Беляева О. А. Педагогические технологии в профессиональной школе

Беляева О.А.

Педагогические технологии в профессиональной школе


УДК 378.

ББК 74

Рекомендовано к изданию Экспертным советом

Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» Министерства образования Республики Беларусь

Рецензенты:

Е.С. Шилова, зав. кафедрой частных методик факультета повышения квалификации специалистов образования Института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «БГПУ», канд. пед. наук, доцент

Е.А. Забелина, преподаватель Учреждения образования «Минский торговый колледж» Белкоопсоюза

Беляева О.А.

Педагогические технологии в профессиональной школе: Учебно-методическое пособие / О.А. Беляева. – Мн.: РИПО, 2008. – 50с.

Книга освещает теоретические и практические аспекты реализации современных педагогических технологий в учреждениях профессионального образования.

Адресована педагогическим работникам системы профессионального образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

4

1. Основные характеристики педагогических технологий

6

2. Технология программированного обучения

9

3. Технология модульного обучения

14

4. Технология обучения в сотрудничестве

24

5. Игра как педагогическая технология

32

6. Кейс-технология

37

7. Технология проектного обучения

43

Заключение

48

Литература

49

ВВЕДЕНИЕ

Основная задача профессионального образования — это подготовка граждан, способных играть продуктивную роль в экономике и обществе. Существование предприятий различных форм собственности, частной предпринимательской деятельности, увеличение количества малых и средних предприятий в экономике Беларуси обусловливают разнообразие видов трудовой занятости населения, высокий уровень профессиональной мобильности. Характерные для рыночной экономики неопределенность и постоянные изменения определяют необходимость подготовки рабочих и специалистов нового типа: способных адаптироваться к изменяющимся условиям, эффективно решать на своем рабочем месте проблемные задачи, самостоятельно учиться, проявлять инициативу, нести ответственность за качество своей работы и повышение собственной квалификации.

Согласно государственным программам развития профессионально-технического и среднего специального образования в Республике Беларусь на 2006-2010 годы главным вектором в повышении качества профессионального образования является «обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда, готовых к дальнейшему профессиональному и личностному развитию» [], а также «рост социальной и профессиональной мобильности и активности молодежи» [].

Республиканским институтом профессионального образования постоянно проводится изучение удовлетворенности организаций-заказчиков кадров качеством подготовки выпускников профессиональной школы. При проведении анкетного опроса, которым были охвачены 33 предприятия, относящихся к разным отраслям экономики, на вопрос «Соответствует ли качество профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования требованиям предприятия?» положительный ответ дали 56% респондентов, 41% считают, что качество подготовки выпускников соответствует требованиям предприятия не в полной мере, а 3% — дали отрицательный ответ.

Практически все организации-заказчики кадров, которые указали, что их не вполне устраивает качество подготовки в профессиональной школе (40% от числа опрошенных) отметили в качестве недостатков: низкий уровень общей культуры выпускников; низкий уровень ответственности; отсутствие мотивации к труду и саморазвитию, готовности к преодолению трудностей в работе на предприятии.

При оценке необходимых качеств, требующихся потенциальным работникам, организации указали, что прежде всего обращают внимание на уровень профессиональной квалификации — 91% респондентов. Далее по удельному весу ответивших к числу опрошенных необходимые качества потенциального работника располагаются следующим образом: «отношение к работе» — 73%, «способность осваивать новые производственные технологии» — 55%, «способность работать с другими» — 39%.

При изучении факторов, препятствующих адаптации работников на предприятии, 58% респондентов всех отраслей экономики указали недостаток качеств, характеризующих отношение выпускников к работе. Основные препятствия адаптации выпускников в организациях, связанные с их отношением к работе, следующие: «отсутствие инициативности, энергичности ответственности» — 64% от числа ответивших, «отсутсвие творческого подхода к делу, гибкости» — 16%, «отсутствие интереса к профессии» — 64%, «нежелание трудиться вообще» — 60%.

Таким образом, большинство респондентов связывают причины, по которым выпускники не могут рационально адаптироваться в организациях, не с содержанием программ профессионального обучения, а с личностными качествами выпускников, которые формируются главным образом процессуальным компонентом педагогической системы — применяемыми в учреждении образовании педагогическими технологиями.

Отечественная и зарубежная педагогическая мысль предлагает богатый арсенал педагогических технологий, обеспечивающих возможность свободного выбора, творческого самовыражения, личностного роста как для педагога, так и для обучаемого. В то же время, ощущается недостаток информации об особенностях и возможностях их использования в профессиональном обучении. Данное пособие восполняет дефицит специализированной педагогической литературы, который испытывают педагогические работники профессионального образования.

Цель настоящего издания – снабдить читателя информацией, необходимой для проектирования и организации занятий на основе современных педагогических технологий.

Пособие имеет блочную структуру – каждый его раздел представляет собой законченный и относительно самостоятельный фрагмент, работа с которым не требует глубокого знания других разделов. Исключение составляют раздел «Основные характеристики педагогических технологий», дающий общее представление о сути рассматриваемого понятия, его взаимосвязи с другими понятиями.

В работе охарактеризованы современные педагогические технологии, наиболее востребованные в учреждениях профессионального образования. Особое внимание уделено обеспечению самостоятельной работы читателя с данным пособием: приведены задания для размышления, примеры реализации рассматриваемых технологий в учебном процессе, определения используемых терминов. Указаны достоинства и ограничения применения каждой из рассмотренных педагогических технологий.

Пособие может быть использовано для работы по курсам «Педагогические технологии», «Основы предметных методик», «Актуальные проблемы профессиональной педагогики», при написании контрольных, курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике.

Автор выражает признательность своим слушателям, предоставившим для публикации в качестве примеров свои разработки, за творческое взаимодействие и надеется, что это послужит стимулом творческой активности и профессионального роста педагогов профессиональной школы.

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Терминологический словарь-справочник к теме

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Т. называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.[]

Методика - совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (м. языка, м. арифметики и т.д.). []

Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Т. о. (педагогическая технология) в настоящее время понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Т.о. исходит из того, что цель обучения – изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, способностей, чувств, поведения. []

► Задания для размышления

Опираясь на Ваши представления и знания, попытайтесь дать определение педагогической технологии. Что, на ваш взгляд, отличает педагогическую технологию от методики?

Сущность

Термин «технология» вошел в педагогический язык сравнительно недавно. Впервые он упоминается в середине 60-х годов в печатных изданиях США, Англии, Японии, Италии. И первоначально применение этого термина было связано с применением технических средств обучения в педагогическом процессе. Отечественная педагогика стала активно использовать этот термин в последнее десятилетие. К сожалению, в педагогике пока нет однозначного понимания сути феномена «педагогическая технология», нет и общепринятого ее определения. Наиболее распространенными являются следующие:

совокупность форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей;

система принципов, правил, применяемых в дидактической практике;

алгоритм взаимодействия участников учебного процесса, ведущий к достижению поставленной цели;

самостоятельная дидактическая система.

Для осмысления сущности понятия «педагогическая технология» необходимо рассмотреть его взаимосвязи с другими понятиями (результаты анализ представлены в таблице).

Таблица 1.1 – Взаимосвязь понятия «педагогическая технология» с другими понятиями.

Общее

Особенное

Дисциплины, описывающие педагогический процесс

Дидактика

Педагогическая технология

Научная дисциплина, изучающая общие закономерности и принципы обучения.

Прикладная дисциплина, дающая рекомендации по организации педагогического процесса в конкретных условиях.

Прикладные дисциплины, изучающие методы, средства, формы организации педагогического процесса

Методика обучения

Педагогическая технология

Предметно-ориентирована.

Изучает методы, средства, формы организации педагогического процесса как таковые, без установления жестких взаимосвязей.

Ориентирована на изменение личности обучаемого.

Представляет собой строго упорядоченную систе-му методов, средств, форм организации педагогического процесса

Строго упорядоченная совокупность методов и средств осуществления процесса

Производственная технология

Педагогическая технология

Направлена на неодушевленные объекты – сырье.

Характеризуется высокой степенью алгоритмичности.

Личностно-ориентирована.

Характеризуется значительной степенью вариативности хода и результатов.

Область педагогического искусства

Педагогическая техника

Педагогическая технология

Реализуется в индивидуальной деятельности преподавателя.

Реализуется только в процессе педагогического взаимодействия

Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены СелевкоГ.К.:

  • «концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;

  • системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;

  • управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

  • эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;

  • воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами»[].

Классификация педагогических технологий

По длительности

(масштабности)

По требуемым ресурсам

● технологии, реализуемые на отдельных этапах урока

● технологии, охватывающие отдельное занятие

● технологии, реализуемые в масштабах учебного предмета

● технологии, требующие реорганизации педагогического процесса в учебном заведении

● технологии, реализуемые с помощью технических устройств

● технологии, реализуемые с помощью печатных материалов

● технологии, предъявляющие особые требования к расстановке мебели в аудитории

По целевой ориентации

● технологии обучения

● технологии воспитания

● технологии развития

Рекомендуемая литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1990. – 192с.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996. – 111 с.

Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы. – СПб., 2004.

Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. – Рига, 1999. – 180с.

Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 156с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002. – 272с.

Педагогика профессионального образования. – Мн.: РИПО, 2003. – 374с.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998. – 256с.

  1. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (1)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  2. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (2)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 4, 2011 г

    Документ
    Загадчык сектара ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і перараз-меркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі Жукоўская Мар яна Вітальеўна.
  4. Дистанционный курс: Мультимедийные средства в образовательном процессе

    Документ
    Изучение курса осуществляется в рамках повышения квалификации (фаза 1). Базой для изучения является освоение содержания следующих дисциплин: педагогика; психология; теория информационных систем в образовании.
  5. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  6. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  7. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «14» декабря 2006 г. в «10» часов на заседании диссертационного совета Д212.081.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Государственном образовательном учреждении высшего
  8. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Документ
    Официальные оппоненты: Новиков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, Центр теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО,
  9. Анализ работы моу "Малинская средняя общеобразовательная школа" за 2010/2011 учебный год

    Документ
    На основании анализа работы школы за 2009\2010 учебный год коллектив школы выдвинул на 2010\2011 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи,

Другие похожие документы..