Учебно-методический комплекс «Дипломатическая и консульская служба»

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

(РУДН)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«Дипломатическая и консульская служба»

Москва

2011

Автор программы: Блищенко Варвара Игоревна, к.ю.н., доцент.

1.1. Место курса в образовательной программе.

Данный курс предлагается в качестве факультативного курса для студентов 3-го курса юридического ф-та. Курс также может быть встроен в программы повышения квалификации дипломатических кадров.

  • курс дает возможность приобрести навыки исследования школ дипломатии как эволюционирующего института, зависящего от существующего на данный момент уровня исторического развития общества

  • наиболее эффективно усвоение материала курса будет проходить на основе знаний и навыков, полученных в ходе изучения всемирной истории

  • учебный курс является структурной факультативной единицей образовательной программы бакалаврского уровня, Наиболее тесным образом курс будет связан с другими курсами программы, предполагающими подготовку для работы во внешнеполитических ведомствах, корпорациях, имеющих выход на международную арену, неправительственных организациях.

1.2. Цели и задачи курса. Образовательные результаты (знания и компетенции).

Цели курса

  • изучение школ профессиональной дипломатии различных стран мира,

  • изучение российской школы дипломатии.

Задачи курса

  • учащиеся должны усвоить национальные особенности и специфику дипломатии

  • научиться задавать параметры, характеризующие тот или иной исторический период развития дипломатических институтов

  • различать стили и предпочтения в международном общении

  • устанавливать взаимосвязь национальной дипломатической школы с политическим режимом, господствующей идеологией, экономическим строем и культурой страны

Образовательные результаты курса:

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

Образовательные методики (формы проведения занятий)

В качестве образовательных результатов выступают полученные слушателями знания, умения и навыки, а также сформированные на их основе компетенции.

  • лекции, предполагающие интерактивное общение

  • работа на семинарских занятиях (краткие сообщения по изучаемой тематике)

  • дискуссии на предложенную тему

  • ролевые игры

  • демонстрация подготовленных презентаций

Слушатели приобретут интеллектуальные умения:

  • Познакомятся с ведущими школами дипломатии

  • научатся понимать закономерности эволюции дипломатических школ

Формы проверки знаний развития компетенции (степени овладения компетенцией):

  • аттестации (три среза)

Слушатели получат практические (профессиональные) навыки и умения:

  • смогут самостоятельно анализировать различные школы дипломатии

  • научатся самостоятельно задавать параметры анализа школ дипломатии

  • смогут определять то общее и особенное, что отличает школы дипломатии различных стран

КОМПЕТЕНЦИИ

Аналитические компетенции:

анализ и синтез

1. Вырабатывается способность к системному анализу политических, социально-экономических и культурных процессов, влияющих на дипломатию

2. Приобретаются навыки, необходимые для характеристики той или иной дипломатической школы

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях: выступления с краткими сообщениями по прочитанной литературе

дискуссии на заданную тему

демонстрация подготовленных презентаций

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

Итоги участия в семинарах и рецензирование подготовленных работ

Системные компетенции:

  • способность подвергать сомнению устоявшиеся стереотипы

  • способность к самостоятельному поиску информации

  • владение навыками проведения индивидуальных и коллективных научных исследований

  • умение использовать на практике результаты научных исследований

  • умение выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу заданной ситуации

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях: выступления с краткими сообщениями по прочитанной литературе

дискуссии на заданную тему

демонстрация подготовленных презентаций

Коммуникационные компетенции:

  • способность к выработке понятийного аппарата для овладения темой

  • способность доносить информацию до собеседника

  • способность к восприятию информации на иностранных языках

Образовательные методики (формы проведения занятий)

Работа на семинарских занятиях: выступления с краткими сообщениями по прочитанной литературе,

дискуссии на заданную тему,

демонстрация подготовленных презентаций

Форма проверки развития (степени овладения) компетенции

итоги семинарских занятий, аттестации

1.3. Критерии оценки знаний и компетенций.

Итоговая оценка по курсу складывается из следующих оценок по разным видам работы

студента:

Вид работы

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Аттестация №1

проверяется умение сделать логичные выводы из усвоенного на лекциях и в ходе самостоятельных занятий.

15%

Аттестация №2

проверяются компетенции в создании перечня параметров, необходимых для характеристики школы дипломатии

25%

Аттестация №3

проверяется умение построить схему исторической эволюции школ дипломатии

35%

Работа на семинаре

(9 семинаров по 5%)

проверяется не только способность работать на основе домашних заготовок, но и умение дискутировать на заданную тему

25%

Итог

100%

1.4 Критерии оценки знаний и компетенций.

Вид работы

Знания и компетенции, проверяемые в процессе выполнения данного вида работы

Доля вида работы в итоговой оценке

Работа в ходе лекций

проверяется умение быстро осмыслить выдвигаемые преподавателем положения, высказывать свою точку зрения, вести дискуссию

70%

Аттестация

проверяется умение выполнить практическое задание, связанное с дипломатической деятельностью

30%

Итог

100%

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Тематический план курса

(распределение часов курса по темам и видам работы)

Наименование разделов и тем

Количество часов (в академических часах и/или кредитах)

Аудиторные занятия

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная

работа

Всего

часов по теме

Тема1. Современная дипломатия в условиях глобализации

1.1. Влияние глобализационных процессов на дипломатию.

1.2. Модификация дипломатических институтов, координирующая роль центральных внешнеполитических ведомств.

2

2

1

5

Тема 2 Возрастание роли многосторонней дипломатии.

2.1 Организации и форумы многосторонней дипломатии

2.2. Функционирование ООН и перспективы ее реформирования.

2.3. Дипломатия интеграционных объединений.

2

2

1

5

Тема 3. Роль переговорного процесса и его организация.

3.1. Виды переговоров и уровень их эффективности.

3.2. Особенности ведения переговоров в ситуации сотрудничества и конфронтации.

3.3. Психологические приемы воздействия на партнеров по переговорам.

2

2

1

5

Тема 4. Правовые основы и практика консульской службы.

4.1. Нормативно-правовая база консульской деятельности

4.2. Виды консульств и практика их открытия

4.3. Приоритетные направления деятельности консульской службы России

2

2

1

5

Тема 5 Понятие многосторонней дипломатии. 5.1 Краткая история и основные этапы становления.

5.2. Повышение актуальности многосторонней дипломатии в эпоху глобализации

2

2

1

5

Тема 6 Механизмы координации действий государственных и бизнес-структур во внешнеэкономической деятельности.

6.1. Роль МИД России в координации международной деятельности федеральных министерств и ведомств

6.2. Посольства как ключевой элемент системы управления внешнеэкономической деятельностью.

6.3. Мировая практика взаимодействия государственных структур управления с бизнесом.

4

4

1

9

Тема 7 Стратегические задачи экономической дипломатии в обеспечении экономической безопасности России.

2

2

1

5

Тема 8. Дипломатический протокол важнейший инструмент дипломатии

8.1 Департамент государственного протокола и его место в системе протокольной службы России

8.2 Венская конвенция и дипломатических сношениях 1961г. – основа единообразного применения норм дипломатического протокола в международных отношениях

8.3. Протокол визитов на высшем и высоком уровне.

2

2

1

5

Тема 9 Протокол зарубежных визитов российских руководителей.

9.1 Особенности протокольной практики зарубежных стран.

9.2 Церемониал официальных мероприятий и протокол дипломатических приемов.

2

2

1

5

Тема 10 Протокол и переговорный процесс.

10.1 Протокольная практика организации внешних связей субъектов Российской Федерации.

2

2

1

5

Тема 11 Этнокультурная дипломатия как важнейшая составляющая работы дипломата и бизнесмена

11.1 Факторы общения и культуры.

11.2 Изучение культуры страны пребывания – путь преодоления этноцентризма.

2

2

1

5

Итого по курсу

24

24

11

59

Организационно-методические данные курса

Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)

Общая трудоемкость

59

Аудиторная работа

48

Лекции

24

Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к письменному зачету)

11

Вид текущего и итогового контроля: аттестации, возможен зачет

3-5

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    1. Форма текущего и итогового контроля

Новизна форм и методик курса состоит в том, что лекционный курс нацелен на интерактивное общение студент-преподаватель (по возможности, в компьютерных классах). Большое внимание уделяется способности студентов самостоятельно работать в сети для сбора данных, тематические аудиторные занятия сопровождаются мультимедийными демонстрациями.

    1. Примерная тематика эссе

Согласно учебному плану

3. Список основной и дополнительной литературы

с включением Интернет-ресурсов.

Основная литература

  • А.В. Торкунов (под ред). Дипломатическая служба. М.: РОССПЭН, 2002.

  • А.В. Торкунов (под ред). Современные международные отношения и мировая политика. М.: Просвещение, 2004.

  • Т.В. Зонова. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М.: РОССПЭН, 2003.

  • Т.В. Зонова. Новые проблемы дипломатии //Современные международные отношения и мировая политика. М.: Просвещение, 2004.

  • Т.В. Зонова. Экономическая дипломатия// «Внешнеэкономические связи», 2005 № 6; 2006 №1.

  • М.М. Лебедева. Мировая политика. М., 2007.

  • М.М. Лебедева (под ред.). Приватизация мировой политики: локальные действия – глобальные результаты. М.: 2008.

  • Дубинин Ю.В. Мастерство переговоров. М.:МГИМО, 2007.

  • Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993.

  • Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект-Пресс, 1997.

  • Лебедева М.М.Проблематика международных переговоров: от популярности к упадку / Российская наука международных отношений: новые направления // М: Пер Се. - 2005.

  • Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. Москва, Аспект Пресс, 2004.

  • Зонова Т.В. (под ред.). Дипломатия XXI века: диалог культур. Москва, МГИМО-Университет, 2007.

  • В.Ф. Заемский. ООН и миротворчество. М.: 2004.

  • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года.

  • Сборник материалов по консульским вопросам. Том 1 и 2. М.: МИД России, 1997г. и 1999г.

  • Торкунов А.В. (под ред.) Дипломатическая служба. М.: РОССПЭН, 2002.

  • Лапин Г.Э. Консульская служба». М.: ДА МИД России, 2005.

  • Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. «Консульская служба Российской Федерации». М.: МГИМО (У), 2001.

  • Бобылёв Г.В. «Консульское право». Учебное пособие. МГИМО (У). М. 2003г.

Дополнительная литература

  • В.И. Попов. Современная дипломатия. Т.1. М.: Международные отношения, 2003.

  • Г. Киссинджер. Дипломатия. Пер. с англ. М., 1997.

  • К.Бус, С.Смит (под ред). Теория международных отношений на рубеже столетий. Пер. с англ. М.: Гардарика, 2002.

  • Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Том 1. Под ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой Л.В., Подольского А.И. Москва: Аспект Пресс, 2002.

  • Паркинсон М. Использование психологии в бизнесе. Практическое руководство для менеджеров. Москва, HIPPO, 2003.

  • Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. Москва, SvR – Аргус, 2000.

  • Бобылёв Г.В., Зубков Н.Г. «Основы консульской службы». М.: Международные отношения, 1986г.

  • Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.

  • Зонова Т.В. (под ред.). Дипломатия XXI века: диалог культур. Москва, МГИМО-Университет, 2007.

  • G. Kennan. Diplomacy without diplomats? // Foreign Affaires. 1997. September – October.

  • Galbraith P. Reinventing diplomacy, again // Foreign Service Journal. 1999. April. Vol. XIV. No. 4

  • Tatiana V. Zonova. Diplomatic Cultures: Comparing Russia and the West in Terms of a ‘Modern Model of Diplomacy’. In: The Hague Journal of Diplomacy. No.2, 2007.

Интернет-ресурсы

  • http://www.unc.edu/depts/diplomat/

  • http://www.diplomacy.edu

  • http://usinfo.state.gov/usinfo/

  • /

  • /

  • /aafsw/about.htm

  • http://www.esteri.it

  • http://www.fco.gov.uk

  • http://www.state.gov

  • http://www.diplomatie.gouv.fr

  • http://www.auswaertiges-amt.de

  • http://www.europa.eu

  • http://www.cor.europa.eu

  • /

  • /index.php

  • /

  • /

  • /

  • /

  • http://

  • http://www.rieas.gr/

  1. Учебно-методический комплекс Специальность 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» Уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Протокольная практика в учреждении» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления».
  2. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  3. Учебно-методический комплекс для слушателей фпк да мид россии Учебник

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс (учебник) – «Управление в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» представляет собой структурно-аналитическую тематическую разработку комплекса Программ (Основные положения) для профессиональной
  4. Учебно-методический комплекс форма обучения очно-заочная и заочная Специальность 030501 «Юриспруденция» Направление 030500. 62 «Юриспруденция» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по международному праву предназначен для студентов III и V курсов БАГСУ, обучающихся по специальности 030501 – «Юриспруденция».
  5. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 14) Международное право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Международное право как учебная дисциплина имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в межгосударственном общении, так и
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины (СД. В. 01) Международное право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рекомендован Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
  8. Методические рекомендации по срс (срсп) разработаны: старшим преподавателем Мамраевой Ж. А., на основании рабочих учебных планов специальности 5В020200 «Международные отношения» итребований к структуре учебно-методического комплекса дисциплины кэук-ми-85-05.

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по СРС (СРСП) разработаны: старшим преподавателем Мамраевой Ж. А., на основании рабочих учебных планов специальности 5В020200 – «Международные отношения» и требований к структуре учебно-методического комплекса
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дипломатический церемониал и протокол» Автор-составитель к ю. н., доцент В. А. Сокиркин

    Учебно-методический комплекс
    Организационно-методические построения курса. Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Семинар проводится в двух формах: 1) обсуждение ранее прочитанных по заданию преподавателя источников-текстов и нормативных материалов.

Другие похожие документы..