Рабочая учебная программа дисциплины «управление качеством» для студентов, обучающихся по специальности

ФИЛИАЛ г. ДУБНА НОУ ВПО

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

(для студентов, обучающихся по специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии»

Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент Суворова Т.В.

1. Пояснительная записка.

В настоящее время теоретики и практики управления в мире все большее внимание уделяют вопросам разработки, изучения и освоению методов управления качеством продукции, работ, услуг и систем управления. Эти вопросы становятся особенно актуальными для предприятий и организаций в условиях переходной экономики России. Опыт развитых стран показывает, что решение проблем в области качества должно носит всеобщий характер, что предполагает широкомасштабное обучение и профессиональную подготовку специалистов.

Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка. Повышение качества продукции оказывает существенное влияние на

конкурентоспособность отечественных товаров.

Предметом изучения курса является формирование теоретических основ и приобретение практических навыков управлением качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.

Программа курса «Управление качеством» составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 года по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии».

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

  • сущность качества и управления им;

  • организацию государственного регулирования качества продукции и услуг в РФ посредством стандартизации, сертификации и защиты прав потребителей;

  • основные направления активизации политики государства в области качества;

  • количественные методы оценки качества;

  • прогрессивные методы управления качеством продукции и услуг на предприятии;

  • современные концепции системного менеджмента качества на предприятии;

уметь:

  • применять законодательные акты и нормативные документы в области стандартизации, сертификации, защиты прав потребителя;

  • применять на практике количественные методы оценки качества продукции и услуг;

  • применять на конкретном предприятии прогрессивные методы управления качеством продукции;

  • разработать и внедрить систему управления качеством на предприятии;

  • разрабатывать программы нововведений в области качества и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

  • разрабатывать варианты управленческих решений в области качества и обосновывать выбор оптимального решения;

  • уметь организовывать работу на предприятии по обеспечению и управлению качеством путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000-2000;

  • анализировать рыночную ситуацию, обеспечивая конкурентоспособность продвигаемых товаров и услуг.

быть ознакомленными с:

  • законодательными и нормативными документами в области стандартизации, сертификации и систем качества;

  • трудами российских и зарубежных ученых в области управления качеством.

Учебная дисциплина «Управление качеством» изучается в тесной взаимосвязи с другими экономическими дисциплинами, такими как «Стандартизация, сертификация и метрология», «Экономика организации», «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Менеджмент», «Управление персоналом» и другими.

Цель курса:

Цель изучения данного курса – формирование у студентов целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.

Актуальность изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятий основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества.

Задачи курса:

Основными задачами данного курса являются:

- ознакомить с современной практикой отношений поставщиков и заказчиков в области качества и основными нормативными документами по правовым вопросам в области качества;

- дать знания теоретических основ в области обеспечения и управления качеством продукции;

- научить организовывать работу по обеспечению качества продукции путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года;

- дать практические рекомендации по обеспечению эффективного функционирования и совершенствования систем качества.

Итоговая аттестация по курсу

По итогам изучения изучаемой дисциплины сдается зачет.

Для студентов заочной формы обучения предусматривается контрольная работа. Положительный результат выполнения студентом контрольной работы является основанием для сдачи зачета.

Основное содержание учебного курса

Введение в предмет. Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики

Цели и задачи курса. Объект изучения. Предмет изучения. Методы изучения. Структура и логика курса. История вопроса. Актуальность управления качеством. Его роль в экономическом развитии страны. Связь с

другими научными дисциплинами. Учебники и литература.

Тема 1. Методология и терминология управления качеством

Понятие и сущность качества. Система показателей качества продукции. Уровень качества и методы его определения. Характеристика основных терминов: качество, обеспечение качества, управление качеством, система качества, петля и спираль качества. Качество как экономическая категория и объект управления. Классификация затрат на качество. Экономическая эффективность улучшения качества.

Тема 2. Квалиметрия в управлении качеством

Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Принципы квалиметрии. Сущность измерения качества в квалиметрии. Классификация и характеристика показателей качества продукции. Классификация и характеристика признаков продукции. Связь показателей качества с признаками продукции.

Тема 3. Системный подход к управлению качеством

Отечественный опыт в области управления качеством: зарождение и развитии основных элементов управления качеством, формирование и совершенствование инструментария по оценке качества продукции, работ, услуг, методологии управления качеством.

Зарубежный опыт в области управления качеством: сравнительный анализ принципов, методологии и инструментария американского, японского и европейского подходов. Основные этапы развития системы качества.

Комплексное управление качеством (TQM). Цели, принципы, методология TQM. Развитие системы взаимоотношений поставщик-потребитель и управление персоналом в рамках TQM.

Тема 4. Методы управления качеством

Основные методы управления качеством, сферы приложения методов управления качеством. Планирование и стимулирование качества продукции.

Контроль качества. Организация и виды технического контроля качества. Статистические методы контроля качества. Статистический приемочный контроль. Входной контроль качества продукции. Выборочный контроль качества продукции.

Формирование планов контроля качества продукции.

Тема 5. Стандартизация и метрология в управлении качеством

Сущность и содержание стандартизации. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные методы стандартизации. Ответственность предприятий за нарушение обязательных требований государственных стандартов. Система стандартов и нормативных документов в области стандартизации.

Сущность и содержание метрологии. Законодательство в области метрологии. Государственная метрологическая служба РФ, се цели, задачи,

функции. Калибровка и поверка средств измерений.

Тема 6. Рекомендации международных стандартов ИСО 9000 по

обеспечению качества

Цели и задачи международной стандартизации. Международные организации но стандартизации. Региональные организации по стандартизации. Деятельность международной организации по стандартизации ИСО. Международные стандарты на системы обеспечения

качества. Структура базовых стандартов ИСО серии 9000. Принципы обеспечения и функции управления качеством.

Тема 7. Разработка системы качества на предприятии

Методика разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендаций международных стандартов ИСО серии 9000.

Документальное оформление системы качества. Этапы внедрения системы качества в производство. Обеспечение функционирования системы

качества.

Тема 8. Сертификация систем качества

Сущность, цели и задачи сертификации систем качества. Порядок проведения: сертификации систем качества (этапы). Европейская сеть по сертификации систем качества.

Глоссарий

Качество - 1) существенный признак, свойство, отличающее один предмет или лицо от другого; 2) степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т.д. соответствия тому, какими они должны быть.

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности.

Показатель качества – количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество.

Управление – общая функция организованных систем, обеспечивающих сохранения их структуры, поддержания режима деятельности.

Обеспечение качества продукции – это выполнение необходимых работ по поддержанию показателей качества продукции на уровне установленных в плане по качеству, нормативной, технической документации.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов, ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством).

Система управления качеством продукции – это способ эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений и отдельных лиц, участвующих в создании и изготовлении продукции, ее реализации, использовании и сервисном обслуживании с целью придания ей свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей и запросов потребителей при минимальном расходовании сил и средств.

Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества.

Обеспечение качества – все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.

Улучшение качества – мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для ее потребителей.

Политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Всеобщее руководство качеством - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя.

Конкурентоспособность товара – способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

Квалиметрия – научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции.

Перечень вопросов к итоговому контролю

(зачету)

  1. Качество и потребности Человека.

  2. Качество, ценность и стоимость изделия.

  3. Концепции предпринимательства и качество.

  4. Стадии развития философии качества (фаза отбраковки, фаза управления качеством, фаза менеджмента качества, фаза планирования качества).

  5. Комплексное и тотальное управление качеством (ТОМ).

  6. Принципы управления качеством.

  7. Управление качеством как аспект общего управления организацией.

  8. Субъект, объект и функции управления качеством.

  9. Функциональная схема управления качеством.

  10. Петля качества, спираль качества, модель качества.

  11. Состав, содержание и характеристика функций: политика и планирование качества, организация работ по качеству, мотивация и обучение персонала, контроль качества и информация о качестве, разработка мероприятий по качеству, принятие решений и их реализация.

  12. Показатели планирования качества.

  13. Технология и инструменты управления качеством

  14. Статистическое управление процессами.

  15. Семь инструментов контроля качества.

  16. Семь инструментов планирования и управления качеством.

  17. Стандарты ИСО серии 9000: назначение, разработка, состав и структура стандартов. Краткая характеристика стандартов.

  18. Состав и краткая характеристика рабочих элементов систем качества. Особенности стандартов ИСО 9001, 9002 и 9003.

  19. Пересмотр и совершенствование стандартов ИСО 9000.

  20. Особенности международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года.

  21. Философия и концепции в модели ТОМ.

  22. От системы качества по ИСО 9000 к системе всеобщего управления на основе качества (ТОМ).

  23. Роль и задачи службы управления качеством.

  24. Проверки систем качества: внутренние проверки (самооценка),проверки второй стороной (заказчиком или его представителем), проверки третьей (независимой) стороной.

  25. Стандарт ИСО 10011 по проверкам систем качества.

  26. Совершенствование систем качества.

  27. Использование процесса самооценки для улучшения качества деятельности организации.

  28. Отделы технического контроля и их задачи. Роль и задачи метрологической службы в управлении качеством.

  29. Европейские стандарты ЕN 45000 и отраслевые нормативные документы по сертификации.

  30. Закон РФ «О сертификации продукции и у слуг».

  31. Регистр систем качества (РСК) и его нормативно-методическая основа.

  32. Сертификация систем качества.

  33. Требования к экспертам по сертификации систем качества.

  34. Европейская сеть по сертификации систем качества.

  35. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

  36. Информационная база анализа затрат на качество продукции.

  37. Методы анализа затрат на качество продукции.

  38. Управление качеством окружающей среды.

  39. Политика предприятия в области качества.

  40. Аудит качества.

Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

1. Гвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие.- М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999г.

2.Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д.Ильенкова, Н.Д.Ильенкова, В.С.Мхитарян и др.; Под ред.С.Д.Ильенковой.- М.:

Банки и биржи,ЮНИТИ,1999.

З.Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов.-СПб: ОАО «Издательство «Наука»,2000.

4.Мишин В.М. Управление качеством.- М.:Юнити-Дана,2000.

5.Спицнадель В.Н. Системы качества. Учебное пособие.-СПб.:Издательский дом «Бизнес-пресса»,2000.

6.Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. Учебное пособие.-М.: Издательская корпорация «Логос»,1999.

7-Робертсон Б. Лекции об аудите качества.- М.: РИА «Стандарты и качество»,2000.

Список дополнительной рекомендуемой литературы:

1.Адлер Ю.П., Полховская Т.М., Нестеренко П.А. Управление качеством (Часть 1: Семь простых методов).Учебное пособие.- М.:

МИСИС.2000.

2.Каганов М. ИСО 9000 - Практическое пособие по разработке и внедрению Руководства по качеству.- М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.

3.ГОСТ Р ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: 2001.

4.ГОСТ Р ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования.- М.: 2001.

5.ГОСТ Р ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Методические указания по улучшению деятельности.- М.: 2001.

6.Путь к совершенству. Премия Правительства РФ в области качества: Сб. статей/Сост. Л.Н.Альперин, И.В.Матвеев; под ред. Е.В.Белова.- М.: РИА «Стандарты и качество»,2000.

Самостоятельная работа над концептуально обобщающими вопросами по дисциплине

  1. Понятие "качество" согласно определению Международной Организации по Стандартизации.

  2. Эволюция подходов к качеству.

  3. Особенности концепции управления качеством.

  4. Что такое управление качеством.

  5. Основные принципы управления качеством.

  6. Субъект, объект управления качеством.

  7. Стратегия и тактика по управлению качеством.

  8. Цели управления качеством.

  9. Жизненный цикл продукции (петля качества).

  10. Факторы, влияющие на качество.

  11. Статистические методы управления качеством.

  12. Планирование качеством.

  13. Контроль качества.

  14. Международные стандарты Исо 9000 : 2000.

  15. Международные стандарты Исо 9001: 2000.

  16. Международные стандарты Исо 9004: 2000.

  17. Методика разработки систем качества.

  18. Отдел технического контроля и их задачи.

  19. Международные стандарты Исо 19011.

  20. Сертификация продукции.

  21. Сертификация систем менеджмента качества.

  22. Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия и государства.

  23. Внешний внутренний аудит системы менеджмента качества.

  24. Методика проведения аудита системы менеджмента качества организации .

Темы контрольных (реферативных) работ

1. Интеллектуальная собственность в системе менеджмента качества и конкурентоспособности.

2.Нематериальные факторы в обеспечении качества и конкурентоспособности: маркировка товаров, штриховое кодирование.

3. Российская премия в области качества.

4. Зарубежный опыт конкурсов и премий в области качества.

5. Особенности управления качеством в Японии.

6. Вклад К. Исикава в деятельность по обеспечению качества.

7. Опыт ведущих зарубежных фирм в области обеспечения и управления

качеством.

8. Управление качеством окружающей среды.

9. Применение международных стандартов ИСО серии 9000 на отечественных предприятиях.

10.Информационное обеспечение системы сертификации продукции.

11. Гражданско–правовые аспекты качества при изготовлении продукции.

12.Американские подходы к проблеме качества.

13.Опыт разработки и внедрения систем качества на отечественных предприятиях.

14.Информационное обеспечение потребителя по вопросам качества.

15.История стандартизации в России.

16. Экологическая сертификация.

Рекомендации

по написанию контрольной работы (реферата)

Письменные контрольные работы являются элементом текущего контроля. Цель – изучение литературы, грамотное обобщение полученной информации и обоснованная формулировка выводов.

Письменную контрольную работу по дисциплине "Биржевое дело" студенты выполняют в соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальностям 080105.65 «Финансы и кредит», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080502.65 «Экономика и управление», 080301.65 «Коммерция (торговое дело)».

Требования к оформлению письменной контрольной работы (реферата):

Текст работы формируется в Word.

шрифт: Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – полуторный;

параметры страницы: поля – 2 см сверху и снизу, 1 см – справа, 3 см – слева;

структура: введение, основная часть, состоящая из 2-3 глав, заключение, объем работы – 15-20 стр.

Список используемой литературы приводится в конце работы.

При оформлении работы на титульном листе указывается: Фамилия И.О. студента, специальность, кафедра, группа, дисциплина, тема контрольной работы. Оценка качества работы заполняется преподавателем по образцу :

Филиал города Дубна НОУ ВПО «Университет Российской академии образования»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Регистрационный номер (№ зачетной книжки) _________________

Выполнил(а) студент(ка) ________________________

Группы № ____________ факультета ______________________

Дисциплина __________________________________________

Тема контрольной работы ________________________________

ФИО преподавателя ____________________________________

Дата получения работы преподавателем __________

Качество выполненной работы в целом:

допущен(а) к защите ________________________

(подпись преподавателя)

не допущен(а) к защите ________________________

(подпись преподавателя)

ЗАМЕЧАНИЯ, на которые следует обратить внимание при защите контрольной работы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа защищена «____» _________________________ 20____ г.

Оценка _______________________________________________________________________

Подпись преподавателя: ________________________________________________________

  1. Рабочая учебная программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной)
  2. Рабочая учебная программа дисциплины «экономика отрасли» для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей. Необходимые предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства,
  3. Рабочая учебная программа дисциплины «институциональная экономика» для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    В последние десятилетия интерес к институциональной экономической теории заметно вырос и продолжает расти. Это связано с неполнотой предпосылок и факторов, используемых традиционной экономической наукой и необходимостью комплексного
  4. Рабочая учебная программа дисциплины «биржевое дело» для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    Современные биржи сформировались в результате длительной эволюции различных форм оптовой торговли. В настоящее время биржи являются одним из видов организованного рынка, функционирующего по установленным правилам, отраженным в тех
  5. Рабочая учебная программа дисциплины «Управление маркетингом» для студентов направления 100800. 62 «Товароведение» профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья»

    Рабочая учебная программа
    Дисциплина «Управление маркетингом» предназначена для изучения студентами направления 100800.62 «Товароведение» профиль «Товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения непродовольственных товаров и сырья» на 3 и 4 курсах.
  6. Примерная программа дисциплины нормальная физиология для студентов обучающихся по: специальности Стоматология

    Примерная программа
    Цель дисциплины - сформировать у студентов системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов, в том числе представление о закономерностях функционирования
  7. Пособие подготовлено на кафедре культурологи и социальной коммуникации, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Реклама». Удк 659. 1 (075. 8)

    Документ
    В учебном пособии изложены основы теории и практики современной рекламы. Рассматриваются комплексная природа рекламы как составной части маркетинга, а также виды, средства и потребительская аудитория рекламы.
  8. Рабочая учебная программа по дисциплине муниципальное право для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    Муниципальное право. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», специализация «Муниципальное управление».
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине управленческое консультирование для студентов, обучающихся по специальности 080104. 65

    Рабочая учебная программа
    Управленческое консультирование. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080104.65 «Экономика труда» специализация «Кадровый менеджмент» – М.

Другие похожие документы..