Беляева О. А. Педагогические технологии в профессиональной школе

Таблица 3.3 - Виды модулей и модульных программ

Вид обучения

Теоретическое обучение
Производственное обучение

Цель

Овладение системой теоретических знаний, умений, навыков.

Овладение профессиональными умениями и навыками.

Вид модульной программы

Познавательная

Операционная

Способ отбора информации для модуля

Содержание модулей формируется по гносеологическому признаку, т.е. вокруг базовых понятий и методов учебного предмета.

Содержание модулей формируется по функциональному признаку, т.е. вокруг функций, способов, приемов профессиональной деятельности.

Преимущественные способы компоновки информации в модуле

Логические модели, использующие символическую запись: структурно-логические схемы, графы, рисунки.

Правила, предписания, алгоритмы;

таблицы, матрицы, схемы.

Основа для разработки модуля

Набор учебных предметов

Тема или раздел учебного предмета

Межпредметный набор элементов учебного материала

Трудовые приемы

Комплекс операций

Процесс изготовления изделия

Виды модулей

Модуль как единица учебного плана.

Модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одного предмета.

Модуль как органиизационно-методическая межпредметная структура.

Элементы операционной системы п/о.

Элементы операционно-комплексной системы п/о.

Элементы предметной системы п/о.

Чем меньше объем модуля, тем эффективнее положительное подкрепление, выше гибкость модульной программы в целом, более управляема учебная деятельность, меньше возможностей для развития мышления и творческих способностей.

Чем больше объем модуля, тем слабее обратная связь, больше затраты на его разработку, ниже степень самостоятельности освоения модуля.

Принципы построения модульных программ сформулированы Юцявичене П.А. []:

1.Принцип целевого назначения информационного материала указывает, что содержание банка информации строится исходя из дидактических целей. Если требуется достижение познаватель­ных (гносеологических) целей, банк информации формируется по гносеологическому признаку. Созданные таким образом модульные программы, модули называют модульными программами, модулями позна­вательного (гносеологического) типа. Они чаще всего разра­батываются для целей фундаментального, базового образования. Если требуется достижение деятельностных целей, приме­няется операционный подход к построению банка информации, в результате чего получаются модульные программы, модули опе­рационного типа. Они, как правило, создаются для профессиональ­ной подготовки и повышения квалификации специалистов

2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целейреализуется в определении структуры мо­дульной программы и отдельных модулей.

Комплексная дидактическая цель представляет собой верши­ну пирамиды целей и реализуется всей модульной про­граммой. Она объединяет интегрирующие дидактические цели, реализацию каждой из которых обеспечивает конкретный мо­дуль. Из этого следует, что модули, соответствующие всем ин­тегрирующим дидактическим целям, составляющим комплексную дидактическую цель, объединяются модульной программой.

Каждая интегрирующая дидактическая цель состоит из частных дидактических целей. Каждой частной цели в модуле соответст­вует один элемент обучения.

Частные цели, входящие в интегрирующую цель, могут быть полностью автономными или взаимосвязанными. Взаимосвязан­ные частные цели можно изобразить в виде графа их логической структуры. Вершиной графа является частная цель первого поряд­ка. Дуги графа показывают связи между частными целями и их взаимозависимости. Числом связей данной цели с другими част­ными целями определяется ее значимость для реализации интегри­рующей цели.

Частные дидактические цели модулей познавательного типа должны быть направлены на усвоение фундаментальных знаний (законов понятий). Как правило, в модуле разбирается одно основное понятие предмета.

Частные дидактические цели модулей операционного типа направлены на освоение конкретного действия.

3. Принцип полноты учебного материала в модулетребует, чтобы учебный материал модуля представлял собой законченный информационный блок.

В модуле полнота учебного материала, соответствующего выдвинутой дидактической цели, обеспечивается следующим образом:

1) излагаются основные моменты учебного материала;

2) даются пояснения (можно на несколь­ких уровнях) к этому материалу;

3) указываются возможности дополните­льного углубления в материал или его расширенного изучения посредством ис­пользования технических средств обу­чения, методов обучения или рекомен­дуются конкретные литературные ис­точники;

4) представляются практические задачи и пояснения к их решению;

5) задаются теоретические и практические задания.

Учебный материал может представлять­ся необязательно по всем пяти пунктам.Там, где специфика учебного материала требует повышенного внимания к само­стоятельной работе, указываются методы, способы (даже их альтернативные варианты) учения.

Если специфика учебного материала требует групповой работы, соответ­ственно указываются формы и методы обучения в группе (желательно альтер­нативные варианты).

4. Принцип относительной самостоятельности элементов указывает, что степень самостоятельности элементов, (независимость от других элементов) зависит от степени самостоятельности частных дидактических целей, составляющих одну интегрирующую дидактическую цель, и соответствует этой степени.

Т.е. учебные элементы модуля могут быть самостоятельными или взаимосвязанными.

5. Принцип реализации обратной связитребует, чтобы процесс усвоения знаний был управляемым и существовала возможность контроля усвоения.

Для реализации обратной связи необходимо обеспечить:

средства входного контроля, показывающего уровень подготовленности обучаемого к усвоению материала модуля;

следует применять текущий промежуточный и обобщающийконтроль: промежуточный контроль в конце каждого элемента и обобщающий — выходной — в конце модуля;

текущий и промежуточный контроль может осуществляться в виде самоконтроля;

текущий и промежуточный контроль должен способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении знаний; в случае неусвоения — ясно показывать, какие части учебного элемента обучающемуся необходимо повторить или изучить глубже;

обобщающий — выходной — контроль должен показывать уровень усвоения модуля, состоящего из комплекса элементов.

В случае выявления недостаточности усвоения обучаемый должен отсылаться для повторения материалов конкретных элементов, по которым получены неудовлетворительные результаты.

Достоинства:

- снижение зависимости качества обучения от уровня квалификации педагога;

- экономия интеллектуальных ресурсов за счет возможности использования «чужих» модулей;

- создание комфортных условий работы как для преподавателя, так и для учащихся;

- учет индивидуальных возможностей учащихся.

Ограничения:

- необходимо множить модули по числу учащихся в группе;

- недостаточно сформированные у учащихся навыки самостоятельной работы.

Пример

Фрагмент учебного модуля

«Основные положения личностно-ориентированного обучения»

курса «Личностно-ориентированное обучение: сущность и пути реализации»

Учебный элемент – 1

Содержание заданий

Руководство по работе с учебным материалом

Задание 1.Внимательно прочитайте учебные тексты, данные в УЭ – 2, 3, 4, 5.

Работайте индивидуально, самостоятельно.

Не спешите.

Задание 2. Письменно сформулируйте свое определение сущности личностно-ориентированного обучения. Запишите в конспект.

Это творческое задание потребует от Вас усердия и сосредоточенности.

Вы справитесь!

Задание 3. Сравните учебные тексты между собой. Отыщите общие идеи, встречающиеся в них. Запишите в конспект.

Будьте внимательны, т.к. авторы могут различными словами выражать одну и ту же мысль.

СериковВ.В.

ЗеерЭ.Ф.

Запрудский Н.И.

Плигин А.А.

Идеи

Задание 4. Выделите различия во взглядах авторов предложенных текстов на сущность и пути реализации личностно-ориентированного обучения.

Результаты оформите в виде таблицы:

Задание 5. На отдельных листках бумаги зафиксируйте положительные («+») и отрицательные («-») аспекты внедрения личностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании.

Листочки затем закрепляются на различных сторонах доски для обобщения .

Если Вы справились раньше остальных, можете сделать перерыв и отдохнуть.

  1. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (1)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  2. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (2)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 4, 2011 г

    Документ
    Загадчык сектара ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і перараз-меркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі Жукоўская Мар яна Вітальеўна.
  4. Дистанционный курс: Мультимедийные средства в образовательном процессе

    Документ
    Изучение курса осуществляется в рамках повышения квалификации (фаза 1). Базой для изучения является освоение содержания следующих дисциплин: педагогика; психология; теория информационных систем в образовании.
  5. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  6. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  7. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «14» декабря 2006 г. в «10» часов на заседании диссертационного совета Д212.081.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Государственном образовательном учреждении высшего
  8. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Документ
    Официальные оппоненты: Новиков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, Центр теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО,
  9. Анализ работы моу "Малинская средняя общеобразовательная школа" за 2010/2011 учебный год

    Документ
    На основании анализа работы школы за 2009\2010 учебный год коллектив школы выдвинул на 2010\2011 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи,

Другие похожие документы..