Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-

методической работе-

директором РОАТ

« 28 » 10 2010 г.

Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: Касымова Д.М.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Геополитика

Специальность:

080504 «Государственное и муниципальное управление» (ГУ)

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ______1______ Протокол № _____2______

«26» ____10______ 2010 г. «28» ____09_____ 2010 г.

Москва 2010 г.

Автор составитель:

Касымова Д.М. старший преподаватель

Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504 Государственное и муниципальное управление.

Дисциплина входит в федеральный компонент специальных дисциплин и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО

: Выпускающая кафедра Проректором по учебно-

методической работе -

«Экономическая теория» директором РОАТ

«_28__» ___10______ 2010 г.

Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: Касымова Д.М. старший преподаватель

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Геополитика

Специальность:

080504 «Государственное и муниципальное управление» (ГУ)

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ______1______ Протокол № _____2______

«26» ____10______ 2010 г. «28» ____09_____ 2010 г.

Москва 2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для современной российской политической науки геополитика представляет собой новое теоретическое направление. Несмотря на то, что в российской и, отчасти, советской научной традиции имели место исследования, которые в строгом смысле слова можно назвать геополитическими, комплексное рассмотрение всех сторон геополитической теории советскими учёными-обществоведами не осуществлялось. Причина этого кроется в том, что в советской политической науке геополитика идентифицировалась как одна из идеологий, обосновывающая, во-первых, экспансионистские устремления нацистской Германии и, во-вторых, расширение глобального влияния основного идеологического соперника СССР – Соединённых Штатов Америки.

Между тем, изучение геополитики в США в качестве одной из наук, анализирующей международный политический процесс, уже давно переросло стадию построения идеологических конструкций. За геополитикой стали признавать возможность формулирования ею определённой системы объективных закономерностей, позволяющих адекватно оценить ситуацию в системе межгосударственных отношений.

Косность и идеологическая зашоренность советской общественно-политической традиции помешали ей своевременно оценить положительное влияние геополитики в современной политологии. Невнимание к ряду факторов, прежде всего геополитического характера, привело к тому, что внешняя политика Советского Союза столкнулась с явлениями, объяснить которые в рамках господствующей идеологической парадигмы оказалось практически невозможно. В ряде случаев внешнеполитические действия СССР, отвечающие объективным геополитическим закономерностям, приходили в явное противоречие с положением о классовой сущности международных отношений.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов тот немаловажный факт, что американские политики и политологи смогли одержать победу в «холодной войне», во многом опираясь именно на геополитические модели.

Сегодня в российской науке происходит процесс пересмотра и переоценки ряда концепций политической теории. Это связано как с изменением внутриполитической ситуации в стране, снятием жёстких идеологических ограничений, так и с осознанием позитивного значения многих важных направлений политических исследований. К числу последних можно отнести и геополитику.

В то же время, неослабевающее внимание к геополитической науке со стороны российских учёных и политиков детерминировано ещё одним важным обстоятельством. После распада Советского Союза произошло образование по сути дела нового государства – Российской Федерации. Перед ним встала серьёзная задача определить своё место в мировой политической системе и на основе этой самоидентификации выработать новую линию поведения страны на мировой арене. Геополитика, обладающая необходимым набором методов, давала возможность решить поставленные задачи.

Между тем, геополитика в современной российской научно-политической традиции стала, как справедливо указал Михайлов Т.А., «модным словом, широко используемым вне пределов политической науки». Действительно, достаточно частое обращение к геополитике без точного определения данного понятия и без адекватного понимания сущности геополитических явлений, во многом нивелирует значение данной науки. В силу этого в российской политологии актуальными становятся попытки сформулировать основные положения геополитики, обозначить основной набор методов данной науки, выработать систему категорий, отвечающих пониманию её научного предмета.

Более того, перед современной российской политической наукой встала задача использования накопленного теоретического материала по геополитике при анализе конкретных ситуаций в системе международно-политических отношений.

Междисциплинарные связи. Место данного курса в профессиональной подготовке студентов по указанным специальностям обусловлено необходимостью изучения общих закономерностей взаимодействия политики и неполитических факторов. Изучение данного курса тесно связано, прежде всего, с такими дисциплинами, как политическая география, мировая политика и международные отношения, политология. Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения дисциплины, помогут им в дальнейшем профессиональном совершенствовании.

Специфика курса «Геополитика» обусловлена предметом. Программа исходит из понимания геополитики в качестве одного из важнейших направлений современных исследований в области политических наук и теории международных отношений. Знание основ этого направления необходимо политологу, будущему специалисту в области международных отношений.

Программа курса «Геополитика» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основе учебного плана специальности.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Целью данного учебного курса является всестороннее ознакомление студентов вышеозначенных специальностей с проблемами соотношения политического процесса с определенным набором неполитических факторов, а также формирование у студента устойчивого представления о закономерностях формирования внутренней и внешней политики государства.

К числу задач курса «Геополитики» относятся:

- изучить концептуальный аппарат, базовые геополитические модели и ключевые геополитические категории в контексте культурно-исторических процессов конца XIX – начала ХХ века, истории становления и развития геополитики в качестве научной дисциплины;

- ознакомить студентов с основными современными точками зрения на предмет и задачи геополитики;

- научить студентов возможностям и границам применения геополитического анализа внутри- и внешнеполитических процессов;

- научить студентов выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты геополитики;

- помочь студентам овладеть кругом проблем, связанных с геополитическим измерением внешней и внутренней политики любого государства.

Объем и сроки изучения курса. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебного плана 061000 «Государственное и муниципальное управление», рекомендуются следующие сроки и объемы курса «Геополитика».

Объем часов, отводимый на изучение курса составляет для специальности:

  • «Государственное и муниципальное управление – 34 часа – лекции, 17 – семинарские занятия, 99 – самостоятельная работа, всего – 150 часов.

Структура дисциплины «Геополитика» предусматривает следующие виды организации учебного процесса:

- лекционные занятия как основная форма занятий;

- практические занятия;

- консультация;

- самостоятельная работа студентов.

В ходе изучения дисциплины «Геополитика» студент обязан прослушать курс лекций, посещать практические занятия, заниматься индивидуально. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

2.1. Требования к уровню освоения содержания курса

После успешного усвоения учебного материала курса

«Геополитика» студент должен:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о предметном поле, основных идеях, функциях и законах геополитики, принципах и методах геополитической науки;

- о целостности общественного развития, неразрывной связи природной, хозяйственной, социокультурной составляющих этого развития;

- о проблемах, связанных с геополитическим измерением внешней и внутренней политики любого государства (союза государств);

- о геополитической картине мира и геополитических процессах в отдельных странах и регионах, месте и статусе России в современной геополитической ситуации.

ЗНАТЬ:

- предметную область учебной дисциплины «Геополитика»;

- базовые геополитические модели, основополагающие понятия, термины и ключевые категории геополитики;

- историю становления и развития геополитических концепций;

- основные геополитические концепции и методологию развития современного мира;

- факторы, влияющие на рост и ослабление геополитической мощи государства (союза государств).

УМЕТЬ:

- осознанно и грамотно ориентироваться в сложных вопросах современного общемирового развития и внутригосударственного устройства;

- выявлять и обосновывать зависимость политических процессов от их пространственного положения, обусловленность политики размерами, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами;

- анализировать последствия интеграционных и дезинтеграционных процессов в России и её «ближнем и дальнем» геополитическом окружении.

ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

- самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками и литературой по геополитике;

- выявления и осмысления геополитической ситуации в определенном регионе мира и прогнозирования его дальнейшего развития и воздействия;

- анализа основных факторов, влияющих на формирование геостратегии государства, определения места и роли своего государства в геополитическом пространстве региона и современного мира;

- сравнительного анализа геополитических теорий, доктрин и стратегий мировых держав и геополитических союзов;

- ведения дискуссий по проблемам изучаемого курса.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

3. 1. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины

Лекционные занятия, являются основным видом аудиторной работы студентов. Как правило, преподаватели на лекциях рассматривают основные понятия соответствующего раздела курса, концентрируют внимание обучаемых на более сложных вопросах, объясняют характер использования информационных источников и литературы, вовлекают студентов в активную мыслительную деятельность, дополнительную самостоятельную работу.

Рекомендуется в лекциях основной акцент делать на разъяснении наиболее сложных и трудных для понимания, спорных проблем геополитики. При изложении материала и демонстрации разнообразия существующих исследовательских подходов следует дополнять их критической оценкой и выделением наиболее перспективных геополитических концепций.

В целом, для лекционных занятий характерны: во-первых, концептуальность, теоретическая фундаментальность, высокий научный уровень; во-вторых, целостность построения и изложения материала с выделением ведущей идеи, освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой; в-третьих, связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи, методологическая и мировоззренческая направленность.

3.2. Практические занятия, (семинары) по курсу «Геополитика» проводятся в соответствии с учебным планом со студентами заочной формы обучения. Семинары проводятся в целях:

- изучения наиболее сложных проблем геополитики;

- привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации;

- формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Рекомендуемый «План практических занятий (семинаров)» способствует последовательному изучению материала.

Формы и методы проведения семинаров определяет ведущий преподаватель. Как правило, семинарское занятие предполагает коллективное обсуждение сообщений (докладов, рефератов), выполненных обучаемыми самостоятельно, но, как правило, под руководством преподавателя.

Семинарские занятия также следует рассматривать как одну из форм подведения итогов самостоятельной работы студентов. В этой связи, в ходе семинарских занятий рекомендуется проведение контролей-летучек (что называется, «с захлопнутой книгой») – в течение 10-15 мин. в виде тестов (формализованных заданий) – тестовые задания используются и как средство структурирования самостоятельной работы студентов, и как средство текущего контроля их знаний.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Политология Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальностям 010700.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине международное гуманитарное право и сми (опд. Ф. 12) Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – ознакомить студентов с основами международного гуманитарного права (далее – МГП), юридическими документами и проблемами правовой гуманитарной базы развития средств массовой информации и деятельности журналистов в опасных
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политическая модернизация. Политические технологии. Политический менеджмент.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (78)

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью спецкурса является политическая социализация студентов педагогической академии, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного педагога на основе современной мировой и отечественной политической мысли.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология и право»

    Учебно-методический комплекс
    Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально – государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы социологии и политологии» для специальностей: 080106. 51 Финансы (по отраслям)

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по дисциплине «Основы социологии
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине (96)

    Учебно-методический комплекс
    Политическая география исследует распределение территориального, природного и демографического потенциала между странами, изучает баланс военной и экономической силы между странами, пространственные аспекты международных отношений,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «политология»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов,

Другие похожие документы..