Курсовая работа на тему: Методика работы над изложением

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Методика работы над изложением

Выполнила студентка IV курса

Руководитель:

Мурманск, 2005

Оглавление

Введение 3

1. Развитие речи учащихся как метод работы по русскому языку. 3

1.1. Термин «развитие речи» 3

1.2. Особенности речи 4

1.2.1. Внутренняя и внешняя речь 4

1.2.2. Устная и письменная речь 6

1.3. Речь и её функции 6

1.4. Работы по развитию письменной речи учащихся и их специфика 7

1.5. Основные направления и разделы работы по развитию речи 9

Теоретическая часть 11

1. Навыки, необходимые для написания изложения. Их формирование 11

2. Изложение. Виды изложений 13

3. Ведущие методисты – о работе над изложениями 14

3.1. Общие положения 14

3.2. Подбор текстов 16

3.3. Предварительная беседа и чтение текста 17

3.4. Вопросы по содержанию текста 17

3.5. Работа над заголовком 18

3.6. Осознание логики построения текста 18

3.7. Пересказ текста 18

3.8. Повторное чтение и написание изложения 19

4. Обучение изложению 19

4.1. Пересказ 19

4.2. Работа над содержанием, логикой и заглавием текста 20

4.3. Отбор текстов 20

4.4. Работа над изложениями разных видов 20

4.5. Подготовка к работе и собственно работа над изложением в разных классах 21

Практическая часть 25

1. Основные установки 25

2. Цели и задачи исследования 25

3. Объект и предмет исследования 25

4. Констатирующий эксперимент 26

4.1. Подготовка к эксперименту 26

4.2. Критерии анализа 26

4.3. Результаты эксперимента 27

5. Выводы эксперимента 28

Выводы по итогам работы 32

Список использованной литературы 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Таблицы 35

Тексты 37

Введение

1. Развитие речи учащихся как метод работы по русскому языку.

1.1. Термин «развитие речи»

Сам термин «развитие речи» не всегда употребляется в методической литературе и не всегда одинаково понимается. В дореволюционной методической литературе этого термина мы почти не встречаем, хотя в конце XIX в. появились книги Е. Соловьевой, М. Лопыревой, Е. Ционглинской, которые получили название «Развитие речи». Под развитием речи здесь подразумевалась преимущественно работа над связной речью. Книги включали в себя интересные тексты для чтения, наблюдений, заучивания наизусть. Тексты сопровождались заданиями для пересказов, изложений, сочинений; изредка встречались задания по словарю (работа со словами-синонимами, эпитетами и др.).

В других же методических работах старого времени (К.В. Ельницкого, П.Н. Солонины, Н.Ф. Бунакова, Д.И. Тихомирова) мы чаще встречаем, вслед за К.Д. Ушинским, термин «устные и письменные упражнения». И надо сказать, что методика устных и письменных упражнений, понимаемых в известном смысле, была разработана в дореволюционной литературе достаточно тщательно. В области обучения пересказам, изложениям, некоторым видам сочинения к советскому периоду сложилась уже довольно прочная традиция.

Что же такое развитие речи? Если иметь в виду работу по русскому языку, то развитие речи означает практическое усвоение учеником различных сторон языка: произношения, словаря, синтаксического строя, связной речи. С точки зрения учителя, работа над речью означает применение таких методов и приемов, которые помогли бы учащимся активно овладеть указанными сторонами языка. Таким образом, занятия по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грам­матической теорией и орфографическими навыками, но в про­цессе речевой практики овладели и умением правильно произ­носить слова, выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. В целом развитие речи — это и есть работа над речевой культурой учащих­ся в ее устной и письменной форме.

Школа должна научить своих питомцев свободно и пра­вильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме. Речь не только средство для выражения мыслей, но и ору­дие формирования их. Вместе с развитием речи учитель разви­вает и мышление учащихся. Как известно, К. Д. Ушинский го­ворил, что «развивать в детях дар слова — значит почти то же самое, что развивать в логичность мышления», предупреж­дая при этом, что «развить речь отдельно от мысли невоз­можно, а развивать ее преимущественно перед мыслью поло­жительно вредно». Поэтому развитие речи — это задача не только уроков русского языка, но и всех других предметов учебно­го плана школы. Однако на уроках русско­го языка эта задача является центральной. Каж­дый урок русского языка в то же время является уроком раз­вития речи, на каждом уроке учитель работает над произношением детей, заботится о правильном и точном употреблении детьми слов, учит строить предложения, пере­сказывать, излагать чужие и свои мысли.

1.2. Особенности речи

1.2.1. Внутренняя и внешняя речь

Речь представляет собою сложную психологическую деятельность, в основе которой лежит практическое владение детьми данным языком как средством общения и как средством выражении мысли. Чтобы выразить свои мысли, чтобы слушающие могли понять их, нужно владеть нормами данного языка, т. е. умением правильно произносить, употреблять нужные слова, строить из слов словосочетания и предложения, из предложений — связную (контекстную) речь. Всему этому ребенок начинает учиться еще до школы.

Ученик еще до школы в известной мере овладевает устной речью, в соответствии с фонетическими, лексическими, грамма­тическими и стилистическими особенностями родного языка. Но он пользуется этими особенностями своего родного языка непроизвольно и бессознательно. Мысля с помощью языка, он не осознает еще самого языка. Например, правильно произнося слова, он не может произвольно выделить из слова отдельные звуки и слоги1. В школе же дети учатся осознавать свою речь как способ формирования и точного выражения своей мысли, овладевают речью как сознательно правильной и управляемой деятельностью. С этой целью детей учат грамоте. Уже в на­чальных классах изучается грамматика, проводится словарная работа, ведется работа над связной речью в ее устной и письменной форме.

Все люди пользуются языком как орудием мысли и тогда, когда они думают про себя, не произнося вслух. Это так назы­ваемая внутренняя речь. Обычная, внешняя речь принимает форму внутренней речи тогда, когда, прежде чем высказать свои мысли вслух другим людям, мы стараемся их обдумать, выбрать для них более подходящие слова и выражения, наме­тить план изложения. Так как физиологическая природа вну­тренней и внешней речи одна и та же, то в основе той и другой лежат кинестезические ощущения от движения органов речи. Разница лишь в том, что при внешней речи движения органов речи производят звуковой эффект, во внутренней речи эти движения беззвучны.

Внутренняя и внешняя речь отличаются друг от друга и по используемым лексическим и грамматическим средствам языка. Обычно внутренняя речь бывает более свернутой и сокращен­ной: обдумывая свою мысль, взрослый и ребенок в минималь­ное количество слов вкладывает большое содержание; каждое употребляемое им слово становится своего рода смысловой «вехой». При переходе же во внешнюю речь «вехи» обычно раз­вертываются в целые фразы и предложения. Такое сокращен­ное выражение мыслей дает возможность быстрее объединять их, схематически формулировать и делать обобщения и выводы, чего не бывает во внешней речи, которая требует более пол­ного, последовательного и членораздельного выражения.

Внутренняя речь помогает пониманию и запоминанию ма­териала, она является одним из необходимых условий и средств развития внешней речи, обдуманной и произносимой, контро­лируемой. Процесс обдумывания, размышления протекает, как правило, на основе внутренней речи. Мысль, по Сеченову, это разговор с самим собой. Недаром учителя обычно требуют: «Сначала подумай, а потом скажи». Это требование совершен­но справедливо: возможно чаще следует стимулировать вну­треннюю речь учащихся, приучая последних к серьезному и от­ветственному отношению к тому, что они говорят1.

Какие методические выводы можно сделать из сказанного о внутренней речи? Мы видим, что внутренняя речь имеет боль­шое значение для формирования внешней (устной и письмен­ной) речи: ребенок, как и взрослый, делает своего рода заго­товки для последней, формулируя составные элементы своего предстоящего выступления, обдумывая их и развивая.

Следовательно, необходимо призывать учеников, чтобы они прежде обдумали все то, о чем должны сказать устно или письменно. Нельзя требовать, чтобы они возможно скорей составили ответ на вопрос, изложили свои или чужие мысли. Кроме того, практика, когда учащиеся, получив от учителя готовую тему, сразу же принимаются писать сочинение, не является вполне целесообразной: ученики, не успев обдумать как следует свое будущее сочинение, сразу же начинают писать его. Не лучше ли дать учащимся возможность сначала писать черновик, затем, поправив его, переписать набело? Так делает всякий взрослый, в том числе и высококвалифицированный писатель, когда излагает мысли на бумаге. Тем более такую возможность надо дать детям.

Обдумывание про себя в процессе внутренней речи — очень важное средство для развития речи и мышления детей. Прави­ло: сначала обдумай, а потом скажи — является вполне оправ­данным в деле обучения речи.

1.2.2. Устная и письменная речь

Разница между устной и письменной речью, прежде всего, заключается в том, что устная речь — это звуковая речь, а письменная речь — речь графическая. В первой основную роль играют кинестезические и слуховые ощущения, во второй — зрительные и моторные, связанные с движением пишущей ру­ки. Оба вида речи служат целям общения людей друг с другом, однако каждая из них выполняет эту свою роль по-разному: устная речь — процесс непосредственного общения людей в конкретной жизненной ситуации, письменная же речь обычно отвлекается, абстрагируется от непосредственной конк­ретной обстановки.

Устная речь обычно протекает в форме беседы, диалога (для детей особенно это типично). Письменная же речь обходится без личного присутствия читателя и поэтому по самой своей при­роде является монологической, строго контекстной, требующей логической последовательности и развернутого изложения, не до­пускающей пропусков, умолчаний, лишних повторений. Следо­вательно, письменная речь является более сложной и отвлечен­ной, особенно если принять во внимание, что опыт устной речи у учащихся, значи­тельно больший, чем опыт письменной речи.

Разными являются и выразительные средства устной и письменной речи. Повышение и понижение голоса, логические ударения при помощи выделения голосом отдельных слов и выражений, паузы, замедление и ускорение темпа речи, жесты и мимика говорящего и т. п. являются характерными призна­ками устной речи. И эти качества надо развивать у детей в школе. При помощи устной речи дети готовятся к письменным ответам на вопросы о прочитанном, о виденном и пережитом, к изложениям и сочинениям и т. п.

1.3. Речь и её функции

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.

С точки зрения значения в жизни человека можно выделить следующие основные функции речи, неразрывно связанные между собой:

  • речь используется в процессе совместной трудовой деятельностидля согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов;

  • речь является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передает их;

  • речь – средство воздействияна сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. В этой функции речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к определенным фактам и явлениям действительности, склонить их к действиям и поступкам и т.д.;

  • речь – средство удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении к определенной группе лиц и т.д. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д.

В целом речь– это основополагающий фактор в становлении человеческой личности. Несомненно, что данные функции речи сохранятся и в будущем. При этом можно с уверенностью предположить, что благодаря развитию техники, средств новых информационных технологий речь будет приобретать все большее и большее значение в жизни общества, в различных сферах деятельности человека, в удовлетворении его духовных потребностей и т.д.

  1. Работа на тему: Методика работы над изложением

    Изложение
    Сам термин «развитие речи» не всегда употребляется в методической литературе и не всегда одинаково понимается. В дореволюционной методической литературе этого термина мы почти не встречаем, хотя в конце XIX в.
  2. Ii «Показатели качества, контроль, статистическое регулирование технологических процессов; системы управления качеством» Павлодар

    Документ
    к выполнению лабораторных, практических, самостоятельных работ (СРС, СРСП) студентами и магистрантами специальностей 160140 «Стандартизация и сертификация»,
  3. Отчет по выпускной (курсовой) работе на тему: «Методика организации и применения тестового контроля на уроке производственного обучения»

    Содержательный отчет
    В работе использованы следующие ключевые понятия и термины: творческий подход, логическое мышление, активизация, актуализация, мотивация, мониторинг, продуктивное действие, эвристическая деятельность, критериальный показатель качества.
  4. Целевая программа книгоиздания России для государственных нужд на 1995 год Коллектив (1)

    Программа
    Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Маркетинг" и "Менеджмент"
  5. Целевая программа книгоиздания России для государственных нужд на 1995 год Коллектив (2)

    Программа
    А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников, Г.А.Васильев, И.И.Кретов, В.Е.Демидов, Б.А.Соловьев, Н.И.Ивашкова, А.В.Шишкин, П.С.Завьялов, Н.А.Нагапетьянц, Л.
  6. Учебный план 21 Работа педагогического коллектива над единой методической темой 34 Анализ методической работы по направлениям деятельности 36

    Доклад
    Публичный доклад ГОУ Центра образования № 1989 – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного общеобразовательного учреждения, форма широкого информирования общественности, прежде всего родительской,
  7. Курсовая работа на тему Особенности разговорной речи в газетных текстах

    Курсовая работа
    Средства массовой информации и пропаганды являются важ­нейшим орудием формирования и отражения общественного мне­нии, формирования мировоззрения. В публицистике, в средствах массовой информации и пропа­ганды все языковые средства служат,
  8. Приказ № от Отдел образования администрации Бобровского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Бобровская средняя общеобразовательная школа №3 разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
  9. Курсовой проект на тему «Стальной каркас одноэтажного производственного здания»

    Курсовой проект
    Курсовой проект на тему «Стальной каркас одноэтажного производственного здания» студент выполняет по индивидуальному заданию, которое выдается руководителем курсового проектирования, назначенным кафедрой.

Другие похожие документы..