Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

Раздел 2 ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 1

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Говоря об антропогенезе, следует различать два подхода к проблеме:

• первый из них — креоционизм — представляет собой антропогеническую установку мифологического и религиозно­го сознаний. Проявлением такого сознания можно считать учение о божественном сотворении мира и человека, зафик­сированном Библией (Бог — творец, создавший Землю и пер­вых людей Адама и Еву). Примером мифологического вариан­та происхождения человека является версия римского поэта и философа Лукреция Кара, по которой из земли выросли мат­ки, родившие первых людей, и современная мифологическая теория панспермии, полагающая причиной возникновения че­ловека заселение Земли «посевом» из Космоса;

• второй — эволюционизм — основан на принципе ес­тественнонаучного понимания антропогенеза. Это прежде всего симиальная теория Ч. Дарвина о происхождении чело­века от обезьяноподобного предка, изложенная в книге «Про­исхождение человека и половой отбор». Несмотря на то, что некоторые положения теории Дарвина устарели, основы дар­виновского учения об эволюции (изменчивость, наследствен­ность, естественный отбор) сохраняют свое значение и раз­виваются современным эволюционным учением.

Современная антропология опирается на палеобиологичес­кое обоснование природы человека как «еще одного неповто­римого вида». Это утверждение подкрепляется сенсационны­ми новейшими открытиями в области палеоантропологии, изучающей физические типы ископаемых людей, которые ста­ли возможны лишь в эпоху НТР с применением новейших ме­тодов исследования и оборудования. Согласно «алчным инотезам об исходной экологической нише антропогенеза, чело­вечество возникло благодаря исключительному стечению об­стоятельств в одном очаге, а затем, много позже, пройдя ог­ромный путь, под воздействием новых природных условий в местах расселения приобрело расовые отличия. Этой эколо­гической колыбелью человечества стал Великий Африканс­кий рифт — грандиозный разлом земной коры в северо-вос­точной Африке. Здесь вследствие естественной радиоактив­ности у предков нынешних обезьян появились мутанты (мень­шая физическая сила, отсутствие мощных клыков, больший объем черепа). Это и были наши предки, которые нашли за­мену тому, что отобрала радиация. Они стали изготовлять и использовать каменные орудия освободившимися при прямохождении руками и в результате активной взаимопомощи со­здали зародыши общественных связей. Много позже, после мирового катаклизма (Великое оледенение) обнажившееся дно Мирового океана создало сухопутные «мостики», по кото­рым первобытный человек перешел на другие континенты.

Современная антропология считает первым представите­лем человеческого рода австралопитеков — южных обезьян, появившихся в Африке 3,5— 1,8 млн лет назад, их называют Гомо хабилис (человек умелый) за умение использовать пер­вые каменные орудия. Они были невысокими (1,5 м), с не­развитым мозгом (500 см3) и передвигались на двух ногах.

Около 1 млн лет назад их сменили питекантропы, обитав­шие в Африке, Европе и Азии. Они были более развитыми, чем их предшественники, пользовались примитивными орудиями труда и были знакомы с огнем. Их рост составлял 170 см, объем черепа — 1000 см3, а осанка была более прямой, в свя­зи с чем питекантропов называют Гомо эректус (человек вып­рямленный). В эпоху существования питекантропов начался ледниковый период, но развитие трудовых навыков, способ­ность мыслить и планировать свою деятельность позволили им выжить и приспособиться к жизни в разных климатичес­ких условиях. Останки неандертальцев были впервые обнару­жены в Германии, в долине Неандерталь — отсюда назва­ние — неандерталец. Неандертальцы населяли Европу, Азию и Африку в период 200—35 тыс. лет до н. э. Появление этой особи было обусловлено воздействием окружающей природы и усложнением деятельности наших предков. Несмотря на не­большой рост, по умственному развитию они почти приблизились к современному человеку. При росте 155 см объем их черепа составлял 1450 см3. До сих пор науке не совсем ясно, как произошла смена неандертальца «человеком современ­ного типа». Люди, вытеснившие неандертальцев, стали на­зываться кроманьонцами (от названия холма Кроманьон во Франции, где впервые были обнаружены их останки). Они появились 40—30 тыс. лет назад и имели внешний вид, при­ближенный к современному человеку. У них сформировался подбородочный выступ, лоб стал более высоким, а руки ме­нее мощными. Их рост (185 см) и объем черепа (1500 см3) соответствуют параметрам современного человека. Латинс­кое название кроманьонца — Гомо сапиенс, т.е. человек дваж­ды разумный.

По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три века — каменный, бронзо­вый и железный. Наиболее протяженным был каменный век. Он начался около 2^млн лет назад, а закончился за три ты­сячи лет до нашей эры. Бронзовый век длился более 2,5 тыс. лет. Приблизительно в середине II тысячелетия до н. э. на­ступил железный век, в котором мы живем и поныне. Это де­ление условно, ибо в различных регионах мира смена веков наступала в разное время. В свою очередь, каменный век де­лится на три эпохи, из которых самая ранняя эпоха (палео­лит) имеет три периода.

Хронология каменного века

Название

Года

Тип человека

Палеолит

нижний

1 млн. лет до н .э —100 лет до н.э

Питекантроп

средний

100 лет до н.э — 40 тыс. лет до н.э.

Неандерталец

верхний

40 тыс. лет до н.э. — 8 тыс. лет до н.э

Кроманьонец

Мезолит

8 тыс. лет до из — 5 тыс. лет до н.э.

Неолит

5 тыс. лет до н.э. — 2 тыс. лет до н.э

Материальная культура каменного века

Эпоха нижнего палеолита. В эпоху нижнего палеолита благоприятные климатические условия обеспечивают человеку довольно беззаботную жизнь. Живущий в основном за счет собирательства, он постепенно вводит различные орудия тру­да, среди которых главным является каменный топор. Такой труд человек в состоянии выполнить в одиночку, поэтому он социально неорганизован. Процесс окультуривания только зарождается.

Эпоха среднего палеолита. В среднем палеолите неандер­тальцы усовершенствовали орудия, изобретенные питекант­ропами. Археологи нашли широкий ассортимент орудий это­го периода: острия, резцы, проколки, метательные камни, ко­стяные иглы, причем, в разных местах земного шара типы орудий различны. Неандертальцы научились шить одежду из шкур и строить простейшие жилища. Следует особо отме­тить, что в эпоху среднего палеолита появляются первые спе­циальным образом оформленные погребения, что свидетель­ствует о попытках древнего человека осмыслить проблему бытия и небытия.

Эпоха верхнего палеолита. Верхний палеолит сыграл ре­шающую роль в процессе эволюции человека. Наступает лед­никовый период и происходит заселение континентов. Ус­ложнение материальных проблем подталкивает развитие со­циальных процессов. Забота о жилище, одежде, пище способ­ствует формированию родов, племен с четким разделением труда и присвоения его результатов. Формируется понятие ответственности, а с ним и властные структуры. Достигает высочайшего уровня техника изготовления каменных орудий, с применением пластин правильной формы, отделенных от призматической заготовки. В это время складываются фор­мы вещей, которые позже стали изготовлять из металла (на­конечников копий, кинжалов, ножей). Самым распространен­ным материалом был кремний. Широко применялись костя­ные шилья и иглы. Тогда же появился лук. В настоящее вре­мя известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий верхнего палеолита. Увеличивается степень свободы передвижения человека, научившегося строить прочные на­земные жилища на стоянках, по берегам рек и не привязан­ного к пещере, как это было прежде. Археологам удалось ре­конструировать постройки верхнего палеолита. Они пред­ставляли собой полуземлянки, наземная часть которых стро­илась из костей мамонта, дерева, шкур. Основным способом обеспечения пищи были охота, собирательство, а позднее рыболовство. Люди научились готовить пищу на огне, но не уме­ли добывать его и вынуждены были следить за тем, чтобы он не погас.

Эпоха мезолита. Мезолит стал периодом значительного вымирания человечества из-за сокращения поголовья живот­ных — объектов охоты. Для удачной охоты теперь необходи­мы новые орудия, ритуалы, больше сноровки. Появляются различные рыболовные снасти, находят широкое применение лук и стрелы. Большую роль в рационе играет рыбная ловля. Человек приручает первых животных: собаку и корову. Коро­ва, а затем дикие козы и овцы постепенно одомашниваются. Теперь мясо и шкуры добываются не только на охоте, кроме того, начинают использоваться молоко и шерсть животных. Занимаясь собирательством, люди среднего каменного века обратили внимание на высокие питательные качества диких злаков, научились молоть из них муку и выпекать лепешки. Поняв, что можно не искать дикие злаки, а высевать их возле своих жилищ, в удобных местах, человек эпохи мезолита ста­новится земледельцем и начинает обрабатывать свои посе­вы. Таким образом, мезолит можно считать началом земле­делия и скотоводства. Все это помогает людям чувствовать себя более уверенными и не столь зависимыми от сил приро­ды, глубже осмысливать себя и окружающий мир.

Когда новые формы жизни, начавшие складываться в эпо­ху мезолита, — земледелие и скотоводство — распространя­ются на обширные территории Земли, наступает неолит (8— 5 тыс. лет до н. э.).

Эпоха неолита. Переход к земледелию и скотоводству на­зывают неолитической революцией. И хотя этот процесс за­нял тысячелетия, для того времени такие темпы не были мед­ленными. Первым регионом, где люди перешли к оседлому образу жизни, стал Ближний Восток (8—7 тыс. до н. э.). В VI тысячелетии до н. э. земледелие пришло в Юго-Восточную Азию, в V тыс. до н.э. — в Египет, в VI—V тыс. до н. э. — в Европу. Оседлость и обеспеченность пищей способствовали зарождению ремесел и совершенствованию материальной культуры. Изобретаются различные способы добычи огня, строятся дома, появляются печи для обогрева и выпечки хле­ба, первая мебель (столы и стулья), глиняная огнеупорная посуда. Люди учатся мастерить лодки и плоты. Расширяется ассортимент охотничьего оружия и рыболовных снастей. Вещи

становятся функциональней и красивее. Зарождаются зна­ния по фармакопее. Человек использует целебные и ядови­тые свойства растений. Эволюционирует социальное устрой­ство первобытного общества.

Главной характеристикой материальной культуры неолита можно считать переход от присваивающего хозяйства к про­изводящему.

Экономика и социальная организация первобытного общества

Первобытное общество характеризуется низким уровнем производительных сил, общинным типом собственности, уравнительным распределением продукции. Технология де­ятельности осуществляется в коллективе, основанном на кровно-семейных связях. Присваивающий характер эконо­мики является типовым. Однако зарождаются производящая экономика, планирование хозяйства и простейшие формы материального обмена. Скотоводство и земледелие требова­ли внимательного наблюдения за течением времени, сменой сезонов, планирования на год вперед сельскохозяйственных работ и расчета запасов до нового урожая. Вариантность природных условий порождала вариантность форм хозяй­ствования и способствовала обмену устной и вещественной информацией, сырьем, продукцией; появились эквивалент­ные единицы обмена (янтарь, обсидиан — вулканическое стекло). Новшества и достижения материальной и духовной культуры различных племен также стали объектом обмена.

В своей социальной эволюции первобытное общество раз­вивалось от первобытного стада к родоплеменному строю, что в итоге привело к следующей организации социально-обще­ственных связей: семья — род — тотемная группа — общи­на — племя. В них тесно переплетены эмоциональные, ре­лигиозные, экономические мотивы связей. Социальная груп­па, объединенная общим трудом, составляла общину. В зави­симости от вида деятельности численность общин колебалась от двух—трех десятков человек у охотников до двух—трех сотен — у земледельцев. В общинах трудились все, кроме маленьких детей и стариков, продукты труда распределялись поровну. Руководили общиной старейшины, обладавшие осо­быми знаниями, включая магию, жизненным опытом, авто­ритетом. Должность старейшин была выборной. До после днего времени ученые считали, что вплоть до медно-бронзо-вого века на вершине социальной лестницы стояли женщи­ны, то есть существовал матриархат, а затем властные струк­туры стали прерогативой мужчин. Согласно новейшим науч­ным данным, в первобытном обществе не было матриархата и патриархата в чистом виде, но существовало разделение со­циальных функций. Предпочтительное изображение женщин в искусстве каменного века (Палеолитические Венеры) обус­ловлено, скорее всего, причинами сакрального характера, связанными с космогоническими и антропогеническими ми­фами, а также таинством рождения.

Внутриродовые отношения регулировались системой зап­ретов и табуирования, в частности, экзогамией, т. е. запре­том на половые контакты внутри рода, препятствующие его вырождению. Заботясь о здоровом потомстве, первобытные люди придавали большое значение суровым обрядам иници­ации, через которые проходили достигшие совершеннолетия юноши и девушки. Эти обряды способствовали одновременно естественному отбору и социализации молодого поколения. Межродовые отношения регулировались принципом тали-она(око за око). Важная роль в становлении социальной и ду­ховной культуры принадлежала религиозным верованиям.

  1. Название работы (7)

    Документ
    1. Бактерии, особенности строения, физиологии и размножения. Значение бактерий для человека. Способы сохранения продуктов питания от бактерий – реферат.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс представляет структурированное содержание курса культурологии. В нем дается краткое изложение лекций, программа практических занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов, а также методические материалы.
  3. Учебное пособие пенза ииц пгу 2012 содержание

    Учебное пособие
    Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование» очной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Морева. Педагогическая культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 – педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование», очной формы обучения.
  5. Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 года в часов на заседании Диссертационного совета Д. 210. 007. 02 по специальности 24.00.01 – «теория и история культуры» (философские науки и культурология) при Краснодарском государственном университете
  6. Структурно курс состоит из 8 разделов и 30 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет

    Документ
    Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния
  7. Методические указания (12)

    Методические указания
    Методические указания содержат авторскую программу курса с указанием основных дидактических единиц по каждой теме в соответствии с государственным стандартом высшей школы, вопросы для обсуждения, литературу, которая может быть использована
  8. Программа вступительного экзамена по специальности 24. 00. 01. Теория и история культуры

    Программа
     Значимость культуры в современный период чрезвычайно велика, гак как технический прогресс входит в завершающую стадию, Но параллельно с ним существуют образцы вопиющего невежества и агрессивности, (поэтому необходимость духовного
  9. Темы докладов и рефератов Диалектика как метод познания культуры

    Доклад
    Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического описа­ния сфер культуры к философскому пониманию ее как единства в многообра­зии.

Другие похожие документы..