Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

Историческая типология культуры

Говоря об исторической типологии культуры, будем иметь в виду ее специфику и своеобразие. Впервые представление о различных и самостоятельных «культурно-исторических ти­пах» было предложено Н. Я. Данилевским в XIX в. Но более строгое представление о типологических особенностях куль­туры сформировалось в XX в. В основе широко распростра­ненной типологизации культуры лежат представления об ее поступательном, прогрессивном развитии. Во второй полови­не XIX в. в исторической науке, этнографии, археологии ут­вердилась «линейная» схема в понимании исторического раз­вития культуры. Наиболее распространенная схема такой пе­риодизации заключена в формуле: древние культуры (антич-

ные культуры) — средние века — новое (новейшее) время. Развитие культуры в рамках эволюционистских социологичес­ких теорий укладывалось в схему:

ПЕРИОД

РОДОВОГО И

ПЕРИОД

ПЕРИОД

ОБЩИННОГО

ФЕОДАЛИЗМА

КАПИТАЛИЗМА

СТРОЯ

В современных теориях «модернизации» основная грань в историческом развитии культуры устанавливается между об­ществами «традиционного» (доиндустриального)типа и «со­временными» обществами, в существовании которых основ­ная роль отводится научно-техническому прогрессу, свобод­ному рыночному предпринимательству, конституционно-пар­ламентским учреждениям и личной свободе в духовной сфе­ре. Существуют различные теории «локальных» цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). В них основное внимание уделяется культуре как основе общественно-исторического существования и развития. Постулируется самостоятельное, органическое существование отдельных «замкнутых» куль­тур. Культурный мир последних тысячелетий в этом контек­сте рассматривается как «россыпь» локальных цивилиза­ций, практически не связанных между собой и зачастую «не­проницаемых» друг для друга. Шпенглер насчитывал восемь таких культур. Тойнби — до двадцати одной. «Локалисты» резко критиковали традиционную для Европы схему «древ­ность — средневековье — новое время», отвергали противо­поставление по географическому признаку: «Восток — За­пад» или «Север — Юг», считали необходимым преодоление европоцентризма в понимании культурно-исторического раз­вития человечества.

Интересная концепция предложена Карлом Ясперсом. Он представляет мировую культуру в целостности и при наличии своеобразия разных народов на разных этапах исторического развития. К. Ясперс не отвергал идею европоцентризма и те­ории локальных цивилизаций. Он воспринимал то, что обра­зует истоки и цель истории и выделил в ней некую «ось», от­носительно которой проследил развитие культуры Китая, Индни. Древнем Греции, Ближнего Востока. «Осевое время» культуры — это своего рода «центр» истории (между VIII и II вв. до н.э.) До этого времени развитие человека, общества и культуры идет локальным образом. После него открывает­ся возможность универсального, единого развития человече­ства.

У истоков современных исторически-типологических пред­ставлений о культуре стоит Макс Вебер. Это касается и его собственного вклада в построение исторической типологии цивилизаций (Китай, Индия, Ближний Восток, Западная Ев­ропа), и влияния, которое он оказал на развитие социологии, истории, культурологии. В его концепции «идеальныхтипов» были предложены типы культуры, представляющие собой не­кое упрощение, образ-схему, а не конкретную социокультур­ную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Такая типизация позволяла упо­рядочивать эмпирический материал, представленный для ис­следования. М. Вебер различает три «чистых» типа господ­ства:

•обусловленное рациональными интересами подчиняю­щихся и господствующих;

•основанное на традициях;

•связанное с эмоциональным восприятием власти. Рациональному типу господства соответствует правовой

тип государства, который подчиняется закону, а не авторите­ту. Традиционный тип господства связан с признанием свято­сти существующих обычаев и традиций, ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит господин, распоряжающийся своими подданными.

Третий тип господства — «харизматический» («хариз­ма» — «дар», определенные качества личности, вдохновля­ющие и увлекающие людей за собой). Харизмой обладали Иисус Христос, Будда, Мухаммед, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Петр Великий, Наполеон, Тамерлан, А. Лин­кольн, В. Ленин.

Идеальный тип — это теоретическая конструкция, полу­ченная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах.

К последователям теории М. Вебера принадлежат Л. Ва­сильев, К. Петров. Общим в предложенных ими концептуаль-

пых представлениях по вопросу об исторической типологии культуры является использование антитезы «Восток — За­пад». Авторы наполнили это противопоставление новым со­держанием, подчеркнули специфику западной социокультур­ной традиции, как бы ее «выпадение» из общей цивилизаци-онной «нормы». Под такой нормой понимали культуру Древ­него Востока. Причем отмечается прочное объединение куль­туры Ближнего Востока, Индии, Китая, но лишь при сопос­тавлении их с Западом. При отсутствии такого сопоставления отмечаются локальный характер развития этих культур и су­щественные различия между ними.

Существует дифференциация культуры по религиозному признаку. При этом сталкиваются две противоположные точ­ки зрения. Первая — теологическая,или религиозная, исхо­дя из которой религию следует считать основой культуры. Вторая — атеистическая, основанная на взглядах французс­ких просветителей, и утверждающая, что религия противо­стоит культуре. Тем не менее последние работы культуроло­гов доказывают, что религия и культура находятся в неразрыв­ном единстве.

Рассмотрим различные типы культуры, основанные по это­му признаку.

Конфуцианско-даосистский тип культуры. Это культура китайского этноса, в основе которой лежат социальная этика и властная иерархия. На первый план выдвигаются эталоны высшей добродетели и подражание ему. Религия представле­на как канонизированная этика, и проблемы таинства бытия, вопросы жизни и смерти почти исключены из китайской куль­турной традиции. В этом — главная отличительная черта тра­диционной культуры Китая, имеющей два начала — даосизм и конфуцианство.

Индо-буддийский тип культуры. Главной отличительной чертой этого типа культуры является слияние религии и фило­софии. Главными в учении Будды (основатель буддизма) явля­ются нравственные нормы поведения человека. Через нрав­ственность, размышление и созерцание человек может достичь истины, прийти к своему совершенству. Для индо-буддийской культуры характерны культ Будды, монашество, аскетизм, от­решенность от мира, индивидуализм, метафизичность пред­ставлений о мире.

Исламский тип культуры. Относительно молодой тип куль­туры, главной отличительной чертой которого является стро­гий монотеизм — вера в единого бога — Аллаха. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Особенностью является и стремление подчинить религиозным законам (шариату) все сферы правоверных. Вера в бога, исполнение норм религии, пятикратная молитва гаран­тируют вечную жизнь в раю. При этом ислам призывает к по­корности земным властям. В центре арабо-исламской и тюр-ко-исламской культур находится Коран — священная книга с текстом обращений Аллаха к правоверным. В Коране сосредо­точено мировоззренческое ядро исламской культуры. Ведущее место в культуре ислама занимает исламская картина мира, до­полненная космогоническими представлениями.

Христианский тип культуры. В основании культуры этого типа лежит христианство — одна из мировых религий. Ос­новные идеи христианства — религии Иисуса Христа: иску­пительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного.

Христианство имеет три направления: католицизм, право­славие и протестантизм. Сегодня оно представлено и много­численными сектами и культами — мормоны (Церковь Иису­са Христа Святых Последних Дней), баптисты, пятидесятни­ки, адвентисты, Свидетели Иеговы и т. п.

Земная жизнь Иисуса Христа изложена в Евангелиях (от Иоанна, от Луки, от Марка, от Матфея). Евангелие — со­ставная часть главного памятника христианской литерату­ры — Библии.

Основанная Библией христианская картина мира лежит в основе христианского вероучения. Идея спасения — одна из главных тем христианской гуманистической литературы.

Подводя итог краткому исследованию истории типологи-зации культуры, выработанных за последние столетия, мож­но сделать вывод о бесконечности процесса исследований в этом направлении и разнообразии взглядов на процесс раз­вития мировой культуры.

Основополагающие институты культуры

Развитие культуры сопровождается возникновением и ста­новлением систем ценностей. С момента своего возникнове-

ния системы ценностей были включены в контекст культуры, но со временем стали относительно самостоятельными струк­турами. К таким можно отнести мифологию, религию, искус­ство и науку.

Миф — самая древняя система ценностей, одна из форм духовной культуры. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое пород-нение человека с силами непосредственного бытия. В совре­менной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы не востребованы обществом, несмотря на представ­ления, что культура движетсяот мифа к логосу, от условности к знанию. Развитие науки часто обесценивает миф. Однако это не значит, что миф себя уже исчерпал, напротив, в совре­менной культуре он создает средства и способы символичес­кого мышления, возможность интерпретации ценностей со­временной культуры через идею «героического», что недо­ступно науке. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлени­ям, поэтому становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, способствующая упорядочиванию его деятельности. Миф позволяет заострить тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее и, следовательно, подчерк­нуть, отчего в XX в. мифологизация часто используется как усилитель.

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской и религиозной культур часто не гармонич­ны и даже противоречат друг другу, например, в понимании смысла жизни, миропонимании и т. п. Главное в любой рели­гии — вера в Бога, или богов, в сверхъестественное, в чудо, словом, во все то, что непостижимо обычным разумом, раци­ональным путем. Ценности религии принимаются сообще­ством единоверцев, поэтому религия действует прежде всего через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей и сущнос­ти человека. Религиозные ценности обретают святость и бе­зусловность, от земных и обыденных до божественных и не­бесных. От человека требуется постоянное нравственное со­вершенство, соответствие тому назначению, которое опреде­ляется религиозными установками. Религия, как институт культуры, безусловно, изменяет ее, но и культура модифици­рует становление религии. Общая тенденция проявляется в том, что эти процессы протекают одновременно, создавая поле особого напряжения, в котором человеку предоставляет­ся постоянное право выбора своего пути. Искусство существовало и действовало параллельно с ми­фом и религией, продуцируя свои ценности за счет художе­ственной деятельности и художественного освоения действи­тельности. Задача искусства сводится к познанию эстетичес­кого, к творческой художественной интерпретации явлений окружающего мира. Познавательная и оценочная деятель­ность в художественном мышлении не разделены между со­бой. Образными средствами создается вторичная реальность, обогащенная духовно через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире. Искусство рефлектирует мир, воспроизводит его в трех изме­рениях: прошлом, настоящем и будущем. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые со­здает искусство, но общим для всех типов ценностей является их постоянная обращенность к человеку, его внутреннему «Я». Роль искусства в развитии культуры противоречива из-за его неоднозначности: конструктивности и деконструктив-ности, стремления к возвышающим идеалам и отражения са­мых низменных пороков. В целом же искусство, благодаря субъективации способно поддерживать открытость системы ценностей, дает возможность поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном итоге воспитывает духовную неза­висимость человека, его свободу духа.

Наука — один из новых институтов культуры, значение ко­торого постоянно растет. Культура испытывает глубокие из­менения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию, философию привела человечество к науке, где дос­товерность и истинность получаемых знаний проверяется специально выработанными средствами и способами. Таким образом, наука способствует получению объективных зна­ний, но лишает объект познания его ценностного значения. Давая человеку знания, наука не задается чаще всего вопро­сом, как и для каких целей это делается. На такие вопросы уже отвечает культура. Поэтому гуманистическая ценность и культурогенная роль науки неоднозначны. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития, а стремясь контролировать содержание образова­ния, наука косвенно контролирует всю систему человеческих

ориентиров, что в итоге приводит к одномерности человека как личности, т. е. к появлению узкого специалиста. Корни этого явления кроются в отчужденности познания, которое, будучи жизненно важной потребностью человека, превратилось в вид отчужденной силы прогресса, начав развиваться в форме науки. Тем не менее, главная социальная функция науки — усовершенствование жизнедеятельности человека (это при­вело к распространению прагматизма как стиля жизни), ин­тенсификация цивилизационных процессов, ибо самый важ­ный результат научного прогресса — возникновение цивили­зации, как рационализированной и техницированной форм бытия, противостоящих внутренним началам духовной сущ­ности человека. Говоря образно, наука — это пространство, в котором вызревает разум, а культура — пространство духа. Первый признак разрыва культуры и науки проявляется в на­растающей подмене духовных смыслов и ценностей матери­альными. Современное бытие без науки невозможно, ибо она является частью культуры, порождает цивилизацию, а все вместе образует неразрывную целостность. Наука способ­ствует современным условиям выживания человечества, со­здает новые возможности его существования, изменяет и че­ловека, и социум. Ценность научного знания пропорциональ­на его полезности, поэтому можно утверждать, что наука выполняет цивилизующую функцию, а культура — одухот­воряющую. С наукоемкостью культуры должна возрастать гуманность как показатель человечности исторического про­гресса.

  1. Название работы (7)

    Документ
    1. Бактерии, особенности строения, физиологии и размножения. Значение бактерий для человека. Способы сохранения продуктов питания от бактерий – реферат.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс представляет структурированное содержание курса культурологии. В нем дается краткое изложение лекций, программа практических занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов, а также методические материалы.
  3. Учебное пособие пенза ииц пгу 2012 содержание

    Учебное пособие
    Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование» очной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Морева. Педагогическая культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 – педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование», очной формы обучения.
  5. Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 года в часов на заседании Диссертационного совета Д. 210. 007. 02 по специальности 24.00.01 – «теория и история культуры» (философские науки и культурология) при Краснодарском государственном университете
  6. Структурно курс состоит из 8 разделов и 30 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет

    Документ
    Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния
  7. Методические указания (12)

    Методические указания
    Методические указания содержат авторскую программу курса с указанием основных дидактических единиц по каждой теме в соответствии с государственным стандартом высшей школы, вопросы для обсуждения, литературу, которая может быть использована
  8. Программа вступительного экзамена по специальности 24. 00. 01. Теория и история культуры

    Программа
     Значимость культуры в современный период чрезвычайно велика, гак как технический прогресс входит в завершающую стадию, Но параллельно с ним существуют образцы вопиющего невежества и агрессивности, (поэтому необходимость духовного
  9. Темы докладов и рефератов Диалектика как метод познания культуры

    Доклад
    Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического описа­ния сфер культуры к философскому пониманию ее как единства в многообра­зии.

Другие похожие документы..