Учебно-методический комплекс по дисциплине Геополитика Специальность

3.3. Самостоятельная работа

Самостоятельная (аудиторная и внеаудиторная) работа студентов является одним из основных видов познавательной деятельности, направленной на более глубокое и разностороннее изучение материалов курса «Геополитика».

Самостоятельная (аудиторная) работа студентов включает обязательное ведение конспектов лекций, а для заочной формы обучения, также – выступления (сообщения, доклады, рефераты) и выполнение тестов (заданий, задач и т.п.) на семинарских занятиях.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов (всех форм обучения) включает обязательное выполнение письменной контрольной работы по тематике в соответствии с утвержденным «Перечнем заданий для самостоятельной работы студентов» и методическими требованиями. Также студентам могут быть выданы письменные задания по составлению краткого конспекта указанной литературы (первоисточников), либо в виде поиска и анализа сведений из ресурсов Internet, других источников информации и т.п.

Кроме того, самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов заочной формы обучения включает подготовку выступлений (сообщений, докладов, рефератов) к семинарским занятиям.

Результаты выполнения самостоятельной работы представляются студентами во время аудиторных занятий, проверяются и оцениваются преподавателями в ходе текущего (промежуточного, итогового) контроля – в соответствии с рейтинговой системой оценки и учета успеваемости и учебным планом.

4. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

4. 1. Виды и методы проведения контроля успеваемости студентов по изучаемой дисциплине

Текущий контроль - осуществляется методом проверки и оценки студенческих конспектов (лекций, первоисточников), выполненных ими тестов (заданий, задач) и выступлений (сообщений, докладов, рефератов) на семинарах - в ходе аудиторных занятий.

Промежуточный контроль - осуществляется методом проверки и оценки выполненной письменной контрольной работы: для студентов очной формы обучения – в течение семестра (по графику прохождения контрольных рубежей4); для студентов заочной (очно-заочной) формы обучения - во время консультаций или в сроки, установленные графиком экзаменационной сессии.

Письменная контрольная работа сдается (защищается) студентами устно в форме собеседования с ведущим преподавателем. Положительная оценка за выполнение (защиту) контрольной работы является допуском студента к итоговому контролю (зачету).

Итоговый контроль - осуществляется методом компьютерного (или на бумажных носителях) тестирования в сроки, предусмотренные учебным планом. По согласованию с преподавателем, студенту разрешается сдача (пересдача) зачета методом устного собеседования по утвержденному «Перечню вопросов для итогового контроля (зачета)».

При выведении итоговой оценки обязательно учитываются результаты самостоятельной работы студента.

Распределение часов по темам и видам учебной работы

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, программой и учебным планом специальности 061000 – «Государственное и муниципальное управление» рекомендуются следующие виды и объемы учебной работы по дидактическим единицам (темам) курса «Геополитика».

4.2. Для очно-заочной формы обучения

п/п

Наименование тем

ЛК

ПЗ

К.Р.

1

РАЗДЕЛ 1. ГЕОПОЛИТИКА КАК НАУКА.

Тема 1. Геополитическая теория.

Тема 2. Географический детерминизм как предыстория геополитики.

2

2

2

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Тема 3. Антропогеография Ф. Ратцеля.

Тема 4. Система геонаук Р. Челлена.

Тема 5. Концепция «морской силы» А. Мэхэна.

Тема 6. История и геополитика (концепция Х. Маккиндера).

Тема 7. Формирование имперской геостратегии (Н. Спикмен).

Тема 8. Геополитика и нацизм.

2

2

3

Тема 9. Англо-американская геополитика второй половины ХХ в.

Тема 10. Европейская геополитика второй половины ХХ в.

Тема 11. Российская геополитическая традиция

1

1

4

РАЗДЕЛ 3. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Тема 12. Международно-политическая система как основа геополитического анализа.

Тема 13. Субъекты международно-политической системы.

Тема 14. Составляющие геополитического анализа.

1

1

5

Тема 15. Категории и понятия геополитического анализа.

Тема 16. Проблема диверсифицированности географического пространства в геополитическом анализе.

2

2

6

всего

8

8

1

7

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Диф. зачет

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1. ГЕОПОЛИТИКА КАК НАУКА.

Тема 1. Геополитическая теория.

Понятие геополитики. Сущность взаимодействия политической сферы жизни общества и географического пространства. Значение неполитических факторов в политической жизни общества.

Многообразие подходов к определению геополитики. Сущность предмета геополитики. Два основных подхода к пониманию взаимодействия политики и географического пространства. Геополитика как наука о влиянии неполитических факторов на политику.

Идеологическая составляющая в геополитике. Проблема соотношения идеологии и науки в рамках геополитики. Геополитика как наука. Геополитика как идеология.

Система методов геополитики. Проблема формирования методов геополитики. Специфические методы геополитики. Органицистский подход. Системный подход. Посторенние геополитических дихотомий.

Тема 2. Географический детерминизм как предыстория геополитики.

Предпосылки географического детерминизма. Географический детерминизм как специфический метод познания окружающего мира.

Воззрения древних философов на влияние климата на общественный строй, национальный характер. Формирование научных концепций географического детерминизма. Значение географического подхода в политических воззрениях Ж. Бодена. Научное обоснование географического подхода в работах Ш. Монтескье.

Развитие географического детерминизма в эпоху капитализма. Влияние географического пространства на историю Англии в работах Т. Бокля. Значение великих рек в формировании древнейших цивилизаций в работах Л. Мечникова.

Русская географическая школа. Особенности применения географического детерминизма российскими учеными. Взгляды русских историков на роль географического пространства в истории государств.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.

Тема 3. Антропогеография Ф. Ратцеля.

Политика и географическое пространство – определение взаимосвязи. Применение географического детерминизма к политической сфере жизни общества. Зависимость демографических процессов от географической среды в работах Ф. Ратцеля. Проблема влияния географического пространства на политику государств.

Государство как биологический организм. Взаимосвязь государства и почвы. Роль географического пространства в жизни государств. Биологический цикл жизни государства. Жизненное пространство. Чувство пространства. Жизненная энергия.

Проблемы пространственного роста государств. Законы экспансии.

Тема 4. Система геонаук Р. Челлена.

Великие державы и географическая среда. Формирование великих империй. Значение географического пространства в жизни государств.

Государство как разумный биологический организм. Законы выживания государств. «Инстинкты» государств.

«Геополитика» Р. Челлена. Термин «геополитика». Система наук о государстве. Геополитика как наука о государстве, укорененном в пространстве.

Тема 5. Концепция «морской силы» А. Мэхэна.

Понятие «морской силы» и ее влияние на историю. Влияние военно-морских сил на историю войн и народов. Значение морей в истории наций. Морская торговля как главный инструмент политики. Определение позиции и статуса государства. Формула морского могущества.

Морская стратегия США. Оборонительная стратегия сменяется наступательной. Пассивная оборона должна уступить место активному наступлению.

Тема 6. История и геополитика (концепция Х. Маккиндера).

Географическая ось истории. Осевой регион как основа мировой политики. Значение государств в мире определяется по их положению относительно осевого региона. Прибрежные и континентальные державы, их взаимодействие.

Глобальная геополитическая модель. Хартленд как ключевая территория мировой политики. Дихотомия «хартленд – внешний полумесяц». Периоды изменения значения хартленда в истории.

Вторая мировая война и концепция Х. Маккиндера. Хартленд как Россия.

Тема 7. Формирование имперской геостратегии (Н. Спикмен).

Продолжая традицию Маккиндера. Дихотомия «хартленд – римленд». Геополитика как инструмент конкретной политики. Аналитический метод. Определение геополитического могущества. Критерии геополитического могущества. Глобальная геополитическая картина мира.

Стратегия США как мировой сверхдержавы. Значение римленда для внешней политики США. Перспективы внешнеполитической стратегии США.

Геополитика как основа для формирования теории международных отношений.

Тема 8. Геополитика и нацизм.

Геополитические воззрения К. Хаусхофера как основа нацистской геополитической теории. Геополитическое мышление. Стремление к жизненным пространствам. Дихотомия «талассократия – теллурократия». Стратегия Германии. «Новый Европейский Порядок».

Концепция естественных границ. Расширение жизненного пространства. Концепция пан-регионов и пан-идей.

«Журнал геополитики» как главный орган геополитических идей.

Тема 9. Англо-американская геополитика второй половины ХХ в.

Атлантизм и мондиализм – основные направления американской геополитики. Атлантизм как продолжение классической англо-американской геополитики. Стратегия США как мировой державы.

Мондиализм как идеология глобализации. Идея поступательной планетарной интеграции.

Геополитика полицентризма. Геополитическая концепция С. Коэна. Геостратегические и геополитические районы. Структура региона. Дисконтинуальный пояс.

Американская геополитика после окончания «холодной войны». Геополитическая концепция С. Хантингтона, «столкновение цивилизаций». Зб. Бжезинский и его оценка международных отношений после окончания «холодной войны».

Тема 10. Европейская геополитика второй половины ХХ в.

Геополитика П. Видаля де ла Блаша как предпосылка современной европейской геополитики. Преобразующая роль человека. Концепция «поссибилизма».

Геополитика новых правых. Европейский мондиализм.

Новая французская геополитика журнала «Геродот». Пересмотр предмета геополитики. Прикладная геополитика. Геополитические воззрения И. Лакоста. Дискуссии о геополитичности прикладной геополитики.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Политология Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Политология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальностям 010700.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине международное гуманитарное право и сми (опд. Ф. 12) Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – ознакомить студентов с основами международного гуманитарного права (далее – МГП), юридическими документами и проблемами правовой гуманитарной базы развития средств массовой информации и деятельности журналистов в опасных
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политическая модернизация. Политические технологии. Политический менеджмент.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (78)

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью спецкурса является политическая социализация студентов педагогической академии, обеспечение политического аспекта подготовки высококвалифицированного педагога на основе современной мировой и отечественной политической мысли.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология и право»

    Учебно-методический комплекс
    Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально – государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы социологии и политологии» для специальностей: 080106. 51 Финансы (по отраслям)

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по дисциплине «Основы социологии
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «новая и новейшая история зарубежных стран» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории и права (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 050401 История с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине (96)

    Учебно-методический комплекс
    Политическая география исследует распределение территориального, природного и демографического потенциала между странами, изучает баланс военной и экономической силы между странами, пространственные аспекты международных отношений,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «политология»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов,

Другие похожие документы..