Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экспериментальная психология»

Когда решен этот первый вопрос, нужно найти правильные критерии (иногда тесты) для определения равноценности, а эта проблема становится все труднее по мере перехода от биологических переменных к социальным или к переменным личности.

На практике часто действуют следующим образом. Для того чтобы составить равноценные группы, начинают с уже однородной во многих отношениях популяции: детей данного возраста, одного и того же квартала, студентов определенной специальности на данном уровне, рабочих одной и той же специальности и т. д. Преимущество, существующее вначале, утрачивается в конце. Полученные результаты будут относиться только к изученной популяции. Однако редкие исследования имеют возможность использовать две равноценные и репрезентативные выборки популяции данной страны. И даже в этом случае полученные результаты не могут быть, по-видимому, экстраполированы с Франции, например, на Китай.

Планирование эксперимента. Всякий эксперимент организуется согласно такому-то плану, который является не чем иным, как логической схемой, определяющей характер и порядок различных фаз эксперимента. Самый простой план сводится к сравнению результатов, соответствующих двум степеням независимой переменной. Эти две степени могут соответствовать какому-то количественному (например, две длительности или две интенсивности) или качественному (время реакции на звук или на свет) различию. Крайним случаем качественного различия является отсутствие или наличие этой переменной. Для каждой степени переменной получаем популяцию измерений на одном или нескольких испытуемых. Сравнение осуществляется посредством статистического критерия (t Стюдента или хи-квадрат), позволяющего сказать, разрешают ли результаты, полученные в той или иной ситуации, отбросить нулевую гипотезу, то есть рассматривать две популяции измерений как не принадлежащие к одной гомогенной совокупности. В этом случае различие результатов двух популяций измерений объясняется при данном пороге вероятности различием степеней независимой переменной. Когда имеется больше двух степеней независимой переменной, попарное сравнение групп результатов значительно длиннее и может привести к ошибкам. Дисперсионный анализ открыл новые перспективы перед экспериментированием в науках, основанных на предположениях. До сих пор трудно было планировать эксперименты, предполагающие более одной независимой переменной. Проблема состояла в том, чтобы нейтрализовать действие второй переменной, как правило, переменной порядка, чтобы избежать эпизодических влияний ситуаций, вызывающих либо облегчение, либо усложнение задачи, короче - искажающих результаты. Дисперсионный анализ позволяет сказать, оказывает ли независимая переменная особое влияние, не измеряя непосредственно это влияние. Он соответствует, следовательно, методу обнаружения влиятельных переменных. Еще один шаг вперед был сделан, когда для проверки действия независимой переменной стали применять различные, но равноценные группы испытуемых, причем одни из них подвергались воздействию этой переменной, а другие - нет.

Спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Это различие, введенное Клодом Бернаром, очень полезно в психологии. Спровоцированный эксперимент является самым частым и самым классическим. Исследователь воздействует на независимую переменную и наблюдает результаты. Эксперимент называется экспериментом, на который ссылаются, когда изменение независимой переменной осуществляется без вмешательства экспериментатора. Так обстоит дело с мозговыми повреждениями, вызванными ранениями или болезнями, с различиями в культурном уровне, связанными с неравенством условий жизни, или с биологическим тождеством однояйцевых близнецов. К этим случаям нужно отнести и все те случаи, когда в той или иной форме происходит изменение в личности и когда оно может быть использовано как независимая переменная. Эти случаи очень ценны, так как экспериментатор не может вводить переменные, действие которых было бы медленным (система воспитания), и не имеет права экспериментировать на человеке, если его эксперимент может вызвать серьезные или необратимые физиологические или психологические нарушения. Эксперимент может быть одновременно экспериментом, на который ссылаются, для одной переменной и спровоцированным - для другой.

Литература к семинарам:

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.,1997. Гл. 3 -Психология психологического эксперимента.

  3. Стоунс Э. Психопедагогика. М., 1984. - Взаимодействие при тестировании.

  1. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология Вып. 1-2, М, 1966, часть 1, гл. 2 - Экспериментальный метод.

Вопросы

  1. Какова цель эксперимента?

  2. Дайте определения зависимой и независимой переменной.

  3. Чем отличается «эксперимент, на который ссылаются» от классического эксперимента?

  4. Можно ли изолировать одну переменную?

  5. Можно ли полностью проконтролировать личностные переменные?

  6. В чем состоит опасность перенесения полученных в лаборатории закономерностей в практику?

  7. Какие переменные помогает учесть использование оборудования?

  8. Как создать равноценные группы?

  9. Что называют контрольной и экспериментальной группой?

  10. Как влияют личностные характеристики на результаты эксперимента?

Тема 6. Обработка и обобщение результатов

Обработка результатов. Учитывая многочисленность и иногда разрозненность данных, первая задача экспериментатора состоит в установлении порядка, то есть в классификации полученных результатов и такой их группировке, которая позволила бы экспериментатору охватить их единым взглядом. Эта классификация должна быть, очевидно, проведена исходя из независимых переменных, но не следует забывать, что таких классификаций может быть несколько. Для того чтобы выявить значение полученных результатов, нужно усилить их освещение. Три основных способа позволяют осуществить эту группировку полученных данных. А) Таблицы. Их применение общеизвестно. Для того чтобы быть полезными, они должны быть ясными. Результаты могут быть сгруппированы в них в виде сырыx значений или в виде таблиц частот или процентов. В каждом случае нужно найти самую репрезентативную и наиболее показательную классификацию. Б) Графики. Мы не будем останавливаться на этой процедуре, популяризированной всей современной техникой. Нужно, однако, подчеркнуть, что графики имеют то достоинство, что устанавливают зависимость между двумя или несколькими переменными и, превращая цифры в линии или блоки, лучше позволяют глобально охватить множество результатов, чем таблицы, часто перегруженные слишком полной информацией.

В) Статистическая обработка. Она часто связана с предыдущими процедурами. Группировка количественных результатов чаще всего состоит в поисках основных параметров их распределения, являющихся, как правило, показателем центральной тенденции и показателем дисперсии значений вокруг этой центральной тенденции. Если распределение значений почти нормальное, то речь, идет о среднем и стандартном отклонении; если оно неравномерное, - то медиане и полуинтерквартильном отклонении. Если распределение особое, лучше ограничиться графиком. Объяснения. Обработка полученных результатов лишь констатирует факты. Для того чтобы идти вперед, наука должна дать им объяснение. Дать объяснение - это значит в каждом конкретном случае определить, не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более или менее проверенного общего закона. Bиды объяснения могут быть различными. Можно дать объяснение на уровне физиологических механизмов или на уровне переменных ситуации; можно определить, объясняется ли ряд результатов действием промежуточных переменных, существование которых постулируется (таким характером обладают факторы) и статус которых изменяется в зависимости от их объяснительной ценности и соответствия другим промежуточным переменным. Во всех случаях для каждого явления можно пользоваться различными «решетками для чтения шифра». Для всякого, кто ищет объяснения, основная ошибка будет состоять в том, чтобы принять какую-нибудь частную причину за главную причину. Обобщение. Переходя от общего к частному, экспериментатор надеется, что он выбрал репрезентативный пример, а не частный случай. Однако, коль скоро изучаемая зависимость проверяется в выбранном им частном примере, имеет ли он право переходить на этот раз от частного к общему и считать, что проверена гипотеза, имеющая обобщенное значение. Можно ли распространить на весь класс явлений то, что экспериментатор наблюдал в одном каком-то частном случае? Ответить на этот вопрос утвердительно - значит игнорировать случайный характер всякой ситуации; ответить категорическим отрицанием - значит сделать невозможной науку и довольствоваться составлением каталога фактов. Это противоречие между двумя крайними полюсами является дилеммой всякой эпистемологии. На одном полюсе стоят рационалисты, считающие, что понятие отражает сущность, что дефиниции соответствует фундаментальное свойство явления и что объем ее позволяет определить формальная логика; на другом - последовательные эмпирики, утверждающие, что обобщенность какого-либо понятия может быть основана только на сумме экспериментов.

Этот вековой спор в наши дни конкретизируется в противоположности двух подходов в психологии: Феноменологuu и операционализма. Решение дилеммы, via media, состоит в том, чтобы отказаться от обобщения, основанного на сущности явлений, которое Левин называл аристотелевским обобщением, и признавать только обобщение, основанное на индукции, осуществленной исходя из одного или нескольких фактов, причем этому обобщению следует придавать лишь вероятное значение. Если какая-либо зависимость может быть таким образом временно обобщена, следует иметь ввиду, что ценность обобщения зависит в сущности не от хорошо произведенного понятийного анализа детерминант, а от повторных подтверждений этой зависимости в ходе различных, но близких друг к другу экспериментов. Вот почему наука создается не только несколькими «главными» экспериментами, украшающими учебники, но бесконечным числом исследований, сопоставление которых друг с другом постепенно увеличивает ценность каждого обобщения.

Процесс обобщения распространяется на четыре различных аспекта экспериментального процесса: ситуацию, ответ, личность испытуемых и зависимость между этими членами. Множественность форм психологического объяснения, зависимость их от теоретической концепции. Объяснительная гипотеза. Психологический редукционизм. Социологический редукционизм. Физикалистские объяснения. Органические объяснения.Объяснение через поведение. Объяснения посредством генетической конструкции. Объяснение, основанное на абстрактных моделях.

Литература к семинарам:

  1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982.

  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.,1997. Гл. 3 -Психология психологического эксперимента.

  3. Экспериментальная психология. Ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., Вып.I-II, Гл.2, 1966.

  4. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1-2, М.,1966. Ч.1, гл. 3 - Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм.

Вопросы

  1. Как должны быть представлены данные эксперимента?

  2. Что значит «дать объяснение результатам исследования»?

  3. В чем состоит основная ошибка экспериментатора при объяснении результатов исследования?

  4. Как вы понимаете «множественность объяснительной гипотезы»?

  5. Как установить связь между двумя переменными?

Тема 7. Возможности, перспективы и проблемы компьютерного эксперимента. Командная работа психологов, программистов и дизайнеров в создании компьютерных диагностических программ. Требование умения работы с компьютером. Требование умения алгоритмизировать процесс проведения эксперимента и анализа полученных результатов.

Вопросы

  1. Каковы основные возможности и ограничения компьютерного эксперимента?

  2. Как можно учесть личностные особенности испытуемых в компьютерном эксперименте? Приведите примеры известных вам компьютерных экспериментов.

Раздел второй

Тема 8. Исследование познавательных процессов. Исследование познавательных процессов у животных.Просмотр и обсуждение видеороликов /index.php?showtopic=548 Исследование познавательных процессов у человека. Просмотр и обсуждение видеороликов /index.php?showtopic=548

Восприятие возраста по автопортрету /course/view.php?id=5

Субъективная семантака понятия «развитие» /course/view.php?id=6

Эксперименты П.И. Зинченко по непроизвольному запоминанию.

Влияние личности на восприятие текста (литературного и музыкального) /index.php?s=af70066a32677f314b3fd7441062e689&showforum=4

Восприятие лица, разделенного вертикально (Исследования Н.Г. Артемцевой).

Стратегии восприятия музыки («музыкальная пиктограмма»).

Тема 9. Эксперименты о влиянии психологической установки.Просмотр и обсуждение видеороликов /index.php?showtopic=548

Тема 10. Психоаналитический эксперимент. Ассоциативный эксперимент Карла Юнга.

Тема 11. Экспериментальное исследование личности. Методы сбора данных в психологии личности. Психология черт и психология типов личности. Проективные и полупроективные методы исследования личности. Факторный анализ в исследованиях личности. Исследование генезиса личности. Семантический дифференциал.

Литература к семинарам:

  1. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

  2. Методы психологической диагностики. Вып. 2, /Ред. Воронин А.Н., М., 1994.

  3. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994.

  4. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. Гл.3 - Личностные опросники. Разработка заданий.

  5. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 1-3. М., 1990.

  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1, 2. М., 1986

  7. Фресс Ж. , Пиаже П. Экспериментальная психология. Вып. 5.

Список литературы

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.

  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., Речь, 2000.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб., 2000.

  4. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982.

  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.

  6. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М., 2005.

  7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 1996.

  8. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

  9. Экспериментальная психология. Вып.1-6/Ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.:Прогресс,1966-1976

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.В. Вероятностные методы в психологии. М.: МГУ, 1975.

  2. Вудвортс Г. Экспериментальная психология. М., 1950.

  3. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

  4. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М.: ИП РАН, 1995.

  5. Дейвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988.

  6. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990.

  7. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.

  8. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.

  9. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М: Прогресс, 1980.

  10. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.

  11. Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971.

  12. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.

  13. Практикум по экспериментальной психологии /Ред. В.Д.Шадриков. Ярославль, 1974.

  14. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988.

  15. Роджерс К. К науке о личности //История зарубежной психологии. 30-60-е годы 20-го века. Тексты /Ред. П.Я.Гальперина , Ждан. М.: МГУ, 1986, с.200-230.

  16. Современная философия науки. М.: Логос., 1996.

  17. Факторный и дискриминантный анализ. М.: Финансы и статистика,1989.

  18. Экспериментальная психология. Т.1/Редактор-составитель С.С.Стивенс.М.: Издательство иностранной литературы, 1960.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине История психологии (название)

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса: дать студентам знания, необходимые для формирования всестороннего и системного взгляда на теоретические и прикладные проблемы психологии;
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «педагогическая психология и андрагогика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогическая психология»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030301 Психология / сост.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс разработан

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Юридическая психология вид дисциплины: спецкурс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

    Учебно-методический комплекс
    Юридическая психология: для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование психологии в решении многих проблем, в том числе вопросов совершенствования

Другие похожие документы..