Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

Факультет медиакоммуникаций

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»

Программа дисциплины

«История и теория медиа»

 

для направления 030600.68 «Журналистика» подготовки магистра

Авторы программы: к.ф.н., Ph.D., профессор И.В. Кирия, к.ф.н., доц. А.Г.Качкаева

Рекомендовано секцией УМС

журналистика

Председатель__________________

Шомова С.А.

«____»______________2011 г.

Одобрено на заседании департамента

медиапроизводства

Зав. департаментом____________________

И.В. Кирия

«____»______________2011 г.

Утверждено УС факультета

медиакоммуникаций

Ученый секретарь______________

«____»______________2011 г.

Москва, 2011

Пояснительная записка

Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики) с одной стороны, и курсы по теории массовых коммуникаций ( Современные теории массовой коммуникации). В таком обобщенном виде курс в большей степени дает представление о социальной природе феноменов в области медиа и позволяет избавиться от «чистого историцизма» в рассмотрении медиакоммуникационных феноменов, представить студентам общую логику развития медиа и ее связь с развитием общества в целом, что соответствует исследовательским задачам магистратуры.

Цель курса: сформировать у магистрантов понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры. Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.

Задачи курса:

  • Представить общие концептуальные рамки для интерпретации медиаизменений в обществе;

  • Продемонстрировать взаимосвязь между понятиями «коммуникация», «аудиовизуальная коммуникация», «масс-медиа», «средства массовой информации», «электронные медиа»;

  • Сформировать представления об основных этапах развития аудиовизуальной коммуникации (печать, фотография, радио, кино, телевидение, Интернет), о принципиальных технологических открытиях и людях, повлиявших на движение к прогрессу

  • Познакомить студентов с социальной историей технологий коммуникации, их видов;

  • Сформировать представления слушателей о развитии жанров и идей, распространяемых посредством медиа;

  • Дать общее представление о «карте медиа-теорий»;

  • Охарактеризовать основные теоретических концепции и истории развития теоретических парадигм;

  • Дать учащимся цельное представление о системе научного знания в области коммуникации, включая основные научные центры формирования этих знаний.

Разработчики курса исходят из того, что науки о коммуникациях лежат на стыке нескольких традиционных для науки методологических подходов: социологии, философии, антропологии, лингвистики, политологии, политической экономии. Таким образом, магистранты получают базовые методологические знания о системе наук и месте среди этих наук о коммуникации и информации. Курс построен на достаточно большом объеме литературы, в т. ч. на иностранном языке, поэтому в нем предполагаются семинарские и практические занятия.

Основные компетенции в рамках курса:

  • Понимание медиа и коммуникаций как широкого исследовательского объекта, умение интерпретировать различные коммуникативные феномены и оценивать роль журналистики в палитре коммуникаций;

  • Способность анализировать средства коммуникации и их формы

  • Способность учитывать всю широту коммуникационной среды при принятии менеджериальных решений

  • Умение критически оценивать те или иные «отраслевые» показатели

  • Умения в области разработки научной методологии и исследовательского проекта

Эта дисциплина формирует теоретический фундамент знаний об исследованиях массовой коммуникации, что необходимо на уровне магистратуры, так как этот вид обучения предполагает максимальную реализацию аналитических компетенций студентов. Дисциплина носит теоретический характер, предполагающий определенный уровень подготовки студентов. Программа составлена в предположении, что на уровне бакалавриата слушатели курса изучили такие дисциплины, как «Философия», «Социология» и «Социология массовых коммуникаций», «история печати» и т.д.

В качестве основы курса взяты разработки авторов программы, интегрирован зарубежный опыт преподавания теории коммуникаций во французских университетах (за основу брался Французский институт прессы и Университет Сен-Дени) и собственный опыт разработчиков программы, выработанной в ходе преподавания этой и схожих с ней дисциплин в Высшей школе журналистики и ОДПЖ ГУ-ВШЭ, Таллиннском Университете (г. Таллинн, Эстония), МГУ им. М.В. Ломоносова.

Курс рассчитан на 88 часов аудиторной нагрузки. Формой контроля является письменный экзамен (в форме теста с открытыми ответами и рассуждениями) и последующий устный ответ, построенный в форме комментариев на вопросы письменного экзамена. Промежуточными формами контроля является 1 контрольная работа и 2 домашних задания.

1. Форма организации учебного процесса:

- проведение лекционных занятий;

- проведение семинарских занятий;

- самостоятельная работа слушателей по освоению теоретического материала.

2. Тематический план учебной дисциплины

Дисциплина объемом 180 часов, 4 кредита

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практич. Занятия

Раздел I. История медиа

82

30

10

42

1

Базовые категории курса: медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс.

4

2

0

2

2

Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.

10

4

2

4

23

Основные формы коммуникации и их развитие.

8

4

0

4

4

История контроля массовых коммуникаций.

16

6

2

8

5

История медианосителей и технологий медиа.

22

6

4

12

6

История аудиовизуального искусства.

22

8

2

12

Раздел II. Теория медиа

98

34

14

50

27

Основные подходы: лингвистика, социология, политическая экономия, философия коммуникации. Классификация теорий.

4

2

0

2

48

Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций

12

4

2

6

56

Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры.

12

4

2

6

67

Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции.

12

4

2

6

78

Психологические подходы к изучению массовых коммуникаций

6

2

0

4

79

Микросоциологические подходы к изучению коммуникации

4

2

0

2

910

Теории информационного общества

12

4

2

6

1 11

Социология диффузии инноваций и использования СМИ и техники

12

4

2

6

112

Школа Пало Альто, этнометодология и интеракционизм. Организационная коммуникация.

8

2

2

4

113

Политическая экономия коммуникаций.

16

6

2

8

1

ИТОГО

180

64

24

92

  1. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (2)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  2. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы А. В. Шариков

    Программа дисциплины
    Учебный курс «Современные теории массовой коммуникации» - обязательная дисциплина уровня федерального компонента для магистратуры факультетов журналистики в России.
  3. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  4. Программа дисциплины «Современные теории массовой коммуникации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: к ф. н (3)

    Программа дисциплины
    Цели курса: Сформировать у студентов понимание основных теоретических направлений исследований коммуникации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии
  5. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  6. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н., Ph. D., профессор И. В. Кирия, к ф. н., доц. А. Г. Качкаева

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  7. Программа дисциплины «История и теория медиа» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы: к ф. н (1)

    Программа дисциплины
    Учебный курс «История и теория медиа» интегрирует в обобщенном и адаптированном друг к другу виде содержание курсов федерального стандарта с ориентацией на историю медиа (Современные зарубежные СМИ, История зарубежной журналистики)
  8. Программа дисциплины «Коммуникативное воздействие и технология аргументации в журналистике» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы программы Ю. К. Пирогова, к ф. н., профессор, Н. Р. Добрушина, к ф. н., доцент

    Программа дисциплины
    СМИ – это один из важнейших инструментов влияния на массовое сознание и сфер так называемой увещевательной коммуникации. В силу этого профессиональный подход к созданию продукции СМИ, к ее экспертной оценке и презентации перед руководством
  9. Программа дисциплины «Управление контентом в средствах массовой информации» для направления 030600. 68 «Журналистика» подготовки магистра Авторы: проф. Кравченко Л. П

    Программа дисциплины
    Методы планирования вещания и организация работы программной службы канала. Критерии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом.

Другие похожие документы..