Рабочая программа по русскому языку для 5 класса учителя 1 категории

Учебно-методический комплект

1.Программы средней школы: Русский язык.5-11 классы татарских школ.\ Авторы-составители: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова и др.\- Казань: Магариф. 2003.

2. Русский язык: Учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы./Л.З.Шакирова.- Казань: Магариф, 2009.

3.Русская речь: Учебное пособие для 5 класса основной общеобразовательной школы с татарским языком обучения/ Л.З.Шакирова. -Казань: Магариф, 2010.

4. Русский язык в 5 классе татарской средней общеобразовательной школы : Методические указания к учебнику/ Л.З.Шакирова.- Казань: Магариф, 2008

5.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык :5 класс / Составитель Н.В.Егорова .-М ВАКО, 2010.

6. . Русский язык 5 класс. Тематические тесты . –Ростов н/Д: С.И.Львовой.: НИИ школьных технологий, 2011.

7. Русский язык 5 класс. Сборник упражнений(упражнения, диктанты, памятки).Т.В. Шклярова .Изд. «Грамотей» , 2010.

8.220 новых сочинений по картинкам из учебников русского языка 5-9 класс./Т.Л.Фёдорова. М. : «Лад Ком», 2008.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования на базовом уровне и Программы средней школы: Русский язык. 5-11 классы татарских школ / авторы-составители: Л.З.Шакирова, Н.Н.Фаттахова и др. – Казань: «Магариф», 2003.

Обучение русскому языку в татарской школе происходит в условиях билингвизма. С учётом этого обучение русскому языку ведётся с опорой на родной язык, что позволяет рассматривать проблему обучения двум государственным языкам как целостную систему формирования двуязычия.

Цель обучения русскому языку в татарской школе:

-научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения. Задачи обучения в 5 классе : приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении , его устройстве, развитии и функционировании; овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи. На базовом уровне обучения предусматриваются углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика , воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения контрольных работ- 4часа, проверочных работ- 5часов, на развитие речи- 26 часов(изложений-5(2);сочинений-5(2); работа над текстом-11 часов). Из школьного компонента отведён 1 час в неделю (35 часов) , где основное внимание уделяется работе с текстом, созданию текстов, различных по типу, стилю и жанру. В календарно- тематическом плане эти часы из школьного компонента выделены жирным чёрным шрифтом. Итого -140 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса с родным (нерусским) языком обучения.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-смысл понятий : речь устная и письменная ; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы

-особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

-признаки текста и его функционально-смысловых типов( повествования, описания, рассуждения);

-основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

-основные единицы языка, их признаки;

уметь

-опознавать основные единицы языка, проводить различные виды анализа;

-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

-определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;

-выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, предложений, вызванные влиянием родного языка;

-соблюдать основные орфоэпические, лексические , стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;

аудирование и чтение

-понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);

-читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);

-пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

говорение и письмо

-пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;

-создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;

-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) ;

-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные , лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

-осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-приобщения к русской и мировой культуре;

-официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально- культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации;

-получения знаний по другим учебным предметам;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

-развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

ЗАДАЧИ предмета русский язык в школе с родным(нерусским) языком обучения:

-усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли в жизни общества, его развитии;

-овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;

-формирование способности общаться на русском языке в бытовой , учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;

- формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.

Контрольная работа по теме «Глагол» в 5 классе. 3-четверть.

Диктант.

Идёшь по лесу, и лесные голоса бьются в уши!

В березняке кукует кукушка, свистит иволга, смеётся пеночка. В ельнике слышу королька. Все здоровы, если песни поют.

Иду и выслушиваю лес, словно доктор. Ровно дятел стучит,- значит, и пульс у леса нормальный.

Осталось проверить болото. Оно уже близко за деревьями. Болото в ответ молчит. Что случилось?

Вот грозный признак болезни леса- молчание. Если угрюмо молчат леса и болота, поднимайте шум, объявляйте тревогу. А если звучат голоса, тогда всё в порядке. (Н.Сладков). 80 слов.

Задания.

1) Разберите предложения по членам .

1-вариант. Идёшь по лесу, и лесные голоса бьются в уши!

2- вариан . Все здоровы, если песни поют.

2) 1- вариант. Из 2 –абзаца выпишите глаголы в настоящем времени.

2- вариант. . Из 5 –абзаца выпишите глаголы в будущем времени.

3) 1- вариант. Выпишите из текста 3 глагола 1-го спряжения.

2- вариант. Выпишите из текста 3 глагола 2-го спряжения.

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 5 классе.

Диктант.

Над Лысой горой сгущаются тёмные облака. Они закрывают небо, сталкиваются, клубятся. Чуя неладное, в сторону аула летят грачи, галки, летят со стороны гречишного поля пчёлы. По дороге, поднимая пыль, бежит ветер. Он не знает, в какую сторону податься. Поэтому кружится, пляшет и вдруг взвивается в небо смерчем, вырастает в один миг высотой с заводскую трубу. Несколько секунд он воет страшным воем, а в следующий миг смерч уже мчится в сторону Большого озера и там исчезает так же неожиданно, как и появился.

( По М. Хабибуллину) . 81 слово.

Задания.

1) Синтаксический разбор предложения.

1- вариант. Они закрывают небо, сталкиваются, клубятся.

2- вариант. Над Лысой горой сгущаются тёмные облака.

2) Морфологический разбор глагола.

1- вариант. Сталкиваются.

2- вариант. Сгущаются.

3) 1- вариант. Из текста выпишите 3 существительные 1- склонения.

2- вариант. Из текста выпишите 3 существительные 2 - склонения.

Контроль изложение . 5 класс. 3-чирек.

Бәхет.

Җәйге ял вакытында Гөлгенә Казаннан авылга , әнисенең бертуган абыйсы гаиләсенә кунакка кайтты. Миргазыян абый – авыл укытучысы. Көннәрнең берендә ул Гөлгенәгә “Үзең буя” дигән альбом һәм буяу карандашлары бирде. Альбомда йорт кошларының һәм хайваннарының сурәтләре ясалган иде.

Дәү абыйсы Гөлгенәне янына утыртты да сораштыра башлады:

-Менә монысы нәрсә инде, сеңелем?

-Каз,- диде Гөлгенә.

-Ә бусы?

-Гусак.

Миргазыян абый көлеп җибәрде.Әмма, Гөлгенәнең хәтерен калдырмаска тырышып, җайлап – ипләп кенә әйтте:

-Без татарча аны әтәч дибез. Урысчасы петух була.

Алар шулай итеп альбомның яңа битләрен ача тордылар. Туган телне чамалы белгән шәһәр кызы башка рәсемнәрдә дә хаталар җибәрде. Дәү абыйсы аның һәр сүзен кат-кат төзәткәч, Гөлгенә әллә никадәр яңа сүз өйрәнде. Гөлгенә аларны тагын бер кат кабатлап чыкты. Миргазыян абыйсы аңа тагын бик күп кошларның, чәчәкләр, агач- куакларның татарча исемнәрен өйрәтте.

Шәһәргә кайтканда, Гөлгенә татарча матур итеп сөйләшә белә иде инде. Рәхәт икән ул үз туган телеңдә сөйләшә белү! Зур бәхет икән ул!..(178 сүз) Д. Гайнетдиновадан.

Сүзлек эше.

Хәтер калдыру- үпкәләтү.

Чамалы белү- бик үк яхшы белмәү, начар белү.

5- класс. Словарные диктанты.

Диктант №1. Тема “Употребление и неупотребление Ь и Ъ”.

Ночной дозор, выглянуть из-за туч, обузить брюки, разбитые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, решение задач, необъятный простор, вьюжный февраль, напишешь строчку, тоньше волоса, лучше подготовиться.

Правило- помощник, научные достижения, подъехать к станции, встань пораньше, разъяснить задачу, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, нянчить сестричку, возьмём в дорогу, письменный стол, неразборчивый почерк, подчеркнуть карандашом.

Диктант №2. Тема “Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слов”.

Полоскать бельё, балконная решётка, струны гитары, паркетный пол, посидеть на скамейке, фиолетовые чернила, развеваться на ветру, цветной телевизор, поласкать котёнка, громадная туча, правильный маршрут, телефонный справочник.

Коробка конфет, лиловые соцветия сирени, велосипедные гонки, развивать усидчивость, играешь на пианино, тяжёлая корзина, поседеть от старости, мягкий диван, огромная библиотека, школьные кабинеты, пользоваться биноклем, аккуратный костюм.

Запевать песню, запивать лекарство, развеваются флаги, развиваются дети, отворить дверь, отварить овощи, скрипят двери, скрепить листы, примерить платье, примирить противников, спишите с доски, не спешите переходить улицу.

Диктант № 3.Тема “Буква З и С на конце приставок”.

Безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, безводная местность, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения.

На месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, испугаться ошибки, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице.

Диктант № 4. Тема “Правописание слов с чередованием гласных в корне”.

Имя прилагательное, растительное масло, загореться от спички, положить в карман, запереть дверь, выросли в аквариуме, обжигает в печке, тяжёлое положение, росток апельсина, прибирает кабинет, располагаться на трибуне, запутаться в водорослях.

Положиться на друга, натирать паркет, выращивает на грядке, предполагает участие в соревнованиях, сверкание зарниц, блистать на сцене, сумма слагаемых, выстелили листьями, предложный падеж, опираться на перила, сердце замирает, напишем изложение.

Диктант № 5. Тема “Правописание гласных после шипяших и Ц”.

Работать шофёром, цитрусовые растения, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, жокейская шапочка, вести под уздцы, робкий шёпот, загородное шоссе, рой пчёл, могучего богатыря.

Шёлковое платье, большого рюкзака, костюм работницы, молочный шоколад, выглянешь в оконце, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы.

Диктант № 6. Тема “Правописание глаголов”.

Искупаться в речке, терпим бедствие, возмущаться и негодовать, приклеит марку, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, мягко стелет.

Растаяли весной, разбудит утром, надо стремиться вперёд, стеречь избушку, бережно обращаться, пойдёшь направо, посеет на грядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, вежливо извиниться, услышит издалека.

Диктант №7. Тема “Употребление Ь на конце существительных”.

Дочь, муж, малыш, товарищ, врач, ткач, молодёжь, вещь, плащ, трикотаж, ключ, нож, меч, карандаш, тушь, чертёж, мяч, обруч, ночь, луч, смерч, глушь, тишь, пейзаж, рожь, ландыш, камыш, плющ, кулич.

Калач, мякиш, речь, плач, помощь, ложь, фальшь, проигрыш, сторож, залежь, брошь, мелочь, овощ, дрожь, манеж, мощь, грош, тягач, королевич, ключ, жизнь, грач, меч, сургуч, пустошь, силач, взаимопомощь.

Диктант № 8. Тема “Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа”.

Зажечь огонь, лечь в постель, запрячь лошадей, стеречь дом, пересечь границу, увлечь друзей, привлечь внимание, говоришь другу, плывёшь на лодке, летишь на самолёте, бежишь в школу, несёшь портфель, ждёшь лета.

Подстричь волосы, подстричься в парикмахерской, беречь учебники, беречься от простуды, развлечь друзей, развлечься после трудового дня, обжечь руку, обжечься молоком, решишь задачи, пойдёшь в библиотеку, сдашь экзамены.

Диктант № 9 . Тема “Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Надо учиться, он учится, необходимо стремиться, следует готовиться, он стремится, надо заниматься, должен трудиться, он занимается, она трудится, нельзя ссориться, он не ссорится, надо слушаться старших, так не может продолжаться, так продолжается.

Любит смеяться, часто смеётся, хочет встречаться, должно случиться, каждый день случается, будет развиваться, быстро развивается, лист валится, ветер злится, струйки вьются, хочется расстаться, клубятся тучи, хотят понежиться.

Диктант №10. Буквы И, У, А после шипящих.

Счастливые малыши, душистые ландыши, жирная пища, необычайная тишина, одичавшее животное, неуклюжий ёжик, чужая добыча, широкие лыжи, пушистые снежинки, живописный лес, сложить частушки.

Зачастить к товарищу, ищу часы, прожить жизнь, решить задачу, шить шинели, угощать овощами, сложить карандаши, обещать чудо, шуршит по ночам, освещает рощу, выше крыши, рыжий шар, летел стриж.

Пушистый зверёк, вкусный щавель, пахучий шиповник, большая щука, огромное чудовище, старая шинель, забавный шимпанзе, вязаный жилет, фарфоровая чашка, красивые чулки, уроки живописи.

Диктант № 11. Тема “Буквы Ё- О после шипящих в корне слова.

Тихий шёпот, чёрствый хлеб, жёлтый шёлк, чёрные чернила, дешёвый товар, пушистая шёрстка, жёсткая постель, тонкая чёрточка, зачёсывать чёлку, шёл с жёрдочкой, ожёг руку, щёлкать зубами, зажёг лампу.

Причёсывать волосы, шоссейная дорога, шоколадный крем, осторожный шорох, опытный шофёр, бесшовная операция, сладкий крыжовник, следы ожога, пережёванное сено, удивительно чётко, цирковой жонглёр.

Контрольно- измерительные материалы

по русскому языку

в 5 классе.

-тексты контрольных работ;

-проверочные работы;

-тексты контрольных изложений;

- словарные диктанты и др.

Урок 8. Проверочная работа . Повторение изученного в начальной школе: части речи, орфограммы.

Урок 49. Проверочная работа. Фонетика. Твёрдые и мягкие согласные.

Урок 68. Проверочная работа. Словообразование.

Урок 81. Проверочная работа. Имя существительное.

Урок 121. Проверочная работа. Практическое усвоение основных значений падежей.

Урок 129. Проверочная работа. Имя прилагательное как часть речи.

Урок 133. Проверочная работа. Наречие и его употребление в речи.

  1. Рабочая программа по русскому языку для 10 класса учителя 1 категории

    Урок
    Философская лирика А.С. Пушкина. «Пророк», «Осень», «Вновь я посетил», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану», «Элегия».
  2. Рабочая программа по английскому языку для 6 класса учителя

    Рабочая программа
    Назначение рабочей программы. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями российских стандартов языкового образования
  3. Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, учителя начальных классов

    Рабочая программа
    2. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.
  4. Рабочая программа по английскому языку для 5 класса учителя

    Рабочая программа
    Назначение рабочей программы. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» предназначена для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями российских стандартов языкового образования
  5. Рабочая программа по английскому языку для 8 класса учителя

    Рабочая программа
    Назначение рабочей программы. Рабочая программа учебного предмета «Английский язык» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями российских стандартов языкового образования
  6. Рабочая программа по русскому языку 8 класс пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе стандарта основного общего образования по русскому языку,

    Рабочая программа
    Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе стандарта основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (Л З.
  7. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская)

    Рабочая программа
    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому
  8. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

    Рабочая программа
    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому
  9. Рабочая программа по русскому языку в 7 классе Учитель: Плахих И. В

    Рабочая программа
    познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения,

Другие похожие документы..