Беляева О. А. Педагогические технологии в профессиональной школе

Карлащук В.И. Обучающие программы. – М.: Солон-Р, 2001. – 525с.

Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе // Школьные технологии. - 2002. - №1. – с.3-19.

Малыхина О.А. Кибернетика и программированное обучение в отечественной педагогике высшей школы: (60-70-е гг.) // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте. – Хабаровск, 2002. – Вып.3. – с.89-103.

3. ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Терминологический словарь-справочник к теме

Классно-урочная система – система организации учебных занятий, при которой обучение проводится фронтально в классах (учебных группах) с твердым составом учащихся, при твердом расписании, а основной формой является урок (учебное занятие). []

Методические рекомендации – рекомендации, указания и советы, представленные в устном и письменном виде; включают инструкции, образцы и примеры деятельности, теоретически обоснованные и направленные на повышение эффективности педагогического процесса. []

Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в личностном развитии. []

Учебная деятельность – вид деятельности, направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять полученные знания на практике. В отличие от трудовой деятельности учебная деятельность не обеспечивает производства материальных и духовных ценностей, но обеспечивает усвоение человеком общественного исторического опыта в виде знаний и обобщенных способов действия. []

Учебный материал – информация, комплекс задач и упражнений, отобранные в соответствии с учебными программами и осваиваемые учащимися в процессе обучения. []

►Задание для размышления

Сравните предпосылки возникновения технологий модульного и программированного обучения. Выделите основные различия данных технологий.

Базовые идеи

Учебный материал в модульном обучении рассматривается как структура, состоящая из обособленных элементов.Разделы переменной части учебного материала должны быть достаточно независимы друг от друга и позволять быстро изменять и дополнять учебный материал каждого раздела. Необходимо обучать только видам деятельности и способам действий. А оперативные знания приобретаются тогда, когда учащиеся в ходе самостоятельной деятельности используют имеющиеся знания и проявляют их в ситуациях, отличных от тех, в которых они приобретались. Структура модульной программы должна обеспечивать возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Необходимо проводить входную диагностику, самоконтроль, взаимоконтроль и выходной контроль.Учебный материал должен сопровождаться информацией, облегчающей усвоение содержания обучения.Педагог играет консультативно-координирующую роль, функция управления познавательной деятельностью передается учащемуся и выражается как функция самоуправления.

Модульное обучение имеет много общих черт с программированным обучением: способы управления учебной деятельностью учащихся, индивидуализация темпов обучения, большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся. Но в отличие от программированного МО предусматривает вариативность обучения – возможность подбора содержания и порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей обучаемых. Способы подачи содержания в модуле более разнообразны (от репродуктивных, до проблемных).

Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

Ключевые элементы:

  • четкая структуризация содержания обучения;

  • законченность и относительная самостоятельность блоков содержания;

  • наличие визуально представленного методического руководства для каждого учащегося;

  • индивидуальная скорость работы с учебным материалом;

  • контроль усвоения каждой порции учебного материала каждым учащимся.

Дополнить представление о сущности и ключевых элементах модульного обучения поможет таблица 3.1, в которой представлены основные отличия модульного обучения от традиционной классно-урочной системы.

Таблица 3.1-Отличия модульного обучения от традиционной классно-урочной системы

Классно-урочная система

Модульное обучение

Нормируемый параметр

Время

Информация

Основная единица

Урок

Модуль

Основная форма работы

Фронтальная.

Все взаимодействуют с педагогом

Индивидуальная.

Каждый работает с учебным модулем

Темп работы и содержание

Общий для всех

Регулируется индивидуально

Реализация

Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули.

Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения.

Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

Модульная программа состоит из отдельных модулей (М), каждый из которых, в свою очередь, состоит из учебных элементов (УЭ). Структура модульной программы схематично представлена на рисунке.

МП

М-1

М-2

М-3

М-n

УЭ-0

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-n

Рис. Структура модульной программы

Учебный модуль, как правило, состоит из необходимого количества элементов + 3:

УЭ – 0 содержит интегрированную дидактическую цель модуля,

УЭ – n-1 содержит резюме или обобщение материала модуля,

УЭ – n содержит задания для выходного контроля.

Наиболее распространенным способом оформления модулей является таблица, состоящая из трех столбцов (смотри таблицу 3.2). В первом столбце записываются номера учебных элементов, во втором - размещается подлежащий усвоению учебный материал, в третьем – методические рекомендации для учащихся.

Таблица 3.2 – Оформление учебного модуля

Учебные элементы

Содержание учебного материала

Методические рекомендации

УЭ-0

Запиши в конспект

УЭ-n

Письменно ответь на вопросы

Содержание, оформление, объем учебного модуля определяется его видом и видом модульной программы, частью которой он является. Основные виды модулей и модульных программ представлены в таблице 3.3.

  1. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (1)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  2. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева (2)

    Монография
    В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 4, 2011 г

    Документ
    Загадчык сектара ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і перараз-меркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі Жукоўская Мар яна Вітальеўна.
  4. Дистанционный курс: Мультимедийные средства в образовательном процессе

    Документ
    Изучение курса осуществляется в рамках повышения квалификации (фаза 1). Базой для изучения является освоение содержания следующих дисциплин: педагогика; психология; теория информационных систем в образовании.
  5. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  6. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  7. Педагогическая система ориентации профессионального обучения на саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «14» декабря 2006 г. в «10» часов на заседании диссертационного совета Д212.081.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Государственном образовательном учреждении высшего
  8. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Документ
    Официальные оппоненты: Новиков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, Центр теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО,
  9. Анализ работы моу "Малинская средняя общеобразовательная школа" за 2010/2011 учебный год

    Документ
    На основании анализа работы школы за 2009\2010 учебный год коллектив школы выдвинул на 2010\2011 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи,

Другие похожие документы..