Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2010 году

Центр по Правам Человека в Молдове

ДОКЛАД

о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2010 году

Кишинэу, 2011

ГЛАВА I

Соблюдение прав человека в Республике Молдова

1.1. Недискриминация, принцип равенства шансов и равного обращения

1.2. Свободный доступ к правосудию

1.3. Интимная, семейная и частная жизнь

1.4. Право избирать и быть избранным

1.5. Свобода собраний

1.6. Свобода совести

1.7. Право на образование

1.8. Охрана здоровья

1.9. Право на труд и защиту труда

1.10. Право частной собственности и ее охрана

1.11. Право на социальное обеспечение и защиту

1.12. Защита инвалидов

1.13. Право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность

1.13.1.Понятие пытки, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1.13.2.Нулевая терпимость к жестокому обращению в контексте Факультативного Протокола к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1.13.3.Реальность и перспективы Национального Механизма Предупреждения Пыток в Республике Молдова

1.13.4.Партнерство в осуществлении задач национального механизма предупреждения пыток

1.13.4. Превентивные посещения в рамках деятельности Национального механизма предупреждения пыток в 2010 году

1.14. Соблюдение прав человека на левом берегу Днестра

ГЛАВА II

Соблюдение прав ребенка в Республике Молдова

2.1. Наилучшие интересы ребенка

2.2. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

2.3. Ответственность семьи за ребенка

2.4. Право на образование

2.5. Защита прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях

2.6. Право на неприкосновенность личности, защиту против физического и психического насилия

2.7. Правосудие в отношении детей

2.8. Социальная защита

ГЛАВА III

Информирование и продвижение прав человека в обществе

ГЛАВА IV

Другие аспекты деятельности Центра по Правам Человека в 2010 году

4.1. Деятельность Центра по Правам Человека в цифрах

4.2. Деятельность Центра по Правам Человека в свете международного сотрудничества и партнерства за права человека

4.3.Другие аспекты деятельности Центра по Правам Человека

В соответствии со статьей 34 Закона о парламентских адвокатах №1349, Центр по Правам Человека представляет в Парламент Республики Молдова Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2010 году.

В докладе содержится анализ состояния прав человека в стране, и выделяются области, в которых зарегистрированы грубейшие нарушения конституционных прав и свобод человека сквозь призму международных договоров, одной из стороны которых является Республика Молдова и решений Европейского Суда по Правам Человека. В докладе отмечается также зарегистрированный прогресс.

Доклад составлен на основе обобщения и анализа информации, почерпнутой из письменных обращений и бесед с гражданами в ходе их личного приема парламентскими адвокатами; из материалов, полученных в процессе взаимодействия парламентских адвокатов с различными учреждениями и органами власти; из докладов и исследований национальных и международных организаций; из публикаций средств массовой информации и из других источников.

Учитывая тот факт, что в 2008 году была учреждена должность парламентского адвоката по защите прав ребенка, доклад содержит отдельную главу о положении дел в области прав ребенка.

В отдельном параграфе рассматривается положение дел в области соблюдения права на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, с точки зрения парламентского адвоката в качестве Национального механизма предупреждения пыток.

В докладе содержатся также выводы о сотрудничестве парламентских адвокатов с органами публичной власти, предложения по совершенствованию законодательства, общие рекомендации по обеспечению конституционных прав и свобод человека и рекомендации по совершенствованию деятельности административно-управленческого аппарата.

Парламентские адвокаты выражают искреннюю благодарность всем организациям, оказавшим им содействие в подготовке настоящего доклада.

Анатолие МУНТЯНУ

Парламентский адвокат,

Директор Центра по Правам Человека

ГЛАВА I

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

1.1.Недискриминация, принцип равенства шансов и равного обращения

«Где же все-таки начинаются права человека? В небольших местечках вблизи от дома, столь близких и столь маленьких, что их не увидишь ни на одной карте мира. И все же — это мир отдельного человека; окружение, в котором он живет; школа или колледж, который он посещает; завод, ферма или контора, где он работает. Это там, где каждый мужчина, женщина и ребенок стремится к равной справедливости, равным возможностям, равному достоинству без дискриминации. И пока эти права не приобретут смысла там, они будут иметь мало значения где бы то ни было еще. Если граждане не будут заботиться о защите этих прав вблизи от дома, тщетны наши надежды на прогресс во всем мире». Элеонора Рузвельт

Тема Дня прав человека 10 декабря 2010 года была «Правозащитники действуют, чтобы положить конец дискриминации». В День прав человека - 2010 было сказано немало о достижениях защитников прав человека, и была подчеркнута еще раз роль Правительств в решении проблем в сфере предотвращения и борьбы с дискриминацией.

Комиссар по Правам Человека Томас Хаммарберг отметил, что реализация прав человека является вопросом политической воли. Недостаточно лишь поддерживать европейские и международные нормы: эти стандарты должны быть переведены в практическую реальность на всех уровнях – национальном, региональном и местном.

Республика Молдова стала полноправным членом Совета Европы 12 июля 1995 года. Главная цель Совета Европы заключается в создании единого правового и демократического пространства на всем европейском континенте, обеспечение соблюдения основных прав и свобод человека, демократии и верховенства закона. В настоящее время Республика Молдова является участницей 72 Конвенций Совета Европы.1

Применение Конвенций поддерживается созданием международных механизмов мониторинга. Таким образом, государства-участники обязуются представлять доклады о принятых законодательных, судебных, административных или других мерах, с помощью которых проводятся в жизнь положения конвенций, в течение года после их вступления в силу, впоследствии каждые четыре года и/или всякий раз, когда требуется.

Согласно 14 статье Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пользование правами и свободами, изложенными в настоящей Конвенции, обеспечивается без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам.

Следовательно, принимая во внимание первостепенное обязательство Республики Молдова в качестве демократического, правового государства, обеспечить прогрессивное осуществление всех прав и свобод признанных в международных документах, без какой-либо дискриминации, необходимо срочно принять законодательные, судебные, административные, политические, экономические, социальные и образовательные мер, направленные на приближение к европейским стандартам.

Национальное законодательство и недискриминация

В Республике Молдова до сих пор нет всеобъемлющего закона запрещающего все формы дискриминации. Положения, касающиеся принципа недискриминации, закреплены в ряде законодательных актов, начиная с Конституции, которая гарантирует, в статье 16, принцип равенства.

С другой стороны, Республика Молдова является участником нескольких Конвенций ООН о предотвращении дискриминации (CEDAW, ICERD). Эти международные договоры имеют прямое действие и при наличии конфликта норм имеют приоритет над внутренними законами.2

Во время подготовки настоящего доклада, на заседании Правительства Республики Молдова от 17 февраля 2011 был рассмотрен проект Закона о предупреждении и борьбе с дискриминацией, представленный Министерством Юстиции. Этому предшествовало принятие Правительством Постановления о проекте Закона о предупреждении и борьбе с дискриминацией и представлении его Парламенту на рассмотрение. Парламентские адвокаты приветствуют заметный прогресс в деле предотвращения и борьбы с дискриминацией, призывая власти продолжить свои усилия в этом направлении.

Проект Закона о предупреждении и борьбе с дискриминацией претерпел значительные улучшения, по сравнению с предыдущим проектом, разработанным в 2008 году. Сфера действия закона лучше определена и его положения сосредоточены на запрещение дискриминации в публичной сфере – занятость населения, образование, предоставление товаров и услуг, социальное обеспечение, как того предусматривают Европейские Директивы в области недискриминации и принципа равного обращения.3

Однако представители гражданского общества и международных организаций утверждают, что в новом проекте остаются по-прежнему неясными и недостаточно подробными правовые механизмы для обеспечения соблюдения прав. Таким образом, не ясна подведомственность дел судебным инстанциям и не определяется когда акт дискриминации влечет уголовную, административную, гражданскую или дисциплинарную ответственность. Кроме того, взаимодействие между проектом закона и действующим гражданским процессуальным законодательством является недостаточно подробным с тем, чтобы положения законопроекта эффективно применялись судебными инстанциями.4 Следовательно, эксперты выразили озабоченность тем, что новый законопроект, в случае его принятия в текущей версии, без дополнительной корректировки/улучшений связанных со средствами правовой защиты, не будет соответствовать ожиданиям для эффективного осуществления и адекватной защиты от нарушения права на равное обращение.5

Тем не менее, Парламентские адвокаты вновь заявляют, что принятие всеобъемлющего анти-дискриминационного законодательства является важным шагом в реализации рекомендаций конвенционных органов ООН и институтов мониторинга договоров Совета Европы, таких как Совет по Правам Человека (HRC), Комитет по ликвидации расовой дискриминации (CERD), Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI).6

В этом контексте парламентские адвокаты продолжают поддерживать необходимость ратификации Протокола 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая является важным инструментом в ликвидации всех форм дискриминации и усовершенствовании действующего национального законодательства.7 Республика Молдова должна быть готова к ратификации этого международного инструмента таким образом, чтобы обеспечить аутентичное равенство.

Национальные меньшинства

В феврале 2010 года Республика Молдова представила 8 и 9 периодические доклады о приведении в жизнь положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Центр по Правам Человека в качестве Национального Учреждения занимающегося Поощрением и Защитой Прав Человека представил Комитету ООН по ликвидации расовой дискриминации (CERD) альтернативный доклад, подлежащий рассмотрению в рамках 78 сессии Комитета, в период 1-2 марта, В Женеве.8 Доклад содержит информацию о принятых мерах, с помощью которых проводятся в жизнь положения настоящей конвенции.

26 июня 2010 Консультативный Комитет Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств представил III Заключение по Республике Молдова. Этому предшествовало принятие Комитетом Министров Совета Европы, 5 мая 2010 года, в рамках 1084 заседания, Резолюции CM/ResCMN (2010)6 о внедрении положений Рамочной конвенции Республикой Молдова. В документе содержатся выводы и рекомендации третьего цикла мониторинга Советом Европы реализации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в Республике Молдова.

Консультативный Комитет отметил положительные улучшения в Республике Молдова как, например, комплексный подход органов власти к отношениям с национальными меньшинствами. Также, были предприняты меры для усовершенствования законодательства в сфере борьбы с дискриминацией, а парламентские адвокаты предприняли значительные действия в области предупреждения и мониторинга случаев проявления дискриминации. Комитет также отметил, что власти продолжили поддерживать действия, направленные на охрану и развитие культурного наследия национальных меньшинств, государственные теле и радио вещатели продолжили выпускать передачи на языках национальных меньшинств, на кладбище мун. Кишинэу было выделено специальное место для захоронения верующих мусульман, были расширены возможности для изучения языков национальных меньшинств. Тем не менее, были выявлены несколько неразрешенных проблем.

Консультативный Комитет установил:

  • Результаты переписи населения 2004 года не совсем надежны с точки зрения этнической принадлежности и языка; кроме того, информация о социально-экономическом статусе и образовании лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, по-прежнему ограничена; отсутствует систематический сбор данных о случаях дискриминации.

  • Люди, принадлежащие к некоторым группам, такие как неевропейские мигранты и рома, часто сталкиваются с нетерпимостью, которая иногда замечается и в средствах массовой информации, запугиванием и дискриминацией. Кроме того, сообщается о случаях жестокого обращения со стороны полиции в отношении лиц, принадлежащих к этим группам.

  • Вопреки вступлению в силу нового Закона о религиозных культах и их составных частях, мусульманским организациям не удалось добиться официального признания ислама в Молдове; это мешает им эффективно осуществлять право исповедовать свою религию, создавать учреждения, организации и религиозные объединения.9

В этом контексте Комитет отметил, что власти должны принять следующие меры для дальнейшего улучшения процесса осуществления Рамочной конвенции:

  • Приоритетно принять всеобъемлющее законодательство по борьбе с дискриминацией.

  • Обеспечить регулярный мониторинг проявления актов дискриминации и антисемитизма.

  1. Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2005 году

    Доклад
    Согласно статье 34 Закона о парламентских адвокатах, Центр по Правам Человека Молдовы представляет Доклад о соблюдении прав человека в Республике Молдова в 2005 году.
  2. «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан» (1)

    Доклад
    Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан (далее – Уполномоченный) в 2010 году подготовлен в соответствии со статьей 11 Закона Республики Дагестан от 17 марта 2006 года № 11 «Об Уполномоченном по
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  4. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2007 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  5. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  6. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в архангельской области в 2010 году

    Доклад
    Ежегодный доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее - Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 29 областного закона от 15 июля 1997 года № 34-10-ОЗ «Об уполномоченном по правам
  7. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе обсуждения второго периодического доклада молдовы (cat/C/mda/2) Статьи 1 и 4

    Доклад
    1. Наказание наложенное за негуманное обращение и насилие, исходя из своей цели, имеет задачу восстановить общественный баланс и заставить преступника осознать тяготу своего деяния, а так же возвращение и общественное интеграция.
  8. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году

    Содержательный отчет
    В соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года № 947 «Об учреждении должности Уполномоченного по правам человека», Уполномоченный
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..