Программа дисциплины Теория личности в современной психологии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Авторы программы

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программа дисциплины

Теория личности в современной психологии



для направления 030100.62 – Философия

подготовки бакалавра

Авторы программы:

Е.Б. Старовойтенко, докт. психол. наук, проф., hstarovoytenko@hse.ru

А.Н. Исаева, aisaeva@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Е.Б. Старовойтенко

Рекомендована секцией УМС «Психология» «___»____________ 20 г

Председатель В.А. Штроо

Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Макарова И.В.________________________

Москва, 20

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия», изучающих дисциплину «Теория личности в современной психологии».

Программа разработана в соответствии с:

  • ОС НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030100.62 – «Философия» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г.

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория личности в современной психологии» являются:

  • ознакомление студентов с философскими основаниями классических теорий личности;

  • ознакомление студентов с основными принципами персонологического поиска научного знания о личности в текстах культуры, философии и психологии;

  • овладение студентами основными положениями, идеями, моделями классических подходов к пониманию «личности»;

  • развитие понимания у студентов роли и места классических теорий личности в развитии современных интегральных парадигм персонологии;

  • ознакомление студентов с основными персонологическими моделями личности.

  • ознакомление с особенностями преломления теоретических концепций в методах и практике современного консультирования и психотерапии личности;

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать философские основания классических теорий личности, основные парадигмы психологии личности, содержание основных теорий личности, особенности преломления теоретических концепций в методах и практике консультирования и психотерапии личности, новые исследовательские и практико-ориентированные подходы, разрабатываемые на основе классических теорий личности.

  • Уметь применять полученные знания в анализе индивидуальной жизни и социально-значимых проблем, в построении собственной научно-исследовательской практики.

  • Иметь навыки самостоятельного осмысления психологических теорий личности, персонологического анализа кейсов, написания оригинальных персонологических текстов, соответствующих академическим канонам.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и

экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОНК – 1

По мере освоения дисциплины студент демонстрирует высокий уровень владения персонологическими моделями и классическими концепциями личности, способность применения их к анализу индивидуальных случаев; демонстрирует междисциплинарный подход к проблематике личности.

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире,

ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога.

СЛК – 6

Обращается к великим текстам и образам культуры в подборе аналитического материала и интерпретационных моделей, демонстрирует хороший вкус в выборе аналитического материала, способен оценивать различные культурные источники с точки зрения их персонологической информативности, нетривиальности и эстетичности, демонстрирует выраженное этическое отношение к жизни.

Семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, анализ индивидуальных случаев.

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности.

ИК – 1

Демонстрирует владение категориальной системой персонологии и профессиональным языком, академичность устного и письменно текста. Способен к самостоятельному осмыслению психологических теорий, развитию и убедительному изложению авторских идей.

Групповые дискуссии, работа в малых группах, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

СЛК – 2

Способен к применению освоенных моделей на практике жизни и самопознания, проявляет интерес к проблематике личности и демонстрирует междисциплинарный подход, самостоятельно осваивает и осмысляет философскую и психологическую литературу, посвященную проблеме личности.

Лекции, семинары, групповые дискуссии, работа в малых группах, самостоятельный подбор аналитических материалов, освоение литературы по дисциплине, подготовка и презентация самостоятельных работ, письменных домашних заданий, анализ индивидуальных случаев.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и является базовой.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: История, Онтология и теория познания, Западная философия до середины XX века, Общая психология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Владеть категориальным аппаратом философии,

  • Ориентироваться в представленности идей о личности в философии,

  • Знать основы общей психологии,

  • Иметь навыки написания текстов, подготовки презентаций и групповой работы.

  • Иметь навыки работы в электронных библиотеках.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Социальная философия

  • Этика

  • Философия и методология науки

  • Философия сознания.

5Тематический план учебной дисциплины

Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Место теорий личности в структуре современной персонологии

18

2

4

12

2

Глубинная психология личности

22

4

4

14

3

Гуманистическая психология

14

2

4

8

4

Экзистенциальная психология

18

4

2

12

5

Отечественная психология личности

18

4

2

12

6

Новые концепции личности и практика персонологии

18

4

4

10

ИТОГО:

108

20

20

68

  1. Программа дисциплины Социология культуры для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология культуры».
  2. Программа дисциплины Общая психология для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (1)

    Программа дисциплины
    Курс «Общая психология» предназначен для направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра. Читается на втором курсе в течение двух учебных модулей.
  3. Программа дисциплины Общая психология для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (2)

    Программа дисциплины
    Студент должен также владеть навыками работы с научной психологической литературой, уметь ориентироваться в различных направлениях психологической науки и практики.
  4. Программа дисциплины Общая психология для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (3)

    Программа дисциплины
    Объект психологической науки. Тождество субъекта познания и объекта познания в психологии и связанная с этим проблематика. Предмет психологии: историческое развитие и многообразие.
  5. Программа дисциплины Общая психология Для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Кузнецова М. Д (4)

    Программа дисциплины
    При определении результирующей оценки Орез учитываются: оценка за работу на семинарах ОХ1, оценка за эссе ОХ2, оценка за реферат ОХ3 и оценка за экзамен ОХ4.
  6. Программа дисциплины «Социальная психология» для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор В. П. Позняков (1)

    Программа дисциплины
    Учебная дисциплина «Социальная психология» нацелена на усвоение студентами основных научных положений в области психологии общения и взаимодействия между людьми, психологических закономерностей возникновения и функционирования социальных
  7. Программа дисциплины «Социальная психология» для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор В. П. Позняков (2)

    Программа дисциплины
    Учебная дисциплина «Социальная психология» нацелена на усвоение студентами основных научных положений в области психологии общения и взаимодействия между людьми, психологических закономерностей возникновения и функционирования социальных
  8. Программа дисциплины Общая психология для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор: Петровский В. А

    Программа дисциплины
    Различные значения термина “психология”. Общее представление о психике и ее изучении. Житейское и научное представление о психологии. Элементы психологических представлений о человеке в религиозных и философских воззрениях.
  9. Программа дисциплины «Психология управления» для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Н. В. Антонова

    Программа дисциплины
    Знания о закономерностях функционирования и развития психики и сознания в объеме дисциплин «Общая психология (для непрофильных факультетов)», «Социальная психология (для непрофильных факультетов)».

Другие похожие документы..