Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»








Ю.В. Ворожко
учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«Отечественная история»







Омск 2009

Ворожко, Ю.В. Учебно – методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история»/ Ю.В. Ворожко. – Омск: Издательство СибГУФК, 2009 – с.851

В настоящем пособии представлены выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, рабочая модульная учебная программа, электронный учебник, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, материалы по содержанию и порядку проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим комплексам согласно письму Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак.

В основу УМК по учебной дисциплине «Отечественная история» положены «Методические рекомендации по разработке и использованию балльно -рейтинговой системы оценки знаний студентов СибГУФК»/ Л.П. Черапкина, С.Г. Куртев, И.Г. Таламова. – Омск: Издательство СибГУФК, 2009.-44с.

Учебно – методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физкультурного профиля.

Печатается по решению редакционно – издательского совета Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Электронный учебно – методический комплекс по «Отечественной истории» утвержден на заседании кафедры и совете факультета игровых видов спорта и единоборств 3.03. 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из государственного образовательного стандарта об обязательном содержании учебной дисциплины «Отечественная история»______________4

2. Рабочая модульная учебная программа______________________________6

3. Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история»________________________________________________________17

4. Методические рекомендации для преподавателей____________________45

5. Методические указания для студентов_____________________________55

6. Материалы по содержанию и порядку проведения промежуточного и итоговой аттестации: пакет «сопровождения»________________________840

1. Выписка из государственного образовательного стандарта об обязательном содержании учебной дисциплины «Отечественная история».

Обязательный минимум содержания учебной дисциплины «Отечественная история» включает в себя следующие периоды и разделы:

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно – промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России. Русская культура XIX в. и её вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально – экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и её последствия. Социально – экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально – экономическое развитие, общественно – политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война». Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60–80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 года.

Становление новой российской государственности (1991 – 2009 гг.). Россия на пути радикальной социально – экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

2. Рабочая модульная учебная программа по учебной дисциплине «Отечественная история» для студентов специальностей:

Направление 032100 – «Физическая культура»

Специальность 032101 – «Физическая культура и спорт»

Специальность 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»

Специальность 050104 – «Безопасность жизнедеятельности»

Специальность 050707 – «Педагогика и методика начального образования»

Специальность 100103 – «Социально – культурный сервис и туризм»

Специальность 070209 – «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Специальность 080507 – «Менеджмент организации»

Специальность 030602 – «Связи с общественностью»

Специальность 030602 – «Рекреация и спортивно – оздоровительный туризм»

Курс - I

Факультеты

Формы контроля

Туризма, рекреации и реабилитации

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Игровых видов спорта и единоборств

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Циклических и сложно-координационных видов спорта

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Теории и методики физической культуры

Экзамен – 1 семестр (дневное отделение)

Зачёт – 1 семестр (заочное отделение)

Экзамен – 2 семестр (заочное отделение)

Цель и задачи дисциплины

1.1. Целью изучения Отечественной истории является формирование у студентов основ исторического мышления. Это предполагает формирование у них представлений об источниках исторического знания и приемах работы с ними; об основных этапах в истории человечества и их хронологии; о месте России в истории мировой цивилизации.

1.2. В результате изучения дисциплины студентов должны:

  1. иметь представление об истории как науке, её месте в системе гуманитарного знания. Владеть основами исторического мышления;

  2. уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

В итоге освоения 1 модуля учебной рабочей программы по «Отечественной истории» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).

Должен знать:

    • теоретико-методологические основы исторической науки,

    • причины, закономерности, особенности, тенденции, проблемы возникновения, становления и развития российского государства и общества

Должен владеть:

      • современными представлениями о создании и развитии российского государства,

  • основными историческими понятиями,

  • системным анализом научной литературы по истории отечества в царский период.

Должен уметь:

  • проводить простые исторические исследования,

  • обобщать и анализировать полученные данные в ходе исследования источников,

  • пользоваться простыми методами и методологией в проведении исторических исследований.

В итоге освоения 2 модуля учебной рабочей программы студент должен знать:

  • причины, характер и особенности возникновения, становления и развития советского государства,

  • механизмы функционирования политической системы,

  • общие тенденции развития и распада советской системы: теории и практики.

Должен владеть:

  • современными представлениями о советском историческом периоде развития российского общества,

  • основными историческими категориями.

Должен уметь:

  • обобщать и анализировать полученные в ходе лекционных и семинарских занятий исторические материалы.

В итоге освоения 3 модуля учебной рабочей программы студент должен знать:

  • сущность кризисных явлений в советском обществе 1960-х-1980-х гг.,

  • основные исторические события радикальной модернизации российского государства (1985 – 2009 гг.),

Должен владеть:

  • современными представлениями о постсоветском периоде отечественной истории,

  • основными историческими категориями,

  • системным анализом научной литературы по постсоветскому периоду развития российского государства.

Должен уметь:

  • обобщать и анализировать современные исторические процессы в развитии российского общества.

Содержание дисциплины « Отечественная история»

Модуль 1. Возникновение и развитие российского государства и общества (IX – II пол. XIX вв.)

Раздел 1. Создание российской империи.

1.1. Введение в учебный курс «Отечественная история»

Сущность, формы, функции исторического знания. Предмет отечественной истории. Методы и принципы изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

1.2. Древняя Русь (IX – XIV вв.)

Проблема этногенеза восточных славян. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Расцвет Киевской Руси в XI в. Монголо-татарское нашествие (XIII – XV вв.). Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

1.3. Формирование российского централизованного государства (XIV-XVI вв.)

Возвышение Москвы и формирование единого централизованного государства.

1.4. Переход к абсолютизму. Российская империя (XVII – первая половина XIX в.)

Реформы Петра I. Складывание российского абсолютизма. Крепостное право в России.

  1. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономика труда»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Региональная экономика» предназначен для изучения в рамках подготовки слушателей Башкирской академии государственной службы и управления по специальности 080105 - финансы и кредит.
  2. Учебно-методический комплекс по кредитной технологии обучения. История казахстана

    Учебно-методический комплекс
    История Отечества вызывала и будет вызывать интерес у широкой публики, гражданского общества Казахстана. В связи с переходом на новую кредитную технологию обучения, появилась необходимость в создании новой формы типового учебника для
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «криминалистика» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501.2 Юриспруденция / сост.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)»: учеб. пособие / Под науч. ред. И.В. Смольковой. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «Основы медиакомпетентности» для студентов разных направлений и специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа (2 з.е.), в том числе: Лекций – 17 (18) ч., практических занятий – 17 (18) ч., самостоятельная работа – 34 (36) ч.
  6. Учебно-методический комплекс по отечественной истории составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования /Основной образовательной программой по дисциплине по специальностям 080301 «Коммерция (торговое дело)»,

    Учебно-методический комплекс
    Для студентов, обучающихся по специальностям: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ аудит», 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»,
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Фундаментальные проблемы отечественной истории» специальность 6N0114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлен профессо­ром кафедры ис­то­рии Ка­­захстана, доктором исторических наук Аманжо­лом Күзембайұлы на основании типовой программы, утвержденной и введенной в действие протокольным решением
  8. Учебно-методический комплекс по социоло

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080507 «Менеджмент организации», 080 «Маркетинг»,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.

Другие похожие документы..