А. С. Андриенко значимые составляющие успешной организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «иностранный язык для профессиональных целей»

Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 2 (4)

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………….5

РАЗДЕЛ І. ПРОБЛЕМЫ ФИЛИЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ

И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

А.С. Андриенко

ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»…………………………………………………...6

М.Г. Бондарев, А.С. Трач

ПОРТФОЛИО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ……………………..15

В.Н. Василовская, С.Б. Мальков

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ……………………………………24

С.В. Ефименко

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

ВУЗА……………………………………………………………………………………32

О.И. Жданько

Отбор и организация содержания обучения ВУЗА

профессионально-ориентированной лексике студентов неязыкового ВУЗА….…………………………………….……………………...42

О.А. Заблоцкая

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…………………………………………………………………………...48

О.Н. Иконникова

АДЪЕКТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ В СЕМИТО-ХАМИТСКИХ, КАВКАЗСКИХ, КИТАЙСКО-ТИБЕТСКИХ И ТАЙСКИХ ЯЗЫКАХ В ПЛАНЕ ГЕНЕЗИСА КАТЕГОРИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО……………………………………..60

Г.А. Краснощекова

Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку с использованием информационных технологий………………………………………………………………………..69

О.Г. Мельник

РОЛЬ МЕТАФОРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ESP………………………………………...75

Т.А. Нечаева, О.Н. Черноморова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ……………………………………………………81

ПРЕДИСЛОВИЕ

С целью обмена опытом в фундаментальных исследованиях и практической деятельности кафедра иностранных языков ТТИ ЮФУ проводит ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную проблемам и перспективам развития неспециального языкового образования, воспитания студентов, на которой участники конференции имеют возможность пропагандировать достигнутые научные результаты, обсудить проводимые исследования, поделиться опытом практической работы.

Два специальных выпуска электронного научного журнала «Информатика, вычислительная техника и проблемы инженерного образования» (настоящий выпуск – 2011, № 2(4) и следующий выпуск – 2011, № 3(5)) предлагают Вашему вниманию материалы данной конференции, проходившей 31 января 2011 года. В настоящем выпуске размещены работы по проблемам филологии, педагогики и методике обучения иностранным языкам, а в следующем выпуске размещены также ряд работ по указанной тематике, а также по актуальным проблемам психологии и безопасности жизнедеятельности.

Кафедра иностранных языков осуществляет научную деятельность по пяти направлениям: методика преподавания ИЯ, педагогика, филология, социология и психология. На конференцию были представлены научные доклады по всем направлениям. В работе конференции приняли участие более 35 человек. Тематика и представление докладов с использованием новейших информационных технологий вызвала большой интерес и обсуждения участников конференции.

Актуальность конференции обусловлена, прежде всего, стремлением повысить качество обученности иностранным языкам студентов нашего вуза, а также сложностью и противоречивостью процесса реформирования высшего образования, с которым сталкиваются гуманитарии. В связи с требованием нового государственного стандарта, сокращением количества аудиторных часов по иностранному языку в неязыковых вузах необходимо совершенствовать методику преподавания иностранных языков, развивать самостоятельную работу студентов, обеспечивать современными образовательными контентами учебный процесс, чтобы повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов, так как иностранный язык рассматривается на современном этапе развития высшего профессионального образования как обязательный компонент профессиональной подготовки выпускника, реализующий идеи социализации и профессионализации личности специалиста в вузе, и явная предпосылка успешной деятельности специалиста в будущем.

Думается, что конференция стала содержательным форумом педагогического сообщества, на котором преподаватели по иностранным языкам провели плодотворные дискуссии о проблемах языкового образования и воспитания студентов в технической школе и наметили пути их совершенствования.

Мы выражаем искреннюю благодарность всем, кто принял участие в конференции; а также приглашаем всех желающих принять участие в международной научно-практической конференции, которая будет организована на кафедре иностранных языков в следующем году.

Зав. кафедрой иностранных языков ТТИ ЮФУ

к.п.н., профессор

Краснощекова Галина Алексеевна

Раздел І. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

УДК 7.071.3(075.8)

А.С. Андриенко

ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей»на старших курсах образовательного уровня бакалавриата как важное условие качественной подготовки и дальнейшего самообразования будущих выпускников. В работе определяется ведущая цель осуществления самостоятельной работы студентов и дается характеристика дидактическому портфолио студента как инновационному инструменту, средству фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Самостоятельная работа, образование, самообразование, портфолио студента, непрерывное образование, профессиональная подготовка, индивидуальная образовательная траектория.

A.S. Andrienko

THE IMPORTANT ELEMENTS OF SUCСESSFUL SELF-ORGANIZED WORK OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC INSTITUTE IN THE PROCESS OF ENGLISH FOR SPESIFIC PURPOSES LEARNING

The article deals with the problem of successful self-organized work of senior students of bachelor level of education of non-linguistic Institute in the process of learning English for Specific Purposes (ESP) as the foreign language. Self-organized work is maintained as the important means of quality education and further self-education of the Higher School graduates. In the article the main purpose of processing of self-organized students’ work and students’ portfolio characteristics as the innovative instrument of self-organized students’ work and personal students’ evaluation have been identified.

Self-organized work, education, self-education, students’ portfolio, long-life education, professional education, personal educational trajectory.

Проблеме самостоятельной работе посвящены многие исследования, но она не утратила своей актуальности в педагогической теории и практике. Возросший интерес к данной проблеме в процессе развития инновационных технологий обусловлен и интенсивным расширением информационного потока, и сокращением аудиторного академического времени в вузе в процессе изучения студентами дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» на старших курсах образовательного уровня бакалавриата. При изучении данной дисциплины особое внимание в процессе организации самостоятельной работы следует уделить рассмотрению таких вопросов как типы самостоятельных работ, средства их организации (персональная тетрадь самостоятельных работ, дневник, портфолио), формирование содержания, способы активизации и формы эффективной организации планирования и контроля самостоятельной работы студентов.

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 №71; Инструктивным письмом МО РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений», государственными образовательными стандартами. Организация самостоятельной работы является составной частью учебно-методического комплекса дисциплины (УМК).

Под самостоятельной работой студентов понимаются разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусматривается около 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов. В связи с этим, обучение студентов вуза включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части: процесс обучения и процесс самообучения.

Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студентов должна совпадать с целью обучения: подготовкой компетентного, конкурентоспособного бакалавра и будущего специалиста с высшим образованием.

Целью организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» на образовательном уровне бакалавриата (III и IV курсы) является формирование, развитие и совершенствование определенного программными документами уровня иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов, что предполагает развитие ключевых и базовых компетенций по направлению профильной специальности, а также творческой, исследовательской деятельности студентов средствами иностранного языка, осуществление профессионально ориентированного общения со специалистами на международном уровне. Самостоятельная работа студентов должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению профессионально ориентированных задач.

Формирование содержания самостоятельной работы включает в себя:

  • определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем вопросов, заданий, включенных в аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;

  • определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые относятся к самостоятельной работе;

  • отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;

  • определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий студентами;

  • разработку критериев оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Организационная роль в самостоятельной учебной работе студентов принадлежит преподавателю. Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует самостоятельную работу студентов. Исходя из специфики конкретной группы, преподаватель определяет цель, содержание самостоятельной работы студентов, в соответствии с учебным планом, устанавливает тематику, трудоемкость, формулирует задания для самостоятельной работы, определяет формы самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя, готовит методические материалы для самостоятельной работы.

Методические материалы по организации самостоятельной работы студентов являются частью УМК и содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые студент может выполнять виды деятельности, предлагаемые на практических занятиях.

Обязательными разделами методических рекомендаций являются:

  • план выполнения самостоятельной работы по дисциплине;

  • характеристика заданий для самостоятельной работы;

  • примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию;

  • рекомендуемая литература (основная и дополнительная);

  • требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы;

  • формы контроля.

Повышению уровня мотивации студентов старших курсов образовательного уровня бакалавриата в процессе самостоятельной работы способствуют задания, активизирующие изучение профессионально ориентированных проблем, особенно по направлению профильной специальности факультетов.

Руководство самостоятельной работой студентов, как часть УМК, включает в себя:

  • предъявление студентам заданий для самостоятельной работы;

  • проведение консультаций (за счет общего бюджета времени, отведенного на аудиторную работу преподавателя) по вопросам организации самостоятельной работы, выполнению конкретных заданий по дисциплине, критериям оценки качества выполняемой самостоятельной работы; по целям, средствам, трудоемкости, срокам выполнения, формам контроля самостоятельной работы студентов;

  • контроль самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная подготовка студентов с использованием дополнительных источников информации позволяет выразить свое мнение на иностранном языке с опорой на фоновые знания и характеризующие

  • общую компетенцию студента (эмпирические и академические знания),

  • экзистенциальную компетенцию (личностные характеристики и взгляды)

  • профессиональную (специальную) компетенцию будущего выпускника технического вуза.

Для контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы разнообразные формы, методы и технологии контроля.

Формы: тестирование, презентации, кейсы, защита творческих работ, контрольные работы и др.;

Методы контроля: зачёты, практические работы, собеседования, семинары, экзамены;

Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка, портфолио, самооценка, индивидуальная тетрадь, дневник студента и др.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студентов.

  1. Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) (1)

    Документ
    С целью обмена опытом в фундаментальных исследованиях и практической деятельности кафедра иностранных языков ТТИ ЮФУ проводит ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную проблемам и перспективам развития неспециального языкового
  2. Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. №2 (4) (2)

    Документ
    С целью обмена опытом в фундаментальных исследованиях и практической деятельности кафедра иностранных языков ТТИ ЮФУ проводит ежегодную научно-практическую конференцию, посвященную проблемам и перспективам развития неспециального языкового
  3. Развитие и образование человека и всего человеческого общества в целом представляют два процесса: первый- это развитие человека как существа, т е. открытие им

    Документ
    Развитие и образование человека и всего человеческого общества в целом представляют два процесса: первый- это развитие человека как существа, т. е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, наполнения опыта поведения;
  4. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  5. Методика тестирования грамматики в процессе формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции (французский язык, неязыковой вуз)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «21» декабря 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.07 при Московском государственном гуманитарном университете им.
  6. Предисловие научно-практическая конференция «Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологий преподавания языков» стало традиционной на факультете прикладной лингвистики и регулярно проводится с 2001 года. (1)

    Документ
    Научно-практическая конференция «Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологий преподавания языков» стало традиционной на факультете прикладной лингвистики и регулярно проводится с 2001 года.
  7. Предисловие научно-практическая конференция «Новые возможности общения: достижения лингвистики, переводоведения и технологий преподавания языков» стало традиционной на факультете прикладной лингвистики и регулярно проводится с 2001 года. (2)

    Документ
    В настоящем сборнике материалов конференции статьи представлены в основном по трем направлениям: лингвистика, переводоведение и методика преподавания иностранных языков.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки 62Б «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») является системой учебно-методических документов,
  9. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.

Другие похожие документы..