крови, спер­мы, экскрементов. Для первобытного человека весь мир — единое тело, а тело — мир в миниатюре, а части тела — это части мира, части природы. Первосущества древнейших ми­фов используют части своей плоти как строительный мате­риал окружающей природы. Разделение человеческого суще­ства используется в обрядах. Это происходит во времени, когда в трансе человек общается с умершими предками, и в пространстве, когда в магических обрядах используются слю-

на, волосы и т. д., чтобы посредством части овладеть целым. Обладая физиологическими качествами, тело одновременно носитель опыта, информации, и только, став трупом, оно унифицируется. Разница между живым и мертвым порожда­ет вопросы, что исчезло, а что осталось. Вот почему первым ритуалом, в центре которого находится человек, становятся похороны.

Для культуры доисторического периода характерно отсут­ствие представления о личности каждого отдельно взятого че­ловека, в ней нет ясного представления о его специфике как вида и отличии от животных. Целостность личности ощуща­ется не через мысль, а через тело, через действие. Постепен­но первобытный человек выделяет себя из природы и осозна­ет себя человеком, но понятие личности у него расплывчато. А^ожно говорить о первобытном синкретизме самоощущения у доисторического человека, слагающемся из триады «Я — коллектив — природа».

Зачатки религиозного сознания

В процессе гоминизации инстинктивные реакции на мир сменяются его осмысленным восприятием. Но у первобытно­го человека отсутствует целостное восприятие природы, явле­ния которой он может далеко не всегда объяснить. Он выбо­рочно воспринимает лишь те аспекты природы, с которыми связана его повседневная жизнь (гром, молния, огонь, вода, дождь, ветер, животные). Во многих ситуациях он не знает, как ему действовать, многое он не может объяснить. В связи с этим у древнего человека возникает потребность в средствах, которые бы подсказали ему выход, повысили бы степень на­дежности принимаемых им решений, упорядочили бы мен­тальный план его жизни, дав ему уверенность и спокойствие. Кроме того, ему нужно купировать экзистенциальный страх перед небытием, удовлетворить свою потребность в опеке. Средством нейтрализации негативных ощущений и удовлет­ворения потребностей в покровительстве выступает религи­озно-мифологическое миропонимание.

Первым религиозным обрядом первобытного общества стали похороны, поскольку вопросы жизни и смерти были самыми насущными. Судя по древним захоронениям, уже в древности сложились представления о существовании поту­стороннего мира, поскольку в них были обнаружены предметы обихода, утварь, украшения, оружие, необходимые для загробного существования. Внимание первобытных людей привлекает так же тайна истоков жизни. Отсюда культ пло­дородия, размножения, о котором мы можем судить по жен­ским фигуркам с подчеркнутыми гениталиями.

Поскольку жизнь родовой общины тесно связана с живот­ным и растительным миром, в сознании первобытного чело­века складываются тотемистические представления о проис­хождении рода от того или иного животного, растения или яв­ления природы, являющегося защитником и покровителем его представителей. Объект поклонения называется «тотем», а сама первичная форма религии тотемизмом. Тотемизм уси­ливает культ предков, восходящих к прародителю рода и наде­ленных сверхъестественными возможностями. В родовом об­ществе тотемистические обряды, система запретов — табу, инициация выполняют интегрирующую и социализирующую функции. Если тотемизм ориентирован на внутренние по­требности рода, то другая ранняя форма религиозных пред­ставлений первобытного человека, возникшая параллельно с тотемизмом, носит практически всеобщий характер — это анимизм.

Термин «анимизм» происходит от лат. «анима» — душа. Суть его в одухотворении природы, животных, растений, не­живых предметов, вера в духов, души предков и приписыва­ние им сверхъестественных способностей, возможностей при­носить пользу или, наоборот, навредить, что в свою очередь породило культовые обряды, жертвоприношения, ритуалы. Связующим звеном между тотемизмом и анимизмом является вера в души предков и возможность их заступничества за чле­нов рода в грозном мире духов природы. Наличие у первобыт­ного человека дуалистического мышления говорит о его спо­собности к созданию абстрактных понятий. Средством соеди­нения мира реального с миром абстрактным выступает магия. Магия представляет собой первую попытку человека подчи­нить себе мир, обуздать потусторонние силы. Магия — это комплекс ритуальных обрядов, функцией которых является воздействие на сверхъестественные силы для получения ма­териальных результатов. Иначе говоря, магия осуществляет связь с потусторонним миром с целью власти над ним, а ее ин­струмент — колдуны, шаманы и их ритуалы. Благодаря ог­ромной силе эмоционального воздействия магические ритуа-

лы привели к становлению магического мышления, которое приписывает ритуальным действиям и предметам магичес­кую силу, способную влиять на ход действий и их конечный результат. Так возникает фетишизм. Фетишизм, как след­ствие, порождает фетишей или идолов, добрых и злых, талис­маны, амулеты, обереги. В них воплощены сверхъестествен­ные силы мира духов, предков и тотемов.

Подводя итог вышеизложенному, можно заключить, что то­темизм, анимизм, объединяющая их магия, овеществленная в фетишах, представляют собой комплекс ранних религиоз­ных верований первобытного человека в существование двух миров и свидетельствуют о попытках человека привести их в соответствие и управлять ими.

Формирование мифологического сознания

Мироощущение и верования побуждают доисторического человека к осмыслению и систематизации своих знаний о мире, находящих свое воплощение в мифе. Так возникает пер­вобытная мифология. Мифологию можно расценивать как универсальную форму духовной жизни первобытных людей. В ней синкретично слиты культурные функции, которые в более развитых обществах разделят многочисленные ветви культурного древа человечества. По мнению И. М.Дьяконова (Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990), миф — это эмоционально-образная модель мира. В нем закреплены ве­рования, морально-этические нормы мифологического созна­ния, в котором реальная действительность и образ тожде­ственны.

Первобытному человеку, еще не сформировавшемуся как личность, свойственно коллективное сознание, он чувствует себя лишь частью первобытной общины, и это восприятие он переносит на окружающий мир, который видится ему универ­сальной родовой общиной, целостно. Эти представления по­лучили форму обобщений или архетипов. Мифы выражают целые пласты исторического сознания человечества. Суще­ствуют тысячи мифов разных народов, но наиболее консер­вативными и архитипичными из них остаются космогоничес­кие мифы, относящиеся к мистериям жизни и смерти. Каж­дый их образ вечен, но в то же время подлежит обновлению. Мифы служили источником и средством и средством переда­чи традиций и навыков. До появления письменности они запечатлялись графическими изображениями наскальной жи­вописи в картинах и символах. Итак, мифологию можно рас­ценивать как коллективное сознание родового сообщества. Основными типами мифов являются: зооморфный (о живот­ных), хтонический (о возникновении Земли), антропоморф­ный (о людях), исторический, абстрактно-логический. Суще­ствуют антропогонические мифы о превращении животных в людей (имеются в виду тотемные животные). В мировой ми­фологии первопредки обычно имеют зооантропоморфное на­чало. Культурные герои мифов, как правило, добывают или создают для людей различные блага и ценности духовного и физического плана. Говоря об архетипах, их можно также на­звать первообразами универсальных мотивов и сюжетов. В первобытной мифологии представляет интерес и категория времени. Для исторического мышления характерна дихото­мия: существует «первовремя», т. е. время мифа, и цикличес­кое время, т.е. календарное. Воспроизведение мифа закрепи­лось в отправлении культа. Синкретизм первобытной культуры

Синкретизм первобытной культуры проявился в том, что искусство, религия, игры — все это было соединено воедино. Обряд, ритуал, танец, песня были неразрывны, не было так­же исполнителей и пассивных зрителей. Все были участни­ками ритуальных действий, творцами и потребителями куль­туры одновременно.

Синкретизм первобытной культуры может быть проиллю­стрирован предствленной ниже схемой.

Постепенно из этой синкретической культуры выделяется как самостоятельная ее ветвь искусство. Первобытное искусство и архитектура

Первобытное искусство зарождается в эпоху верхнего палеолита, когда физическое и умственное развитие челове­ка достигает должного уровня, когда достаточно ловкие руки и развитой мозг, способность к абстрактно-логическому мыш­лению для воссоздания предметов искусства, а также определенное техническое развитие, обеспечивающее некоторую устойчивость общества и как следствие — досуг, наличие услуг одновременно. В современной науке существуют различны теории происхождения искусства.

СИСТЕМА ПОКЛОНЕНИЯ

-силам природы;

-животным;

-предкам;

-старейшинам;

-вещам

-тотемизм;

-анимизм;

-магия;

-фетишизм

-ритуал

СИСТЕМА ТАБУ

запрет: канибализма;

на брак внутри рода;

убийство тотемного животного;

неприкосновенность отца, жреца

ритуальный танец;

действо;

пластика;

наскальный рисунок;

орнамент;

архитектура

• Искусство — игра, в которой человек расходует накоп­ленную энергию (Шиллер, Хейзинга).

• Искусство — отражение инстинкта имитации.

• Искусство — отражение инстинкта украшения.

• Искусство возникает как средство коммуникации.

• Искусство возникает для магических целей (Рейнан).

• Помимо этого существуют трудовая (Бюхер), биологичес­кая (Дарвин), психоаналитическая (Фрейд) теории воз­никновения искусства. Особого внимания заслуживает не имеющая аналогов современная теория происхожде­ния искусства А. Д. Столяра, согласно которой искусство возникло в результате длинного, в 200 — 300 тыс. лет пути развития символического мышления от натуральной формы к рисунку. Выводы ученого опираются на археоло­гические раскопки.

Вероятнее всего, причины возникновения искусства опре­делены всеми вышеуказанными факторами и, следовательно, в любой приведенной теории есть доля истины. 2*

Характерной чертой первобытного искусства является од­нородность его форм независимо от местонахождения и жан­ров, или видов. Наскальные росписи и фигуры, палеолити­ческие «Венеры», керамика, пещерные изображения и гра­вированные или расписанные каменные пластинки и галька обнаруживают сходство в деталях, технике изготовления, в тематике и манере изображения. И все же каждая эпоха ка­менного века накладывает отпечаток на искусство своего вре­мени и сообщает ему отличительные признаки, согласно ко­торым принята следующая периодизация первобытного ис­кусства: искусство верхнего палеолита, искусство мезолита, искусство неолита.

Искусство эпохи верхнего палеолита. Его памятники были открыты на юго-западе Франции, севере Испании, в Австрии и на севере Африки. Существуют два его жанра: мо­бильное и наскальное искусство.

Мобильное искусство — это небольшие, легко перемеща­емые предметы, имеющие художественную ценность: стату­этки, каменные плитки, ручные трости, гальки с гравирован­ными или живописными изображениями. Оно может быть двух типов.

Антропоморфное, изображающее человека в эпоху палео­лита, главным образом женщин, мужские образы почти не встречаются. Широко известны так называемые Венеры, сре­ди которых наиболее знаменита статуэтка из австрийской де­ревни Виллендорф. Она воспроизводит женскую фигуру в стилизованной малореалистичной манере, лицо не прорабо­тано, все внимание обращено на грудь, бедра, живот, неправ­доподобно увеличенные в размерах. Это объясняется возмож­ным культовым назначением статуэток, символизирующих изобилие и плодородие.

Зооморфный тип, изображающий животных, напротив, от­личается большим реализмом. Для изготовления мобильных произведений искусства использовались обожженная глина, камень, кость, бивни, голыши. Древние образцы наскально­го искусства довольно примитивны. Это либо отпечатки рук (негативные и позитивные), либо так называемые «макаро­ны» — серий параллельных волнистых и прямых линий, про­веденных пальцами по сырой глине (30 000 г. до н. э.).

Наскальное искусство. К. нему относят все виды изобра­жений на открытых скальных поверхностях и в пещерах. Это

живопись, петроглифы (процарапанные рисунки), рельефы. В целом этот вид первобытного искусства характеризуется постоянством тем (анималистических), художественностью языка и манеры изображения, отличающихся подчеркнутым стремлением к правдивому отображению окружающего мира. Несмотря на реализм, значение наскального искусства сим­волично, так как оно используется в магических обрядах и культах. Вероятно, именно магические цели обеспечили воз­можно большее жизнеподобие, столь необходимое в обряде «оживления» тотема или будущей добычи. Шедевры наскаль­ного искусства эпохи палеолита находятся в испанской пещере Альтамира и во французских пещерах Ле труа фрер и Ласко.

Пещера Альтамира: размеры основной «картинной гале­реи» составляют 18 х 9 м2. У пещеры низкий потолок, неров­ности поверхности использованы для увеличения объемно­сти изображения. Живопись характеризуется отсутствием композиции. Изображения разрознены. Среди них много зуб­ров, стоящих, лежащих. Одно из них передает ярость, так называемый ревущий зубр, спина выгнута дугой, шерсть ды­бом, глаза выпучены, рот разинут. Имеется изображение ра­неного зубра. Самый большой рисунок — лань — длиной 2 м 25 см. Общее впечатление от альтамирских животных — это величие и покой. Полной противоположностью им являются звери из пещеры Ласко. На ее сводах и потолке изображен бег животных. В полукруглой галерее изображены четыре гигантских быка, около 4 м каждый, написанные лишь чер­ным контуром. Вход охраняет то ли человек в маске, то ли фантастический зверь. Туловище носорога, голова антилопы, во лбу рога, на его боку — круги, которых в природе не суще­ствует ни у одного животного.

В пещере Ле-труа-фрер комплекс рисунков увенчан изоб­ражением «владыки зверей», быть может, шамана: оленьи рога, глаза совы, лошадиный хвост, волчьи уши, передние лапы медведя, человеческие ноги и гениталии.

  1. Название работы (7)

    Документ
    1. Бактерии, особенности строения, физиологии и размножения. Значение бактерий для человека. Способы сохранения продуктов питания от бактерий – реферат.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс представляет структурированное содержание курса культурологии. В нем дается краткое изложение лекций, программа практических занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов, а также методические материалы.
  3. Учебное пособие пенза ииц пгу 2012 содержание

    Учебное пособие
    Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование» очной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Морева. Педагогическая культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 – педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование», очной формы обучения.
  5. Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 года в часов на заседании Диссертационного совета Д. 210. 007. 02 по специальности 24.00.01 – «теория и история культуры» (философские науки и культурология) при Краснодарском государственном университете
  6. Структурно курс состоит из 8 разделов и 30 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет

    Документ
    Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния
  7. Методические указания (12)

    Методические указания
    Методические указания содержат авторскую программу курса с указанием основных дидактических единиц по каждой теме в соответствии с государственным стандартом высшей школы, вопросы для обсуждения, литературу, которая может быть использована
  8. Программа вступительного экзамена по специальности 24. 00. 01. Теория и история культуры

    Программа
     Значимость культуры в современный период чрезвычайно велика, гак как технический прогресс входит в завершающую стадию, Но параллельно с ним существуют образцы вопиющего невежества и агрессивности, (поэтому необходимость духовного
  9. Темы докладов и рефератов Диалектика как метод познания культуры

    Доклад
    Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического описа­ния сфер культуры к философскому пониманию ее как единства в многообра­зии.

Другие похожие документы..