Основы теории культуры исторический характер представлений о культуре

Виды и функции культуры

Культура есть универсальный способ, каким человек дела­ет мир своим, превращая его в смысловое бытие. Смыслооб-разующая функция культуры осуществляется с помощью раз­личных творческих приемов, особых для каждого духовной де­ятельности, языков и знаков, образов, понятий и идей.

Можно дать и другое определение культуры: культура — это универсальный способ творческой самореализации чело­века через стремление увидеть и утвердить смысл жизни в со­отнесении его со смыслом сущего.

Понятие культуры характеризует очень сложный и много­гранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и со­ставляет их общую основу.

Можно выделить наиболее общие виды определений куль­туры:

Описательные — в них просто перечисляются отдельные

элементы и проявления культуры (обычаи, верования, виды

деятельности).

Антропологические — исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир ве­щей, противостоящий природе («вторая природа»).

Ценностные — трактуют культуру как совокупность ду­ховных и материальных ценностей.

Нормативные — утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь че­ловека.

Адаптивные — трактовка культуры как свойственный лю­дям способ удовлетворения потребностей, как особый род де­ятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.

Исторические — подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобрета­емого человеком опыта от поколения к поколению.

Функциональные — характеризуют культуру через функ­ции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Семиотические — рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.

Символические — акцентируют внимание на употребле­нии символов в культуре.

Герменевтические — относятся к культуре как к множе­ству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются

людьми.

Идеационные — определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного твор­чества, которые накапливаются в социальной памяти.

Психологические — указывают на связь культуры с пси­хологией поведения людей и видят в ней социально обуслов­ленные особенности человеческой психики.

Дидактические — рассматривают культуру как то, чему человек научился (не унаследовал генетически).

Социологические — культура понимается как фактор орга­низации общественной жизни, как совокупность идей, прин­ципов, социальных институтов, обеспечивающих коллектив­ную деятельность людей.

ности по созданию средств производства и потребления, про­изводственные отношения. В самом широком смысле матери­альная культура — это овеществленная духовная культура. Важно отметить, что материальная культура, как сторона ма­териального производства, не тождественна ему. Она харак­теризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, и реализации способностей че­ловека в процессе материальной деятельности.

Духовная культура — это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, ее результаты — но­вые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения между людьми, возникающие в процессе духовного производ­ства. Это производство не совпадает с духовной культурой, которая проявляется как реализация человеком духовной дея­тельности его творческих, продуктивных способностей и по­требностей. Духовная культура находит выражение в науке, религии, искусстве, морали, праве, обычаях и традициях,

философии.

Материальная и духовная культура существуют в единстве: все материальное выступает как реализация духовного, кото­рое облачено в материальную оболочку. Вместе с тем матери­альная и духовная культура отличаются: предметом, характе­ром, средствами, результатами деятельности. В целом, мате­риальная и духовная культура взаимообусловлены, но не сов •

падают.

В современной литературе высказывается мнение о необ­ходимости выделения социальной культуры, характеризую­щей такие виды деятельности и ценности, как семья, обще­ство, государство, развитие форм общественного существо­вания человека.

Вполне возможно и выделение физической культуры, вклю­чающей воспроизводство человека как биологического суще­ства, развитие его тела и заботу о здоровье. Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняя многообразные функции.

Как технология деятельности (без учета временного фак­тора) культура выступает средством:

• познания,

• управления (поведением),

• оценки системы ценностей.

С учетом фактора времени важнейшая функция культу­ры — историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение. В этом значении культура приходит на смену традиционным (докультурным) формам преемственности — через подража­ние старшим в процессе обучения, или непосредственно в процессе деятельности (путем проб и ошибок), в том числе и совместной. Эти формы преемственности, господствовавшие в первобытном обществе, существуют и сейчас, но только на уровне семьи.

Функцию передачи богатства социального опыта культура стала выполнять уже в античности, когда на первый план вме­сто бессознательно-интуитивного стал выдвигаться логичес­кий, универсально-понятийный способ трансляции опыта, осуществляемый учителями в виде абстрактного знания и с помощью средств обучения.

С конца XVIII в. культура стала относительно самостоя­тельной формой передачи опыта, обретшей в системе обра­зования статус социального института.

На уровне человеческого рода культура выступает сред­ством укрепления и развития человеческого общества как осо­бого, отличного от природы, качества.

На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии, пол и т. п.), дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности.

На уровне индивида культура обеспечивает его «подклю-ченность» к богатству человеческой деятельности, способ­ствует посредством этого развитию творческих способностей человека, усвоению «кода» деятельности и выхода за его пре­делы.

Существует и рекреативная функция культуры, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал. Это можно осуществлять в театре, храме, музее, на карнавале или в уединении на природе.

Культура функционирует как живая система и как живой организм до тех пор, пока активно живет и действует человек как творческое, созидающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам куль­туры, совершает обмен и распределение их, сохраняет, про-

Каждый вид указывает на различные существенные черты культуры. В одно целое их объединяет понимание культуры как единой целостной системы.

Общепринято деление культуры на материальную и ду­ховную.

дуцирует и репродуцирует, производит и потребляет как ма­териальные, так и духовные продукты культуры, а, осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта куль­туры.

Синтезирующая функция культуры — человекотворческая, в пей находят свое выражение все перечисленные функции. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и по­этому ему доступны все формы и функции культуры.

Язык и символы культуры

Объединяя и вдохновляя людей, культура дает не только об­щий способ постижения мира, но способ взаимопонимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Языком культуры в широком смысле этого понятия на­зываются те средства, знаки, формы, символы, тексты, кото­рые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в социокультурном пространстве. Человек выражает свои мысли и чувства с помощью знаков и знаковых систем: условных, или конвенциональных, вербаль­ных (естественные языки), знаковых систем записи и т. п. К условным знакам относятся символы, сигналы, индексы. Основываясь на многочисленных исследованиях, можно сде­лать заключение, что человеческая культура начинается там и тогда, где проявляется способность сознания к символиза­ции. Культура предстает как смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь и в знаках, и в символах. Знак — это овеществленный носитель образа. Символ — это знак, не имеющий предметного значения, че­рез который открывается глубокий смысл самого объекта, хотя иногда понятия «знак» и «символ» часто используют в одном и том же смысловом контексте. С помощью символа человек нашел способ передачи информации средствами, пре­восходящими возможности языка. Например, гербы, эмбле­мы, знамена, ордена, знаки креста, полумесяца или образы: «птица-тройка», «голубь мира» и т.п. Помимо наглядно-об­разной формы они передают абстрактные идеи и понятия. Причем, формы материальной культуры могут со временем меняться, но символы сохраняются (иногда даже на протяже­нии тысячелетий). Смысл символа чаще всего является мно­гоуровневым, в него могут быть включены различные исто-

рико-культурные представления, знание которых облегчает понимание этого смысла. Иногда символы утрачивают свое первичное значение, трактуются по-новому в силу изменения смысловой насыщенности. Особое значение имеют образно-символические системы в религии, искусстве («художествен­ные языки»), причем каждый вид искусства вводит свой образно-символический язык: язык музыки, танца, живописи, кино или театра, и т. п.

Культура выражает себя через мир символических форм, передаваемых от поколения к поколению. Символические фор­мы сами по себе — лишь внешняя сторона культуры. Только благодаря творческой активности человека символический мир наполняется глубоким содержанием. Поэтому определять понятие культуры только посредством символов, т.е. отож­дествлять культуру и мир символов, нельзя.

Важнейшими из созданных людьми знаковых систем яв­ляются вербальные — естественные языки. Любой есте­ственный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры говорящего на нем народа. Существуют и искусственные, формализован­ные языки, играющие большую роль в современных науках, использующих логико-математический аппарат и электрон­но-вычислительную технику. К искусственным языкам отно­сятся также языки условных сигналов (дорожные знаки, аз­бука Морзе).

Любой язык формируется и развивается только в услови­ях социума. Важным его достоинством является надежность как средство сохранения и трансляции информации. Это ка­чество языка достигается «избыточностью» кодов для сохра­нения информации, т. е. кодирования ее в намного большем количестве знаков, чем необходимо для восприятия, что по­зволяет установить смысл даже тогда, когда часть информа­ционного сообщения утрачена. Структурная организация язы­ка достаточно сложна: это многоуровневая, разветвленная, иерархически стройная система знаков, в которой базисной структурной единицей является слово. Главная функция язы­ка в культуре — коммуникативная, но язык служит людям и как средство мышления. И в общении, и в мышлении исполь­зуется большое количество различных знаков. Без письмен­ности было бы невозможно развитие науки, искусства, тех­ники, права и т.д. Появление и развитие письменной речи(текста) порождает принципиально новые возможности куль­турного прогресса. Запись позволяет существенно увеличить словарный запас языка, изменить качество информации, со­храняющейся в обществе. Письмо дает возможность запечат­леть и сохранить мысль благодаря тиражированию текстов, предоставляет широчайшие просторы для творчества, в том числе литературного. Письменность позволяет передавать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека, что создало условия для массо­вого образования и просвещения, а организация библиотек, выполняющих функции хранилищзнания, сделала их доступ­ными для грядущих поколений. В этом проявляется способ­ность языка служить средством диалога разных культур, со­действуя их интеграции. Именно через язык человек усваива­ет представления, оценки, ценности — все то, что определяет его картину мира. Таким образом, язык культуры — это спо­соб ее хранения и трансляции. Понимание языка культуры и овладение им дает человеку значительную свободу, открыва­ет ему путь в культурное пространство, поэтому язык можно назвать ядром системы культуры, ее главным структурным элементом. Фундаментальный смысл языка в том, что он кон­центрирует и воплощает в единстве все основания человечес­кой жизни. Следовательно язык культуры — это некая уни­версальная форма осмысления реальности, способствующая организации новых и уже существующих понятий, образов, представлений.

  1. Название работы (7)

    Документ
    1. Бактерии, особенности строения, физиологии и размножения. Значение бактерий для человека. Способы сохранения продуктов питания от бактерий – реферат.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс представляет структурированное содержание курса культурологии. В нем дается краткое изложение лекций, программа практических занятий и контролируемой самостоятельной работы студентов, а также методические материалы.
  3. Учебное пособие пенза ииц пгу 2012 содержание

    Учебное пособие
    Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование» очной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    О.В. Морева. Педагогическая культурология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050700.62 – педагогика, профиль подготовки 540607 «начальное образование», очной формы обучения.
  5. Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2009 года в часов на заседании Диссертационного совета Д. 210. 007. 02 по специальности 24.00.01 – «теория и история культуры» (философские науки и культурология) при Краснодарском государственном университете
  6. Структурно курс состоит из 8 разделов и 30 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет

    Документ
    Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния
  7. Методические указания (12)

    Методические указания
    Методические указания содержат авторскую программу курса с указанием основных дидактических единиц по каждой теме в соответствии с государственным стандартом высшей школы, вопросы для обсуждения, литературу, которая может быть использована
  8. Программа вступительного экзамена по специальности 24. 00. 01. Теория и история культуры

    Программа
     Значимость культуры в современный период чрезвычайно велика, гак как технический прогресс входит в завершающую стадию, Но параллельно с ним существуют образцы вопиющего невежества и агрессивности, (поэтому необходимость духовного
  9. Темы докладов и рефератов Диалектика как метод познания культуры

    Доклад
    Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического описа­ния сфер культуры к философскому пониманию ее как единства в многообра­зии.

Другие похожие документы..