Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экспериментальная психология»

Глоссарий (основные понятия и определения дисциплины).

Психологический эксперимент- (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются психологические закономерности. Экспериментирование имеет своей целью проверить существование какой-либо связи между рядами фактов. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Эксперимент, на который ссылаются - изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора.

Квазиэксперимент- эксперимент с ограниченными формами контроля условий независимой переменной.

Переменные (экспериментальные) Фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной; фактор, влияющий на зависимую переменную параллельно с независимой называется побочной переменной.

Экспериментальный план - логическая схема, определяющая характер и порядок различных фаз эксперимента.

Идеальный экспериментпредполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Валидность внутренная - вид валидности, определяющий то, насколько исследователь уверен, что результаты, полученные измерением зависимой переменой, непосредственно связаны с независимой переменной, а не с каким-нибудь другим неконтролируемым фактором.

Валидность внешняя- вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций, явлений, объектов.

Надежность устойчивость результатов исследования при многократных проведениях.

Выборка- множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Репрезентативность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Корреляционное исследование— статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). При этом, изменения одной или нескольких из этих величин приводят к систематическому изменению другой или других величин. Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.

Распределение часов курса по темам и видам работ

II. Распределение часов курса по темам и видам работ

п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

Методология экспериментального исследования в психологии

1

Методология науки

16

4

2

10

2

История экспериментального метода

16

4

2

10

3

Алгоритм экспериментального исследования

16

4

2

10

4

Психологическое измерение

16

4

2

10

5

Экспериментальный метод в психологии

16

4

2

10

6

Обработка и обобщение результатов

16

4

2

10

7

Возможности, перспективы и проблемы компьютерного эксперимента

16

4

2

10

Экспериментальные исследования

10

8

Исследование познавательных процессов

16

4

2

10

9

Эксперименты о влиянии психологической установки

16

4

2

10

10

Психоаналитический эксперимент

16

4

2

10

11

Экспериментальное исследование личности

20

8

4

8

ВСЕГО:

180

48

24

108

Форма итогового контроля: экзамен

  1. Темы рефератов

  • Мера изменчивости психических свойств и характеристик: внешние и внутренние условия.

  • Проблема учета личностных переменных в эксперименте.

  • Экспериментальные исследования интерпретаций символов.

  • Множественность объяснительной гипотезы.

  • Проблема адекватности измерительного инструмента измеряемой психической реальности. Проблема «мощности» метода (В.Н. Дружинин).

  1. Вопросы к экзамену.

  1. Специфика исследования психических свойств. Отличие психических свойств от физических и химических. Проблемы переноса парадигмы исследования свойств и характеристик в естественных науках на психологическую науку.

  2. Мера изменчивости психических свойств и характеристик: внешние и внутренние условия.

  3. Проблемы адекватного использования методик.

  4. Проблема адекватности измерительного инструмента измеряемой психической реальности. Проблема «мощности» метода (В.Н. Дружинин).

  5. Проблема участия сознательного и бессознательного компонентов психики в диагностике психических свойств.

  6. Валидность.

  7. Надежность.

  8. Репрезентативность.

  9. Достоверность.

  10. Независимая переменная и зависимая переменная

  11. Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются

  12. Эксперимент и лаборатория

  13. Изоляция и контроль независимых переменных

  14. Вариации ситуации

  15. Создание равноценных групп

  16. Вариации личности

  17. Вариации ответа

  18. Планирование эксперимента

  19. Обработка результатов

  20. Обсуждение результатов исследования

  21. Квазиэксперимент.

  22. Корреляционные исследования.

  23. Измерение в психологии

  24. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания).

  25. Этика экспериментатора. Основные правовые докумены психологического сообщества.

Программированный опрос /course/view.php?id=8

Вопросы и ответы

Спровоцированный эксперимент – это

  • классический эксперимент (да)

  • оригинальный эксперимент

Эксперимент, на который ссылаются

  • осуществляется без вмешательства ситуации

  • осуществляется без вмешательства экспериментатора (да)

Эксперимент с мозговыми повреждениями является примером

  • классического эксперимента

  • эксперимента, на который ссылаются (да)

Лаборатория предполагает

  • сложное оборудование, помещающееся в особых зданиях

  • создание искусственной среды (да)

Подход экспериментатора

  • аналитический, он старается создать ситуации, как можно больше выявляющие влияние изучаемой им переменной (да)

  • синтетический, он изучает совокупное влияние всех переменных

Опасность перенесения полученных закономерностей в практику появляется тогда, когда

  • экспериментатор неосмотрительно захотел бы перенести свои лабораторные результаты в повседневную жизнь, в которой действуют те самые переменные, влияние которых нейтрализовал эксперимент (да)

  • сломалось лабораторное оборудование

Оборудование является средством

  • контроля за изменениями независимых переменных и определения значений или свойств зависимой переменной (да)

  • усилить влияние независимой переменной

Значение эксперимента определяется

  • ценностью используемого оборудования

  • богатством гипотез и точностью необходимого контроля (да)

Использование оборудования помогаем учесть

  • переменные, связанные с вариациями ситуации, личностными различиями и регистрацией ответов (да)

  • переменные, связанные с техническими трудностями оборудования

Можно ли изолировать одну переменную?

  • вопрос этот неразрешим

  • это возможно, если принять все необходимые предосторожности и проверять полученные результаты в сходных условиях (да)

Можно ли полностью проконтролировать личностные переменные?

  • Нет (да)

  • Да

Ответы испытуемых – это

  • Независимая переменная

  • Зависимая переменная (да)

Окружающая среда в экспериментах имеет два аспекта:

  • Физическую среду и социальную среду (да)

  • Физиологическую среду и психологическую среду

Предварительный тест выполняет две функции:

  • проверку успехов между предварительным тестом и последующим тестом и проверку равноценности двух групп в отношении изучаемой функции (да)

  • нейтрализовать зависимую и независимую переменные и уравнять группы

Экспериментатор старается

  • повлиять на зависимую переменную

  • нейтрализовать влияние порядка предъявления переменных (да)

Основное правило состоит в следующем:

  • группы должны быть равноценными по крайней мере в отношении изучаемых проблем (да)

  • группы должны быть равноценными по крайней мере в отношении количества испытуемых

На практике часто действуют следующим образом:

  • для того чтобы составить равноценные группы, начинают с уже однородной во многих отношениях популяции: детей данного возраста, одного и того же квартала, студентов определенной специальности на данном уровне, рабочих одной и той же специальности и т. д. (да)

  • для того чтобы составить равноценные группы, проводят массовые тестирования с целью отобрать нужных для эксперимента испытуемых.

Полученные в эксперименте результаты распространяются

  • на людей всего мира во все времена

  • на популяцию, представители которой участвовали в эксперименте (да)

Личностные характеристики в экспериментальных условиях

  • не меняются

  • можно изменить (да)

Спровоцированные экспериментатором изменения могут быть

  • как биологического, так и психологического характера (да)

  • только биологического характера

В первое время экспериментальная психология

  • не обращала внимания на индивидуальные различия, она нивелировала их в поисках центральных тенденций ответов (да)

  • индивидуальные различия ставила предметом изучения

В психологическом эксперименте

  • никогда нельзя проверить все переменные достаточным образом (да)

  • хорошо проверяются все переменные

Эксперимент может быть проведен на одном-единственном испытуемом. Однако в таком случае возникает вопрос.

  • Как создать наиболее благоприятные условия для этого испытуемого?

  • Зависит ли полученный результат от особенностей испытуемого или он имеет обобщенное значение? (да)

Статистическая обработана данных - это

  • прием, с помощью которого мы извлекаем «чистый металл из руды»

  • инструмент, позволяющий наиболее точно описывать реальное поведение (да)

Эксперимент организуется

  • согласно такому-то плану, который является не чем иным, как логической схемой, определяющей характер и порядок различных фаз эксперимента (да)

  • случайным образом, чтобы не нарушить внешнюю среду

Самый простой план сводится

  • к сравнению результатов одного испытуемого

  • к сравнению результатов, соответствующих двум степеням независимой переменной (да)

Экспериментальные планы

  • позволяют определить, оказывает ли независимая переменная заметное влияние (да)

  • дают возможности функционально проверить воздействие независимой переменной на зависимую переменную, то есть установить закон

Если эксперимент имеет своей целью выявить воздействие одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную, то

  • все усилия экспериментатора должны быть направлены на фиксацию значений зависимой переменной

  • все усилия экспериментатора должны быть направлены на контроль всех этих переменных (да)

Инструкция должна обеспечивать

  • сотрудничество испытуемого (да)

  • свободу испытуемого

Для экспериментатора очень важно

  • дать возможность испытуемым самим учитывать процедуру обработки результатов

  • учесть процедуру обработки результатов до проведения основного эксперимента (да)

К временной ошибке в собственном смысле слова следует отнести эффекты,

  • связанные с порядком следования самих стимулов сравнения (да)

  • связанные с пространственным представлением стимулов

Явление ассимиляции (сведение оценок к центральной тенденции) состоит в

  • недооценке наибольших значений и переоценке наименьших (да)

  • переоценке центральной тенденции

Чем неопределеннее стимул, тем большее значение имеют феномены

  • перцептивной точности

  • перцептивного искажения (да)

Первая задача экспериментатора состоит

  • в вычислении связей между данными

  • в установлении порядка, то есть в классификации полученных результатов и такой их группировке, которая позволила бы экспериментатору охватить их единым взглядом (да)

Данные эксперимента должны быть представлены в

  • таблицах, графиках и статистической обработке (да)

  • описаниях процедуры исследования

Для описания результатов исследования нужно найти

  • самую оригинальную классификацию

  • самую репрезентативную и наиболее показательную классификацию (да)

Дать объяснение - это значит в каждом конкретном случае определить

  • не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более или менее проверенного общего закона (да)

  • как можно использовать полученные результаты

Для каждого результата существует

  • единственно возможное объяснение

  • несколько возможных объяснений (да)

Для всякого, кто ищет объяснения, основная ошибка будет состоять в том,

  • чтобы уйти в абстрактные рассуждения о причинах психических явлений вообще

  • чтобы принять какую-нибудь частную причину за главную причину (да)

Ценность обобщения зависит не от хорошо произведенного понятийного анализа детерминант, а от

  • повторных подтверждений этой зависимости в ходе различных, но близких друг к другу экспериментов (да)

  • ума испытуемых, участвовавших в эксперименте

Установление связи между двумя переменными

  • может совершаться только на одном уровне обобщения

  • может совершаться на нескольких уровнях обобщения (да)

Значение последовательных обобщений определяется

  • важностью позиции экспериментатора

  • плодотворностью высказанных гипотез и их экспериментальным подтверждением (да)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине История психологии (название)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогическая психология и андрагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая психология»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030301 Психология / сост.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс разработан

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Юридическая психология вид дисциплины: спецкурс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

    Учебно-методический комплекс
    Юридическая психология: для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование психологии в решении многих проблем, в том числе вопросов совершенствования

Другие похожие документы..