Учебной дисциплины историческая фонетика русского языка Для специальности «Филология»

11

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Историческая фонетика русского языка

Для специальности «Филология»

(специализация «Фундаментальное изучение современного русского языка и его истории»)

Квалификация (степень) «магистр»

1. Цели освоения дисциплины:

Целями освоения дисциплины «Историческая грамматика русского языка» являются:

  • изучить историю праиндоевропейского и праславянского языков как предысторию русского языка;

  • изучить «исходную» фонетическую систему стандартного (наддиалектного) древнерусского языка, существовавшую у восточных славян в период создания первых памятников письменности (XI в.);

  • изучить принципы развития фонетического строя русского языка в его диалектном многообразии от раннедревнерусского состояния к современному.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Вариативная часть ООП.

Дисциплина «Историческая фонетика русского языка» требует от магистрантов владения компетенциями, приобретенными в процессе изучения старославянского языка и русской фонетики. Логическим продолжением дисциплины «Историческая фонетика русского языка» является дисциплина «Историческая морфология русского языка», а также спецкурсы «Исторический синтаксис русского языка», «Историческое словообразование русского языка», «Историческая лексикология русского языка». Дисциплина «Историческая фонетика русского языка», материал которой черпается из памятников древней письменности и из современных диалектов, тесно взаимосвязана дисциплинами «Церковнославянский язык русской редакции XI-XVII вв.», «История русской книжности», «Русская лингвистическая география» и с семинарским занятием «Чтение и анализ древнерусских текстов».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Универсальные компетенции

    а) Общенаучные компетенции:

  • способность самостоятельно формулировать научные проблемы на основе адекватного анализа научной традиции и современных тенденций (М-ОНК-2);

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3).

    б) Инструментальные компетенции (М-ИК):

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (М-ИК-3).

    в) Системные компетенции:

  • способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

  • способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

  • способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (М-СК-3).

    Профессиональные компетенции

    Общепрофессиональные компетенции:

  • знание основных понятий и терминов современной филологической науки, представление о структуре и перспективах развития филологии как области знаний (М-ПК-1);

  • владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2);

  • владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

  • способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка (М-ПК-6).

    Специализированныекомпетенции:

  • владение представлениями о типах фонетических систем, существовавших на разных этапах развития русского языка – от доисторического его состояния до современного, – и о принципах фонетико-фонологической эволюции в восточнославянском языковом континууме.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

  • предысторию древнерусского языка: праиндоевропейскую, протославянскую и праславянскую фонетические системы;

  • «исходную» фонетическую систему древнерусского языка;

  • историю развития фонетического строя русского языка;

  • основные варианты русских диалектных фонетических систем как результат развития древнерусского языка в его диалектном многообразии.

    Уметь:

  • анализировать древнерусские тексты разных периодов и различной локализации и выявлять отраженные в них диалектные фонетические системы.

    Владеть:

  • методологией реконструкции фонетических систем древних языков с помощью внутренней реконструкции, сравнительно-исторического сопоставления родственных языков и с привлечением материала памятников древней письменности.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекция

с.р.с.

семинар

с.р.с.

1

История индоевропейского языка как предыстория русского языка. Система вокализма праиндоевропейского языка.

I

1

2

2

2.

Система консонантизма праиндоевропейского языка. Проблемы реконструкции рядов заднеязычных согласных. Ларингальная теория. Глоттальная теория. Чередования по аблауту.

I

2

2

2

Коллоквиум по звуковой системе индоевропейского праязыка

3.

История праславянского языка как предыстория русского языка. Судьба индоевропейских заднеязычных согласных. Устранение ларингальных согласных из фонетической системы. Закон Винтера. Правило ruki. Качественная дифференциация долгих и кратких гласных.

I

3

2

2

4

1-е переходное смягчение задненебных согласных; изменение сочетаний согласных с *j (<*i̯). Отпадение конечных согласных. Диссимиляция и упрощение групп согласных. Судьба дифтонгов и дифтонгических сочетаний. 2-е и 3-е переходное смягчение задненебных согласных.

I

4

2

2

5

Развитие индоевропейских аблаутных чередований и чередования, возникшие в праславянском языке.

I

5

2

2

Коллоквиум по звуковой системе праславянского языка

6

Утрата носовых гласных в диалектах восточных славян.

I

6

2

2

7

«Исходная» фонетическая система стандартного (наддиалектного) древнерусского языка. Гласные и согласные. Строение слога. Тенденция к восходящей звучности. Проблема рефлексов праславянских сочетаний *TъrT, *TьrT, *TъlT, *TьlT.

I

7

2

2

8

Праславянская акцентная система. Слоговые интонации – акут, новый акут, циркумфлекс. Трансформация этой системы в раннедревнерусском языке.

I

8

2

2

9

Акцентные парадигмы слов в праславянском и древнерусском языках. Утрата различия между автономным и автоматическим ударением в истории русского языка. Основные тенденции развития русской акцентной системы.

I

9

2

2

10

Восточнославянские фонетические диалектные различия древнейшей поры.

I

10

2

2

11

Судьба фонем <ъ> и <ь>. Диалектные особенности в реализации сочетаний типа *TЪRT и *TRЪT и в судьбе напряженных редуцированных.

I

11

2

2

12

Последствия утраты редуцированных для звуковой системы древнерусского языка.

Образование фонемы /ô/ в древнерусских диалектах разных типов.

I

12

2

2

13

Изменения в системе консонантизма.

I

13

2

2

14

История гласных [и] и [ы]. Изменение сочетаний [кы], [гы], [хы] в [к’и], [г’и], [х’и].

I

14

2

2

15

История гласных звуков [е] и [о] и фонем /е/ и /о/.

I

15

2

2

16

История гласных верхнесреднего подъема /ê/ и /ô/.

I

16

2

2

17

История аканья.

I

17

2

2

Тесты по истории развития фонетического строя русского языка

18

Фонетические диалектные системы XVII в. по данным памятников письменности.

I

18

2

2

I

36

Экзамен

Итого

36

72

4.2. Содержание дисциплины

История индоевропейского языка как предыстория русского языка.Система вокализма праиндоевропейского языка. Система консонантизма праиндоевропейского языка. Проблемы реконструкции рядов заднеязычных согласных. Ларингальная теория. Глоттальная теория. Чередования по аблауту.

История праславянского языка как предыстория русского языка. Судьба индоевропейских заднеязычных согласных. Устранение ларингальных согласных из фонетической системы. Закон Винтера. Правило ruki. Качественная дифференциация долгих и кратких гласных. 1-е переходное смягчение задненебных согласных; изменение сочетаний согласных с *j (<*i̯). Отпадение конечных согласных. Диссимиляция и упрощение групп согласных. Судьба дифтонгов и дифтонгических сочетаний. 2-е и 3-е переходное смягчение задненебных согласных. Развитие индоевропейских аблаутных чередований и чередования, возникшие в праславянском языке.

Утрата носовых гласных в диалектах восточных славян. Реализация носовых гласных в эпоху их существования в диалектах восточных славян в звуках [ą̈] и [ǫ̂] (или [ų]). Преобразование этих звуков в результате утраты ринезма в [ä] и [u]. Хронология утраты носовых гласных

«Исходная» фонетическая система стандартного (наддиалектного) древнерусского языка. Гласные и согласные. Строение слога. Тенденция к восходящей звучности. Проблема рефлексов праславянских сочетаний *TъrT, *TьrT, *TъlT, *TьlT.

Акцентная система. Праславянская акцентная система. Слоговые интонации – акут, новый акут, циркумфлекс. Трансформация этой системы в раннедревнерусском языке: противопоставление автономного ударения и автоматического ударения. Ортотонические словоформы и энклиномены. Клитики (проклитики и энклитики). Акцентные парадигмы слов в праславянском и древнерусском языках. Утрата различия между автономным и автоматическим ударением в истории русского языка. Основные тенденции развития русской акцентной системы.

Восточнославянские фонетические диалектные различия древнейшей поры. Отсутствие второго переходного смягчения заднеязычных и третьего переходного смягчения для звука *х в древнепсковском диалекте. Особенности рефлексации сочетаний *sj, *zj, *tj, *dj; *zdj, *zgj, *zg + гласный переднего ряда, *stj,*skj, *sk + гласный переднего ряда. Древнепсковские сочетания kl, gl как рефлексы праславянских *tl, *dl. Неразличение аффрикат в северо-западных говорах. Шепелявое произношение мягких свистящих в древнепсковском диалекте. Рефлексация праславянских сочетаний типа *TЪRT в северо-западных говорах. Различия в образовании звонкого заднеязычного согласного (g взрывной / ɣ фрикативный) по древнерусским диалектам.

Судьба фонем /ъ/ и /ь/. Диалектные особенности в реализации сочетаний типа *TЪRT и *TRЪT и в судьбе напряженных редуцированных.

Последствия утраты редуцированных для звуковой системы древнерусского языка.

Образование фонемы /ô/ в древнерусских диалектах разных типов.

История противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных в диалектах русского языках. История губных спирантов. История шипящих и <ц>.

История гласных [и] и [ы]. Изменение сочетаний [кы], [гы], [хы] в [к’и], [г’и], [х’и].

История гласных звуков [е] и [о] и фонем /е/ и /о/.

История гласных верхнесреднего подъема /ê/ и /ô/.

История аканья.

Фонетические диалектные системы XVII в. по данным памятников письменности.

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Курс предполагает активные и интерактивные формы проведения лекционных занятий; использование Интернета для выкладывания на сайт кафедры учебных материалов к лекциям.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа магистрантов включает подготовку к тестам и коллоквиумам темам теоретического курса с использованием научных библиотечных фондов и новейших электронных информационных ресурсов.

В качестве основного средства текущего контроля используется тестирование, коллоквиумы.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен.

Вопросы к экзамену:

  1. Фонетическая система индоевропейского праязыка.

  2. Проблемы реконструкции рядов заднеязычных согласных в индоевропейском праязыке. Ларингальная теория. Глоттальная теория.

  3. Судьба индоевропейских заднеязычных согласных в праславянском языке.

  4. Устранение ларингальных согласных из фонетической системы, унаследованной праславянским языком. Закон Винтера. Правило ruki.

  5. Качественная дифференциация долгих и кратких гласных в праславянском языке.

  6. 1-е переходное смягчение задненебных согласных в праславянском языке.

  7. Изменение сочетаний согласных с *j (<*i̯) в праславянском языке.

  8. Диссимиляция и упрощение групп согласных в праславянском языке.

  9. Судьба дифтонгов и дифтонгических сочетаний в праславянском языке.

  10. 2-е и 3-е переходное смягчение задненебных согласных в праславянском языке.

  11. Развитие индоевропейских аблаутных чередований и чередования, возникшие в праславянском языке.

  12. Утрата носовых гласных в диалектах восточных славян.

  13. «Исходная» фонетическая система стандартного (наддиалектного) древнерусского языка.

  14. Акцентная система раннедревнерусского языка. Ее истоки.

  15. Восточнославянские фонетические диалектные различия древнейшей поры.

  16. Судьба фонем <ъ> и <ь> вне сочетаний с плавными.

  17. Диалектные особенности в реализации сочетаний типа *TЪRT и *TRЪT.

  18. Последствия утраты редуцированных для звуковой системы древнерусского языка.

  19. Образование фонемы /ô/ в древнерусских диалектах разных типов.

  20. Изменения в системе консонантизма после падения редуцированных.

  21. История гласных [и] и [ы]. Изменение сочетаний [кы], [гы], [хы] в [к’и], [г’и], [х’и].

  22. История гласных звуков [е] и [о] и фонем /е/ и /о/.

  23. История гласных верхнесреднего подъема /ê/ и /ô/.

  24. История аканья.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Бернштейн С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Введение. Фонетика. М., 1961. 2-е изд.: Сравнительная грамматика славянских языков. М., 2005.

  2. Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд. М., 1965.

  3. Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. М., 2004.

  4. Галинская Е. А. О хронологии некоторых изменений в системе вокализма праславянского языка // Исследования по славянскому историческому языкознанию. Памяти профессора Г. А. Хабургаева. М., 1993.

  5. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. М., 1981. 2-е изд. М., 1996.

  6. Живов В.М. Палатальные сонорные у восточных славян: данные рукописей и историческая фонетика // Русистика. Славистика. Индоевропеистика. Сборник к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996. Переиздание в кн.: Живов В.М.. Восточнославянское правописание XI-XIII века. М., 2006.

  7. Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. М., 2004. С. 5-226.

  8. Зализняк А. А. К изучению языка берестяных грамот // Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1984–1989 гг.). М., 1993. С. 191–321.

  9. Зализняк А. А. Новгородские грамоты с лингвистической точки зрения // Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1977–1983 гг.). М., 1986. С. 89–219.

  10. Зализняк А. А. Правило отпадения конечных гласных в русском языке // «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М., 2002.

  11. Зализняк А. А. Труды по акцентологии Т. I. М., 2010.

  12. Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951. 2-е изд.: М., 2001.

  13. Николаев С. Л. Раннее диалектное членение и внешние связи восточнославянских диалектов // Вопросы языкознания. 1994, № 3.

  14. Николаев С. Л. Следы особенностей восточнославянских племенных диалектов в современных великорусских говорах. I. Кривичи // Балто-славянские исследования. 1986. М., 1988.

  15. Соболевский А. И. Лекции по истории русского языка. М., 1907.

  16. Шахматов А. А. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг., 1915.

б) дополнительная литература:

  1. Аванесов Р. И. Вопросы образования русского языка в его говорах // Вестник МГУ. 1947. № 9.

  2. Аванесов Р. И. Лингвистическая география и история русского языка // Вопросы языкознания. 1952. № 6.

  3. Аванесов Р. И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

  4. Бернштейн С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. Чередования. Именные основы. М., 1974.

  5. Васильев Л. Л. О значении каморы в некоторых древнерусских памятниках XVI–XVII веков // Сборник по русскому языку и словесности. Т. 1. Вып 2. Л., 1929.

  6. Галинская Е.А. Изменение [а] в [е] в истории русских диалектов // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2005. № 4.

  7. Галинская Е.А. Историческая фонетика русских диалектов в лингвогеографическом аспекте. М., 2002.

  8. Глускина С. М. О второй палатализации заднеязычных согласных в русском языке (на материале северо-западных говоров) // Псковские говоры. Т. II. Псков, 1968.

  9. Горшкова К. В. Очерки исторической диалектологии северной Руси. М., 1968.

  10. Дурново Н. Н. Очерк истории русского языка. М.–Л., 1924. Переиздание в кн.: ДурновоН.Н. Избранные работы по истории русского языка. М., 2000. С. 1-337.

  11. Дыбо В. А. Славянская акцентология. Опыт реконструкции системы акцентных парадигм в праславянском. М., 1981.

  12. Дыбо В. А., Замятина Г. И., Николаев С. Л. Основы славянской акцентологии. М., 1990.

  13. Зализняк А. А. Древнерусская графика со смешением ъ–о и ь–е // «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М., 2002.

  14. Зализняк А. А. Закономерности акцентуации односложных существительных мужского рода // А. А. Зализняк. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М., 2002.

  15. Зализняк А. А. Тетралогия «От язычества к Христу» из Новгородского кодекса XI века // Русский язык в научном освещении. 2002. № 2 (4).

  16. Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. – древнейшая книга Руси // Вопросы языкознания. 2001, № 5.

  17. Зализняк А. А. О некоторых связях между значением и ударением у русских прилагательных // А.А. Зализняк. «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М., 2002.

  18. Князев С.В. Дополнительная артикуляция согласных в связи с некоторыми фонетическими изменениями в русском языке // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2002. № 5.

  19. Князев С.В. К вопросу о механизме возникновения аканья в русском языке // Вопросы языкознания. 2000. № 1.

  20. Николаев С.Л. Из исторической фонетики и просодии северо-западных говоров // Вопросы русского языкознания. Вып. IX. Диалектная фонетика русского языка в диахронном и синхронном аспектах. М., 2001.

  21. Николаев С. Л. Histoire d’O. // Русистика. Славистика. Индоевропеистика. Сборник к 60-летию А. А. Зализняка. М., 1996.

  22. Образование севернорусского наречия и среднерусских говоров по материалам лингвистической географии. М., 1970.

  23. Орлова В. Г. Губные спиранты в русском языке // Труды Института русского языка. М.-Л., 1950. Т. 2.

  24. Седов В. В. Восточнославянская этноязыковая общность // Вопросы языкознания. 1994, № 4.

  25. Семереньи О. Введение в сравнительно-историческое языкознание. М., 1980. 2-е изд.: М, 2002.

  26. Сидоров В. Н. Из истории звуков русского языка. М., 1966.

  27. Соболевский А. И. Исследование о новом l в великорусских говорах // ИОРАН. Т. XXVIII. 1923.

  28. Хабургаев Г. А. Некоторые вопросы истории праславянского языка // Вопросы русского языкознания. Вып. 3. Проблемы теории и истории русского языка. М., 1980.

  29. Хабургаев Г. А. Становление русского языка. М., 1980.

  30. Хабургаев Г.А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М., 1979.

  31. Шахматов А. А. Дифтонги [уо] и [ie] в великорусских говорах // Вопросы языкознания. 1964. №№ 5–6.

  32. Шевелева М. Н. «Житие Андрея Юродивого» как уникальный источник сведений по исторической фонетике русского языка: (Новые данные о рефлексах сочетаний редуцированных с плавными) // Вопросы русского языкознания. Вып. 6. Актуальные проблемы современной русистики. М., 1996.

  33. Ягич И. В. Критические заметки по истории русского языка // Сборник отделения рус. яз. и словесности. Т. 46. № 4. СПб., 1889.

  34. Arumaa P. UrslavischeGrammatik. Bd. 1–2. Heidelberg, 1964–1976.

  35. Bräuer H. Slavische Sprachwissenschaft. Bd. I. Berlin, 1961.

  36. Lunt H. The Progressive Palatalization of Common Slavic. Skopje, 1981.

  37. Meier-Brügger M. Indo-European Linguistics. Berlin–New York, 2003.

  38. Mikkola J. J. Urslavische Grammatik. Teil I–II. Heidelberg, 1913–1942.

  39. Shevelov, George Y. A Prehistory of Slavic: The Historical Phonology of Common Slavic. Heidelberg, 1964.

  40. Vaillant A. Grammaire comparée des langues slaves. T. 1. Lyon–Paris, 1950.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Интернет-сайт кафедры русского языка филологического факультета МГУ (/~ruslang/), на котором размещаются материалы для тестирования и интерактивного общения по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины, вопросы к экзамену.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  • доступ к Интернету в аудиторное и внеаудиторное время;

  • наличие в библиотеке и в Интернете необходимых учебников, хрестоматий, словарей и научной литературы.

Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по специальности «Филология».

Разработчик:

профессор кафедры русского языка

филологического факультета

МГУ имени М.В.Ломоносова

доктор филологических наук Е.А. Галинская

  1. Рабочая программа дисциплина «Историческая грамматика русского языка» для студентов II курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

    Рабочая программа
    Цель курса – представить современный русский литературный язык как систему, испытавшую многовековое развитие (исторический подход к изучению русского языка как целостной системы), что позволит вскрыть перед студентами-филологами причинно-следственные
  2. Учебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и русского языков для специальности: 033200 Иностранный язык (квалификация специалиста учитель немецкого языка)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа дисциплины «сравнительная типология» для специальности № 033200 – Иностранный язык (квалификация специалиста – учитель немецкого языка).
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине Русский язык для специальности 050120 Профессиональное обучение 050110 Физика 050806 Агроинженерия

    Учебно-методический комплекс
    УМК предназначен для студентов специальностей профессиональное обучение, физика, агроинженерия. В нем студенты найдут необходимый учебный материал по курсу, тематический план, темы ПЗ, задания к ним, вопросы к экзамену.
  4. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине «Фонетика и лексикология современного русского языка» для специальности 050102 Пимно (шифр, наименование специальности)

    Программа
    Цель курса «Современный русский язык» (разделы «Фонетика» и «Лексикология») - изучение звуковой и лексической сторон современного русского литературного языка.
  5. Методическое обеспечение дисциплины «Русский язык» для специальности 0312 Преподавание в начальных классах

    Пояснительная записка
    Цель курса – выработка и дальнейшее совершенствование умений и навыков, повышение уровня языковой подготовки и профессиональной квалификации будущего учителя.
  6. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине «Словообразование и морфология современного русского языка» для специальности 050118 Русский язык и литература (шифр, наименование специальности)

    Программа
    Цель преподавания дисциплины - ознакомление студентов с важнейшими особенностями словообразовательной и морфологической систем русского языка, тенденциями развития этих систем на современном этапе; формирование у студентов практических
  7. Учебно-методический комплекс по современному русскому языку (в 3-х частях)

    Учебно-методический комплекс
    Рецензенты: кафедра русского языка Башкирского госпедуниверситета (зав. каф., доктор филол. наук, профессор Е.А. Яковлева); доктор филол. наук, профессор кафедры современного русского языкознания БГУ Р.
  8. Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 02 История русского языка (часть 1) Историческая грамматика русского языка

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по Исторической грамматике русского языка является первой частью дисциплины «История русского языка», входит в цикл специальных дисциплин (СД) и предназначена для студентов 3 курса филологического отделения
  9. Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

    Учебно-методический комплекс
    Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.

Другие похожие документы..