Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экспериментальная психология»

Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра психологии личности и дифференциальной психологии

Утверждено

на заседании кафедры психологии личности

и дифференциальной психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии

д.пс.н., профессор Н.Л. Нагибина

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Экспериментальная психология»

Автор:

Нагибина Наталия Львовна

доктор психол. наук, профессор

Москва

2009

Печатается по решению кафедры психологии личности и дифференциальной психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Нагибина Наталия Львовна. Экспериментальная психология. – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 18 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Нагибина Наталия Львовна 2009 г.

Содержание

Программа курса «Экспериментальная психология»

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Анализ и представление результатов психологического исследования.

I. Пояснительная записка

1. Цель курса:

Дать сведения об основных понятиях и процедурах психологического эксперимента, осветить основные проблемы психологической науки применительно к экспериментальной психологии, ознакомить студентов с основными требованиями к планированию и проведению экспериментального исследования, обработке и обсуждению результатов. Приобрести знания и навыки, позволяющие методологически корректно формулировать проблему и гипотезы исследования, проводить экспериментальную процедуру, интерпретировать полученные результаты исследования. Научить студента рецензировать экспериментальное исследование.

2. Задачи курса:

1. Усвоение основных представлений об особенностях психологического эксперимента.

2. Знание проблем экспериментального метода в психологии.

3. Выработка навыков анализа психологического эксперимента.

4. Выработка умения применять экспериментальный метод для решения исследовательских и прикладных задач.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 3-го курса (пятого семестра) факультета психологии, планирующих в дальнейшем работать исследователями и практическими психологами. Данный курс расширяет кругозор студента в сфере решения конкретных исследовательских задач, а также дает необходимые знания для проведения самостоятельных исследований, включая курсовые и дипломную работы, для квалифицированного рецензирования экспериментальных исследований в области психологии, расширяет репертуар методов эмпирического исследования, которые он может использовать в будущей работе для решения практических задач.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Понимание ключевых проблем экспериментальной науки. Знание разобранных в курсе принципов экспериментального метода в психологии, умение грамотно ставить проблему исследования, формулировать гипотезы, планировать эксперимент, подбирать методики и адекватный инструментарий, обрабатывать и интерпретировать результаты исследования. Главный показатель освоения содержания курса: умение подбирать необходимые средства под задачи и делать правильные, агрументированные выводы при оценке полученных экспериментальных результатов.

II. Содержание курса

Разделы курса:

Теоретический раздел курса включает в себя темы 1-7. Он направлен на понимание основных теретических и практических проблем психологической диагностики и проведения экспериментального исследования. В теоретической части большое внимание уделено разделам, касающимся методологии науки, поиску новых путей развития экспериментальной психологии. Особые разделы курса посвящены проблемам исследования личности, способностей, общения, подчеркнута их сложность и многозначность.

Практический раздел курса включает в себя темы 8-10. Он направлен на освоение навыков и умений по созданию экспериментальных процедур: постановки проблемы, создания ситуации, планирования эксперимента, обработки и обобщения данных. Практическая цель курса - научить каждого студента ставить экспериментальную задачу, грамотно выдвигать и доказывать исследовательскую гипотезу. Семинарские и практические занятия предполагают проведение большого числа экспериментов в группе (практически по каждой из лекционных тем). Кроме того, большое внимание уделено индивидуальной научной работе студентов. По окончании курса, каждый из них должен представить собственную научную работу, соответствующую принятым в экспериментальной науке стандартам.

Раздел первый. Методология экспериментального исследования в психологии

Темы и краткое содержание:

Тема 1. Методология науки. Основные принципы научного исследования. Логика научного вывода.Позитивизм и его ограничения. Отличие психологического эксперимента от

естественнонаучного. Три способа познания в психологии. Субъективное познание. Объективное познание. Феноменологическое познание. Эксперимент: наука или искусство. Роль творчества и знания в экспериментальном исследовании. Интуитивное и рациональное познание и их вклад в развитие науки. Поиск новых нестандартных решений - как основной двигатель в развитии науки. Основные проблемы измерения психических свойств. Специфика исследования психических свойств. Отличие психических свойств от физических и химических. Проблемы переноса парадигмы исследования свойств и характеристик в естественных науках на психологическую науку. Мера изменчивости психических свойств и характеристик: внешние и внутренние условия. Введение понятия «меры изменчивости» применительно к психическим свойствам и характеристикам. Личностные и ситуативные показатели психических характеристик. Изменчивость характеристик с возрастом, опытом, благоприятными и неблагоприятными условиями жизни. Исследование меры изменчивости таких характеристик как «уровень притязания», «уровень субъективного контроля», «уровень нравственного сознания» и других. Ограничения экспериментального метода. «Мощность» экспериментального метода. Объект исследования и «мощность» экспериментального метода. Использование экспериментального метода в исследованиях творчества и жизненного пути личности.

Литература к семинарам:

  1. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия./сост. А.А.Печенкин, М., 1996. Раздел 4-6.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997, Глава 1.

  3. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии (30 - 60 годы ХХ века). Тексты., М, МГУ, 1986.

  4. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, часть 5.

  5. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993, Часть 1, гл.1.

  6. Кэмпбелл Д. Логика научного вывода / Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

Тема 2. История экспериментального метода. Психологическое экспериментирование в рамках философской науки, искусствознания, медицины (Пифагор, Гиппократ, Леонардо до Винчи, Декарт). Роль физиков, химиков и физиологов в развитии экспериментального метода в психологической науке (Вебер, Фехнер, Гельмгольц). Первые лаборатории экспериментальной психологии. Особенности теоретических и методических подходов в

экспериментальной психологии Германии, Англии, Франции, Америке, России. Эксперимент и гештальтпсихология. Особенности экспериментальной психологии в бихевиоризме. Развитие экспериментальной науки в когнитивной психологии.

Литература к семинарам:

  1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1-2, М., 1966. Часть1, гл. 1 - Развитие экспериментальной психологии.

  2. Ярошевский М.Г. История психологии. М, 1985. Гл. 9-11.

  3. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.,1989. - Пифагорейская школа, Гиппократовская школа (избранные отрывки).

  4. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.-Л.,1935, т.2. - О живописи и перспективе. О свете и тени, цвете и красках.

Тема 3. Алгоритм экспериментального исследования. Этап выбора и теоретического исследования изучаемой проблемы. Этап выбора методического подхода к изучению проблемы. Этап организации и планирования эксперимента. Этап проведения эксперимента.

Этап обработки полученных результатов. Этап обсуждения полученных результатов.

Этап оформления экспериментальной работы.

Литература к семинарам:

  1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология Вып. 1-2, М, 1966, часть 1, гл. 2 - Экспериментальный метод.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997. Приложение 3. - Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале».

Тема 4. Психологическое измерение. Особенности измерений в психологии. Шкалы наименований: свойства вещей и свойства чисел. Шкалы порядка: свойства вещей и свойства чисел. Шкалы интервалов: свойства вещей и свойства чисел. Шкалы отношений: свойства вещей и свойства чисел. Корреляционное исследование. Корреляционная зависимость. Форма корреляционной связи (прямолинейная и криволинейная). Направление корреляционной связи (прямая, обратная). Сила корреляционной связи (сильная, средняя, умеренная, слабая, очень слабая). Математическая обработка данных (ранговая корреляция Спирмена, линейная корреляция Пирсона). Многомерное шкалирование. Дисперсионный анализ. Кластерный анализ. Факторный анализ.

Литература к семинарам:

  1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.

  2. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. Л., 1978.

  3. Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1985.

  4. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982.

  5. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л, ЛГУ, 1972.

  6. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.В. Вероятностные методы в психологии. М., МГУ, 1975.

  7. Головина Г.М., Крылов В.Ю, Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М., 1995.

  8. Дейвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М., 1988.

  9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996.

  10. Экспериментальная психология Т.1 /Ред. С.С.Стивенс. М., 1960.

Тема 5. Экспериментальный метод в психологии

Независимая переменная и зависимая переменная. Экспериментирование имеет своей целью проверить существование какой-либо связи между рядами фактов. Основной принцип остается всегда одним и тем же. Изменение данного и наблюдение за тем, как сказывается это изменение на поведении. Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной. Изоляция и контроль независимых переменных. Можно ли изолировать одну переменную? В теоретическом плане вопрос этот неразрешим, но столетие экспериментирования доказало, что это возможно, если принять все необходимые предосторожности и проверять полученные результаты в сходных условиях. Иногда оказывается, что то, что принимали за независимую переменную, вовсе не является таковой, и поведение испытуемого объясняется другими переменными. В этом состоит классическая трудность экспериментирования, знакомая также физико-химическим и биологическим наукам. Если практика отвечает на этот вопрос утвердительно, то тем не менее не всегда легко изолировать одну переменную. В таком случае возможны два способа. Один состоит в том, чтобы нейтрализовать действие одной или нескольких переменных, которые нельзя считать постоянными, другой, более новый, состоит в планировании эксперимента при нескольких переменных, причем дисперсионный анализ позволяет определить соответственный вес каждой в результатах. А контроль за другими переменными? Когда речь идет о переменных, относящихся к ситуации, можно к этому стремиться, но личность - не робот, изо дня в день и даже из года в год выполняющий стереотипные задачи. Внимание, мотивация, резервы субъекта меняются. Эти изменения объясняют, почему время от времени варьируют ответы субъекта. Три переменные психологического отношения: А) Ситуация. Цель - максимальное уточнение ситуации и ее переменных. Сюда относятся все приборы, предназначенные для измерения или создания контролируемых физических переменных среды: люксметр, децибелметр, аудиометр, а также ольфактометр, ареометр и т. д. Исследования по восприятию применяют разные типы аппаратов предъявления. Приведем в качестве примера тахистоскопы, предназначенные для контроля продолжительности времени экспозиции. Для изучения памяти также необходимы аппараты с целью контроля времени предъявления и интервалов следования: цилиндры с нанесенными на них стимулами, движущимися перед окошком; проекционные аппараты и т. д. При изучении речи и символического мышления оборудование сводится к минимуму. Иногда лаборатория оборудуется таким образом, чтобы создать искусственные условия обитания: (поворачивающиеся комнаты» Уиткина, лаборатории для изучения сна Клейтмана, а ныне - помещения, воспроизводящие условия жизни астронавтов, где одновременно с физиологическими исследованиями проводятся некоторые психологические исследования.

Б) Личность. Когда нужно контролировать переменные личности, самым распространенным экспериментальным материалом являются всякого рода тесты. Когда изучаются физиологические изменения, лаборатория превращается в клинику, так же как при исследовании фармакодинамики. В) Ответ. В данном случае основная роль оборудования состоит в регистрации ответов. Когда пользуются физиологическими показателями, прибегают к существующим регистрирующим аппаратам EEG, EDG, EMG. Кино фиксирует мимику и сложные действия, магнитофон - вербальные ответы. Целый ряд аппаратов служит для измерения длительности феноменов: обычные хронометры, хроноскопы (Гиппа, Д'Арсонваля), ныне электронные. Очень часто пользуются полиграфом с синхронным мотором, позволяющим регистрировать время стимуляции (или стимуляций) и ответа (или ответов) и т. д. Часто достаточно простого листа записей, сделанных испытуемым или экспериментатором. Значение эксперимента определяется не ценностью используемого оборудования, а богатством гипотез и точностью необходимого контроля. Однако часто этот контроль невозможен без оборудования, и во многих случаях успехи эксперимента зависят от успехов техники. Экспериментальная ситуация. Ситуация имеет два главных аспекта: окружающую среду, то есть те условия, в которых испытуемый должен что-то делать, и задачу, определяемую экспериментальным мaтериалом, с которым испытуемый должен действовать в соответствии с данными ему указаниями (инструкцией). Эксперимент и оборудование. Эксперимент должен доказать какую-либо гипотезу. Поэтому он сопровождается стремлением проверить как можно большее число переменных и как можно точнее зарегистрировать ответы-действия испытуемых. Вполне очевидно, что этот идеал легче достигается в лаборатории, где оборудование и помещение специально приспособлены для этой цели. Лаборатория разными способами создает искусственную среду. Подход экспериментатора - аналитический, он старается создать ситуации, как можно больше выявляющие влияние изучаемой им переменной. Он действует так же, как физик или биолог. Если на стадии наблюдения он часто должен прибегать к естественному наблюдению, чтобы доискаться до первопричины, то, напротив, в эксперименте он должен установить какую-либо зависимость, стараясь устранить все влияния, ее маскирующие. Лаборатория полезна только тогда, когда удается привести в действие средства, изолирующие какое-либо явление. Социальное окружение. Присутствие экспериментатора является очень важной переменной ситуации. Мы не будем специально останавливаться на этом вопросе, ибо то, что мы сказали, вполне применимо и к экспериментированию. Эта рубрика поднимает целый ряд специальных проблем социальной психологии. Конечно, часто нужно нейтрализовать действие этих переменных окружения, однако это возможно лишь в том случае, если известна природа их действия; многие эксперименты не имеют иной цели, кроме изучения этой независимой переменной, действие которой нельзя знать а priori. Основным принципом таких экспериментов является сохранение постоянными всех остальных условий и варьирование только природы окружения. Но возможное влияние не является абсолютным, оно зависит от задачи и иногда от личности испытуемого. Приведем пример из повседневной университетской жизни. Одни студенты успешно занимаются в библиотеке, а другие - нет. В этой области, как и в других, мы не склонны в настоящее время к широким обобщениям. Инструкция. Инструкцией экспериментатор определяет ситуацию по своему усмотрению. Он придает ей ее значение. Кроме того, он уточняет природу ожидаемого ответа (быструю реакцию, научение, решение задачи), который может быть определенным или неопределенным в зависимости от изучаемых проблем. Инструкция устанавливает также определенный уровень мотивации, подчеркивая значение, которое придает экспериментатор возможным успехам или неудачам испытуемого, одним словом, его ответам.

Инструкция, в конечном счете, имеет своей целью привести всех испытуемых к выполнению задачи в как можно более сходных условиях. Разумное решение состоит в проверке формулировки инструкции в ходе предварительных экспериментов до тех пор, пока инструкция не будет пониматься однозначно. Вариации личности. Предметом психологии является не что иное, как личность; недостаточно изучать, например, законы памяти, если не пытаться при этом узнать, какое влияние на эти законы оказывает интеллект, характер или интересы. В первое время экспериментальная психология не обращала внимания на индивидуальные различия, она нивелировала их в поисках центральных тенденций ответов, но на втором этапе своего развития сами эти различия становятся предметом изучения, попытка объяснить их состоит в воспроизведении их посредством воздействия на контролируемые переменные личности. Личность является интеграцией весьма различных данных и сил; некоторые из них могут претерпеть изменение в результате экспериментального воздействия, другие же допускают лишь различия, созданные природой и обществом. Метод контрольной группы применяется каждый раз, когда изучается влияние какой-либо ситуации на поведение (влияние специфических методов обучения, фармакологические действия, изменения, происходящие в окружающей среде или в задаче в мастерских или конторах, и т. д.). Создание равноценных групп одна из серьезных проблем экспериментальной психологии. Две группы никогда не могут быть абсолютно равноценными. Как можно достичь достаточной равноценности? Основное правило состоит в следующем: две группы должны быть равноценными по крайней мере в отношении изучаемых проблем: группы детей одного возраста, пола или одного и того же уровня умственного развития, сходные патологические случаи и т. д. Первый вопрос, требующий решения и иногда предварительных экспериментов, состоит в том, чтобы определить основные переменные, равноценность которых следует проверить. Является ли такой переменной интеллектуальный уровень? Социально-экономический уровень? Характер?

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине История психологии (название)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогическая психология и андрагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая психология»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030301 Психология / сост.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс разработан

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Юридическая психология вид дисциплины: спецкурс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

    Учебно-методический комплекс
    Юридическая психология: для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование психологии в решении многих проблем, в том числе вопросов совершенствования

Другие похожие документы..