Изобразительное искусство

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

М. Н. Голубова,
методист высшей категории
управления учебно-методической работы

Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат

читать и писать, вскоре превзошла бы все другие

страны по всем наукам, искусствам и мастерству.

Дени Дидро, французский просветитель XVIII в.

Актуальным вопросом образовательного процесса в учреждении общего среднего образования на современном этапе является создание условий для воспитания творческой личности, готовой к диалогу, сотрудничеству и сотворчеству в различных сферах жизни. В 2011/2012 учебном году актуальным вопросом является внедрение безотметочного подхода в обучении изобразительному искусству. Впервые данный учебный предмет будет преподаваться на содержательно-оценочной основе в 3 классе учреждений общего среднего образования (такое преподавание продолжается в 1 и 2 классах). Методические службы всех уровней должны создать условия для обеспечения готовности педагогов к данному нововведению. В дальнейшем предполагается постепенный переход на безотметочное обучение в 4 и 5 классах.

Для достижения цели и задач преподавания изобразительного искусства важнейшую роль играет педагогическое мастерство учителя, заключающееся в следующем:

  • следование принципам гуманистической педагогики;

  • высокий уровень научно-теоретической подготовки;

  • свободное владение приёмами и средствами организации образовательного процесса, механизмом мотивации на включение учащихся в художественно-творческую деятельность;

  • использование в работе многообразных форм художественной

деятельности;

  • владение методами искусствоведческого анализа;

  • включение в образовательный процесс культуры своего региона;

  • понимание методологии художественного образования;

  • наличие собственного опыта творчества и его применение в урочных и внеурочных формах работы с учащимися;

  • умение создать условия для выявления художественно-одарённых детей и их креативного развития;

  • умение моделировать содержание и структуру собственной деятельности и обосновать её методическую, педагогическую и психологическую целесообразность и эффективность;

  • владение методами рефлексии и анализа образовательного процесса в соответствии с заданными условиями.

При проведении мероприятий по повышению квалификации учителей изобразительного искусства основное внимание должно уделяться развитию их творческого потенциала, деятельностным формам организации учебного процесса. Поэтому в повышении профессионального мастерства педагогов искусства важную роль играют интерактивные формы обучения: деловые игры, тренинги, мастер-классы, авторские методики. Принципиально новый подход предусмотрен в организации и содержании методической подготовки. Его основной идеей является формирование практических умений и навыков проектирования и моделирования профессионально-педагогической деятельности, направленной на перспективы художественно-педагогического творчества.

Этим обусловлена структура методической подготовки учителя изобразительного искусства на всех уровнях: республиканском, областном, районном и в учреждении образования. Данная методическая подготовка должна обеспечить своевременное и качественное освоение учителями нормативной правовой и учебно-методической базы для преподавания изобразительного искусства в школе, создание условий для адаптации педагогов к образовательной ситуации и непрерывное развитие их профессионального потенциала. Обращаем внимание на то, что преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в первую очередь должны осуществлять учителя, имеющие соответствующую квалификацию.

В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2011/2012 учебном году планируется провести следующие мероприятия:

  1. Семинар-совещание «Координация деятельности структур дополнительного образования взрослых по вопросам обучения изобразительному искусству и музыке в учреждениях общего среднего образования» для методистов ИРО, Р(Г)УМК (май 2012 г.).

В программе семинара будут рассмотрены вопросы:

  • Нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение преподавания учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», факультативных занятий и учебных предметов, направленных на развитие учащихся в области изобразительного и музыкального искусства.

  • Научно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка».

  • Современные требования к организации и проведению уроков изобразительного искусства и музыки.

  • Обучение учащихся изобразительному искусству и музыке на содержательно-оценочной основе.

  • Рекомендации по содержанию и организации методической работы с учителями изобразительного искусства и музыки на 2011/2012 учебный год.

  1. Семинар «Организация образовательного процесса по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» на принципах безотметочного обучения» (октябрь 2012 г.).

В программе семинара будут рассмотрены вопросы:

  • Основные положения теории обучения на содержательно-оценочной основе.

  • Нормативные правовые документы по безотметочному обучению.

  • Психолого-педагогические основы безотметочного обучения.

  • Система критериев содержательно-оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках изобразительного искусства и музыки.

  • Организация предварительного, поурочного и тематического контроля при безотметочном обучении: внешняя, внутренняя оценка и самооценка учебной деятельности учащихся.

  • Формирование внутренних мотивов учения, развитие у учащихся самостоятельности и рефлексии в процессе освоения содержания учебных предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» на содержательно-оценочной основе обучения».

Повышение квалификации учителей, преподающих учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области изобразительного искусства

«Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса»

(6-20 февраля 2012 г.).

Повышение квалификации заместителей директоров, курирующих преподавание учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства

(8-20 октября 2012 г.).

Институтам развития образования в 2011/2012 учебном году рекомендуется в межкурсовой период провести мероприятия для учителей изобразительного искусства по следующей тематике:

  • Инструктивный семинар-совещание для методистов Р(Г)УМК, которые курируют преподавание изобразительного искусства «Содержательные и организационно-методические особенности образовательного процесса по изобразительному искусству в 2011/2012 учебном году» (август 2011 г.).

  • Обучающий семинар «Культурологический подход к обучению изобразительному искусству».

  • Обучающий семинар «Безотметочное обучение изобразительному искусству в 3-ем классе учреждений общего среднего образования».

  • Обобщающий семинар «Современные требования к подготовке и проведению урока изобразительного искусства».

Методическая поддержка учителей изобразительного искусства по внедрению достижений науки, передового педагогического опыта, эффективных форм и методов обучения осуществляется районной (городской) методической сетью, включающей следующие методические формирования: методические объединения (МО), проблемные группы (ПГ), творческие группы (ТГ), школы совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ), школы молодого учителя (ШМУ) и т.д.

В 2011/2012 учебном году предлагается организовать работу методических объединений по теме «Основные направления совершенствования образовательного процесса по изобразительному искусству».

В течение учебного года рекомендуется провести 4 заседания методических объединений, организовать работу ТГ, ПГ, ШСПМ, ШМУ. На итоговом заседании МО необходимо подвести итоги работы за учебный год: продемонстрировать методические и дидактические разработки педагогов, наглядные материалы, лучшие творческие работы учащихся, организовать деятельность художественной мастерской, провести открытые уроки и т.д. Это будет способствовать систематизации процесса накопления и обобщения педагогического опыта работы.

В рамках общей темы предлагаем примерный план работы МО учителей изобразительного искусства в 2011/2012 учебном году (приложение 1). Руководитель МО района (города) может варьировать темы, а также предлагать для работы свои, являющиеся актуальными для района, города, региона. Важно, чтобы все методические формирования принимали активное участие в работе над предложенными темами между заседаниями МО, а затем демонстрировали результаты проделанной работы. Формы организации и проведения МО, формы работы в период между заседаниями МО, формы представления образовательного продукта также могут быть различными в зависимости от темы, цели и задач занятия. Роль координаторов играют методист, курирующий преподавание изобразительного искусства в районе (городе), и руководитель МО учителей изобразительного искусства.

Успех обучения изобразительному искусству во многом зависит от правильного определения его цели, содержания и методов реализации. Плодотворное обучение изобразительному искусству возможно только на основе соответствующих его природе законов, принципов и правил. В помощь методистам предлагаем материалы по современным требованиям к преподаванию данного учебного предмета (приложение 2) с целью их изучения с педагогами.

рПриложение 1. ил.ение

План работы методического объединения учителей изобразительного искусства над темой «Основные направления совершенствования образовательного процесса

по изобразительному искусству в учреждении общего среднего образования»

I. Август 2011 года

Инструктивно-методичес­кое совещание (секция учителей изобразительного искусства)

II. Ноябрь 2011 года

Урок изобразительного искусства как дидактическая система образовательного процесса

III. Январь 2012 года

Взаимосвязь педагогической, методической и психологической структуры урока изобразительного искусства в условиях безотметочного обучения

IV. Март 2012 года

Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности в условиях безотметочного обучения

V. Май 2012 года

Итоговое заседание

  1. Изобразительное искусство (4)

    Документ
    Актуальным вопросом образовательного процесса в учреждении общего среднего образования на современном этапе является создание условий для воспитания творческой личности, готовой к диалогу, сотрудничеству и сотворчеству в различных сферах жизни.
  2. Изобразительное искусство (6)

    Документ
    свободное владение приёмами и средствами организации образовательного процесса, механизмом мотивации на включение учащихся в художественно-творческую деятельность;
  3. Изобразительное искусство (8)

    Документ
  4. Изобразительное искусство блокадного Ленинграда

    Документ
    Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями.
  5. Изобразительное искусство таблично-графическая схема тематического плана (по программе Б. М. Неменского) Раздел программы «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения»

    Документ
    Уметь использовать художественные ма­териалы (пластилин). Уметь применять технологию лепки от большой формы спо­собами вытягивания и вдавливания. Продуктивный (К.
  6. «Изобразительное искусство» (6)

    Программа
    Программа «Изобразительное искусство. 5-8 классы» для основной школы создана с учетом процессов обновления содержания общего художественного образования в РФ, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания
  7. Изобразительное искусство (1)

    Пояснительная записка
    Программа «Изобразительное искусство» для 5—9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому
  8. Изобразительное искусство (7)

    Пояснительная записка
    Программа «Изобразительное искусство» для 5—9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому
  9. «изобразительное искусство» (2)

    Сборник статей
    Сборник статей посвящен выдающемуся русскому художнику, ученому, писателю, путешественнику Николаю Константиновичу Рериху (1874—1947). Материалы сборника подробно освещают некоторые стороны художественной и общественной деятельности Н.

Другие похожие документы..