Н. Ю. Абышева Тобольск, Россия


СЕКЦИЯ I.

Аспекты развития

современного языкового образования

Н.Ю. Абышева

Тобольск, Россия

РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА

В современной научно-методической литературе встречаются следующие понятия: «региональность», «региональный подход», «принцип региональности», «региональный компонент», «региональное содержание» - все понятия объединяет одно слово – «регион». Обратимся к различным литературным источникам.

В Большой Советской Энциклопедии дано следующее определение: «район – это территория, выделяющаяся по каким- либо признакам, особенностям; иногда употребляется как синоним региона» [1, c.437], там же, на с. 560, дается следующее определение: «Регион (от лат.Regio – страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)». Здесь же находим и понятие «региональный» (от лат. Regionalis - областной) - относящийся к какой – либо определенной территории (району, стране, группе стран).

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой – «региональный»: 1.регион, 2. местный, относящийся к какой-либо определенной области, региону [3, с. 661].

В «Современном словаре иностранных слов» под редакцией Е.Н. Захаренко рассматривается понятие регионализации как «развитие, укрепление экономических, политических и иных связей между областями или государствами, входящими в регион»[4, с. 516] .

В словаре-справочнике «Новые слова и значения» читаем: «регионализация – осуществление регионализма», «регионализм» - «политика взаимоотношений центра и провинции» [2, с. 627].

А.А. Макареня [5] отмечает, что региональный компонент отражает ту стадию эволюционного процесса, когда различные направления, факторы или условия развития не только действуют в течение длительного времени как определяющие его сущность в регионе, но и, очерчивая границы последнего, оказывают непосредственное влияние на всю систему в целом.

Прменение термина «региональность» можно встретить практически во всех сферах жизни общества: экономической (Ю.Н. Юдинцев, Н.П. Медведев, В.Ф. Савченко), политической (В.Н. Алимпиев, Н.И. Изергина, А.Г. Фонотов, Ю.А.Ургалкин) [6], в экологической (А.В. Кавергян), в юридической (В.И. Власов), в образовании (В.А. Журавлев, А.А. Макареня, А.С. Максимов, Н.Н. Суртаева) [5], но в системе образования он стал рассматриваться как один из ведущих.

Причина его активизации, по мнению А.А. Макарени [5], заключается в том, что освоение целого ряда регионов нашей страны заставило выдвинуть новые цели в преподавании ряда учебных предметов, и учесть те условия, которые не характерны для всей системы школьного образования.

В педагогической литературе термин «региональный компонент» стал употребляться сравнительно недавно в работах В.Н. Алимпиева, Б.М. Андриевского, В.А. Журавлева, А.С. Максимова, А.А. Макарени.

Так, например, А.С. Максимов понимает под региональностью социально-экономические перспективы развития конкретного региона и внесение на этой основе определенных изменений в содержание учебных программ.

По мнению И.А. Качановой, региональность становится тем связующим звеном, которое объединяет опыт, знание особенностей своего региона, умение управлять развитием экономики, природной средой.

В разработке данного вопроса интересна и позиция Г.Ф. Актяшева, который полагает, что регионализация образования состоит в том, «…чтобы ребенок, здесь родившийся, выросший, здесь же и мог бы устроиться, чтобы он еще в школе понимал, где себя может приложить и как…».

Анализируя все точки зрения современных ученых, можно сделать вывод, что реализация регионального компонента в обучении английскому языку – это стратегия, направленная на поиски путей включения в содержание образования регионального материала, которым руководствуется учитель при организации учебно-воспитательного процесса.

Региональный компонент, реализуемый на уроках английского языка, наряду с другими выступает как «катализатор» всего учебного процесса, позволяет по-иному систематизировать материал и направить его на конкретизацию учебно-воспитательных задач.

В Западной Сибири этот процесс проявляется в создании альтернативной школы, дифференциации содержания образования, которое осуществляется, в основном, через систему спецкурсов, элективных курсов, специальных практикумов и т.п.

В авторских программах по базовым дисциплинам региональный компонент проявляется в отборе материала, например, в курсе английского языка средних общеобразовательных школ значительное внимание уделяют теперь региональным частям программы: географическое положение и климатические условия, промышленность и сельское хозяйство, обычаи и традиции, культура стран изучаемого языка, знаменитости и их достижения и т.д.

Кроме того, для каждого региона характерны и специфические черты, так, например, для Тюменского региона можно выделить следующие региональные направления (см. таблицу 1):

Таблица 1

Региональные направления изучения

Тюменского региона

№ п/п

Объект

Содержание

1.

Западная Сибирь, Тюменская область, родной город

История освоения, основные исторические моменты, первые жители региона, символы региона, родного города и т.д.

2.

Географическое положение, климат, основные города и населенные пункты, водные артерии Западной Сибири, Тюменской области, родного города

Рельеф, климатические особенности, водные ресурсы,

полезные ископаемые,

города, села, поселки, деревни и т.д.

3.

Традиции и обычаи жителей Западной Сибири, Тюменской области, родного города

Местные жители, их традиции и обычаи и т.д.

4.

Культурная жизнь жителей региона

Праздники, кухня народов Тюменской области, музыкальное и литературное творчество, архитектура, зодчество и т.д.

5.

Знаменитые люди Тюменской области, родного города

Жизнь и деятельность выдающихся людей области, города и т.д.

Регионализация содержания образования имеет ряд аргументов, говорящих в ее пользу, прежде всего это глубокое знание истории своего региона, его прошлого, настоящего, будущего на основе интеграции учебных дисциплин, активизации познавательной деятельности, расширения кругозора учащихся.

Следующим фактором, который следует отметить, является и принципиальная возможность повышения индивидуализации обучения. Немаловажной предоставляется возможность отхода от стиля работы на «среднего» ученика, т.к., работая с региональным компонентом на уроках английского языка, каждый учащийся имеет возможность выбирать уровень сложности предъявляемой ему информации.

Рассмотрение содержания регионального компонента позволило выделить ряд направлений, связанных с темой нашего исследования. Среди них:

  • влияние регионального компонента на развитие учащихся;

  • выявление роли регионального компонента в учебно-воспитательном процессе при обучении английскому языку;

  • необходимость практического обоснования применения регионального компонента при обучении английскому языку.

Кроме того, решение этой проблемы связано с необходимостью теоретического обоснования роли и места регионального компонента в решении целей и задач новой парадигмы образования и создания конкретной методики реализации регионального компонента в рамках учебного предмета.

Стратегическая роль регионального компонента в обучении английскому языку, по нашему мнению, состоит в том, что последовательное включение регионального компонента в реальный процесс обучения на соответствующем этапе изучения предмета позволяет учащемуся постоянно ощущать себя в поле конкретного географического, социально-экономического и культурно-образовательного пространства.

На основании вышеизложенного, можно выделить ряд тенденций реализации регионального компонента в процессе обучения в современной общеобразовательной школе (см. таблицу 2).

Таблица 2

Тенденции реализации регионального компонента

Компоненты педагогического процесса

Тенденции реализации регионального компонента в процессе обучения

Цели

Выработка качественно новой модели подготовки будущих членов общества, для которых способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде, творческое мышление станут очевидной жизненной необходимостью.

Содержание

Сквозное включение регионального компонента в базовый курс обучению английскому языку в средней общеобразовательной школе.

Методы

1) наглядного обучения;

2) эксперимент;

3) словесные;

4) практические.

Формы

Увеличение самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся, отход от традиционной формы урока с преобладанием объяснительно- иллюстративного метода обучения, решения задач регионального поискового и исследовательского характера

Задачи учителя

изменение в сторону поддержки и направления развития личности учащихся, их творческого поиска, организация их совместной работы

Рассматривая содержательный и деятельностный аспекты регионального компонента, были определены его дидактические возможности. Региональный компонент в учебно-воспитательном процессе выступает, с одной стороны, как результат, с другой как средство достижения цели при обучении английскому языку в общеобразовательной школе.

Таким образом, рассмотрев содержание понятий «региональность», «принцип региональности», «региональный компонент», «региональный подход» выявив роль реализации регионального компонента, можно констатировать его многофункциональность в учебно-воспитательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Большая советская энциклопедия. Т.21/ Под ред. А.М.Прохорова. – М.: Советская энциклопедия. – 1995. – 640 с.

  2. Новые слова и значения. / Под ред. Котеловой Н.З. – М.: Русский язык, 1994. – 808 с.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57000 слов. – 16 – е изд., испр. – М.: Русское изд- во. – 1984. – 797 с.

  4. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. Прохорова А.М.. – 6-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 2004. – 1700 с.

  5. Тенденции, проблемы и перспективы образования в условиях модернизации / Под ред. А.А. Макарени. – Тюмень: ТОГИРРО. – 2003. – С. 85 - 87.

  6. Ургалкин Ю.А. Российский федерализм в этносоциальном и региональном подходах. // Регионология. – № 2. – 1995. – С.16 - 26.

© Абышева Н.Ю., 2011

Дангулова Н.Е,

Кокшетау, Казахстан

  1. Тобольск

    Документ
     Торжественное собрание научно-педагогической общественности института, приуроченное к Дню Российской науки, с награждением преподавателей и студентов (15.
  2. Программа 59 ой студенческой научной конференции г. Тюмень, 2008 содержание

    Программа
    Халитулина А.Р. (143 гр.) Семантико-этимологические особенности тюркских по происхождению фамилий в русском семейном именослове. (Науч. рук. – д.ф.н. Фролов Н.
  3. Сборник статей по материалам международной Интернет-конференции (1)

    Сборник статей
    И67 Иноязычное образование в 21 веке: сборник статей по материалам международной науч.-практ. Интернет-конференции. – Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2008.
  4. Сборник статей по материалам международной Интернет-конференции (2)

    Сборник статей
    Сборник статей по материалам международной науч.-практ. Интернет-конференции посвящен проблемам развития иностранных языков в условиях глобализирующегося общества и образовательного пространства, равно как и вопросам модернизации методического
  5. В. М. Шабалин, учитель средней школы ст. Каменный Ключ Прокопьевского района Кемеровской области

    Документ
    "Тайны имен Земли Кузнецкой" - первый в Кузбассе опыт создания обобщенного регионального топонимического словаря, в котором объяснены свыше трех тысяч названий населенных пунктов, рек и гор.
  6. Закон благополучие" На конкурс поступило 37 работ. Втом числе по номинациям: "

    Закон
    По решению конкурсной комиссии областного конкурса "СЕМЬЯ – ЗАКОН – БЛАГОПОЛУЧИЕ" дипломами и денежными премиями награждены следующие победители конкурса:
  7. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  8. «Это нашей истории строки…» история

    Документ
    Во всей Сибири нет города, который бы в прошлом был так увенчан славой, как древний Тобольск, 200 лет он главенствовал в «дальней государевой вотчине», как в 17 веке называли Сибирь.
  9. Е. Б. Соболева Новости гпнтб со ран (3)

    Документ
    № 15 от 20 марта. О руководстве Сибирским региональным библиотечным центром непрерывного образования. Директором Центра назначена канд. пед. наук Е.Б.

Другие похожие документы..