Контрольная работа по дисциплине «Социология» На тему: Социальные институты

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

Контрольная работа по дисциплине

«Социология»

На тему: Социальные институты

Исполнитель Плешакова Татьяна Викторовна

Факультет учетно-статистический

Специальность БУ,А и А

Группа 323

№ зачетной книжки 07дбд51224

Руководитель к.ф.н., профессор Дорошенко

Валентин Юрьевич

Москва – 2008

План.

Введение.

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.

2. Виды и функции социальных институтов.

3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Подумайте и ответьте.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Цель данной работы - дать понятие и характеристику социальным институтам.

Задачами являются:

  • Раскрытие термина «социальный институт»;

  • Рассмотрение видов социальных институтов;

  • Изучение функций социальных институтов, а так же понятия институционализация.

Социальные институты – важнейшее изобретение человечества. Человек рождается в семье, воспитывается в детском саде, учиться в школе, посещает театры, библиотеки. Благодаря социальным институтам обеспечивается стабильность и надежность взаимодействия членов общества, социальной группы или общности как целостности в важнейших сферах жизнедеятельности общества, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе, так как они нормативно закрепляют определенные виды социального взаимодействия и делают их обязательными для всех членов социальной группы или общества. Этим достигается большая предсказуемость поведения человека. Благодаря социальным институтам люди могут надеяться не только на то, что любая их потребность будет или удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне.

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни.

Первый, кто предложил науке понятие «социальный институт», был английский ученый – социолог Г. Спенсер. Он подробно изучил и описал шесть типов социальных институтов: промышленный, профсоюзный, политический, обрядовый, церковный, домашний. Всякий социальный институт, по Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий».

Основой общества, на котором оно собственно и строиться, являются его институты. Это те опоры, на которых держится общество и благодаря которым успешно функционирует и развивается.

Социальные институты (в переводе с латинского institutum – установление, учреждение) – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Существую определенные институциональные признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют несколько групп общих признаков:

  • Стандарты и образцы поведения (для института семьи – уважение, доверие, привязанность; для института образования – стремление к знанию);

  • Символы и знаки (для государства – герб, гимн, флаг; для семьи – обручальное кольцо; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак).

  • Физические объекты и сооружения (для семьи – дом, квартира; для бизнеса – магазин, фабрика; для образования – классы, библиотека.)

  • Ценности и идеи ( для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для общества – демократия).

Каждый социальный институт обладает набором определенных составных элементов:

  1. Каждый институт имеет свою определенную цель деятельности.

  2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый выполняет свою социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания.

  3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

  4. Институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.

Социальные институты – это признак порядка и организованности общества. Ни одно общество не может существовать без социальных институтов. Как указано в «Современном словаре иностранных слов», институционализация – это «связанный с социальными институтами, имеющий отношение к ним» [6 стр. 239]. В «Учебном социологическом словаре» говорится, что «социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера, именуется институционализацией» [10 стр.49]. Эти понятия показывают, что социальные институты, по мере того как эволюционирует общество, меняются вместе с ним.

Подробно процесс институционализации, Т.е. образование социального института, рассмотрен С.С.Фроловым. Данный процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

“1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, Т.е. их принятие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института” [11 С. 166].

Развитие социальных институтов может осуществляться двумя путями: 1) появление новых социальных институтов; 2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

2. Виды и функции социальных институтов.

Рассмотрим основные социальные институты.

1. Экономические — это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.).

2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. (гос. дума, арбитражные суды, парламент и др.)

3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).

4. Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).

5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели).

6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения.(церкви, мечети и тд.)

В приведенной классификации рассмотрены только так называемые “главные институты”, самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции. Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования.

Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено очень плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию. Функции и дисфункции делятся на явные и скрытые.

Разберем их более подробно.

Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.

Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

Далее разберем жизненный цикл социального института.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

1. Зарождение организации.

2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.

3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).

4. Период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Подумайте и ответьте.

Многие институт, как говорилось выше, продолжают существовать, хотя они не только не выполняют возложенных на них функций, но и препятствуют им. Это указывает на то, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп.

Заключение.

В данной работе были рассмотрены термины «социальные институты», «институционализация». Дана их характеристика.

Рассмотрены виды, функции и типы социальных институтов. Выяснили, что существуют явные и латентные функции социальных институтов.

Рассмотрели жизненный цикл институтов, и пришли к выводу, что каждый институт на протяжении своего существования выполняет различные функции.

Так же ответили на вопрос о том, почему многие социальные институты продолжают существовать, не выполняя возложенных на них функций.

Список используемой литературы.

1. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. Д.Г. Лошакова. – М., 2002.

2. Исаев Б.А. Социология: Краткий курс. – СПб, 2007.

3. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – М., 2000.

4. Кравченко А.И. и Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб,2007.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд. – М., 2006.

6. Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. — М.: Рус. яз., 1992. — 740 с.

7. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М., 2002.

8. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004.

9. Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В.Шульга: Редкол.: Г.П.Давидюк (отв. ред) и др.]. — Минск: Изд-во “Университетское”, 1984. — 316, [1]с.

10. Учебный социологический словарь. — 2-е изд., доп. и перераб. / Общ. ред. С.А.Кравченко: Московский Государственный ин-т междунар. отношений МИД РФ. — М.: Издательство “Анкил”, 1997. — 174 с.

11. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

12. Использованы материалы КОПРа.

  1. Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «социальная мобильность»

    Контрольная работа
    Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в
  2. Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социология П. А. Сорокина» (1)

    Контрольная работа
    Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана прежде всего новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
  3. Контрольная работа по дисциплине «Социология» на тему: «Социология П. А. Сорокина» (2)

    Контрольная работа
    В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание.
  4. Контрольная работа По дисциплине «Политология» На тему: «Политическая коммуникация»

    Контрольная работа
    Понятие “информационное общество” сегодня уже перестало быть метафорой или обозначением мегатенденций развития современного мира. Происшедшие в последней трети ХХ в.
  5. Контрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему «Культура эпохи Просвещения»

    Контрольная работа
    Просвещение — это мощное интернациональное идейное движение, зародившееся в Англии в конце XVII в. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция и Германия.
  6. Контрольная работа по дисциплине «Социология» (1)

    Контрольная работа
    Выполнение и сдача студентами заочного отделения, обучающимися по ООП 080507.65 «Менеджмент организации», контрольной работы по учебной дисциплине «Социология» предполагается во время зимней сессии на третьем курсе.
  7. Контрольная работа по дисциплине «Социология» (2)

    Контрольная работа
    Контрольная работа – это форма проверки знаний по отдельным вопросам изучаемой дисциплины, своего рода письменный отчет по предложенным темам. Вопросы контрольной работы составляются на основе стандартной программы курса обучения.
  8. Работа по дисциплине «менеджмент» на тему основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики

    Курсовая работа
    Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего развития экономики Украины.
  9. Контрольная работа по деловому общению на тему: «Основные направления современной западной психологии»

    Контрольная работа
    Исследования в области психоло­гии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные поло­жения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методо­логических проблем.

Другие похожие документы..