Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и методики преподавания

исторических и филологических дисциплин

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

___________Шумакова А.В.

«___»_____________2010 г.

Программа дисциплины

Пропедевтический курс по теории и методике

преподавания русского языка и литературы

для студентов специальности

050301.65 – Русский язык и литература

«Разработано»

«Утверждено»

профессор Е.Н. Атарщикова

______________________

заведующий кафедрой, профессор

_______________ Е.Н. Атарщикова

«Согласовано»

декан историко-филологического факультета, профессор

_____________ Е.Н. Атарщикова

Ставрополь, 2010 г.

  1. Пояснительная записка

В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.

Проблема эта берет свои истоки в психологии, лингвистике, литературоведении, методике, педагогической практике. Мышление и речь, речь и язык, речь и литературное развитие, текст как знаковая система и эффективность его раскодирования и т.д. - слишком много здесь корреляций, чтобы можно было решать эти вопросы в пределах одной науки.

Однако даже в пределах двух школьных учебных предметов - русского языка и литературы, преподаваемых одним учителем, - эффективные взаимодействия, способствующие речевой и читательской деятельности школьников, пока не найдены.

При осуществлении межпредмегных связей наиболее распространенными являются формы работы, при которых литературный текст используется как материал для грамматического и стилистического разборов.

Нам представляется целесообразным и необходимым исследовать взаимодействие двух родственных предметов, все чаще объединяемых термином «словесность», на уровне синтаксиса - синтаксического строя речи школьников и синтаксической структуры литературного текста.

Такой подход выбран потому, что только на синтаксическом уровне слова превращаются в текст.

Процесс порождения художественного текста - это путь от знака до художественного образа, сотканного из языковых единиц всех уровней. Современное языкознание изучает не только изолированные единицы, но и те отношения, в которые они вступают в тексте и которые способствуют сближению лингвистики и стилистики, а в методическом аспекте - уроков русского языка и литературы. Эти отношения, выступая в завершенном виде как текст, формируются на синтаксическом уровне.

Установившаяся в методической науке и школьной практике система преподавания русского языка и литературы - двух родственных учебных дисциплин - может быть скорректирована в сторону их более тесного взаимодействия на основе общих, связывающих эти предметы реальных процессов в речевой и читательской деятельности. Проведенное в определенной логической последовательности обогащение синтаксического строя речи учащихся на уроках русского языка должно вступить в продуктивный контакт с уроками литературы, где эта работа продолжается в новом ключе — художественно-эстетической реализации синтаксической структуры.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Курс русского языка – часть единого непрерывного курса обучения. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения.

Формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие школьника, помочь ему осознать себя носителем языка.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой.

Формирование чувства языка.

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

Сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин.

Для одних методика преподавания литературы - это прикладное литературоведение: другие называют ее ИСКУССТВОМ учить, третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в проведении уроков: четвертые ценят в методике прежде всего такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы.

Методика намечает путь, по которому следует идти при "наставлении юношества". Выбор этого пути, формирование собственного взгляда на содержание и методику литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в школе, среди которых можно выделить прежде всего следующие: о целях и содержании литературного образования, о читателе-школьнике, о восприятии художественной литературы учащимися, об анализе литературного произведения на уроках литературы, об организации чтения, о читательском интересе, о проведении уроков литературы, о взаимосвязи методов и приемов обучения, об устной и письменной речи учащихся, развитии читательской самостоятельности, индивидуализации и дифференциации обучения литературе и т.д.

Соединением теории и практики характеризуются первый капитальный методический труд, известная книга Ф.И. Буслаева "О преподавании отечественного языка", лучшие методические работы В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, АД. Алферова, М.А.

В.В. Голубков в своем учебнике по методике преподавания литературы так характеризует структуру методики: "Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?" Это определение остается одним из наиболее четких и точных определений методики в методической литературе.

Курс методики преподавания литературы призван помочь развитию творческих начал личности словесника, сформировать у будущих учителей представление о литературном развитии школьников, об исторической смене методов и приемов преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя. Особое значение имеет при этом формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовка студента к самостоятельному творческому поиску.

Курс методики преподавания литературы предусматривает самообразование студентов в процессе овладения специальностью. Будущему учителю важно не только осознать специфику преподавания литературы в современной школе, но и приобрести определенную перспективу, представление о возможных путях собственной творческой работы в школах того или иного профиля, о принципах создания авторских программ и учебных пособий.

Ближайшие перспективы развития методики преподавания литературы: гуманизация учебно-воспитательного процесса, дифференциация обучения, интеграция предметов и конкретных методик, приближение уровня преподавания к уровню развития современной науки и культуры, создание новых технологий уроков, вариативных программ, интенсификация методов преподавания литературы, поиск новых форм обучения.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

В подготовке к педагогическому творчеству учителю-словеснику важно учитывать разнообразные межпредметные связи в преподавании литературы. Речь идет, прежде всего, о предметах общегуманитарного, психолого-педагогического, литературоведческого и лингвистического циклов.

Из различных концепций современного литературоведения особенно близко методике то, что Д.С. Лихачев назвал "конкретным литературоведением": "Конкретное литературоведение" совершенно не стремится вытеснить какие-либо другие подходы к литературе. Оно имеет свою область, и эта область очень важна. Конкретное литературоведение занято главным образом той пограничной зоной между реальностью и литературой, о которой я только что говорил. Оно дает частные объяснения частным же явлениям литературы, приучает к медленному чтению, к углубленному пониманию произведений в реальной обстановке и к реальному пониманию стиля - не только его особенностей у того или иного писателя, но и к пониманию причин появления этих особенностей. Оно стремится к доказательности своих выводов, а не к конструированию гипотез или генерированию идей, столь иногда распространенных в нашей науке" (Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - М., 1981. - С. 7 - 8).

Знание исследований психологов может стать важнейшим компонентом профессиональной подготовки студентов. Все чаще учитель-словесник прислушивается к словам психологов о теории установки, о формировании личности ученика, об искусстве общения.

Язык и литература занимают особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

В настоящее время особенно важно внимание к методологии филологического образования, к его теоретическим основам, тем более что педагогическая общественность отдает предпочтение развивающему обучению, а лучшие учителя-словесники понимают литературу в контексте развития культуры.

  1. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины: помочь студентам применить знание общих вопросов методики к обучению основным разделам русского языка, показать возможности использования новых технологий в преподавании конкретных разделов русского языка, подготовить студентов к прохождению педагогической практики.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

Общекультурные: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Общепрофессиональные: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

Специальные: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).

Задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов общее представление о дисциплине «Пропедевтический курс теории и методики преподавания русского языка и литературы»;

  • ознакомить с основными разделами этого курса;

  • кратко раскрыть содержание каждого раздела;

  • дать основы научных знаний о современной системе русского литературного языка;

  • помочь овладеть основами терминологии каждого раздела курса;

  • положить начало формированию речевой и языковой коммуникации;

  • разбудить у студентов лингвистическую наблюдательность, «языковое чутье», бережное отношение к языку;

  • подготовить студентов к восприятию основных курсов: «Методика преподавания русского языка и литературы»

  • «Современный русский литературный язык»; «Словесность»,

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины студент должен:

  • овладеть знаниями обо всех основных единицах языка: звуке, слове, фразеологизме, морфеме, словоформе, словосочетании, предложении, сложном синтаксическом целом;

  • владеть основными языковыми терминами;

  • знать основные языковые нормы и оценивать факты речи применительно к этим нормам.

  1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость

38

3 сем.

Аудиторные занятия

38

3 сем.

Лекции

38

3 сем.

Практические занятия (семинары)

Лабораторные работы

Самостоятельная работа

Вид итогового контроля: (экзамен, зачёт)

зачет

3 сем.

  1. Рабочая программа дисциплина «Методика преподавания русского языка как иностранного» для студентов II курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

    Рабочая программа
    Основная цель данного курса – представить студентам современную теорию методики обучения студентов-иностранцев русскому языку – современные лингводидактические принципы, методы, средства обучения.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  3. Тест по теории и методике преподавания Назначение: итоговый контроль знаний

    Реферат
    АПИМ по «Теории и методике преподавания русского языка» для направлений подготовки филологического профиля разработан для использования в процедурах самообследования и аккредитации вуза с целью оценки уровня специальной подготовки
  4. Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

    Методика преподавания
    Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.Методика преподавания литературыУчебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям
  5. Руководство по изучению дисциплины «методика преподавания рууского языка»

    Руководство
    По дисциплине «Методика преподавания русского языка» вам предстоит сдавать экзамен. Для получения экзамена по результатам работы в течение семестра вам необходимо и достаточно:
  6. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 Теория и методика обучения русскому языку Специальность 050301 Русский язык и литература умк принят в фонд учебно-методического управления пи юфу

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 и 4 курсов заочного отделения факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ.
  7. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 03 Методика преподавания русского языка Специальность

    Учебно-методический комплекс
    является одним из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование и составлен для студентов 3 курса филологического отделения лингвистического института РГПУ.
  8. Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Методика преподавания русского языка в средней школе Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка, способствующую формированию методического мышления и освоению метаязыка методики как науки и являющуюся определяющим условием для
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы» для студентов 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения родной литературе. Методика обучения родной литературе как научная дисциплина: ее история, совре­менное состояние и перспективы развития.

Другие похожие документы..