Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология: Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс

54

Мирзоева А.А. МОУ «СОШ» № 4 г. Мегион

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»

6 класс

2007-2008 учебный год

(68 часов

Основной учебник: Пасечник В.В. "Биология: Бактерии. Грибы. Растения". 6 кл. - 7-е изд. М. 2003. С. 272.

Дополнительные учебники:

1) Корчагина В. А. "Ботаника" 5-6 кл. М. 1978. С. 270.

2) Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г., Гуленкова М.А. и др. "Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники". 3-е изд. М. 1997. С. 224.

Используемая литература:

1) Калинова Г.С., Мягкова А.Н. "Методика обучения биологии 6-7 кл.: растения, бактерии, грибы, лишайники". М. 1989. С. 224.

2) Кузнецова В.И. "Уроки биологии 6-7 кл.: растения, бактерии, грибы, лишайники". М. 1991. С. 191.

3) Ксенофонтова В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. "Учебно-методическое пособие по биологии. Ботаника". М. 1996. С. 166.

4) Сухова Т.С. "Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл." М. 2001. С. 160.

5) Кучменко B.C. "Программно-методические материалы. Биология". 6-11 кл. М. 2001. С. 224.

6) Д.Тейлор, Н.Грин, У.Стаут "Биология" Т. 1-3. М. 2002.

7) Илларионов Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. М., 2003. С.320.

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

- называть общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки царств живой природы, отделов, классов, семейств цветковых растений;

- приводить примеры усложнения растений в процессе эволюции; приспособленности растений к среде обитания; наиболее распространенны)! видов и сортов растений;

- характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений; деление клетки; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов. паразитов, симбионтов); размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений; природные сообщества, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

- обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов;

- распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений; клетки, ткани, органы и системы органов растений; наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных семейств, классов, отделов, съедобные и ядовитые грибы;

- сравнивать строение и функции клеток растений; организмы прокариот и эукариот, автотрофы и гетеротрофы; семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы;

- применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

- делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; об усложнении растительного мира в процессе эволюции;

- наблюдать сезонные изменения в жизни растений, поведение аквариумных рыб; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

- соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, поведением аквариумных рыб; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений; бережного отношения к организмам, видам, поведения в природе; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Основные понятия, термины

Наглядность

Повторение, межпредметные связи

§, стр. изуч. материала

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Биология – наука о живой природе.

Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».

Тема: «Клеточное строение организмов» (5 часов)

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа, приемы работы с ними».

Строение клетки.

Лабораторная работа №2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Пластиды.

Лабораторная работа №3 «Рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи».

Жизнедеятельность клетки.

Ткани.

Тема: «Царства Бактерии и Грибы» (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы.

Лабораторная работа №4 «Строение шляпочного гриба».

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа № 5 «Плесневый гриб мукор».

Грибы-паразиты.

Контрольный урок по теме «Царства бактерии и грибы».

Тема: «Царство Растения» (8 часов).

Разнообразие, распространение, значение растений.

Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Лабораторная работа №6 «Строение зеленых водорослей».

Лишайники.

Мхи.

Лабораторная работа №7 «Строение мха сфагнума».

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Голосеменные.

Лабораторная работа № 8 «Изучение строения хвои и шишек хвойных».

Покрытосеменные.

Контрольный урок по теме «Царство Растения».

Тема: «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (14 часов).

Лабораторная работа №9 «Строение семян двудольных и однодольных растений».

Виды корней и типы корневых систем.

Зоны корня.

Лабораторная работа №10 «Корневой чехлик и корневые волоски».

Видоизменения корней.

Побег и почки.

Лабораторная работа №11 «Строение почки. Расположение почек на стебле».

Внешнее строение листа.

Лабораторная работа №12 «Листья простые и сложные, жилкование и листорасположение».

Лабораторная работа № 13

«Клеточное строение листа».

Видоизменения листьев.

Строение стебля.

Лабораторная работа №14 «Изучение макро- и микро-строения стебля».

Видоизменения побегов.

Лабораторная работа № 15 «Строение клубня и луковицы».

Цветок.

Лабораторная работа № 16 «Изучение строения цветка».

Лабораторная работа №17

«Соцветия».

Плоды.

Лабораторная работа № 18 «Классификация плодов».

Контрольный урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Тема: «Жизнь растений» (16 часов).

Лабораторная работа №19

«Химический состав растений».

Минеральное питание растений.

Фотосинтез.

Дыхание растений.

Испарение воды растениями. Листопад.

Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Прорастание семян.

Растительный организм как единое целое.

Контрольный урок по теме «Растительный организм как единое целое».

Способы размножения растений.

Размножение споровых растений.

Размножение голосеменных растений.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Оплодотворение: образование семян и плодов.

Опыление.

Контрольный урок по теме

«Размножение растений».

Тема: «Классификация растений» (6 часов).

Основы систематики растений.

Семейство Крестоцветные.

Семейства Розоцветные и Пасленовые.

Семейства Бобовые и Сложноцветные.

Семейства Лилейные и Злаки.

Контрольный урок по теме

«Классификация растений».

Тема: «Природные сообщества» (5 часов).

Основные экологические факторы.

Лабораторная работа №20

«Особенности строения растений разных экологических групп».

Растительные сообщества.

Экскурсия «Влияние деятельности человека на природные сообщества».

Контрольный урок по теме

«Природные сообщества».

Тема: «Развитие растительного мира» (3 часов).

Многообразие растений и их происхождение.

Основные этапы развития растительного мира.

Охрана растений.

Итоговый контрольный урок.

Летние задания.

1

1

1

1(2)

1(3)

1(4)

1(5)

1

1(2)

1(3)

1(4)

1(5)

1(6)

1(7)

1

1(2)

1(3)

1(4)

1(5)

1(6)

1(7)

1(8)

1

1(2)

1(3)

1(4)

1(5)

1(6)

1(7)

1(8)

1(9)

1(10)

1(11)

1(12)

1(13)

1(14)

1

1(2)

1(3)

1(4)

1(5)

1(6)

1(7)

1(8)

1(9)

1(10)

1(11)

1(12)

1(13)

1(14)

1(15)

1(16)

1

1(2)

1(3)

1(4)

1(5)

1(6)

1

1(2)

1(3)

1(4)

1(5)

1

1(2)

1(3)

1

1

Биология, ботаника, эволюция

Фенология, признаки осени, бактерии, грибы, растения, животные

Клетка, оптические увеличительные приборы, лупы, световой микроскоп

Клетка, клеточная оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды

Пластиды, хлоропласты, фитонциды

Межклеточное вещество, межклетники, хромосомы

Ткань, покровные, основные, механические, проводящие, образовательные ткани

Бактерии, сапрофиты, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин, споры, гетеротрофы, автотрофы

Азотфиксация, симбиоз, эпидемия, пандемия

Гифы, мицелий, грибница, гаметы, изогамия, гетерогамия, оогамия

Спора, мицелий, микориза, симбиоз, фунгин

Мукор, пеницилл, биотехнология

Головня, спорынья, парша, фитофтора, фузариоз, трутовик

Слоевище, таллом, низшие и высшие растения

Хламидомонада, хлорелла, зооспоры, спирогира, улотрикс, ламинария

Слоевище, симбиоз, ягель, цетрария

Сфагнум, кукушкин лен

Хвощи, плауны, папоротники

Хвойные, семязачаток, фитонциды, живица, стробилы

Габитус, органы растений, культурные и дикорастущие растения

Семядоля, эндосперм, микропиле, рубчик

Корень, корневая система, главный, боковой, придаточный корни, стержневая, мочковатая корневые системы

Корневой чехлик, зоны деления, всасывания, проведения

Клубни, корнеплоды, воздушные и дыхательные корни

Узел, междоузлие, пазуха листа, очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение

Черешковые, сидячие листья, сетчатое, дуговое, параллельное жилкование

Устьица, столбчатая, губчатая ткань, проводящие пучки, осмос, кутикула, транспирация, тургор

Суккуленты, ксерофиты

Камбий, древесина, сердцевина, кора, пробка, луб, ситовидные трубки, лубяные волокна, чечевички

Видоизменения побегов

Пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, рыльце пестика, завязь, семезачаток

Соцветия

Боб, стручок, коробочка, орех, желудь, зерновка, семянка, крылатка, костянка, ягода, яблоко, цинородия, тыквина, гесперидий, фрага

Органические и минеральные вещества, жиры, белки, углеводы

Микроэлементы

Фотосинтез

Дыхание

Транспирация

Сосудисто-волокнистые пучки, корневое давление, луб, древесина

Обмен веществ, монокарпические и поликарпические растения

Минеральные вещества, микроэлементы, фотосинтез, дыхание, транспирация, обмен веществ

Половое, бесполое, вегетативное размножение, гамета, зигота, сперматозоид, спермий, яйцеклетка

Зооспора, спорангий, заросток, предросток

Женские и мужские шишки

Вегетативное размножение, корневища, клубни, луковицы

Двойное оплодотворение

Опыление, центральная клетка, пыльцевход, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, пыльцевое зерно, перекрестноопыляемые, насекомоопыляемые, ветроопыляемые растения, искусственное опыление

Систематика, таксономические единицы, бинарная номенклатура

Морфолого-биологическая характеристика, формула цветка

Мотыльковый тип цветка

Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные), светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, теплолюбивые, холодостойкие растения

Экологические группы растений

Типы растительных сообществ

Природоохранные мероприятия

Палеоботаника

Комнатные растения, гербарий, муляжи

Натуральные природные объекты

Ручные лупы, микроскопы, предметные и покровные стекла, кусочки плодов томата и арбуза

Микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука, табл. «Строение растительной клетки»

Микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты мякоти арбуза, томата, таб. «Строение растительной клетки»

Таб. «Строение растительной клетки», схемы деления клетки

Таб. «Растительные ткани»

Таб. «Бактерии»

Влажный препарат «Корни бобового растения с клубеньками»

Муляжи грибов, таб. «Строение шляпочных грибов»

Муляжи грибов, таб. «Строение шляпочных грибов»

Лупы, микроскопы, культуры белой и голубой плесени, таб. «Плесневые грибы»

Плодовое тело трутовика, таб. «Грибы – паразиты»

Таб. «Природное сообщество лес», гербарий

Таб. «Однокле-точные водорос-ли», «Зеленые нитчатые водоросли», «Бурые и красные водоросли», гербарий

Таб. «Лишайники», гербарий

Таб. «Кукушкин лен», «Сфагнум», гербарий, коллекция «Торф и продукты его переработки», стаканы с водой, лабораторное оборудование

Таб. «Цикл развития папоротника», «Хвощи. Плауны», коллекция «Каменный уголь, продукты его переработки»

Гербарный материал: ель, сосна, туя, пихта; шишки сосны, кедра, ели

Комнатные растения, гербарий, таб. «Типы плодов», «Соцветия»

Набухшие и сухие семена фасоли, гороха, пшеницы, кукурузы, таб. «Строение семени однодольных и двудольных растений», лупы

Проростки фасоли, гороха, пшеницы, кукурузы, таб. «Строение стержневой и мочковатой корневых систем»

Корешки лука, лупы, таб. «Строение корня»

Изображения растений с видоизмененными корнями, муляжи корнеплодов

Комнатные растения, таб. «Листорасположе-

ние»

Коллекции простых и сложных листьев

Комнатные растения, микроскоп, микропрепарат «Лист камелии», таб. «Клеточное строение листа»

Комнатные растения, гербарий

Спилы деревьев, таб. «Микроскопическое строение стебля», коллекция «Лен»

Пророщенные клубни картофеля, таб. «Видоизмененные побеги»

Цветущие комнатные растения, таб. «Строение цветка»

Таб. «Простые и сложные соцветия»

Таб. «Сухие и сочные плоды», муляжи плодов, коллекция семян

Лабораторное оборудование, семена злаков, кусочки частей растений

Коллекция почв, минеральные удобрения

Таб. «Фотосинтез»

Таб. «Схема процессов дыхания и воздушного питания»

Таб. «Строение устьиц»

Таб. «Передвижение веществ по растению»

Коллекция семян, проросшие семена фасоли и пшеницы, таб. «Стадии развития проростков пшеницы»

Таб. «Обмен веществ в растении», «Фазы развития зародыша»

Таб. «Цикл развития мха», «Цикл развития папоротника», «Вегетативное размножение растений», «Половое размножение хламидомонады»

Таб. «Цикл развития хламидомонады», «Размножение нитчатой водоросли», «Размножение мха», «Цикл развития папоротника», гербарный материал

Таб. «Цикл развития сосны», гербарный материал

Таб. «Вегетативное размножение растений», видоизмененные побеги

Таб. «Оплодотворение у цветковых растений», набор плодов и семян

Модели цветков, таб. «Опыление ветром», «Опыление насекомыми»

Гербарный материал

Таб. «Растения семейства Крестоцветные», гербарные образцы

Таб. «Семейство Розоцветные», «Семейство Пасленовые», гербарий

Таб. «Семейство Бобовые», «Семейство Сложноцветные», гербарий

Таб. «Семейство Лилейные», «Семейство Злаки», гербарий

Гербарный материал

Комнатные растения, гербарий

Комнатные растения, гербарий

Карта «Растительные зоны России», таб. «Растительные сообщества», гербарий

Блокноты, карандаши, лупы

Таб. «Одноклеточные водоросли», «Нитчатые зеленые водоросли», «Зеленый мох Кукушкин лен», «Хвощи, плауны», «Папоротники», « Цикл развития сосны», «строение цветка», гербарий

Таб. «Эволюция растений», геохронологическая таблица

Портреты Н.И.Вавилова, И.В.Мичурина, таб. «Эволюция растений», геохронологическая таблица

«Природоведе-ние» - разнообразие живых организмов

Повторить правила работы с микроскопом

«Природоведе-ние» - роль грибов в жизни человека

Повторить правила приготовления микропрепарата и правила работы с микроскопом

«Природоведе-ние» - растения хвойных лесов

Повторить виды растительных тканей

«Природоведе-ние» - разнообразие формы листьев у растений

Повторить функции корня, корневого волоска

Повторить химический состав растений, значение воды

Повторить строение семян

Повторить функции образовательной ткани

Повторить вегетативные и репродуктивные органы

Повторить отличия высших и низших споровых растений

Повторить строение и значение цветка

Повторить царства органического мира

Повторить виды соцветий

Повторить признаки класса однодольных, простой и двойной околоцветник

Стр. 9 прочитать, подготовить подборку загадок о растениях

Составить отчет об экскурсии

§1, оформить выводы по лаб. работе

§2 до стр. 19

§2 до конца

§3

§4, зарисовать в тетрадях виды тканей, подписать

§5, подготовиться к биологическому диктанту

§6, подготовиться к графическому диктанту

§7

§8, подготовиться к тестовому контролю и индивидуальному опросу, выращивание плесени

§9, подготовить сообщения об истории открытия пенициллина, об использовании плесневых грибов человеком

§10, подготовить сообщения о грибах – паразитах растений, животных и человека,

Повторить §5-§10

§11

§12, подготовить сообщения на тему «Использование человеком водорослей»

§13

§14, подготовиться к индивидуальному опросу

§15, подготовить сообщение о каменном угле и продуктах его переработки

§16, подготовиться к биологическому диктанту

§17, повторить §11 - §16

§18, прорастить семена фасоли, гороха, пшеницы, кукурузы

§19, заполнить таблицу «Определение понятий»

§20

§21

§22, подготовиться к фронтальному и тестовому опросу

§23, заполнить таблицу «Определение понятий»

§24, подготовиться к биологическому диктанту

§25, подготовить сообщение «Кактусы – растения пустыни».

§26, подготовиться к биологическому диктанту

§27, подготовить сообщения «Корневищные сорняки», «Луковичные растения»

§28, заполнить таблицу «Определение понятий»

§29, заполнить таб. «Соцветия»

§30, 31, повторить §18 - §31

§32

§33

§34, заполнить таб. «История открытия фотосинтеза»

§35, заполнить таб. на с. 156 учебника

§36

§37

§38, рассмотреть таб. на с. 168, рис. 135, 136

§39, повторить §32 – 38, подготовиться к контрольной работе

§40, подготовиться к биологическому диктанту

§41, подготовиться к тестовой и индивидуальной проверке знаний

§42, подготовиться к тестовой и индивидуальной проверке знаний

§43, подготовить сообщение на тему «Прививки в садоводстве»

§44, (до ст. «Опыление»)

§44, подготовиться к тестовому и фронтальному опросу

Повторить §40 - §44

§45 - §46, заполнить таб. «Признаки классов растений».

§47, определять признаки семейства Крестоцветные

§48, 49, подготовить сообщения о картофеле, томатах, табаке, яблоне, абрикосе, малине, шиповнике

§50, 51, подготовить сообщения «Лекарственные растения семейств Бобовые и Сложноцветные», «Использование бобовых растений человеком»

§52, 53, подобрать пословицы и поговорки о луке и пшенице, повторить §45 - §51

§54

§55

§56 - §57

Подготовить отчет о проведенной экскурсии, повторить §54 - §57

Повторить §12, 14, 15

§58, до ст. «Основные этапы развития растительного мира», заполнить таблицу «Признаки усложнения организации растений»

§58, подготовиться к работе по индивидуальным карточкам

§59, подготовиться к итоговому контрольному уроку

  1. Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

    Календарно-тематическое планирование
    П.5. . 7.10. Роль бактерий в природе и жизни человека. П. . Тема 3. Царство «Грибы».(3 часа) 7. 14.10 Общая характеристика грибов. Плесневые грибы Л.
  2. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса учителя биологии и химии

    Рабочая программа
    На 2010-2011 учебный год учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Татарско-Кандызская общеобразовательная школа Бавлинского муниципального района Республики Татарстан разработан на основе Базисного и примерных учебных
  3. Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка

    Рабочая программа
    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает точное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных
  4. Рабочая программа по курсу биология 6 класс. «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»

    Рабочая программа
    Усовершенствование обучения школьников через внедрение в образовательный процесс регионального компонента, предпрофильного и профильного обучения Сборник материалов
  5. Календарно-тематическое планирование уроков русского я зыка Учитель Иванова М. В. Класс

    Календарно-тематическое планирование
    (В)течени… многих веков (средне)вековая наука пр…н…мала как незыбл…мую догму утв…рждение Аристотеля о том что тело падает тем быстрее чем больше его вес.
  6. Тематическое планирование по предмету история 6 класс

    Тематическое планирование
    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6.- М., Просвещение, 2009. Рекомендован Министерством образования и науки РФ
  7. Цели данной рабочей программы Обучающие: Усвоение обучающимися знаний о бактериях, грибах и растениях и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и их средообразующей роли

    Пояснительная записка
    Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Бактерии.
  8. Календарно-тематическое планирование уроков литературы Учитель: Обухова М. Ю

    Календарно-тематическое планирование
    стихотворения М.Ю.Лермонтова ("Парус", "Тучи", "Утёс", "Листок", "Три пальмы","Когда волнуется…");
  9. Тематическое планирование уроков биологии в 6-11 классах на 2008-2009 учебный год

    Тематическое планирование
    Обучение биологии ведётся в соответствии с типовой программой, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Другие похожие документы..