Тема. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

Урок литературы в 10 классе.

Тема. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

Цели: 1)создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя;

2)развивать навыки работы с художественным текстом, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты;

3)на материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя;

4)воспитывать чувство патриотизма, формировать интерес к истории страны.

Наглядность: репродукции картин, фото.

Тип урока: интегрированный (литература, история).

Ход урока:

По долгу совести и чувству справедливости

не могу молчать о зле, открыто совершающемся

передо мною и влекущем за собой погибель

миллионов людей, погибель силы и чести Отечества.

Л.Н.Толстой

●Орг. момент.

●Запись темы урока, работа над эпиграфом. Определение цели урока.

● «Севастопольские рассказы» - книга о Крымской войне.

Историческая справка.

В России правит Николай I. Цель внешней политики царя – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов, находящихся под властью султана. 21 июня 1853г. русские войска были введены в Дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853г. Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854г. войска коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. Подписанный в марте 1856г. в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1955г. он умер. Суров был приговор современников. Вот что писал в эпиграмме в 1856г. Ф.И.Тютчев:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые,-

Всё было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

●Л.Толстой – участник Крымской войны. Каким образом он попал в воюющий Севастополь? Каким был офицером?

Биографическая справка.

С 1852г. Толстой находился на Кавказе, где участвовал в войне с горцами. В январе 1854г. по просьбе писателя его переводят в Дунайскую армию. Он прибывает в Севастополь. В письме брату Сергею он писал: «Я просился в Крым отчасти для того, чтобы видеть эту войну… а больше из патриотизма». Он намеревался издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Но Николай I издание журнала не разрешил. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. Под сильным впечатлением от увиденного он пишет письмо брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрёте?» - и войска кричали: «Умрём, ваше превосходство!» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Женщины носят воду на бастионы для солдат. Я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время». Полтора месяца Толстой провёл на четвёртом бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, несуетливый, но упорный»,- таким был Толстой, по свидетельству очевидцев.

В июле 1855г. Толстой награждён орденом святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а в конце года – серебряной медалью «За защиту Севастополя». По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль «В память войны 1853 – 1856 годов».

● «Севастопольские рассказы» - свидетельство очевидца и участника тех событий. А как это проявилось в манере повествования? (Автор прямо обращается к читателю, приглашая следовать за собой: «вы подходите», «вы выбираете», «вы входите». Повествование ведётся таким образом, что читатель как бы является очевидцем и участником событий).тсюда - проявилось в манере повествования? (автор ведёт читателя за собой от пристани на набережную, но упорныйемяами. обстре

●Работа по содержанию «Севастопольских рассказов».

•Рассказ «Севастополь в декабре месяце».

Беседа по вопросам:

- по каким местам проводит нас автор?

- как он описывает эти места?

- как изображает Толстой защитников Севастополя? Какими мы их увидели?

- что же движет этими простыми солдатами и матросами, почему они спокойно идут на смерть?

Всё просто и обыденно. Суета города, переполненный лазарет, удары ядер, взрывы гранат, мучения раненых, кровь, грязь, смерть – вот та обстановка, в которой защитники Севастополя просто и честно выполняют свой тяжёлый

труд. Они страдают, мучаются, но всё подчинено одной идее – защите Севастополя. Любовь к Родине движет простыми солдатами и матросами.

Вглядываясь в лица защитников Севастополя, Толстой увидел жестокое лицо войны и показал её в «настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти».

•Рассказ «Севастополь в мае».

В первом рассказе «Севастополь в декабре» мы видим простых защитников города, во втором, «Севастополь в мае», перед нами предстают офицеры. Давайте вглядимся в них: о чём мечтают, думают, как живут и как ведут себя в критической ситуации.

Беседа по вопросам:

- перечислите героев рассказа.

- о чём мечтает штабс-капитан Михайлов? Во всём ли осуждает автор своего героя?

- каким мы увидели князя Гальцина? Где проявляется его «храбрость»? Почему ему «ужасно стыдно» за себя?

- как характеризует автор адъютанта Калугина? Ради чего он рискует?

- заслуживает внимания и ротмистр Проскухин. Какие мысли его занимают?

- о чём вспомнил Проскухин в минуту смерти?

- анализ эпизода из 9 главы, где Калугин демонстрирует свою «храбрость» капитану, который «уже шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей».

- вспомните, как менялось поведение капитана, оказавшегося на войне.

Не все офицеры подобны Михайлову, Гальцину, Калугину. Есть и те, кто близок к солдатам. Вот такова разнородная офицерская масса. Как резко отличаются интересы, образ мыслей, понятие долга простых солдат и матросов и офицеров.

- на чьей стороне симпатии автора? В чём видит он патриотизм истинный и ложный?

Настоящие герои Севастополя – простые люди, солдаты, матросы, жители города, офицеры, близкие к солдатам, храбрые, преданные Родине. Они сделали невозможное – у стен почти не укреплённого города остановили врага. Ими двигало чувство любви к Родине.

Демонстрация репродукции картины В.Ф.Тимма «Солдатские типы».

Вот такими запечатлел художник участников обороны Севастополя. Вглядитесь в их лица, полные решимости, мудрости и грусти.

«Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекраснее - правда». Именно эта правда позволила писателю показать войну в крови, в страданиях.

Выразительное чтение 14 главы, анализ эпизода «Мальчик собирает цветы в долине смерти».

Писатель, пережив все ужасы войны, приходит к мысли о бессмысленности и противоестественности войны. Это была его человеческая и писательская позиция.

•Третий из «Севастопольских рассказов» - «Севастополь в августе 1855 года» - посвящён последнему периоду обороны. Снова перед читателями будничное и страшное лицо войны: голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. К этой главе мы обратимся на следующем уроке, чтобы рассмотреть проблему становления личности человека, его духовного мира на войне.

- как заканчивается рассказ? (Город оставлен русскими солдатами. Для каждого русского тяжело было принять приказ об отступлении. «Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

- назовите ещё одного главного героя произведения. (Его имя звучит в заглавии каждого рассказа и книги. Это гордый Севастополь).

Геройски сражались защитники Севастополя и в годы Вов. И двигало ими чувство любви к Родине. Так будем же и мы любить её так, как любили защитники Севастополя, как любил поручик артиллерии Лев Николаевич Толстой.

  1. Тема урока. Кол-во часов (4)

    Урок
    Работать с учебником, с текстом, собирать дополнительный материал по теме урока, анализировать и обобщать прочитанное, отвечать на вопросы и формулировать вопросы по тексту Использовать для расширения познавательных и коммуникативных
  2. Тема урока Теория литературы (3)

    Урок
    С.Пушкина 15 Художественный мир М.Ю.Лермонтова Углубление понятий о романтизме и реализме, об их взаимовлиянии 1 Молитва как жанр в лирике М.
  3. Темы урока

    Документ
    10 Роман «Евгений Онегин» в контексте европейской литературы. Автор и его герой в романе. 11 Духовные искания Евгения Онегина.
  4. Русский офицер в произведении Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

    Рассказ
    «Патриотизм» — это преданность и любовь к Родине, отечеству, своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины. Эти чувства, любовь к Родине и преданность ей издавна присущи тем, кто за ней «стоит горой».
  5. Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века» (1)

    Методические рекомендации
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях
  6. Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века» (2)

    Методические рекомендации
    Если внимательно сопоставить базовый и профильный уровень образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, то станет совершенно очевидным, что списки произведений, предлагаемых для обязательного изучения,
  7. Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века» (3)

    Методические рекомендации
    Если внимательно сопоставить базовый и профильный уровень образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, то станет совершенно очевидным, что списки произведений, предлагаемых для обязательного изучения,
  8. Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века» (4)

    Методические рекомендации
    Если внимательно сопоставить базовый и профильный уровень образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, то станет совершенно очевидным, что списки произведений, предлагаемых для обязательного изучения,
  9. Методические рекомендации к учебнику В. И. Коровина и др. «Русская литература XIX века» (5)

    Методические рекомендации
    Если внимательно сопоставить базовый и профильный уровень образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, то станет совершенно очевидным, что списки произведений, предлагаемых для обязательного изучения,

Другие похожие документы..