Основная образовательная программа начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения «лицей №74» Омск-2011

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Лицей № 74»

Утверждаю.

Директор лицея № 74 ________Л.П. Рожковская

“ ___ ” __________2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИЦЕЙ № 74»

Омск-2011

РАЗДЕЛ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная образовательная программа начального общего образования бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 74» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Цель образовательной деятельности БОУ «Лицей № 74» - формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Достижение цели обеспечивает реализация следующих задач:

- определение содержания и организации образовательного процесса на ступени начального общего образования, и направление их на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;

- развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Программа отвечает основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманизм, как приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– нравственность, как воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности;

– целостность, как единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность, как доступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– индивидуальность, как обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– адаптивность, как формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

Процесс перестройки образовательного процесса в лицее подчиняется принципам, концептуально основанным на идеях А.А.Леонтьева, которые включают:

1. Личностно-ориентированное обучение, которое предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Принцип природосообразности обучения, что рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения, психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитываются также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В лицее установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Цель образовательной программы реализуется по двум направлениям:

- через дифференциацию обучения, обеспеченную коррекционно-развивающей деятельностью учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Школа 2100»;

- через организацию внеклассной деятельности, представленной системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

Работая на первом направлении, учитель обеспечивает интеллектуальное развитие младших школьников через:

- формирование умения использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и при наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

- умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;

- осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

- изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

- сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.

На втором направлении духовно-нравственное и индивидуальное развитие обучающихся обеспечивается путем:

- воспитания у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире, которое реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Окружающий мир», а также программ внеклассной деятельности школьников;

-формирования правил здорового образа жизни, через систему оздоровительных мероприятий, проводимых в лицее: утренняя зарядка; регулярные физминутки на уроках, организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления; динамические перемены для учеников подготовительных и первых классов, факультативный курс «ОБЖ. Я – пешеход и пассажир».

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

- метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

- предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

В основе реализации основной образовательной программы МОУ «Лицей№74» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

-опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

    • технологию формирования типа правильной читательской

деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • примерный учебный план для 1 ступени обучения;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей социума МОУ «Лицей №74». Анкетирование родителей будущих первоклассников показало, что 80% из числа опрошенных, определяя приоритеты результатов начального образования, назвали желание и умение учиться, а так же хороший уровень знаний, 45%- хорошее здоровье, 30% - хорошие друзья, 27% - базовый уровень знаний по иностранному языку. На последнем месте высокие оценки-4%. Это позволило нам выбрать УМК «Школа 2100», как в соответствии со ФГОС НОО и потребностями социума, учитывая следующее:

  • содержание УМК рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого (возможность дифференцированного обучения);

  • содержание УМК ориентировано на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер;

  • УМК способствует развитию познавательного интереса у детей, формирует умение и желание учиться; развивает творческие способности, самостоятельность обучающихся.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеурочная деятельностьорганизуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики и т. д.

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом МОУ «Лицей № 74» и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться, с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей), индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

БОУ «Лицей № 74», реализующий основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с:

- Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Шербакульский лицей»

    Основная образовательная программа
    4. Положение «Об установлении заработной платы, стимулирующих надбавок и доплат, порядке и размерах премирования педагогических и руководящих работников,
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (64)

    Основная образовательная программа
    1.1. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПООП ВПО) по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» (профиль «Управление малым бизнесом») является системой учебно-методических документов,
  3. Отчет о самообследовании деятельности филиала по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования 2010 г

    Содержательный отчет
    В соответствии с утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки графиком в марте 2011 года Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП Академии труда и социальных отношений (далее УрСЭИ (филиал)
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (224)

    Основная образовательная программа
    Сформировать представления о целях и задачах деятельности профессиональных педагогических кадров с квалификацией бакалавр по направлению подготовки 050100.
  5. Публичный доклад муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №68 г. Липецка Общая характеристика школы

    Доклад
    С февраля 2001 года начала работать в статусе «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №68 г.
  6. Образовательного учреждения (11)

    Документ
  7. Программа VII педагогического марафона омск 2010 4 октября (1)

    Программа
    БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»; ул. Тарская, д. 2, актовый зал (ауд. №101). Проезд всеми видами транспорта до остановки «Главпочтамт».
  8. Программа VII педагогического марафона омск 2010 4 октября (2)

    Программа
    Место проведения: БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»; ул. Тарская, д. 2, актовый зал (ауд. №101). Проезд всеми видами транспорта до остановки «Главпочтамт».
  9. Рекомендации по применению программы

    Документ
    в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.

Другие похожие документы..