Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

На правах рукописи

ГАНЬШИНА Юлия Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ЛИТЕРАТУРНОМ МАТЕРИАЛЕ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Рязань 2007

Работа выполнена на кафедре методики русского языка и литературы

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор

ДЕМИДОВА Нина Ивановна

Официальные оппоненты – доктор педагогических наук, профессор

ЛУНЕВА Людмила Петровна

кандидат педагогических наук

КОРНЕВА Галина Викторовна

Ведущая организация – Коломенский государственный педагогический

институт

Защита диссертации состоится 7 ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина по адресу: 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, ауд. 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Реферат диссертации размещен на сайте университета (www.rspu.ryazan.ru).

Автореферат разослан «_____ » __________ 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Т.И. Мишина

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Культура речи – это сравнительно молодая область науки о языке. Она оформилась как самостоятельная дисциплина в ХХ веке. Приобщение широких народных масс к активной общественной жизни поставило в ряд важнейших задач и проблему повышения культурного уровня народа, в частности, уровня речевой культуры. Действительно защищенным в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный перестраивать направление содержания своей деятельности в зависимости от социально-экономических, культурно-правовых условий. Рыночные отношения требуют от человека новых качеств, таких как инициативность, предприимчивость, профессиональная мобильность, умение адаптироваться в современных условиях, умение правильно, грамотно выразить свои мысли. Реальная обстановка в стране обусловливает необходимость повышения речевой культуры специалиста.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей ее повышения. Большое значение для формирования культуры речи имеет качественный дидактический материал. Качественным дидактическим материалом являются речевые ситуации, описанные в произведениях русских и зарубежных авторов. Учителю необходимо вместе с детьми анализировать эти ситуации и делать выводы, учить детей правильно, точно и последовательно излагать свои мысли и чувства. Поэтому проблема формирования культуры речи на литературном материале является приоритетным направлением в методике русского языка.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме формирования культуры речи младших школьников является своевременным и необходимым. Проведенное нами исследование теории и практики формирования культуры речи младших школьников и проблемы, возникающие у них при выражении собственных мыслей, позволило выявить противоречие между растущей значимостью специально разработанной программы по формированию культуры речи на литературном материале и недостаточностью ее разработанности.

Таким образом, обращение к теме диссертационного исследования объясняется ее актуальностью и перспективностью.

Объектом исследования является процесс формирования культуры речи младших школьников на литературном материале.

Предметом исследования стала технология развития и совершенствования речевых умений и навыков младших школьников в процессе формирования культуры речи на литературном материале.

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать научно обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования культуры речи младших школьников на литературном материале.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что целенаправленная, систематическая и последовательная работа по формированию культуры речи младших школьников будет действенной, если опираться на литературный дидактический материал и систему упражнений, соответствующую совершенствуемым нормам.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы разработки и реализации формирования культуры речи младших школьников на литературном материале в контексте современной методики, лингвистики, педагогики, психологии.

2. Проанализировать действующие программы и учебно-методические комплексы по русскому языку, литературному чтению, риторике с целью реализации принципов развития речи, коммуникативной функции языка, практической направленности обучения.

3. Определить эффективные методы, приемы формирования культуры речи.

4. Уточнить критерии и источники отбора дидактического материала для формирования культуры речи младших школьников.

5. Выявить уровень владения культурой речи младших школьников в ходе проведения и анализа данных констатирующего эксперимента.

6. Разработать методическую систему, отвечающую цели исследования.

7. Экспериментально проверить и оценить эффективность предложенной методической системы формирования культуры речи младших школьников на литературном материале.

Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, С.Л. Рубинштейна; коммуникативно-деятельностный, системный и личностный подходы к процессу обучения младших школьников родному языку (М.Т. Баранов, Н.И. Демидова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и др.).

Для проверки и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

– теоретический (анализ методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по избранной теме);

– социально-педагогический (наблюдение за изменениями в речи младших школьников, тестовые методики, аудиозапись);

– сопоставительный (сравнительный анализ работ младших школьников экспериментального и контрольного классов);

– экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось поэтапно в течение четырех лет (с 2003 по 2007г.) в 3–4 классах средней школы № 25 и средней школы № 59 города Рязани.

На первом этапе (2003 – 2004 гг.) обосновывалась теоретическая база исследования; осуществлялся анализ состояния проблемы в лингвистической, психологической, методической литературе по теме исследования; вырабатывались цель, задачи и гипотеза; определялись методы и приемы исследования; разрабатывались задания для младших школьников.

На втором этапе (2004 – 2006 гг.) проводился обучающий эксперимент, внедрялась система упражнений, использовался отобранный дидактический материал, проводился контрольный эксперимент.

На третьем этапе (2006 – 2007 гг.) обрабатывались и анализировались результаты исследования, оформлялся окончательный вариант текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически разработана и экспериментально проверена методическая система формирования культуры речи младших школьников на литературном материале. При этом:

  1. определены методы, приемы, принципы формирования культуры речи младших школьников на литературном материале;

  2. проведено специальное исследование соответствия/несоответствия речи младших школьников нормам культуры речи;

  3. уточнены критерии и источники отбора дидактического материала для совершенствования культуры речи младших школьников;

  4. определен перечень основных знаний и умений для каждого класса по предлагаемой программе;

  5. разработана система упражнений, направленных на формирование и совершенствование культуры речи младших школьников в соответствии с нормами, вызывающими трудности у младших школьников (упражнения, направленные на совершенствование произносительных и акцентологических норм; упражнения, направленные на совершенствование лексической структуры речи; упражнения, направленные на совершенствование грамматической структуры речи).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. на основе лингвистических, психолого-педагогических, методических данных охарактеризован процесс формирования культуры речи младших школьников на литературном материале;

  2. определены эффективные методы, приемы обучения культуре речи;

  3. проанализированы типичные ошибки в речи младших школьников;

  4. доказана эффективность созданной системы упражнений в ходе экспериментального обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

  1. разработана, апробирована и экспериментально проверена программа курса «Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале» и комплекс упражнений по ее реализации;

  2. теоретические выводы и результаты экспериментального обучения могут быть использованы для совершенствования программ, учебников, учебных и методических пособий для начальной школы.

Достоверность и обоснованность проводимого исследования обеспечивается опорой на достижения современной лингвистики, психолого-педагогической и методической наук, совокупностью используемых методов, положительными результатами экспериментального обучения, личным участием автора в эксперименте.

На защиту выносятся следующие положения:

    1. Для формирования культуры речи младших школьников необходима специально разработанная методическая система, включающая в себя отобранный в соответствии с методическими требованиями дидактический материал и специальную систему упражнений.

    2. Использование методики формирования культуры речи младших школьников отвечает задачам развивающего обучения в школе, способствует формированию языковой личности, совершенствованию произносительной, лексической, грамматической структур речи, развитию творческих способностей учащихся начальных классов.

    3. Эффективность введения предлагаемой программы в обучение младших школьников обусловлена применением дидактического литературного материала, научно обоснованной системы упражнений.

    4. Использование предлагаемой программы, направленной на формирование культуры речи младших школьников, приведет к уменьшению ошибок в речи учащихся, к развитию умения точно, правильно, логично излагать мысли, то есть к повышению коммуникативных способностей учащихся.

Апробация основных положений и результатов исследования в течение четырех лет осуществлялась в начальных классах средней школы № 25 города Рязани и средней школы № 59 города Рязани. Результаты работы были доложены на заседаниях методических объединений начального звена, педагогических советах, на внутривузовских и межвузовских научно-практических конференциях в городе Рязани, на заседаниях кафедры методики русского языка и литературы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в 2003 – 2007 гг. Основное содержание и конкретные результаты отражены в четырех публикациях по теме исследования.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

  1. Формирование культуры речи младших школьников на литературном материале 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык) (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 7 ноября 2007 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  2. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход специальность 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре образовательных технологий в филологии государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
  3. Формирование образно-эмоциональной стороны речи учащихся первого класса при обучении русскому языку средствами фольклора 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «26» декабря 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Орловском государственном университете по адресу: 302026, г.
  4. Методические основы овладения младшими школьниками коммуникативно-нормативным компонентом речи в условиях компьютерно опосредованного обучения 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «28» сентября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.059.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций в Елецком государственном университете имени И.
  5. Формирование речевой деятельности на уроках русского языка в условиях межпредметных связей (на начальной ступени обучения) 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в системе начального, среднего и высшего образования)

    Урок
    Работа выполнена на кафедре теории и методики начального и дошкольного образования Северо-Казахстанского государственного университета имени М. Козыбаева
  6. Лингвометодический потенциал народных сказок в обучении русскому языку как иностранному младших школьников специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре теории и практики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А.С.
  7. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 02 теория и методика обучения русскому языку

    Автореферат диссертации
    Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования.
  8. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе

    Автореферат диссертации
    Защита диссертаций состоится 8 ноября 2007 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.212.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук в Рязанском государственном университете имени С.
  9. Методика формирования лексической компетенции младших школьников посредством английского фольклора

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 мая 2012 года в 12 часов на заседании диссертационного совета при ФГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.

Другие похожие документы..