Планы семинарских занятий по курсу “отечественная история” (Авторский курс)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ “ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”

(Авторский курс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ, 2010

 

 

 

 

 

Составители: Копп М. Г., Поварницын Б. И., Рубинов М. В., Шадрин В. О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдано в печать

Формат 60 Χ 84/16. Объем

Тираж Заказ

Ротапринт Пермского государственного

технического университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермский

государственный

технический университет, 2010

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х томах. М., 1990.

2. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. Минск: Современный литератор, 2003, 2004.

3.Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 1992 и последующие издания.

4. История Отечества: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М.: Юнити-ДАНА, 2002.

5. История России. Новейшее время, 1945-1999: Учебник для вузов / Ред. А. Б. Безбородов. М.: Олмен-Астрель, 1999.

6. История России XVIII-XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев, ред. Л. В. Милов. М.: Эксмо, 2006.

7. История России XX – начала XXI века / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин, С. В. Воронкова, ред. Л. В. Милов. М.: Эксмо, 2006.

8. История России XIX – начала XXI века: Учебник / Ред. В. А. Федоров. М.: МГУ, 2004.

9. История России с древнейших времен до конца XVIII века / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлов, Б. Н. Флоря, ред. Л. В. Милов. М.: Эксмо, 2006.

10. История России: с древнейших времен до конца XX в. Учебное пособие для педвузов под ред. М.М. Горинова, А.А. Горского и др. М.: Дрофа. 2001, 2004.

11. Ключевский В.О. О русской истории. М.,1993.

12. Леванов Б. В., Чунаков А. В. История России с древнейших времен до наших дней. Л.: Омега, 2002.

13. Любавский М. Лекции по древней истории до конца XVI века. Новосибирск, 2002.

14. Новейшая история Отечества, ХХ век: Учебник для вузов / Ред. А. Ф. Киселев, Э. М. Щагин. В 2-х т. М.: Владос, 1999-2002.

15. Новейшая история России, 1914-2002: Учебное пособие / Ред. М. В. Ходяков. М.: Юрайт, 2004.

16. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993 и послед. издания.

17. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991 и последующие издания.

18. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: От Горбачева до Путина. М., 2001.

19. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: Курс лекций. М.: Высшая школа, 1991, 2003.

20. Федоров В. А. История России 1861-1917 г. М.: Высшая школа, 2002.

21. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.,1995.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Всемирная история: Энциклопедия. М.: Дрофа, 2003.

2. История Отечества: Энциклопедический словарь (сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Кареев, Е.И. Куксина и др. Первое издание – М.: Большая российская энциклопедия, 1999.

3. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник / Ред. сост. Блохин В.Ф. М., 1999.

4. Макаревич В.М. Всемирная история: Энциклопедия. – М.: Дрофа, 2003.

5. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. М.,1997.

6. Отечественная история. Учебный словарь. Пермь, 2005.

7. Политические партии России: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2002.

8. Политические партии России: история и современность / Ред. А. И. Зевелев, В. В. Шелохаев, Ю. П. Свириденко. М.: РОССПЭН, 2002.

9. Россия: Энциклопедический словарь. Л.,1991. Ю.СССР: Энциклопедический справочник / Гл. ред. Прохоров А.М. и др. М.,1982.

10. Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Репринтное издание. М.,1990.

11. Яковер Л.Б. Краткий справочник по отечественной истории. М.,1996.

Дополнительная:

1. Великая Октябрьская социалистическая революция: энциклопедия / Гл. ред. Голуба П.А., Кораблёва Ю.И., Кузнецова М.И., Фигатнер Ю.Ю. М., 1987.

2. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия / Гл. ред. Козлов М.М. и др. М.,1985.

3. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. Хромов С.С. и др. М., 1983.

4. Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь. Гранат. М.,1989.

5. Князев Е.А. Родная старина. Слова, термины, образы. М.,1996.

Источники информации в сети Интернет

- электронная библиотека и коллекция ссылок на полные тексты исторических документов и книг, курируется Санкт-Петербургским государственным университетом

/ - коллекция полнотекстовых источников, литературы и ссылок по отечественной истории

– сайт всемирной истории

- сайт исторического факультета Московского государственного университета, раздел электронной библиотеки исторической литературы и первоисточников

- сайт исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, раздел библиотеки исторической литературы

ВВЕДЕНИЕ

1. История как наука: предмет, принципы, методы, источники.

2. Основные концепции исторического развития и их представители.

3. История в жизни современного человека.

Основные понятия темы: история, концепция, многомерность исторического процесса, историзм, предмет и методы истории, источники, методология, цивилизация, формация, модернизация, историческое сознание, генеалогия, геральдика, палеография, нумизматика, историография, метрология, хронология, сфрагистика.

 

Методические советы к занятию:

 

1. История как наука: предмет, принципы, методы, источники:

- место истории среди других гуманитарных наук; предмет изучения истории;

- отрасли исторического знания; значение вспомогательных исторических дисциплин в изучении истории;

- принципы и методы исторического анализа;

- источники изучения истории и их классификация.

Литература:

1. Алексеев В. Будущее способен предвидеть тот, кто понял прошедшее // Наука и жизнь. 2007. № 10. С. 12-19.

2. Савельева И. М., Полетаев А. В. История в пространстве социальных наук // Новая и новейшая история. 2007. № 6. С. 3-15.

3. Хвостова К. В. Проблемы соотношения исторического и общественно-научного знаний // Новая и новейшая история. 2009. № 1. С. 94-108.

4. Холодковский К. Г. Социологическое и историческое в общественном процессе // ПолИс. 2008. № 6. С. 157-168.

5. Черных А.И. История и социология: проблемы взаимодействия // Социс. 2001. № 10.

2. Основные концепции исторического развития и их представители:

- религиозно-мифологические, субъективистские и объективно-идеалистические трактовки исторического процесса;

- теория общественно-экономических формаций;

  • концепция “азиатского способа производства”;

  • цивилизационный подход к историческому процессу;

  • теории стадий и модернизации в объяснении специфики исторического процесса России;

- историческая наука в эпоху постмодернизма: новые подходы (гендерная история, история повседневности, квантитативная история, клиометрика и др.);

- объективные (внеличностные) и субъективные (личностные) факторы в историческом процессе;

- многомерность исторического развития.

Литература:

1. Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3.

2. Пантин В.И., Лапкин В.В. Волны политической модернизации в истории России // Полис. 1998. № 2.

3. Поляков А. Н. Цивилизация как социальная система: теория, типология, метод // Вопросы истории. 2007. № 11. С. 52-64.

4. Проскурякова Н. А. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. 2005. № 7. С. 153-165.

 

3. История в жизни современного человека:

- историческое сознание как форма общественного сознания; историческое сознание и социальная память: общее и особенное;

- структура и функции исторического знания;

- проблема научности и объективности в отражении прошлого;

- деформации исторического сознания и их причины;

- история в нашей жизни.

Литература:

1. Историческое образование: размышление о путях развития // Новая и новейшая история. 2000. № 5.

2. Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. 2001. № 2.

3. Современный философский словарь / Под ред. проф. Кемерова В.Е. М., Бишкек, Екатеринбург. 1996. С.305-308; 491-493.

4. Стегний В.Н. Методологические аспекты исследования исторического сознания // Ученые записки гуманитарного факультета ПГТУ. Вып.1. Пермь, 2000. С. 21 – 33.

5.  Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С. 11-57.

6. Тощенко Ж.Г. Историческое сознание и историческая память // Новая и новейшая история. 2000. № 4.

ТЕМА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ IX-XII ВВ.

  1. Государственная власть в Древней Руси.

  2. Социально-экономическое развитие Древней Руси.

Основные понятия темы: военная демократия, государство, община, вече, “Русская Правда”, полюдье, погост, вотчина, город, натуральное хозяйство, князь, боярин, дружинник, людин, смерд, закуп, рядович, холоп, изгой.

Методические советы к занятию:

  1. Государственная власть в Древней Руси.

  • вопрос об исторических предшественниках Древней Руси; первые протогосударственные образования и их центры;

  • дискуссии о возникновении государственности на Руси: норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян;

  • основные этапы складывания Древнерусского государства (оформление государственной территории, организация политической власти и государственного аппарата, налоговая система, идеология, законодательство)

Литература:

  1. Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.

2. Горский А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина, 2009, № 9, С. 15 – 18.

3.Горский А. А. О древнерусских “землях” // Отечественная история. 2001. №5. С.144-150.

4.Древнерусское единство: парадоксы восприятия // Родина. 2002. № 11-12.

5.Кучкин В. А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX – XIII веках // Отечественная история. 2003. № 3.

6.Назаренко А. Две Руси IX века // Родина. 2002. № 11-12.

7.Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель//Вопросы истории. 1991, №2-3.

8. Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право//Отечественная история. 2001, №2.

9. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2005. - № 3. – С. 72-89.

10. Рафальский О. Русь изначальная // Родина, № 6, 2007. – с. 90 – 92

11. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.,1984. Глава “Начало Руси”.

12. Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII века. СПб, 1999. Введение. Глава “Восточно-Европейская Нормандия”.

13. Фомин В. В. Южнобалтийское происхождение варяжской Руси / В. В. Фомин // Вопросы истории. – 2004. – № 8. - С.149-163.

14. Фомин В. «Скандинавомания» и ее небылицы // Родина, 2009, № 10, С. 98 – 101.

15.Янин В.Л. У истоков новгородской государственности // Отечественная история. 2000. №6.

16. Янин В. Истоки новгородской государственности // Наука и жизнь. 2005. № 1. С. 40-43.

  1. Планы семинарских занятий, задания самостоятельной работы, вопросы для повторения курса на биотехнологическом факультете (1)

    Планы семинарских занятий
    1.3. циклы семинарских занятий: учебник, учебные пособия и дополнительная литература – монографии, брошюры, журнальные и газетные статьи, словари и энциклопедии по философии;
  2. Планы семинарских занятий по курсу «избирательное право и избирательный процесс в российской федерации»

    Планы семинарских занятий
    Цель семинарских занятий – углубление теоретических и практических знаний студентов, изучающих данный учебный курс, выработка у них умения применять свои теоретические знания при рассмотрении и решении конкретных задач правоприменительной
  3. Планы семинарских занятий по дисциплине «Семейное право»

    Планы семинарских занятий
    Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились и они стали проживать раздельно.
  4. План семинарских занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» 2007-2008 учебный год, 3 курс, 5 семестр

    Литература
  5. Планы семинарских занятий, задания самостоятельной работы, вопросы для повторения курса на биотехнологическом факультете (2)

    Планы семинарских занятий
    Торгинов Е.А. Даосизм и традиционные китайские системы психофизической тренировки Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие СПб., ОРИС, 1993.
  6. Планы семинарских занятий, задания самостоятельной работы, вопросы для повторения курса на биотехнологическом факультете (3)

    Планы семинарских занятий
    4. консультации, читальный зал, сотрудники, график работы, фонд печатных изданий; 1.
  7. Планы семинарских занятий по дисциплине сравнительное правоведение в сфере уголовного права подготовлена доцентом кафедры уголовного права и криминологии кандидатом юридических наук А.

    Планы семинарских занятий
    Сравнительное правоведение в сфере уголовного права: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования. – Барнаул: БЮИ МВД России. – 2008.
  8. Планы семинарских занятий по дисциплине “Теория государства и права” для слушателей 1 курса вечерней формы обучения 5 лет 6 мес по специальности “Правоохранительная деятельность” в 2005-2006 учебном году Москва 2005 год

    Планы семинарских занятий
    Составитель: авторский коллектив кафедры теории государства и права в составе к.ю.н., профессора И.П. Левченко, к.ю.н., профессора А.А. Опалевой, .к.ю.
  9. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие

Другие похожие документы..