Курс лекций 3-е издание, дополненное Минск 2007 удк 008(076. 6)

Академия управления
при Президенте Республики Беларусь

Система открытого образования

С.В. Лапина

Культурология

Курс лекций

3-е издание, дополненное

Минск 2007

УДК 008(076.6)

ББК 71.оя7

Л24

Серия основана в 2001 году

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Лапина, С.В.

Л24         Культурология: курс лекций /  С.В. Лапина. – 3-е изд.,доп. – Мн.: Акад.
упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 211 с. – (Система открытого образования).

ISBN 978-985-457-678-7

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика».

УДК 008(076.6)

ББК 71.оя7


ã

Лапина С.В., 2003

ã

Лапина С.В., 2007, с изменениями

ISBN 978-985-457-678-7

ã

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 8

Лекция 1-3. Культурология в системе социально-гуманитарного знания 8

Особенности культурологии 8

Культурология как интегративная научная дисциплина 9

Задачи и функции культурологии 11

Лекция 4. Строение (морфология) культуры 17

Материальная культура 17

Духовная культура 20

Классификация ценностей (условная) 21

Лекция 5. Типология культуры 24

Основные подходы к исторической типологии культуры. 24

Культура социально-этнических общностей 25

Профессиональная и народная культура 31

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры 36

Доминирующая культура, субкультура, контркультура 37

Виды культуры 40

Экономическая культура. 40

Политическая культура 43

Правовая культура 46

Нравственная культура 49

Религия и культура 52

Структура религии: 53

Лекция 6. Художественная культура (искусство как социокультурный феномен) 57

Художественная культура 57

Искусство как познание 60

61

Знаково-символическая функция искусства 62

Искусство как катарсис 63

Контрольные вопросы 66

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 66

Лекция 7. Первобытная культура 66

Основные черты первобытной культуры 67

Антропоморфизм 71

Традиционализм 71

Духовная культура первобытного человека 72

Формы религии 74

Магия как способ познания и освоения мира 77

Миф как основная форма архаического сознания 79

Культура древних обществ Востока 83

Двуречье (Месопотамия) 84

Древний Египет 85

Древняя Индия 87

Древний Китай 89

Лекция 8. Античная культура Древней Греции 92

Характерные черты древнегреческой культуры 92

Мифология 94

Наука 95

Литература 96

Античная культура Древнего Рима 98

Древнеримская культура 98

Религия, философия, литература 98

Архитектура 99

Наука и искусство 101

Лекция 9. Культура европейского Средневековья 103

Истоки средневековой культуры 103

Античность и средневековье 104

Христианство в культуре Средних веков 105

Язычество в средневековой культуре 107

Карнавальный, смеховой характер народной культуры 109

Образование и наука в Средние века 110

Рыцарская культура 112

Художественная культура Средневековья 113

Культура эпохи Возрождения 116

Формирование культуры Возрождения 116

Идеи античного гуманизма 118

Наука и искусство 118

Северное Возрождение 120

Культура белорусского народа эпохи Возрождения 121

Лекция 10. Культура нового Времени (17-19 вв.) 123

Эпоха капитализма 123

Развитие европейской науки 123

Развитие просветительского движения 124

Развитие науки в X1X веке 127

Развитие искусства и архитектуры 128

Культура XX века 131

Наука в культуре ХХ века 131

Художественные направления в культуре XX века 138

Художественная литература XX века 142

Музыкальная культура ХХ столетия 143

Контрольные вопросы 146

ТЕМА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ 148

Лекция 11. Культура и цивилизация 148

Современное понимание цивилизации 148

Основные идеи современной цивилизационной теории 150

Развитие цивилизационной теории локальных культур 153

Формирование мировой цивилизации 154

Лекция 12. Культура и природа 157

Природа 157

Натуралистические концепции культуры и человека 158

Современные формы натурализма 160

Экология 162

Лекция 13. Культура и личность 167

Взаимодействие культуры и личности 167

Этапы взаимодействия культур и личности. 168

Социализация личности 169

Возникновение различных психокультурных типов личности 170

Лекция 14. Язык и культура 180

Язык как элемент культуры 180

Процесс возникновения языка 181

Формы существования языка 182

Формирование этнического самосознания 184

Культура Беларуси в контексте мировой культуры 187

Исторический путь становления и развития белорусской культуры 187

Влияние социально-политических условий на развитие культуры 188

Белорусское искусство и литература 193

Белорусское музыкальное и театральное искусство 197

Государственная политика Республики Беларусь в области культуры 199

Контрольные вопросы 204

Экзаменационные вопросы 205

Литература 207

ВВЕДЕНИЕ

В студенческой аудитории учебный курс «Культурология» появился сравнительно недавно, но, тем не менее, он уже успел стать одним из самых любимых. Такой вывод делают авторы представляемого учебного пособия, обобщив свой, более чем 10-летний опыт преподавания культурологии в белорусских вузах - Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном университете культуры, Белорусском государственном экономическом университете. Белорусском аграрно-техническом университете, Европейском гуманитарном университете, Институте современных знаний и ряде других государственных и негосударственных высших учебных заведений республики.

Культурология «вошла» в учебные планы вузов в начале 90-х годов на волне перестройки системы социально-гуманитарного образования и реформирования высшего образования на постсоветском пространстве в целом. Именно в эти годы в общественном сознании сформировалось убеждение в том, что и общество, и отдельный человек (особенно молодой) нуждаются в знаниях о том, что социум и культура - это органично взаимосвязанные стороны единого социокультурного процесса, что человек - это «дитя» и одновременно творец культуры, и от его активности в социокультурном пространстве зависит скорость, направленность и эффективность социальных трансформаций. И, наконец, общество осознало, что культура - такой многослойный пласт информации, изучению которого должно отводиться особое место в современном информационном обществе.

Самая увлекательная, яркая, образно-доступная её составляющая - это художественная культура, освоение которой начинается ещё в дошкольном и школьном образовании. Высшая школа, базируясь на знаниях из области художественной культуры, развивая их, должна выходить на более широкие обобщения. То, что это возможно, авторы учебно-методического комплекса «Культурология» доказывают ежедневно в студенческой аудитории, и сам комплекс является своеобразной энциклопедией их опыта.

Не сводя курс культурологии к проблематике художественной культуры и одновременно не уходя в сторону рефлексивно-абстрактного осмысления универсалий культуры, как это делается в курсе философии, авторы представленного пособия излагают культурологическую проблематику комплексно, системно, концентрируя внимание на деятельностных, аксиологических (ценностных) и антропологических (человекосоотнесенных) аспектах такого сложного феномена, как культура. Логика учебного курса предполагает постепенный переход от более простых тем, связанных с конкретно-историческим материалом к анализу сложных актуальных проблем культуры в их глобальном измерении.

Эта логика нашла отражение в учебно-методическом комплексе, состоящем из двух частей: учебного пособия (1 часть) и учебно-методического пособия «Человек в мире культуры» (2 часть). В учебное пособие входит Программа курса «Культурология», утвержденная в качестве базовой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и апробированная в ведущих учебных заведениях республики, и авторский курс лекций, разработанный в соответствии с прилагаемой программой. Учебно-методическое пособие включает планы семинарских и практических занятий, дополненные тематическими материалами (хрестоматийной подборкой текстов по культурологической проблематике), рекомендации по организации культурологических Олимпиад с приложениями в виде контрольных и тестовых заданий.

Учебно-методический комплекс «Культурология»- это плод коллективного творчества - и не только педагогов, но и студентов Академии управления при Президенте Республике Беларусь, которые в ходе изучения курса «Культурология» вносили коррективы в тематику и формы организации учебного процесса, уточняли перечень ключевых понятий, дополняли вопросы для обсуждения и темы рефератов. Особый вклад в апробацию и совершенствование учебного курса внесли студенты Академии, которые принимали активное участие в научно-исследовательской работе, в олимпиадах и смотрах-конкурсах научных работ по культурологии. В подборке олимпиадных и тестовых заданий представлены результаты их творчества.

Учебно-методический комплекс «Культурология» - итог многолетней работы, но авторы расценивают его как промежуточный результат. Уже сегодня они строят новые планы и надеются завтра их реализовать. На очереди - новый компьютерный учебник по культурологии. Материалы для него уже собираются - это и видеоряд, подготовленный Беларусьфильмом и Белвидеоцентром, это подборка информации на CD-ROM, изготовленная в странах ближнего и дальнего зарубежья, это материалы, любезно предоставленные посольствами и коллегами из-за рубежа, с которыми кафедра социологии и культурологии Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Все это находится в банке данных кафедры, который в скором времени может быть превращен в базу знаний компьютерного учебника.

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

  1. Бюллетень новых поступлений за март 2011г (1)

    Бюллетень
    Тарасов, Александр Алексеевич. Процессуальные и тактико-психологические проблемы расследования преступлений группой следователей : автореф. дис. к.ю.
  2. Бюллетень новых поступлений за ноябрь 2010 года (1)

    Бюллетень
    Историография естествознания на рубеже нового тысячелетия [Текст] / Российская академия наук, Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова; отв.
  3. Бюллетень новых поступлений за январь 2011 года (1)

    Бюллетень
    Информатика [Текст] : базовый курс : учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений / под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. - М. [и др.
  4. Бюллетень новых поступлений за период с 11 июня по 20 июня 2010 года

    Бюллетень
    Информатика [Текст] : учебник / Б. В. Соболь [и др.]. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 445, [1] с. : ил. - (Высшее образование).
  5. Аннотации статей (1)

    Документ
    Орел В.И., Кутушев Т.Ш. Современные подходы к использованию информационных технологий в здравоохранении Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им.
  6. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  7. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  8. Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета Брест (1)

    Учебно-методическое пособие
    Краеведение: учеб. метод. пособие для студ. геогр. фак. / Е. Н. Мешечко; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, каф. географии Беларуси. – Брест : БрГУ, 2010.
  9. Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета Брест (2)

    Учебно-методическое пособие
    Курс «Краеведение» изучается на I курсе географического факультета (специальность 1–89 01 01 «Туризм и гостеприимство»). Основной целью курса является ознакомление студентов с теоретическими и практическими аспектами краеведения, его

Другие похожие документы..