Первая жертва Октября

Тема урока: Первая жертва Октября.

Учитель: Годына Галина Васильевна

МОУ Одинцовский лицей № 10

г. Одинцово Московской области

Материал можно использовать в 9 классе на факультативе и в 11 классе при изучении темы: «Настроения масс в августе – сентябре 1917 г. Октябрьский переворот в Петрограде».

Актуальность темы заключается в том, что материал данного урока позволяет еще раз обратить внимание на процесс формирования в российском обществе психологии гражданской войны на примере первой жертвы Октября – Н.Н. Духонина, начальника штаба главнокомандующего армиями Западного фронта. Урок напрямую связан с обязательным минимумом содержания исторического образования в выпускных классах первой и второй ступени образования. Но, если в школьных учебниках только упоминается фамилия Духонина в связи со сменой власти в армии, то дополнительный материал этого урока позволяет углубить знания учащихся в вопросе подготовки большевиками подписания сепаратного Брестского мира и завоевания симпатий солдат с целью привлечения на свою сторону армии.

Цели урока:

  • показать процесс складывания предпосылок и психологии гражданской войны;

  • научить соотносить события и имена исторических деятелей, определять последовательность событий;

  • понимать процессы и явления, характеризующие такой важнейший этап в российской истории, как революционный кризис 1917 –1921 гг.;

  • развивать у учащихся умение критически мыслить и анализировать ситуации. Использовать различные исторические источники и находить дополнительную информацию по заданной теме;

  • воспитывать чувства уважения к российской истории, уметь принимать как ее героические страницы, так и темные стороны действительности, считать себя причастными к истории своей страны и народа.

Оборудование урока.

  1. Карты «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Первая мировая война1914-1918 гг.»

  2. Портрет Н.Н. Духонина.

  3. Компьютерный учебник «История России XX век», авторы Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.. Косулина Л.Г. Клио Софт, часть 1.

  4. Распечатка: словарь урока.

  5. Эпиграф на доске: слова А.И. Деникина о Н.Н. Духонине.

План урока.

  1. Биография Н.Н. Духонина – страницы истории России.

  2. Влияние революции на жизнь в стране и армию.

  3. Попытки армейских реформ в условиях революции.

  4. Отношение Н.Н. Духонина и российского офицерства к сепаратному миру определила их судьбу.

  5. Самосуд над Н.Н. Духониным – «пятно на знамени революции»(Н.В. Крыленко).

  6. «Духонин был и остается честным человеком….». Оценка личности Н.Н. Духонина современниками.

Вид урока: лекция с использованием компьютерных технологий и элементов аналитической беседы.

1 вопрос.

Родился Н.Н. Духонин в семье военнослужащего в Киеве 1 декабря 1876 г., по социальной принадлежности – дворянин. Первое военное образование получил во Владимирском кадетском корпусе в Киеве. Продолжил обучение в Москве – в 3-ем Александровском военном училище.

Службу в войсках начал в 19 лет в чине подпоручика. Службу начал в столичном лейб-гвардии Литовском полку. Получив звание поручика, он поступает в Николаевскую академию Генерального штаба и вся его дальнейшая жизнь будет связана со штабной работой. Служил в Киеве. Преподавал в военном училище. Досрочно получил звание полковника.

С начала первой мировой войне на фронте в составе Юго-Западного фронта. Участвовал в знаменитой Галицийской операции (5 августа – 8 сентября), курировал вопросы разведки. Отличился при штурме австрийской крепости Перемышль, за что награжден орденом Святого Георгия IV степени – высшей воинской наградой России. В условиях войны Духонин не мог и не хотел оставаться в штабе, он рвался на фронт. Наконец получил эту возможность в январе 1915 г., назначен на передовую позицию фронта командиром 165-го пехотного Луцкого полка. Под его командованием полк успешно действовал, прикрывая отступление наших войск весной 1915 г. За умелое руководство полком и личное мужество награжден орденом Святого Георгия III степени. Надо сказать, что это очень почетные награды, ибо орден II степени за годы войны получили только четыре генерала.

В сентябре 1915 г. Духонин с повышением был возвращен на штабную работу. Получил должность исполняющего делами генерала для поручений при главнокомандующем армиями Юго-Западного фронта, а в декабре стал генерал-майором. Продвижение по службе следует одно за другим, с назначением главнокомандующим фронта Брусилова, Духонин принимает самое активное участие в разработке знаменитого Брусиловского прорыва. В последствии Брусилов об этом напишет так: «Во время этой подготовки к наступлению, работы крайне тяжелой и кропотливой, как лично я, так и командированные мною для этой цели… офицеры Генерального штаба и штаба фронта ездили для проверки работ и добытых сведений о противнике. Не могу не помянуть тут добрым словом двух неутомимых самоотверженных сотрудников и боевых товарищей: генерал-квартирмейстера Духонина, впоследствии так трагично погибшего и начальника артиллерии талантливейшего генерала Дельвига».

Задание на дом с целью развития познавательной деятельности учащихся и умения находить материал в разных исторических источниках: Как сложилась после революции и прихода большевиков к власти судьба Дельвига?

Задание для самостоятельной работы:

Поработав с карточкой-характеристикой (по 1 на каждой парте), ответьте на вопросы:

  • Где сумел проявить себя Н.Н. Духонин как блестящий командир и штабной работник?

  • Почему, на ваш взгляд, имея таких офицеров и командиров, как Брусилов, Духонин, наша армия в 1915 г. несла большие потери и отступала? Какие это имело последствия для настроений в армии?

2 вопрос.

Беседа с целью активизации познавательной деятельности учащихся?

  • Какая форма власти сложилась после февраля 1917 г.?

  • О чем свидетельствовало наличие двух властей?

  • Как смотрело на вопрос о войне Временное правительство?

Использование фрагмента компьютерного урока о намерении продолжить войну до победного конца и работа с документом – Приказ №1 по армии Петроградского совета.

Духонин спокойно принял перемены в стране после Февраля, лояльно отнесся к Временному правительству, вновь получает повышение по службе, в мае 1917 г исполняющим делами начальника штаба армий Юго-Западного фронта. С августа генерал-лейтенант и начальник штаба главнокомандующего армиями Западного фронта. После выступления Корнилова и отставки начальника штаба Верховного главнокомандующего генерал Алексеев отказался от занимаемой должности и подал в отставку. «Его заменил молодой высокоодаренный офицер Генерального штаба генерал Духонин,- писал в своих мемуарах тогдашний глава Временного правительства А.Ф. Керенский, - которого я хорошо узнал, когда он был начальником штаба командующего Юго-Западным фронтом».

А между тем обстановка в стране продолжает ухудшаться. Сокращается промышленное производство с февраля до конца лета на 36,5%, падают реальные доходы населения, растет безработица. В Петрограде за 4 месяца расхищен двухлетний запас зерна. Товары утаивались на складах, а цены росли. Хлебная норма в 1917 г. – 100 г в день, тогда как до февраля – 400. Лето, но страшно дороги овощи и фрукты. Пара ботинок стоила 100 руб. при средней зарплате 35 руб. Стачки на заводах Москвы, Петербурга, шахтах Донецкого угольного бассейна, транспорт парализован. В городах страшно выйти на улицу, разгул преступности. Нет света. В домах жители несли ночную охрану с заряженными ружьями. По словам П.Н. Милюкова, «бессилие власти было очевидно, в Петрограде уже говорила улица». А. Блок в поэме «Двенадцать» дал картину времен революции. Показал ее стихию, те слои, которые готовы были совершить переворот:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в святую Русь.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

Таким образом, сформировалась психология гражданской войны в тылу, есть оружие, недовольные и те, против кого недовольство направлено.

А что армия?

Улетучились остатки воинской дисциплины, усилилось дезертирство с фронта. В начале сентября по армии прокатилась волна линчевания командиров. Офицерская тирания сменилась солдатской вольницей. Такая армия долго не могла сражаться, ее мечта – мир, демобилизация, возвращение домой и раздел земли, который уже стихийно проходил в деревне.

3 вопрос.

Самостоятельная работа с карточкой-характеристикой на Н.Н. Духонина.

Беседа по вопросам карточки.

Мероприятия Духонина в армии на посту начальника штаба (10 сентября – 25 октября):

  • Составил подробный отчет о материальном и политическом положении вооруженных сил, из которого следовал честный вывод: армию следует сократить, реорганизовать и очистить от нелояльных лиц среди офицерского состава и рядовых, после этого армия будет способна охранять границы России, если не предпринимать крупных наступательных операций, защитить ее коренные интересы.

  • Разработал «Программу мероприятий по поднятию боеспособности армии к весне 1918 г.» по заданию Временного правительства.

  • Создал национальные части в составе Русской армии. По приказу № 613 от 26 сентября создан Отдельный Чешско-Словацкий корпус, объединивший в своих рядах все чешско-словацкие части, сформированные к этому времени на территории России. Основную массу солдат корпуса (45 тыс.) составили бывшие военнопленные солдаты и офицеры австро-венгерской армии, готовые сражаться на стороне России.

Вопросы для беседы:

  1. Как характеризуют данные мероприятия личность Н.Н. Духонина – человека и офицера?

  2. Чем, прежде всего, руководствовался Н.Н. Духонин, разрабатывая подобную программу?

  3. Что, на ваш взгляд, было самым важным для Духонина осенью 1917 г.? Предположите, что из предложенного могло быть и было осуществлено.

Осуществить задуманное не удалось, большевики развивали успех. На фронте солдаты-крестьяне стали отворачиваться от эсеров и шли за большевиками, ведь те обещали мир и землю. Сразу после свержения большевиками Временного правительства на политическую авансцену был выдвинут начальник штаба Ставки Н.Н. Духонин. К нему стали обращаться командующие фронтами с вопросом о своих дальнейших действиях. На что он ответил телеграммой: «Ставка, комиссарверх и общеармейский комитет разделяют точку зрения правительства и решили всемерно удерживать армию от влияния восставших элементов, оказывая в то же время поддержку правительству». Всю неделю, до 1 ноября он вел непрерывные переговоры с командующими фронтами и готовил силы для оказания помощи Керенскому в Москве для восстановления Временного правительства.

Положение ухудшилось после того как под Петроградом была подавлена большевиками попытка вооруженного выступления Керенского-Красного. После бегства из Петрограда Керенского, согласно положению о «Полевом уставе русской армии», Духонин, как начальник штаба Ставки, 3 ноября вступил во временное исполнение должности Верховного главнокомандующего. В этих условиях из «быховского заточения» к нему с письмом обращается Л.Г. Корнилов, видимо пытается дать совет по спасению армии. «Предвидя дальнейший ход событий, -писал генерал, - я думаю, что Вам необходимо безотлагательно принять такие меры, которые прочно обеспечивая Ставку, дали бы благоприятную обстановку для организации борьбы с надвигающейся анархией». Он предлагает сосредоточить в Москве и где-то рядом с ней запасы оружия для раздачи офицерам-волонтерам, которые будут собираться в этом районе. Таким образом, Корнилов видел будущее офицерства в гражданской войне, но Духонин старался избежать кровопролития.

Вопрос на активизацию мыслительного процесса: - Как характеризует Н.Н. Духонина такая позиция?

4 вопрос.

Для Верховного главнокомандующего было важно сохранить и удержать все более разваливавшийся фронт. Но в тоже время он не принимал и власти большевиков, надеясь на их изоляцию в Петрограде и быстрое внутреннее разложение. Поэтому перешел к оборонительному замыслу, изолируя армию от влияния большевиков. Но это маневрирование продолжалось недолго. Как только большевики укрепились в Москве, они начали реальное воплощение в жизнь декрета о мире, направленного на достижение сепаратного договора с Германией. Но осуществить его в обход Ставки большевики не могли.

Фрагмент компьютерного урока о споре по вопросу заключения сепаратного мира среди руководства партии большевиков, отношение в армии к миру.

8 ноября Ленин потребовал от Духонина начать предварительные переговоры о перемирье. Ставка промолчала. Ленин потребовал к телефону лично Духонина, два часа длились переговоры, но опять последовал отказ, тогда Ленин издал приказ об увольнении с должности Духонина и назначении на пост Верховного главнокомандующего прапорщика Крыленко, до прибытия которого в Могилев Н.Н. Духонин обязан был «по законам военного продолжать ведение дела». Генерал заявил всем главнокомандующим фронтами о своем отказе подчиниться Ленину и продолжал исполнять свои обязанности, в чем его поддержали трое из пяти главнокомандующих Главнокомандующим его продолжали считать и союзники по Антанте. Такая ситуация пугала большевиков, поэтому 9 ноября Ленин от имени СНК по радиотелефону обратился к солдатам Действующей армии с воззванием брать дело в свои руки. «Пусть полки, стоящие на позициях, - говорилось в обращении, - выбирают тотчас уполномоченных для формального вступления в переговоры о перемирии с неприятелем. Совет Народных Комиссаров дает вам права на это». Это обращение и решило исход спора, это был сигнал для солдат, что мир зависит от них и тем самым была решена судьба Верховного главнокомандующего, который мешал этому миру. Попытка Духонина напрямую обратиться к солдатам Действующей армии результата не дала, армия агонизировала. Инициативу начала сепаратных переговоров взял на себя новый Верховный главнокомандующий прапорщик-большевик Крыленко. С этой целью он с вооруженным отрядом прибыл в Двинск, где уже произошла большевизация Северного фронта и 14 ноября вступил в переговоры с немцами. Представители Антанты обращаются опять к Духонину с протестом, что свидетельствует об их нежелании признавать новую власть. У Духонина была возможность покинуть Ставку и перебраться в Киев, где правление перешло к Центральной раде, не признававшей власть большевиков, но он медлил, а в последний момент Рада отказала Духонину по причине, что «Киев мало пригоден по техническим условиям». На самом деле Центральная рада не желала конфликтовать с Советским правительством.

Видя всю безысходность ситуации, 19 ноября Духонин отдал свое последнее распоряжение об освобождении генералов, арестованных в связи с корниловским мятежом в августе 1917 г., при этом осознавая: «Этим я подписал себе смертный приговор». В последствии А.А. Брусилов отметит, что этот «шаг погубил окончательно рыцарски честного Духонина». Ставка опустела, генералы и офицеры заблаговременно покинули Могилев, Духонин остался с женой дожидаться своей участи. Уже 19 ноября к власти в городе пришли большевики. На их сторону перешли многие части. Духонин оказался под домашним арестом, и хотя были верные батальоны. примерно 2,5 тысяч человек, с которыми можно было встретить представителей новой власти, но Духонин не захотел братоубийственной войны, боясь, что на практике «выйдет ерунда.» Конечно у него была возможность покинуть Ставку, но такой путь он считал не совместимым с воинской честью. «Я имел и имею тысячи возможностей скрыться, - признавался он. – Но я этого не сделаю. Я знаю, что меня арестуют, а может быть, даже расстреляют. Но это смерть солдатская».

Вопросы на закрепление знаний и умение оценивать поступки людей, делать собственные выводы:

  • Что, на ваш взгляд, позволило А.А. Брусилову назвать Духонина «рыцарски честным» человеком?

  • В чем видел свой долг генерал Брусилов?

5 вопрос.

Произошло это на вокзале в штабном вагоне Н.В. Крыленко, куда Духонин был доставлен из-под домашнего ареста.

«Перрон наполнен разношерстной публикой, - писал Нейман в своем дневнике, - толпой шатающихся, праздных и распущенных солдат, вихрастыми матросами с «Авроры», цинично-разухабистыми, хмельными, возбужденными.

В салон-вагон входят три матроса. У одного из них в руках плакат из серой оберточной бумаги с крупной надписью углем: «Смерть врагу народа – Духонину» Военно-революционный суд отряда матросов». Крыленко быстро вскакивает с места: «Товарищи! Оставьте! Генерал Духонин не уйдет от справедливого народного суда!» Один из матросов подходит неуверенно к Духонину. И, тронув за плечо, бросает глухо: «Пойдем». Прапорщик Крыленко садится, склоняет голову к столу и закрывает пальцами глаза и уши.

На площадке вагона происходит короткая борьба. Духонин держится за поручни и, сильный физически человек, не уступает натиску трех озверевших палачей.

Выстрел из нагана в затылок сваливает его с ног, изувеченное тело терзается ликующей толпой».

По поводу этой расправы Крыленко обратился с воззванием к солдатам и матросам, оправдывая их поступок гневом на Духонина за то, что он освободил Корнилова и офицеров, но в то же время осуждая самосуд: «Товарищи! Я не могу допустить пятен на знамени революции. И с самым строгим осуждением следует относиться к подобным фактам. Будьте достойны завоеванной свободы. Не пятнайте власть народа. Революционный народ грозен в борьбе, но должен быть мягок в победе».

Но уже через год Крыленко полностью оправдал этот самосуд. Гражданская война катилась по стране в полную силу, к крови привыкли, жизнь перестала быть ценностью, а уж жизнь офицеров-дворян вообще ничего не стоила.

Беседа:

  1. Кто решил судьбу Духонина?

  2. Возможен ли был другой исход событий?

  3. Почему Крыленко не остановил матросов?

  4. Какие слова из воспоминаний Неймана являются наиболее яркой характеристикой неуправляемой стихии толпы и характеризует будущую гражданскую войну как наиболее непримиримую и жестокую?

  5. Как следует оценивать поведение Духонина в последние дни на посту Верховного командующего и находящегося под арестом. Может быть он не смог правильно оценить политическую ситуацию?

6 вопрос.

Кровавая расправа над Духониным потрясла многих хорошо знавших его людей.

А.А. Брусилов с горечью писал в своих воспоминаниях: «Подошло время трагической кончины глубоко любимого мною Ник. Ник. Духонина. Телеграммы о том, как зверски он был убит, были тяжелым ударом для всех нас». «Духонин был и остался честным человеком, - отмечал А.И. Деникин,- он ясно отдавал себе отчет, в чем состоит долг воина перед лицом врага… и был верен своему долгу».

Примечание: захват большевиками Ставки именно 20 ноября был не случаен, ибо в этот день должны были начаться сепаратные переговоры в оккупированном немцами Брест-Литовске, а Духонин был последним препятствием на их пути.

Завершающий контроль:

  • Что значило для Духонина быть честным человеком?

  • Почему статья, материалом которой мы сегодня пользуемся называется «Первая жертва Октября»? А были жертвы в ночь захвата большевиками власти?

Карточка – словарь

Насилие в период революционного кризиса в России 1917 – 1921 гг. вошло в повседневность, даже в речь. Об этом пишет поэт М. Волошин в стихотворении «Терминология» (1921 г.):

«Брали на мушку», «ставили к стенке»,

«Списывали в расход» -

Так изменялись из года в год

Быта и речи оттенки.

«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлепку»,

«К Духонину в штаб», «разменять»-

Проще и хлеще нельзя передать

Нашу кровавую шлепку.

Все эти слова из обыденной жизни означают одно – устранить, то есть «расстрелять».

Карточка-характеристика Н.Н. Духонина:

«Духонин был широкомыслящий, откровенный и честный человек, далекий от политических дрязг и махинаций. В отличие от некоторых, более пожилых офицеров, он не занимался сетованием и брюзжанием в адрес «новой системы» и отнюдь не идеализировал старую армию. Он не испытывал ужаса перед солдатскими комитетами и правительственными комиссарами, понимая их необходимость. Более того, ежедневные сводки о положении на фронте, которые он сам составлял в Ставке, носили взвешенный характер и отражали реальное положение вещей, и он никогда не стремился живописать действующую армию в виде шайки безответственных подонков. В нем не было ничего от старого военного чинуши или солдафона. Он принадлежал к тем молодым офицерам, которые переняли «искусство побеждать» у Суворова и Петра Великого, а это, наряду со многим другим, значило, что в своих подчиненных они видели не роботов, а прежде всего людей». (А.Ф. Керенский).

  1. «В лице Духонина, ставшего фактически Верховным главнокомандующим, Керенский и революционная демократия, представленная комиссарами и комитетами, нашли действительно тот идеал, который они долго и напрасно искали до тех пор. Духонин – храбрый солдат и талантливый офицер генерального штаба принес им добровольно и бескорыстно свой труд, отказавшись от всякой борьбы в области военной политики и примирившись с ролью «технического советника»- той ролью, которую революционная демократия мечтала навязать всему командному составу. Духонина никто из них не заподазривал в малейшем отсутствии лояльности. Он не препятствовал продолжавшимся упражнениям новоявленных творцов «революционных армий». Но в противовес другим генералам, видевшим в этом направлении новые перспективы для неограниченного честолюбия или более покойные условия личного существования,- он шел на такую роль, заведомо рискуя своим добрым именем, впоследствии и жизнью, исключительно из-за желания спасти положение. Он видел в этом единственное и последнее средство». (А.И. Деникин).

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему на пост начальника штаба Керенский назначил именно Духонина?

  2. Какими качествами выделялся Духонин из числа других русских генералов?

  3. Что ценил в Духонине Деникин? По словам Деникина, что было важно для Духонина человека и офицера?

  4. Сделайте вывод, нужен был большевикам такой независимый офицер.

Домашнее задание:

1) §§ 27 – 30 по учебнику «Россия в XX веке», А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов;

2) темы для сообщений: а) Был ли Ленин «немецким шпионом»: слухи, версии, факты; б) А.Ф. Керенский: исторический портрет на фоне эпохи; в) Ленин в Октябре (о роли личности в истории);

3) в §§ 24 – 30 раскрыто более 10 причин «радикализации» масс после Февральской революции и их «большевизации» в сентябре-октябре 1917 г. Составьте тезисный план на эту тему.

  1. «Первой жертвой войны становится правда»

    Документ
    С течением времени, в былое уходят военные годы. Постепенно заживают и забываются раны, оставленные страшной трагедией ХХ века, унесшей более 60 миллионов человеческих жизней.
  2. Забытые жертвы октября 1993 года (1)

    Документ
    Трагические события сентября-октября 1993 года на сегодняшний день остаются одной из самых малоизученных страниц современной российской истории. Несмотря на значительное число публикаций в периодической печати, воспоминаний очевидцев
  3. Забытые жертвы октября 1993 года (2)

    Документ
    Трагические события сентября-октября 1993 года на сегодняшний день остаются одной из самых малоизученных страниц современной российской истории. Несмотря на значительное число публикаций в периодической печати, воспоминаний очевидцев
  4. Мониторинг событий первая декада октября 2005 г

    Документ
    Провозглашенное руководством страны повышение в среднем на треть тарифов ЖКХ, переход к стопроцентной оплате их населением и полная монетизация льгот в этом секторе, несомненно, приведут к значительному росту социальной напряженности
  5. Первые шаги

    Документ
    После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в Челябинске началось возрождение и становление профсоюзов, которые строились по цеховому узкопрофессиональному принципу.
  6. Первая имперский потенциал

    Документ
    Вопреки самым популярным предсказаниям, крушение Советского Союза не вызвало распад западной коалиции, не вытолкнуло на первый план исторического действия экономический национализм, не послужило началом процесса группирования западных
  7. Первый канал, новости, 12. 10. 2005, Нерознак Всеволод, 06: 00, 07: 30 11

    Документ
    10. 005, 1:00 13 РОССИЯ, ВЕСТИ, 1 .10. 005, Фролов Алексей, 11:00 13 РОССИЯ, ВЕСТИ, 1 .10. 005, Фролов Алексей, 14:00 14 РОССИЯ, ВЕСТИ, 1 .
  8. Первая. Путешествие в страну Хань

    Документ
    Лики Срединного царства : Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / А.А. Бокщанин, О.Е. Непомнин ; Ин-т востоковедения. — М.
  9. Первая часть кровавая инсценировка

    Реферат
    Ошеломление перед размахом атаки, шок от бессмысленности разрушений повергли в оцепенение и зрителей, и телекомментаторов.

Другие похожие документы..