Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорно­сти, преступности и наркомании среди детей и подростков.

За последние десять лет число дегей в России, согласно ста­тистическим данным Министерства образования РФ 5.0], сократи­лось на 4289000 человек. Па начало 2003 г. численность де'1ей до 18 лег составляла 30,5 млн человек. На всей территории России рождаемость ниже черты естественного прироста населения, чис­ло детей-сирот, напротив, ежегодно увеличиваемся и составляет в 2004 г. 699,2 тыс. человек [55, 175. 235].

95% нынешнего поколения сирот имеют родителей, только те либо лишены родительских прав, либо сами отказались от собствен­ных детей. Как свидетельствует статистика, в 60% случаев па этот позорный шаг родителей толкает тяжелая болезнь ребенка. Около 20% отказов — результат трудного материального положения и бы­товых условий семьи. Сложилось острое противоречие между необ­ходимостью обеспечить нормальную жи:нте деятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими во(можнос!я-мн большинства семей.

Вынужденная миграция населения и экономический кризис обу­словили резкий рост детской безнадзорности и беспризорности. Приводятся ралпьге показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 млн (по данным МВД) до 4 млн (по данным незави­симых экспертов). Соответственно отмечается скачок подростковой преступности: в 2000 г. зарегистрировано более 20S тыс. правонару­шений, совершенных малолетками, в том числе убийства, грабежи,

3

хищения, незаконное изготовление и приобретение наркотиков. Во- переживших страшные экономические и психологические кризисы

лее 50% несовершеннолетних правонарушителей выросли в непол- и сумевших сохранить своих детей.

ной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, рос- Можно выделить три основные группы факторов, влияющих

ли без отца [18, 238]. нз, решение проблемы сиротства: социально-экономические, психо-

Статистика свидетельствует, по числу детей-сирот, приходящих- л ого-педагогические и медицинские [72]. В настоящее время осиов-

ся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое Ht>ie усилия государства сосредоточены в социально-экономической

место в мире; Почти 50% детского населения страны (около 18 млн) сфере, где осуществляется широкая поддержка категорий населе-

находится в тоне социального риска. 'В нашей стране 422 дома ре- ния вместо адресной помощи семьям группы риска по сиротству,

бенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей; 237 Работа с психологическими и медицинскими факторами (вылвле-

школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется нле, ранняя диагностика, формы работы по преодолению проблем)

более 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [175, 235[. практически не проводится, и деятельность различных социально-

До настоящего времени не предусмотрена надежная правовая психологических служб направлена не на предупреждение социаль-

защита от жестокого обращения и преступных посягательств в от- ного сиротства, а на работу с детьми, уже фактически ставшими

ношении детей в семье. Спасаясь от жестокого обращения, ежегод- сиротами.

но кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подрост- Известно, что дискуссии о специфике развития детей в сирот-
ков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интер- ских заведениях и задачах их воспитания всегда велись достаточно
натов. В общей сложности 25-26 тыс. несовершеннолетних ежегод- активно, но до начала XX в. их вели преимущественно педиатры,
но становятся жертвами преступных посягательств. В России ре- педагоги и философы.

гистрируется свыше 2,5 тыс. половых преступлений, включающих Психологи включились в обсуждение этой проблемы гораздо
развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей. позднее. Первые психологические исследования развития детей в
С каждым годом все больше совершается изнасилований песо вер- приютах относятся к 20-м годам XX в. В ту пору, во многом под
шсннолетних [238]. влиянием психоаналитической теории, в психологии распространи-
Роет социального сиротства, беспризорности и безнадзорности лось убеждение, разделяемое многими и поныне, о решающем вли-
объясняется сейчас причинами социального характера: бедностью, янии первых лет жизни ребенка па последующее становление его
нищетой, безработицей, алкоголизмом родителей и т.д. Однако личности. Соответственно и внимание исследователей было сосре-
многие народы, переживая экономические кризисы, не знали та- доточено преимущественно на детях младенческого и раннего воз-
кого роста числа детей, оставленных родителями. раста.-Было убедительно продемонстрировано, что утрата ребенком
В последите годы в нашем государстве принято достаточно мно- родительской семьи, и прежде всего общения с матерью, влияет на
го социально-экономических мер, направленных на предотвраще- его развитие крайне негативно, причем чем раньше происходит от-
ние сиротства. Регулярно правительство РФ принимает постанов- рыв от матери, тем более выражено это влияние» Первые подобные
леняя о развитии мер по предотвращению сиротства, по профилак- данные были получены исследователями Венской школы детской
тике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Раз- психологии, которую возглавляла Ш.Бюлер [26].
виваются новые формы помощи семьям и детям, открываются но- На данные Венской школы отчасти опирались и получившие
вые территориальные центры поддержки семьи, психолого-медико- более широкую известность последующие исследования Р. Спитца.
социальной помощи детям, приюты, «телефоны доверия» и т. п. Дж. Боулби и К. Гольдфарба. определившие основные направления
При явной позитивности этих мер они не приводят к уменьше- исследования проблемы психической депривации в детском воз­
ни ю социального сиротства. Вес это свидетельствуете том, что при- раеге [26].

нимаемые меры не учитывают каких-то важных аспектов проблемы Именно изучение сиротских учреждений и особых нарушений

сиротства и не приводят к ощутимым результатам. Пока государ- развития личности ребенка, формирующихся в их стенах, привело

ство видит причины социального сиротства только в социально- Дж. Боулби к созданию теории привязанности, породившей мно-

экономическом положении семьи, принимаемые меры оказываются гочисленные исследования. В психолотческих исследованиях при-

неэффективными. Между тем известно огромное количество семей, вязанности показано, что лишь интимные, эмоционально насыщен-

4 5

ные тт устойчивые отношения с объектом привязанности веду г к ламп- Воспитание в ггмье оказалось намлото лошевле для го< •-.;

нормальному психическому развитию, к формированию здоровой. гтсенного о юл же та и лучше отвечало потребностям ле!ей. В СШ.'

активной п социально адаптированной личности (2SG 289. 313-316]. в результате успешной работы по организации фостеровски\ се:.:; и

Способность к любви и привязанности — фундаментальная ха- 75Ус детей были возвращены в кровную семью, а 25Ус определены

рактериетпка нормального развития, которую называют в качество в благоприятную семейную обстановку.

критерия психического здоровья все крупные ученые-психологи и Наиболее значительный опыт по организации фоперовских i.\--

пснхогералевты начиная с 3. Фрейда. Неизбежная нестабильность \;ей. подготовке падронатпых воспитателен в США имеет благоi bu

п многочисленность социального окружения в сиротских учрежде- рптельный Фонд Бакнера. Фонд Бакнера более чем сто лет реади-

Ш1ях, отсутствие ключевой фигуры, принимающей на себя заботу о з\ег социальные программы, целью которых является сокращенi;i-

ребенке. сопровождает его на протяжении жизни, обеспечивай чув- числа детей в интернатных учреждениях и нахождение для ребен-

сгво стабильности, надежности и защищенности, создает крайне ка семьи, в которой ему будет обеспечен индивидуальный подход и

неблагоприятны!? условия для формирования привязанности тт эмо- внимание.

циональното развития ребенка, более того, способствует разруше- С 1995 г, в Фонде Бакнера организовано отделение «Междуна-

пию естественного стремления ребенка к близости и любви. У таких родной помощи детям-сиротам», которое начало свою деятельность

летен не формируется важнейшее для последующего психического и к России. На основе договора Министерства образования Рос-

развития чувство базового доверия к миру [2G6J. сип. Фонда Бакнера п администраций ряда регионов, в том чис-

В 80-90-х годах XX в. был проведен целый ряд отечественных ле Владимирской области и Санкт-Петербурга, формируются мо-

цсихологических исследований, убедительно показавших негатив- дели патропатной семьи с использованием американского опыта и

ные последствия институционального воспитания. В этих исследо- его адаптацией к российской действительности. Анализ результа-

ваниях (73-74. 19ti, 199--200. 203] красной нитью проходит идея о то в этой новой формы семейного устройства детей-сирот показал

том. что воспитание детей в условиях детского дома строится без эффективность и возможность развития патроната в современных

учета адекватных психологических условий, обеспечивающих пол- российских условиях, как в муниципальных, так и в крупных горо-

ноцепное развитие детей, я неизбежно включает факторы, тормо- дах.

зящне психическое развитие. Однако имеется много трудностей в развитии патронатных сс-

Предлагаемое учебное пособие посвящено не только психологи- мой в России, Они связаны прежде всего с отсутствием:

ческим аспектам «социальною» сиротства, но и междлсшшлинар- ~ нормативно-правовой базы;

пьш проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ~ психологи-педагогических критериев отбора патронатных ро-

детей в кровных семьях разного типа, а также в альтернативных дитслей;

замещающих семьях и интернатных учреждениях. — комплексной пс и хо л ого-педагоги ческой и медико-соииальной

В пособии мы попытались проанализировать результаты отече- системы сопровождения патронатных семей;

ственных и зарубежных авторов, а также собственные псследова- ~ подготовки, обучения и консультирования патронагных ро-

ния по изучению психолого-педагогпческих причин неблагополуч- дителей и т, д.

ных семей п детей, возможностей психологи ч ее кон реабилитации и В пособии представлены основные проблемы и причины пебла-

коррекции сиротского воспитания в семейных условиях приемной, гоиолучного детства в России, особенности психического развития

патронатшш, опекунской семей или в центрах семейного воспита- детей-сирот в интернатных учреждениях с акцептом на причины

ния и других формах устройства детей в семьи. нарушения их социализации, эмоционального развития и общения.

Одной из инновационных форм семенною воспитания ребенка- Рассматриваются различные формы семейного воспитания детей-

сироты является патронатная {или фостеровская) семья [181. 243, cupoi и детей, оставшихся без попечения родителей, п историческом

258-259]. Хотя патронатное воспитание известно еще со времен ан- п современном аспектах.

титностн, наибольшее распространение оно получило в США и Ев- Большое внимание в книге уделяется опыту развития системы

ропс лишь с середины XIX в. [95, 258-259]. В XX в. развитие па- патронатною воспитания, его принципам, методам и моделям.

тронатного воспитания в разных странах мира игл о быстрыми тем- В отдельной главе представлено описание действующих в пасто-

6 7

ящее время законодательных актов, регламентирующих права и га­рантии детей, оставшихся без попечения родителей, а также права, обязанности и ответственность родителей за обучение и воспитание детей.

В приложениях представлены проекты законов РФ и положе­ния о патронате; нормативно-право вые документы но патронату и анкеты для диагностики (разработанные во Владимирской об­ласти совместно со специалистами Фонда Бакнера). Нормативно-правовые документы могут быть использованы для самостоятель­ной работы студентов при изучении различных тем курса, а также в практической деятельности специалистов учреждений для детей-сирот.

При составлении настоящего пособия автором использованы материалы, представленные М.Дугласом (Фонд Бакнера, США), Е. В. Селениной (Фонд «Надежда», Владимирская область), а так­же разработанные сотрудниками кафедры специальной психологии СПбГУ и Института специальной педагогики и психологии резуль­таты ряда дипломных работ выпускников этих вузов.

Раздел первый

(СОЦИАЛЬНОЕ» СИРОТСТВО КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Глава 1

  1. С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. Ответственный редактор: А. Л. Журавлев Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Все­российской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.
  2. Культурный ландшафт как объект наследия

    Документ
    Книга посвящена роли культурных ландшафтов в системе природного и культурного наследия. В ней представлен информационно-аксиологический подход к культурным ландшафтам, сформировавшийся в Институте Наследия и развивающий сущест­вующие
  3. Чернов С. З., Шульгин П. М. K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой (1)

    Книга
    Андреева Е. Д., Веденин Ю. А., Ведерникова Н. М., Горбунов А. В., Джонс М., Иванова И. Г., Исаченко Т. Е., Калуцков В. Н., Козыкин А. В., Кулешова М. Е.
  4. Чернов С. З., Шульгин П. М. K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой (2)

    Книга
    K 90 Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю. А. Ведени­на, М. Е. Кулешовой.— М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.— 620 с., ил.
  5. Н 47 неправительственные некоммерческие организации и общественное просветительское движение россии

    Документ
    Н47 НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ: История. Опыт. Перспективы. — М.: МГОФ «Знание», 2008.
  6. Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко

    Документ
    П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной

Другие похожие документы..