Учебное пособие для вузов

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

ПАНЕШ У. М.

ИСТОРИЯ Зарубежной литературы

ХХ век

МАЙКОП 2009

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

У. М. Панеш

история зарубежной литературы

ХХ век

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология

Допущено Министерством образования и науки Республики Адыгея в качестве учебно-методического пособия для студентов, аспирантов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021700 - Филология

Печатается по решению редакционно-издательского совета Адыгейского государственного университета

Майкоп 2009

УДК 82 (091) (4/9) (075)

ББК 83.3 (3) 6 я73

П 16
Автор - У. М. Панеш, доктор филологических наук, профессор
Рецензент – К. Г. Шаззо, доктор филологических наук, профессор

Учебно-методическое пособие включает авторскую программу, систему практических занятий и другие материалы, необходимые для усвоения курса «История зарубежной литературы ХХ века». Кроме планов практических занятий и развернутых комментариев к ним книга содержит также темы, вынесенные на самостоятельную работу, список контрольных модульно-рейтинговых заданий с графиком их прохождения, список вопросов для самостоятельной работы, список художественных текстов, список научной и учебно-методической литературы.

Практикум предусматривает изучение зарубежной литературы в контексте общественно-исторической, культурной ситуации ХХ века и на фоне сложного взаимодействия различных эстетических школ и литературных направлений.

Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов и для всех интересующихся мировой литературой.

Адыгейский государственный университет

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………

I. Программа курса «История зарубежной литература ХХ века» ……..
II. Рабочая программа курса «История зарубежной литературы ХХ

века»:……………………………………………………………………

  1. Лекции…………………………………………………………………

  2. Практические занятия…………………………………………………

  3. Самостоятельная работа студента……………………………………

  4. Список контрольных рейтинговых заданий и график их прохожде-

ния……………………………………………………………………...

III. Список вопросов для самоподготовки студентов……………………..

IV. Художественные тексты…………………………………………………

V. Библиография…………………………………………………………….

Пояснительная записка

Сущность мирового литературного процесса в новейшую эпоху определяется особыми историческими условиями. Системный кризис общества, проявившийся в таких общезначимых событиях, как первая мировая война, революция в России, определил ревизию традиционных ценностей западной цивилизации и дальнейшее развитие культурно-исторических тенденций конца ХIХ-го и начала ХХ-го века.

Эпоха социально-политических потрясений, мировых войн, национально-освободительных движений вызвала распад основополагающих общественных и нравственно-эстетических устоев. Декаданс и безверие стали во многом сущностной особенностью культуры XX века. Выражением новых, во многом кризисных тенденций явился модернизм, тип сознания, объединивший различные направления, такие, как экзистенциализм, сюрреализм, дадаизм, «новый роман» и др. В 20-30-е годы складывается творчество основателей и крупнейших представителей модернизма – Д. Джойса, М. Пруста, Ф. Кафки.

Мировосприятие модернистов во многом определялось влиянием идеалистических представлений А. Шопенгауэра, З. Фрейда, А. Бергсона. С точки зрения опыта литературы XIX века их творчество, основанное на трагическом субъективизме, воспринималось как отступление от гуманистических принципов традиционного искусства. На самом деле художественное творчество модернистов представляло собой сложную картину. Оно дополнило историю культуры новыми знаниями о человеке и, несмотря на формалистические крайности, выработало такие эстетические принципы, которые обогатили искусство, дали ему новый толчок.

Эпоха социально-политической и научно-технической революции активизировала поиски новых ценностей во всех сферах жизни: общественной, социально-политической, культурно-эстетической. Различные теории, связанные с совершенствованием и развитием личности, оказывают влияние на формирование литературного процесса. Такие искания отразились и на эволюции реализма. Реалистическая литература заняла в указанную эпоху не только ведущее место, она вобрала в себя общезначимые достижения XIX и ХХ веков и заметно обогатилась. Речь идет не просто о появлении многообразных повествовательных жанров и ярких художников, как Ф. Мориак, Т.Манн, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Г. Маркес, В. Борхерт, Г. Белль и др., а о видоизменении метода, о формировании нового этапа реализма, преодолевшего кризис и значительно обновившегося.

На формирование реализма XX века оказывают влияние множество факторов: социально-политические потрясения и кризис традиционно-гуманистических представлений, классические традиции литературы и новые эстетические системы, художественное наследие фольклорных структур и революционно-формалистические концепции творчества. Особенности обновленного реализма отразились особенно ярко в творчестве У. Фолкнера, Ф. Мориака, Т. Манна, Э. Хемингуэя и др.

Ф. Мориак, к примеру, сформулировавший «принцип правдивости», не удовлетворяется возможностями критического реализма XIX. Следуя «высокому искусству»О. Бальзака, историка общества, не игнорируя логику социального детерминизма, писатель идет по пути соединения традиционной школы с «русской сложностью». «Принципправдивости» Ф. Мориака предполагает использование опыта других художественных систем, что должно усилить и усложнить характер. Эти тенденции проявились в романах «Фарисейка», «Тереза Дескейру»,«Мартышка». Эволюция реализма отразилась с большой силой и в романах Т. Манна«Волшебная гора», «ДокторФаустус», «Иосиф и его братья», в произведениях У. Фолкнера«Деревушка», «Город», «Особняк».

Необходимо отметить и то, что развитие реализма, его обогащение таило определенные для самого метода опасности. Влияние эстетики формалистических и иных систем могло не только трансформировать его суть, но и существенно изменить границы. В этом случае возникла проблема типологических качеств реализма и проблема «реализма без берегов».

Взаимовлияние и взаимопроникновение разных методов стало в тоже время существенной особенностью литературы XX века. Важно отметить далее, что реализм принимал соответствующие формы в зависимости от национальной культуры. Традиции, эстетический опыт стран Азии, Латинской Америки, Африки оказали особое влияние на формирование реализма новейшего времени и создание «особых вариантов реализма». Сказалось это в творчестве таких художников, как Ж. Амаду, Г. Маркес, Кавабата, Кобо Абэ и др.

Поиски новых ценностей, революционные теории совершенствования личности и общества также оказали заметное воздействие на развитие традиционного реализма и возникновение такого его варианта, как революционный или социалистический реализм. Его формирование и распространение было вызвано реальностью и основывалось на марксистской интерпретации реальности. Надо отметить в то же время, что сама эстетическая система оказалась сложной и неоднозначной. Она содержала, с одной стороны, черты новаторства, с другой, это направление могло строится на схематизированном, подчас догматическом толковании человеческого общества.

Одностороннее истолкование метода привело в ряде случаев к упрощению конфликтов, социологизации персонажа, недостаточному вниманию психологии, легкости в решении сложных проблем человеческого характера. Новые акценты, связанные с эстетикой революционного реализма, обогатили образ мотивами преображения жизни, идеями о богатстве и силе человеческого духа. Такие тенденции можно продемонстрировать на примере философской лирики П. Неруды, пьесБ. Брехта, стихотворений Л. Арагона, И. Бехера. Необходимо здесь отметить, что творчество этих писателей стало результатом воздействия не одной эстетической системы реализма, или социалистического реализма. Бехер, скажем, увлекался экспрессионизмом, Л. Арагон испытал влияние сюрреализма. Это еще раз говорит о сложности литературного процесса и неоднозначности его эстетических явлений.

Особого внимания заслуживает структура курса. Материал обширен и может не уложиться в рамки отведенных учебных часов. Поэтому целесообразно концентрировать внимание на проблемных обзорах национальных литератур, выделяя периоды и определенные направления. Возможна в этом случае целенаправленная и мотивированная группировка литературного материала. Такое предложение может сочетаться с монографическим изложением творчества крупных писателей.

При определении тематики лекций и практических занятий учитываются, таким образом, те из них, которые отражают важнейшие закономерности литературного процесса и в то же время имеют отношение к программам средней школы.

Содержание пособия складывается из следующих разделов:

  1. Программа курса «История зарубежной литературы ХХ века».

Программа построена в соответствии с Государственным стандартом и учебным планом. Она включает развитые литературы Европы, Америки, Японии.

  1. Рабочая программа курса «История зарубежной литературы ХХ века». В рамках «Рабочей программы» предлагаются разделы: «Лекции», «Практические занятия», «Самостоятельная работа», «Список контрольных рейтинговых заданий и график их прохождения».

  2. Список вопросов для самоподготовки студентов.

  3. Художественные тексты.

  4. Библиография.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов.

I ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ

ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА»

_________________________________________________________________

Периодизация курса. Первый период – от первой мировой войны и революции в России до окончания второй мировой войны /1918 - 1945/. Второй период – от окончания второй мировой войны до настоящего времени /1945 - 2000/.

РАЗДЕЛ 1. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1918 – 1945

ГОДОВ

__________________________________________________________________

Первая мировая война, Октябрьская революция в России как важные факторы, определившие развитие литературного движения. Кризис традиционного либерального сознания и буржуазного гуманизма. Формирование модернистских концепций. Модернизм и декаданс, генетическая близость. Фрейдизм как основа модернизма, абсолютизация подсознательного и ставка на прием «потока сознания». Натуралистическое начало в модернизме и субъективное стремление искусственно воссоздать «распавшийся мир». Экзистенциализм. Философия и эстетика. Концепция абсурдности миропорядка и интерпретация человеческой личности как «судьбы-призвания». Критика экзистенциализмом конформистского мира и индивидуалистическая концепция свободы человека. Влияние Ф. Достоевского.

Роль художественного авангарда в 20-е годы /сюрреализм, экспрессионизм, дадаизм/.Характер и значение авангардистской революционности. Отказ от традиций и движение к революционному обновлению. Игнорирование художественного начала, влияние примитивизма, использование творческого монтажа как основного приема. Экспрессионизм, предпосылки, формирование, антивоенная направленность, экспрессионизм и революционное движение.

Сложность социально-политической жизни 20-30-х годов, ее влияние на литературный процесс. Творчество писателей послевоенного поколения как выражение послевоенных кризисных настроений. Октябрьская революция в России и формирование во второй половине 20-х годов пролетарского литературного движения в Германии, Франции, США, Чехословакии, Венгрии и др. странах Европы и Азии. Эстетика социалистического реализма. Идеи активной личности, социального действия. Принципы вмешательства и совершенствования мира в программах Б. Брехта, И. Бехера. Декларирование «открытыхформ» нового реализма и формирование новых жанров.

Противоречия доктрины социалистического реализма в литературном движении 20-30-х годов, черты сектантства и догматизации революционной эстетики. «Детские болезни» молодой литературы и канонизация традиционных форм / Д. Лукач/.

Особенности реализма 20-30-х годов, его значительная трансформация за счет влияния исторических особенностей эпохи и различных художественных систем. Обращение к новым сферам реальности, использование новых средств и приемов. Широкое обращение не только к формам жизни, но и к условности, сложной символике, потоку сознания. Возникновение неожиданных художественно-эстетических явлений, содержание которых нельзя объяснить только языком традиционного реалистического искусства.

Формирование в литературе новых жанров: интеллектуального романа и драмы, романа–памфлета, различных публицистических форм, романа- притчи и т.д.

Обострение социальных противоречий, формирование антифашистского движения и демократизация писательского сознания. Активизация общественной активности писателей, переход от созерцательности и нейтрализма к действительному гуманизму. Усиление социально-критического элемента, поиски нравственных идеалов и настоящего героя современности. Развитие в новых условиях жанровых форм традиционного реализма, прежде всего, социального романа, широких эпических полотен, романных циклов.

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

Идеологическое размежевание и эстетическое многообразие во французской литературе 20-30-х годов. и во время второй мировой войны. Сюрреализм и модернистские школы: кубо-футуризм, экзистенциализм. Критика реализма и формирование сюрреалистической эстетики. Влияние социалистического реализма. Развитие реализма в новых условиях.

Марсель Пруст (1871-1922) как один из основоположников модернизма. Отход от бальзаковского принципа «социального детерминизма» и переключение внимания на психологию «индивидуумов». М.Пруст и А. Бергсон. Психологическая тема в романе «В поисках утраченного времени». Элементы реализма в показе характеров и отражение роли подсознания в психологической жизни. Изображение человеческой личности как иррационального существа и влияние теории относительности нравственно-духовных ценностей. Особенности художественного мира романов. Влияние М. Пруста на литературное движение.

Творчество Андре Жида (1869-1951). Эстетика символизма и первые поэтические сборники. Принципы эстетизма и аморализма в прозе 10-20-х годов. Влияние Ф. Достоевского. Художественные особенности романа «Фальшивомонетчики». Изображение упадка общества, критические мотивы и проповедь индивидуализма, отрицание нравственных норм. Протест против моральных стереотипов. Особенности формы романа, усложнение композиции, разрушение традиционных эстетических норм и приемов.

Гийом Аполлинер (1880-1918). Значение Аполлинера для формирования сюрреалистической эстетики. Влияние философии бессознательного /Бергсон/ и художественное новаторство поэзии. Художественный принцип «неожиданности» и понятие «автоматического письма». Структура «ошеломляющего образа» и сопоставление несопоставимого. Сборник «Алкоголи». Движение к «поэтическому реализму», поиски новых эпических форм, воспроизведение «ритма времени». Г. Аполлинер и французская поэзия 20-х годов.

Франсуа Мориак (1885-1970) как яркий представитель реализма XX века. «Принцип правдивости» Мориака как «соединение французского порядка ирусской сложности». Влияние О. Бальзака и Ф. Достоевского. Психологическая романистика Ф. Мориака: «Тереза Дескейру», «Клубок змей», «Мартышка». Социально-критическая и этическая проблематика. Зло в этической системе. Изображение конфликта Бога и человека, мужчины и женщины в творчестве. Усиление психологизма и усложнение характера, поиски сложных, «смешанных» эпических форм

Ромен Роллан (1966-1944). Активная общественно-политическая и литературная деятельность в годы первой мировой войны и в 20-е годы. Сборник статей «Над схваткой». Критический пафос публицистики и пацифизм. Эволюция взглядов в 30-е годы, обращение к опыту социалистического реализма. Отражение судеб европейской интеллигенции в романе «Очарованная душа». Гуманистическая концепция личности в романе и отражение положительного персонажа, героя активного и действенного. Аннета Ривьер как вариация типа творческого человека. Изображение героического начала в личности. Утверждение в последних произведениях идей преобразования окружающего мира.

Анри Барбюс (1873-1935) как создатель антивоенного романа нового типа и представитель революционного реализма во французской литературе. Показ войны и тема революционного прозрения народных масс в романе «Огонь». Значение натуралистической описательности в изображении жизненной правды. Художественные особенности романа, создающие образ коллективного героя массы. Реалистическая символика, многоголосый диалог.

Роже Мартен дю Гар (1881-1958). Особенности цикла романов «Семья Тибо» и «школа Толстого». Создание эпического жанра, синтезирующего «романвоспитания» и политический роман. Отражение в произведении конфликта отцов и детей. Мотивы испытания человека смертью и отражение темы свободного выбора. Проблема выбора пути в сложных условиях современной жизни и показ активно действующего героя.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944). Жизнь и творчество. Особенности действенного гуманизма. Тема ответственности и солидарности в произведениях «Планета людей», «Военный летчик». Влияние классической традиции французской культуры и современных философских концепций на творчество. Особенности философской сказки «Маленький принц». Философско-этическое содержание конфликта, решение проблемы жизни и смерти. Идеализация романтики героического поступка, поиски красоты и смысла бытия. Особенности поэтики сказки, система символов.

Поль Элюар (1895-1952). Движение от сюрреалистического бунта в поэзии к «содержательной», гражданской литературе. Творческое преодоление «автоматического письма» и создание собственного лирического стиля, основанного на вере в возможности личности, на отражении человеческого братства. Положение о свободном поэтическом изображении зримой реальности, предусматривающее отказ от традиционной метрики и опирающееся на фольклорную эстетику народного стиха.

Творческий путь Луи Арагона (1897-1982) от сюрреализма к социалистическому реализму. Художественные особенности поэтических сборников 30-х годов. Принципы нового реализма, идея преображения мира и общая характеристика романов цикла «Реальный мир» /«Базельские колокола», «Богатые кварталы»/.

Мир и человек в творчестве Андре Мальро (1901-1976). Влияние философии экзистенциализма и богоискательство. Художественное содержание романов «Королевская дорога», «Удел человеческий». Отражение в произведениях «идеологии западного человека» и решение традиционных проблем свободы и свободного выбора. Своеобразие поэтики. Расширение известных жанровых границ, влияние форм литературной игры, мифотворчества.

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

Первая мировая война, революция в России, Ноябрьская революция 1918 года в Германии и духовная атмосфера в стране. Кризис и сложная идеологическая жизнь. Формирование философии и эстетики экзистенциализма. Модернизм, развитие его различных модификаций. Экспрессионизм, формирование течения, различные группировки. Отражение кризисной ситуации, антибуржуазного протеста. Неприятие стандартизации бытия, стремление к возрождению духовности в человеке. Идея «высшейчеловечности», противопоставление интеллигента-одиночки массе, абстрактного идеала добра, ненасилия практике классовой борьбы, размежевание в среде экспрессионистов. Эволюция от экспрессионизма к критическому

/Л. Франк/ и социалистическому /И. Бехер/ реализму. Экспрессионистская драматургия. Расцвет исторического романа (Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер). Многообразие проблематики, жанровых форм и стилей. Война и немецкий реалистический роман. Э.Ремарки «потерянное поколение». Литература антифашистской эмиграции и внутренней эмиграции. Г. Фаллада и тема маленького человека в его романах.

Театр Георга Кайзера (1878-1945). Особенности драматургии. Характер конфликтов, драматического стиля. Отражение истории в драме «Граждане из Кале». Проблематика драматической трилогии «Коралл». Тенденции философской проблемности, новой масштабности и интеллектуализация романа.

Томас Манн (1878-1957). Эволюция взглядов и творчества после первой мировой войны. Особенности «интеллектуального романа». Решение идеологических проблем эпохи в философско-обобщенной форме с элементами иносказания. Ницшеанство и «дионисийство» как элемент эстетики. «Волшебная гора» - первый философский роман. Преодоление пессимистической философии. Проблема личности и тема развития европейской культуры. Проблема времени, отражение кризиса конкретной эпохи и движение к мифологическому началу. Особенности тетралогии «Иосиф и его братья». Идея смерти – рождения, гибели – обновления как основной мотив произведения. Гуманизация мифа, его историческое осмысление и эстетическое использование. Сплав реалистического, исторического начал и легендарного элемента. Своеобразие жанра, соединение разных традиций исторического, философского, воспитательного, мифологического романов. Тема прошлого и настоящего в романе «Доктор Фаустус». Образ современной Германии в романе и мотив музыки как эстетического формообразующего начала.

Путь Генриха Манна (1875-1955) в 20-30-е годы от ранней сатиры и экспрессионистской новеллы к дилогии о Генрихе IV. Особенности дилогии. Отражение мотива борьбы двух концепций жизни – гуманистической итоталитарной. Прошлое в произведении, показ противоречивой природы исторического процесса. Образ «гуманиста на коне» и вера в исторический прогресс. Поэтические особенности дилогии, современный подтекст произведения.

Эволюция творчества Лиона Фейхтвангера(1884-1958) в 20-30-е годы от эстета до активного антифашиста. Роман «Успех», осознание бесплодности абстрактного гуманизма. Особенности философско-исторических романов («Лже-Нерон», «Гойя»). Разум как основа прогресса, отражение мотивов «мирового гражданства» и синтеза западного и восточного воззрений. Роль художественной условности и модернизация прошлого. Отражение проблемы искусства и роли художника

Бертольд Брехт (1898-1956) и реализм XX века. Особенности творчества 20-годов.Брехт и революционное литературное движение. Принципы нового гуманизма и формирование эстетики «эпического театра». Отношение к театру Станиславского и «эффект очуждения» как центральное понятие эстетики. Брехт о динамике реализма и способах познания и изображения окружающего мира. Разработка жанра интеллектуальной драмы. Реализация «эффектаочуждения» в сюжете и структуре образа. История и современность в драме. Изображение темы личной ответственности и выбора в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети». Мотив науки и ответственности ученого в драме «Жизнь Галилея». Черты «эпического театра» и способы «очуждения». Философская и нравственная проблематика в пьесах «Добрый человек из Сезуана», «Кавказский меловой круг». Б. Брехт - теоретик социалистического реализма. Деятельность в ГДР. Работа в театре «Берлинер ансамбль». Брехт и европейская культура.

Иоганнес Бехер (1891-1958). Эволюция творчества от экспрессионизма к социалистическому реализму. Бехер и пролетарское литературное движение 20-х годов. Революционная тема, социалистическое содержание и экспрессионистская масштабность поэзии. Творчество в эмиграции. Обращение к классическому наследию и образ Родины. Гуманистические мотивы и демократические традиции в сонетах.

Эрих Мария Ремарк (1898-1970) и «потерянное поколение». Особенности романа «На западном фронте без перемен». Влияние натурализма и «стиля новойвещности» в произведении. Мотивы фатализма. Изображение фронтового братства и любви, противостоящих грубости жизни в романе «Три товарища».

  1. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  2. Учебное пособие для вузов (14)

    Учебное пособие
    АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: С.А Лебедев (руководитель авт. колл.) — доктор филос. наук, профессор — предисловие, введение, раздел И, раздел VI, раздел VIII, приложения.
  3. Учебное пособие для вузов (4)

    Учебное пособие
    В пособии выделены этапы развития социальной педагогики с их краткими характеристиками, даны биографические сведения о выдающихся философах, педагогах и психологах, а также фрагменты из их трудов, относящихся к проблемам социальной педагогики.
  4. Учебное пособие для вузов (8)

    Учебное пособие
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2 .
  5. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  6. Учебное пособие для вузов (1)

    Учебное пособие
    Жедунова Л.Г.:глава 6, Можаровская И.А.: глава1 (параграфы 1.1,1.2,1.7 — совместно с Посысоевым Н.Н.); Посысоев Н.Н.: глава 1 (параграфы 1.1., 1.2., 1.
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Учебное пособие для вузов (15)

    Учебное пособие
    В пособии представлена универсальная знаковая система внеречевого общения. Автор показывает, что все многообразие форм визуаль­ных неречевых сообщений — от мимики, жеста и до художественной композиции — состоит из своего рода элементарных
  9. Учебное пособие для вузов (16)

    Учебное пособие
    Одним из значительных направлений в западном искусствознании конца XX века стала так называемая формальная школа, на которую большое влияние оказала философия неокантианства и позитивизма.

Другие похожие документы..