Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования (ооп ноо)

Пояснительная записка

к основной образовательной программе начального общего образования

(ООП НОО)

Данная образовательная программа начального общего образования начинает реализовываться с 2011-2012 учебного года в 1-ой ступени МОУ «Буныревская средняя общеобразовательная школа №14».

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Примерной ОП НОО и на основе следующих нормативно-правовых документов институционального уровня:

  • Устава МОУ «Буныревская СОШ №14»,

  • Положения об организации образовательного процесса в начальной школе МОУ «Буныревская СОШ №14» ,

  • Положения о контрольно-оценочной деятельности в 1-ой ступени МОУ «Буныревская СОШ №14»,

  • Положения о школьной документации. класса-комплекта.

К обучению по новым образовательным стандартам приступит первый класс, в который будет зачислено 10 учащихся – 6 мальчиков и 4 девочки. 40% первоклассников набора 2011-2012 учебного года из семей, в которых один из родителей или оба родителя имеют высшее образование. Семей, оказавшихся в силу разных причин в затруднительных материальных условиях, – 3. Из 10 семей 10% имеют хороший достаток, 60% – средний. Неполных семей - 3, чей достаток ниже среднего. Неблагополучных семей нет.

Контингент первых классов, как и ступени в целом, составляют не только дети из семей, принадлежащих к русской национальности, но и дети из казахских, туркменских семей.

Вставка (сведения МПК)

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Буныревская СОШ №14» формировалась с учётом особенностей первой ступени общего образования и характерных особенностей младшего школьного возраста.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Особенности детей от 6,5 - до 11лет связаны с:

• центральными психологическими новообразованиями, формируемыми на данной ступени образования (словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов);

• развитием целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Программа начального общего образования в МОУ «Буныревская СОШ №14» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Поэтому миссия начальной школы как образовательной ступени МОУ «Буныревская СОШ №14» состоит в создании условий для:

а) овладения учащимися содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

б) максимального использования возможностей образовательного процесса для развития познавательных потребностей, содержательных интересов и духовной сферы ребёнка;

в) целостного развития личности ребёнка и приобретения им основ учебной деятельности как личностного новообразования (см. Программу развития МОУ «Буныревская СОШ №14»).

Настоящая образовательная программа ставит перед МОУ «Буныревская СОШ №14» задачи, связанные с изменениями образовательного пространства, что создаёт возможность полностью реализовать требования ФГОС НОО. Среди них:

  1. Создать эффективную модель синтеза урочной и внеурочной деятельности в целях достижения планируемых образовательных результатов на ступени начального общего образования.

  2. Повысить эффективность информационной образовательной среды через пополнение банка цифровых образовательных ресурсов, экспертизу и систематизацию электронных материалов для учебных предметов и внеурочной деятельности, использование всеми учителями начальной школы Интернет-технологий, создание и работу сайтов класса и личных сайтов педагогов, создание электронного мониторинга образовательных достижений младших школьников.

  3. Разработать систему общественно-полезных практик, социальных проектов и акций для учащихся начальной школы, способствующую приобретению значимого социального опыта.

  4. Пополнить и обновить компьютерную базу. Создать систему научно-методической поддержки и сопровождения процесса реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Буныревская СОШ № 14», систему педагогической супервизии в работе с кадрами.

  5. Разработать систему работы с родительским сообществом, обеспечивающую вовлечение родителей в деятельность органов государственно-общественного управления, в деятельность по реализации ООП НОО в МОУ «Буныревская СОШ № 14».

  6. Запустить общешкольный инновационный проект «Планирование и оценка образовательных результатов на основе компетентностно-деятельностного подхода», включить в его реализацию всех учителей начальной школы.

  7. Создать систему выявления, поддержки и сопровождения одарённых детей и младших школьников, испытывающих затруднения в учении и самореализации.

Основная образовательная программа МОУ «Буныревская СОШ № 14» содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план и учебный план 1-х классов на 2011-2012 учебный год;

  • программу формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования и программу диагностики УУД у первоклассников;

  • программы учебных предметов и рабочие программы для 1-го класса, построенные в соответствии с УМК «»;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников с приложением программы внеурочной деятельности в рамках системной воспитательной игры «»;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программу коррекционной работы,

  • программу внутренней оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.

Учителями первых классов для реализации ООП НОО сделан выбор УМК «Школа России». Выбор определён на основе следующих предпосылок:

  • Работа над созданием комплекса проводилась параллельно с разработкой ФГОС НОО, требования которого нашли своё теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Школа России».Учебно-методический комплекс учебник «» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

  • Авторы УМК – известные учёные-педагоги, методисты, разработчики нового стандарта (А.Г.Асмолов, Л.Ф.Климанова, А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, Л.Г.Петерсон, В.Г.Дорофеев и др.). Учителя начальных классов «Буныревская СОШ № 14» уже имеют эффективный опыт работы по учебникам Петерсон Л.Г., Плешакова А.А., опыт использования в инновационной деятельности идей д.п.н.Асмолова А.Г. Линия учебников Климановой Л.Ф., входящая в УМК, позволяет восполнить недостающие участки в развитии компетентностей в практике обучения русскому языку и литературному чтению в МОУ «Буныревская СОШ № 14», как показывает анализ образовательной ситуации. Это усиление коммуникативно-познавательной линии в работе с единицами языка и речи и обучение поиску информации и работе с ней.

  • Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи учебники позволяют включить детей в деятельность, строить процесс обучения как двусторонний:

- обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников,

- обучение как цель – получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы.

  • УМК «» прошёл государственно-общественную экспертизу и рекомендован к использованию в образовании по ФГОС НОО.

Настоящая программа учитывает социокультурные особенности и образовательныепотребности Тульской области, что нашло отражение практически во всех её составных частях. Так, региональные приоритеты учтены при составлении учебного плана в части, формируемой участниками образовательного процесса, при проектировании программы внеурочной деятельности, определении системы действий по выполнению требований стандарта к условиям реализации ООП НОО в МОУ «Буныревская СОШ № 14».

В МОУ «Буныревская СОШ № 14» созданы условия для реализации данной образовательной программы: кабинеты начальной школы отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованы необходимой техникой, поступательно совершенствуется медиатека, банк наглядных пособий и аудиовизуальных средств.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами.

Созданы условия для организации внеурочной деятельности: имеется актовый зал, музыкальная комната и компьютерный класс, в учебных кабинетах выделена игровая зона, для спортивно-оздоровительной работы в начальной школе функционирует отдельный спортивный зал.

Проведено лицензирование медицинского кабинета.

По динамичной модели реализуется проектная деятельность младших школьников в соответствии с ООП НОО.

Реализацию ООП обеспечивает кадровый состав, имеющий достаточно высокий профессиональный уровень. В ступени работают 4 педагога, из них 1 (25%0, имеют высшую квалификационную категорию, 2 педагога (50%) – первую

Все учителя начальной школы принимают участие в работе региональной опорной площадки по проблеме «Развитие гуманистической воспитательной системы «Школа – наш общий дом», Все учителя прошли курсы повышения квалификации при государственном образовательном учреждении дополнительного образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», 1 учитель в 2010 – 2011 учебном году совершенствовал свою профессиональную компетентность, работая в проекте по дополнительной педагогической подготовке «».

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Буныревская СОШ № 14» оговаривает и условия приёма учащихся в данное образовательное учреждение. Приём осуществляется на основе заявлений от родителей (законных представителей) детей, достигших 6,5-летнего возраста, проживающих по микроучастку.

Комплектование первых классов производится c учётом уровня готовности первоклассников к школьному обучению, их психологических особенностей.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования Разработка основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы № 19 г. Томска осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих
  2. Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования 2-6

    Пояснительная записка
    Образовательная программа (далее – ОП) разработана заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заместителем директора по воспитательной работе,
  3. Пояснительная записка введение Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательная средняя школа №3 с углублённым изучением английского языка

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательная средняя школа №3 с углублённым изучением английского языка разработана педколлективом школы (Леушкиной М.
  4. Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования моу оош №19 г о. Новокуйбышевск Самарской области

    Пояснительная записка
    Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  5. I пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования 7

    Пояснительная записка
    5.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся 156
  6. Основная образовательная программа начального общего образования моу «сош №2» на 2011-2015 годы. Оглавление

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) МОУ «СОШ № 2» городского округа города Салават Республики Башкортостан разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
  7. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (5)

    Основная образовательная программа
    На современном этапе общество ставит перед образованием новые цели, а именно в ходе образовательного процесса современный человек должен приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми добывать знания, ставить осмысленные
  8. Программа начинает свое действие с 09. 2010 года и будет реализовываться в течение пяти лет. Основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее ооп ноо) оу №1623 юао департамента образования города Москвы программный документ,

    Программа
  9. Основной образовательной программы начального общего образования Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования школы № 415, рассмотрена и принята Педагогическим советом, протокол №….

Другие похожие документы..