Уроки литературы в 9 классе коррекционно-развивающего обучения

УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ VIII ВИДА

Составила учитель

русского языка и литературы

МОУ СОШ № 10 Марченкова Н.В.

Урок № 1.

Вводный урок.

Цели урока:

обучающие: знать понятие «УНТ»; пословицы; поговорки.

развивающие: развивать устную речь учащихся.

воспитывающие: воспитывать интерес к УНТ, литературе.

Ход урока:

1. Слово учителя.

Обзор изучаемой литературы.

Стр. 3 чтение статьи Маршака.

Беседа по вопросам.

2. Твой учебник.

Стр. 6-9 чтение статьи.

Запись в тетрадях.

3. Прослушивание грамзаписи.

4. Итоги урока.

5. Д/З. стр. 6-9 прочитать.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рож­дественские обряды.

Обрядовые песни — это песни, которые исполня­лись во время самых разных обрядов и являлись важ­ной и необходимой частью этих обрядов. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые песни относятся к древней­шему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяй­ственным календарем — распорядком работ по вре­менам года.

КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Колядки

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок — песен, в которых слави­лись хозяева дома и содержались пожелания богато­го урожая, изобилия и т. д. Началу года придавалось особенное значение. Как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Веселые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

— Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко!

— Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Масленичные песни

Масленица праздновалась на последней неделе пе­ред Великим постом. Она отличалась весельем, гос­теприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен — встреча и проводы Масленицы. В песнях она — веселая обманщица: обещанный пра­здник проходит слишком быстро, и впереди Великий пост с его ограничениями и запретами.

Для проводов Масленицы сооружали страшное чу­чело, носили его с песнями по деревне, а потом хо­ронили, напевая песни, или сжигали.

— Как на масленой неделе

Со стола блины летели,

И сыр, и творог —

Все летело под порог!

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Весело было нам,

Весело было нам!

Прошла маслена,

Кончилось гулянье,

Идем теперь

На отдыханье!

— А мы Масленицу провожали,

Ой ли, лёли, провожали.

Во земельку мы закопали,

Ой ли, лёли, закопали.

Поносивши воду, ножками притоптали,

Ой ли, лёли, притоптали.

Весенние песни

Обряды, связанные со встречей весны, сопровож­дались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расстава­лись с зимой.

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птич­ками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепля­ли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Все это связывали с приходом весны, весен­ним возрождением земли.

— Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

— Чувиль – виль – виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

Летние песни

Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.

На Троицу дома украшали березками, с березка­ми ходили по деревне. Из березовых веток с листья­ми плели венки, на которых гадали. Гадания и хоро­воды сопровождались различными песнями.

— Во поле березонька стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Ах, люли, люли, стояла,

Ах, люли, люли, стояла.

Алыми цветами расцветала,

Ах, люли, люли, расцветала...

— Девушки-голубушки,

Кумушки-подруженьки,

Свейте вы веночки

Из плакучей травки,

Из белой березки!

Мы веночки сложим

Вот так, вот так!

Мы веночки сложим

Вот так, вот так!

— Прощай, прощай, кукушечка,

Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,

До красной до зари,

До новой до травы.

Осенние песни

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Жали мы жали,

Жали – пожинали, -

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

— И говорило аржаное жито,

В чистом поле стоя,

В чистом поле стоя:

— Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти,

Да в поле стояти.

Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти —

Колосом махати!

А хочу я, аржаное жито,

Во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, аржаное

Во пучок взвязали,

Из меня рожь выбирали!

Вопросы и задания

1. Какой фольклор называется обрядовым?

2. Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются?

3. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

4. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чем их отличие от других песен?

5. Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись?

6. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Почему?

7. Объясните значение слов: жито, толокно, лапти, серп, жать.

8. Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на ее напевность, повторы, обращения, эпитеты.

9. Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писа­телей, композиторов и художников: А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, а также М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова и др. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Что за роскошь, что за

смысл, какой толк в каждой

поговорке нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин

Народ создал несметное количество пословиц и поговорок, в которых мудро и точно отразилась вся его жизнь.

Пословицы и поговорки создавались многими поко­лениями людей. Появились они еще в то время, ког­да не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, безымянны, не имеют автора.

Пословица — это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Например: «Век живи, век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшат, а руки делают».

Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил правдивость пословиц: «Пословица правду всем говорит», их мудрость: «Пень не околица, глупая речь не пословица». В по­словице видели доброго советчика: «Пословица — всем делам помощница»; отмечали долголетие пословиц: «Пословица век не сломится».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны и безгра­ничны. Самый большой сборник «Пословицы русского народа» В. И. Даля, в котором более 30 000 пословиц и поговорок, содержит 180 разрядов по разным темам.

Хорошо известны пословицы о Родине: «С родной земли — умри, не сходи», «Своя земля и в горсти мила», «Человек без Родины — соловей без пес­ни», о чести и человеческом достоинстве: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не кусок пирога, а честь дорога», «Честь дороже жизни».

Много пословиц создано о труде, семье, воспита­нии: «Дело мастера боится», «Дерево смотри в плодах, а человека в делах», «Что посеешь, то и пожнешь», «Дома и стены помогают».

В пословицах народ выразил свое отношение к обязанностям и поведению человека, его взглядам на дружбу: «Человек без друзей, что дерево без кор­ней», «Старый друг лучше новых двух».

Сосуждением и презрением народ говорит о ло­дырях и болтунах: «Под лежачий камень вода не те­чет», «На печи по дрова поехал», «Не спеши языком, торопись делом».

Почти каждая пословица имеет прямой и переносный смысл, который расширяет рамки ее применения. «Большо­му кораблю большое плавание» — это пословица не столько о корабле, сколько о человеке и его возможностях.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов. Она лег­ко и быстро запоминается, потому что в ней, как в стихотворении, есть ритм и рифма:

«Ни то ни се кипело, да и топригорело».

«Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось».

Поговорка — это меткое, яркое народное выра­жение, часть суждения, без вывода, без заключения. Например: «Легок на помине», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу».

Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка — украшение речи — цветок, тогда как пословица — суждение полное, завершен­ное, зрелое — ягодка: «Поговорка — цветок, по­словица — ягодка».

В живой речи поговорка часто становится послови­цей, а пословица превращается в поговорку. «Чужи­ми руками жар загребать» — это поговорка. Так го­ворят о любителе чужого труда. Это выражение может стать пословицей, если мы скажем: «Легко чужими руками жар загребать». В ней есть поучи­тельный вывод и законченность суждения.

Пословицы

Родина — мать, умей за нее постоять.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Родимая сторона — мать, ачужая — мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

Друзья познаются в беде.

Не мил и свет, когда друга нет.

Один в поле не воин.

Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

К большому терпению придет и умение.

Делу — время, потехе — час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Работа с зубами, лень с языком.

Красна птица перьем, а человек — ученьем.

Азбука — к мудрости ступенька.

Без наук как без рук.

Человек неученый — что топор неточеный.

Корень учения горек, да плод его сладок.

«Лень, отвори дверь, сгоришь».— «Хоть сгорю, не отворю».

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Соловья, баснями не кормят.

Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.

Молодец на овец, а на молодца — сам овца.

Волков бояться, так и в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Дураков не сеют, не жнут — сами родятся.

На голове густо, а в голове пусто.

В трех соснах заблудился.

Лоб что лопата, а ума небогато.

Поговорки

Легок на помине.

Работать с огоньком.

Кота в мешке покупать.

Ума палата.

Хоть шаром покати.

Их водой не разольешь.

Соловьем поет.

Вопросы и задания

1. Прочитайте статью «Пословицы и поговорки» и ответьте на вопросы: о чем говорит народ в своих пословицах, какие темы от­ражены в них? Почему пословицы легко запоминаются? Что об­щего в пословицах и поговорках и чем они отличаются друг от друга?

2. Озаглавьте каждую группу пословиц. Если вы затрудняетесь вот слова для справок: «трудолюбие», «глупость», «дружба», «родина», «учение», «лень», «нерадивость», «трусость».

3. Вспомните другие пословицы и скажите, о чем они.

4. Часть пословиц и поговорок пришла из сказок («Битый не­битого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а неко­торые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, напри­мер: «Сильнее кошки зверя нет», «А Васька слушает да ест», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил», «А воз и ныне там». Припомните, из каких басен эти пословицы.

5. Раскройте прямой, а затем переносный смысл следующих по­словиц: «Лес рубят — щепки летят», «Не зная броду, не суйся в воду», «Цыплят по осени считают», «От яблони — яб­лочки., а от сосны шишки».

6. Определите смысл следующих поговорок, например:

«на попятный двор» — отказаться от дела, от слов;

«заткнуть за пояс» — победить кого-либо;

«рвет и. нечет» —

«при царе Горохе»

«медведь на ухо наступил» —

7. На титульный лист своего труда «Пословицы русского наро­да» В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объяс­ните ее смысл.

8. Как вы понимаете следующие пословицы: «Видит око, да зуб неймет», «Дорого, да мило, дешево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз от­режь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц.

  1. Коррекционно-развивающее обучение сборник нормативных документов и методических рекомендаций

    Реферат
    Коррекционно-развивающее обучение (Сборник нормативных документов и методических рекомендаций) /Составители Смолянская Т.В., Савельева И.Г. /-Томск, 2009.
  2. Итоги урока. Д/З. Стр. 6-8 чтение текстов. Урок № унт. Жанры унт

    Урок
    обучающие: развивать устную речь учащихся; развивать умение подробно пересказывать текст по плану; развивать умение устно описывать иллюстрацию; кратко познакомить с биографией С.
  3. Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников

    Автореферат диссертации
  4. Программы для общеобразовательных учреждений Коррекционно-развивающее обучение (1)

    Документ
    Авторы программ: Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина (Русский язык) С. Г. Шевченко (Окружающий мир. Природоведение) Г. М. Капустина (Математика. Математика и конструирование) Г.
  5. Программы для общеобразовательных учреждений Коррекционно-развивающее обучение (2)

    Документ
    Программы для общеобразовательных учрежде-П78 ний: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. — 2-е изд., стерео­тип.— М.: Дрофа, 2001.
  6. Программы для общеобразовательных учреждений Коррекционно-развивающее обучение (3)

    Документ
    В сборник включены программы для классов выравнивания и классов компенсирующего обучения, а также для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития — ЗПР).
  7. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения

    Документ
    Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с учащимися классов VII вида, работающих по системе коррекционно-развивающего обучения (КРО), предполагает предоставление и оказание комплексной психолого-педагогической
  8. Корекционно-развивающее обучение детей с зпр на уроках английского языка

    Урок
    Коррекционное развивающее обучение – усвоение знаний путями и средствами преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
  9. I. Документы, регламентирующие коррекционно-развивающую работу в специальных (коррекционных) классах, группах в условиях общеобразовательного учреждения Постановление

    Регламент
    Содержание методических рекомендаций направлено на организацию и создание комфортной развивающей среды в школьных и дошкольных образовательных учреждениях.

Другие похожие документы..