Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа

На правах рукописи

Песоцкий Владислав Анатольевич

Художественная литература как социальное явление и предмет

философского анализа

Специальность 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва - 2009

Диссертация выполнена на кафедре философии Московского государственного областного университета

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Кокорин Александр Алексеевич

(Академия федеральной службы безопасности)

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Копосов Лев Феодосьевич

(Московский государственный областной университет)

доктор философских наук, профессор

Петрий Петр Владимирович

(Военный университет)

доктор философских наук, профессор Чернавин Юрий Александрович

(Национальный институт имени Екатерины Великой)

Ведущая организация: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кафедра истории и философии науки и образования

Защита состоится «17» декабря 2009г. в 15 часов на заседании

Диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при

Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10-а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, Москва, ул.

Радио, д. 10-а, с авторефератом диссертации также на официальном сайте ВАК РФ: http: /

Автореферат разослан « 1 » ноября 2009г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Л.А.Демина

Актуальность темы исследования.

Важность и злободневность философского исследования, посвященного проблеме художественной литературы как социального явления, следует аргументировать рядом взаимосвязанных позиций.

Позиция 1 – онтологический аспект. Под воздействием процессов общественного бытия на рубеже XX – ХХI в.в. сформировалась тенденция сближения различных областей гуманитарного знания, в силу чего художественная литература обретает новый статус. В этих условиях она должна рассматривается исследователями, в большей степени, как крупное социальное явление. Таким образом, само бытие художественной литературы ставит перед учеными задачу глубокого, всестороннего ее исследования в новых обстоятельствах с применением философской методологии.

Позиция 2 - гносеологический аспект. Во все времена художественная литература являлась и является средством познания действительности. Этот факт предполагает постоянное внимание исследователей к ее гносеологическим возможностям. Особенно актуальным данный процесс стал в современных условиях, поскольку, во-первых, благодаря и посредством художественной литературы происходит осмысление людьми самых сложных вопросов бытия; а, во-вторых, потребность в расширении рациональности современных гуманитарных исследований определила одно из направлений поиска ее реализации за счет привлечения элементов гносеологического арсенала других областей гуманитарного знания, в частности, литературно-художественного познания. В этом контексте внимание философской науки к данной проблеме стало просто необходимым.

Гносеологическое взаимодействие элементов духовной сферы жизни общества связано и с их рефлексией. Именно на этом пути происходит осознание ограниченности возможностей каждой отдельной области гуманитарного знания в решении социальных проблем современности, а, значит, формируется идея необходимости интеграции познавательных усилий.

Позиция 3 – методологический аспект. Изучение художественной литературы как социального и многопланового явления предполагает применение широкого арсенала специальных методологических средств, формирующихся на платформе художественного познания и философской методологии их взаимодействия. Поэтому, в предлагаемой диссертационной работе автор исходит из того, что без изучения наиболее общих вопросов развития художественной литературы понять глубоко и полно ее содержание, сущность, функции в современных условиях крайне сложно.

В данном контексте необходимо специально заметить, что в работе сделан акцент не только на показ методологических возможностей философского знания по отношению к художественной литературе, но и достаточно предметно раскрывается методологический потенциал самой художественной литературы.

Положение 4 – духовно-идеологический аспект. В современных условиях художественная литература активно участвует в духовно-идеологических процессах. Следует отметить, что ученые проявляют внимание к данному аспекту ее развития. Сделано в этом направлении немало. Однако, остается много вопросов, связанных с необходимостью философского осмысления изменений, произошедших в духовно-идеологической сфере на рубеже XX-XXI веков и возможностей влияния на нее художественной литературы.

Одним из специфических условий духовного развития второй половины ХХ – начала XXI века выступает сформировавшаяся тенденция депрофессионализации в духовном производстве. Художественное творчество подменяется литературным «конвеером», нацеленным исключительно на удовлетворение простейших человеческих потребностей, проявляющихся на уровне инстинктов. Битва идей перестала быть уделом идеологов-профессионалов. Она вышла за пределы профессиональной политики и философии и вошла в широкую сферу «производителей» духовного мира личности. Не осознавая ответственности, «новые творцы» духовной культуры стали генерировать и распространять деструктивные идеи. В числе носителей этих идей выступила в наше время и художественная литература (особенно та ее составляющая, которую принято называть «массовой литературой»). Данные обстоятельства значительно актуализируют исследование художественной литературы с применением философской методологии.

Позиция 5 – социально-практический аспект. Художественная литература как важное социальное явление активно воздействует на сознание людей, являющихся субъектами социальной практики. Отсюда следует, что художественная литература не только отражает в своем содержании процессы общественной практики, но и достаточно серьезно влияет на нее. Это влияние противоречиво как по направлениям, так и по интенсивности своего воздействия, так как противоречивы и сами процессы общественной практики, вызванные к жизни новыми условиями бытия.

В их числе постмодернизм, по сути представляющий собой отказ от человека как высшей ценности жизни. Тенденция глобализации социальных процессов, отразившаяся в содержании всех составляющих социального бытия. Технократизм, создающий реальную угрозу разрушения традиционных ценностей и подмены их суррогатными порождениями. Откровенный практицизм. В отсутствии рационального противодействия данные феномены формируют в обществе антигуманные тенденции, которые находят отражение в литературных произведениях, сообщающих им черты привлекательности и опосредованно передающих их в сферу социальной практики. Изучение, исследование данных процессов в контексте участия в них художественной литературы становится необходимой задачей в современных условиях, что, собственно напрямую подчеркивает актуальность предлагаемой диссертационной работы.

Таким образом, решение проблемы философской рефлексии художественной литературы как социального явления и элемента духовной сферы общества является необходимым и требует новых подходов, связанных, в частности, с разработкой философской концепции художественной литературы. То есть, систематизированных теоретических выводов, положений, отражающих суть художественной литературы как социального явления в современных условиях.

Степень разработанности темы диссертационного исследования.

Художественной литературе как социальному феномену присуща многокачественность. Она отражается, в частности, в разнообразии подходов к исследованию данного явления. В научных работах, посвященных изучению художественной литературы, она рассматривается в различных аспектах. Как вид искусства и элемент культуры, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка1 (главным образом в культурологии, хотя, данный подход характерен и для философских наук – эстетики). Как языковой стиль, обладающий характерными особенностями2 (в языкознании). Как совокупность авторских текстов (произведений)3.

Последнее направление неоднородно, так как наука о литературе (литературоведение) многопланова.4 Главная составляющая исследований художественной литературы методологическими средствами филологической науки - теория литературы (теоретическое литературоведение), призванная обобщать сделанное в области истории литературы, и одновременно — стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. В большей степени она посвящена исследованию литературных школ, направлений и движений литературы в пространстве и времени и в этом контексте выявлению закономерностей литературной жизни и анализу творчества писателей. Социальный аспект художественной литературы представлен в них фрагментарно и не является специальным предметом рассмотрения. Главным образом он касается анализа функций языка и его роли в жизни общества. Обращение к литературе как совокупности авторских текстов, как правило, не преследует задачи ее социального осмысления.

Более отчетливо социальный аспект художественной литературы выражен в произведениях исследователей истории литературы, так как рассмотрение данного феномена вне исторического процесса невозможно. Вместе с тем, предметом исследования в них выступает история развития языковых стилей, социальных диалектов, они посвящены отдельным периодам развития художественной литературы и не ставят перед собой задачи ее всестороннего социального осмысления. Это свойственно трудам таких крупных ученых XX в., как В.М. Жирмунский, А.П. Скафтымов, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев. А.Н. Веселовского и др.5

Социальное значение художественной литературы рассматривается в работах, посвященных «массовой литературе» и ее особенностям6. Актуальность этой проблемы сегодня обусловлена бурным развитием данного феномена и его существенным влиянием на общественную психологию и формирование общественного мнения, на состояние мировоззрения людей.

Известны различные интерпретации научных подходов к литературе, основывающихся на методологических возможностях отдельных наук. Но они не всегда находят понимание у представителей литературоведения. В частности, следует отметить, что попытки социологии, психологии, психоанализа, лингвистики, кибернетики, семиотики дать единственный подлинно научный метод изучения литературы оказались тщетными7. Становится очевидным, что методологический арсенал каждой из перечисленных наук в отдельности не охватывает объект познания, а, следовательно, речь должна идти о расширении рациональности исследования за счет интеграции методологических арсеналов разных областей гуманитарного познания с сохранением за философией общеметодологической функции.

В самостоятельное направление (с определенной долей условности) выделяются работы, в которых объектом исследования являются отдельные содержательные элементы художественной литературы. Интерес к указанному направлению обусловлен тем, что данные элементы характеризуют художественную литературу с позиции ее внутренней определенности (содержания и сущности). Наиболее детально в научной литературе данного направления отражены: художественный образ,8 художественное творчество,9 язык10.

Традиционно широко и неоднозначно освещается вопросы художественного познания11. Как правило, они рассматриваются в рамках единой проблемы современного гуманитарного знания. Несмотря на расхождения, связанные с различием методологических подходов, отмеченные нами авторы считают, что в современном гуманитарном знании возник кризис методологий, обусловленный следующими причинами: ослаблением влияния на современную науку классических традиций; завышением роли субъективного фактора в гуманитарных исследованиях; подменой исследования описательностью без опоры на какую-либо достоверную теорию; неустойчивостью терминологического языка в области гуманитарных наук и частичной утратой культуры пользования традиционными понятиями и категориями, отработанными в философии ХIХ — начала ХХ вв. Признаки кризиса наиболее предметно анализирует В.В.Селиванов в своей статье «Кризис методологий в гуманитарных науках»12. Говоря об основной причине кризиса, он отмечает, что возможно, кризис возник потому, что в середине ХХ века были исчерпаны основные ресурсы методологических знаний в области гуманитарной проблематики, чтобы осуществить дальнейшее движение вглубь гуманитарной культуры, а, следовательно, и вглубь самого человека, его духовного мира и духовного опыта.

Преодоление современного кризиса в сфере гуманитарного познания, его исследователи видят, прежде всего, в преодолении методологической неопределенности гуманитарных исследований. Они осознают закономерность развивающейся тенденции интеграции гуманитарного знания, которая формирует потребность создания целостного творческого мировоззрения. Развитие данной тенденции самым непосредственным образом связывается с необходимостью изучения художественного мировоззрения, стремящегося стать его неотъемлемой частью, поскольку неполнота нашего знания о мире может компенсироваться многообразием дополнительных языков его описания, одним из которых является художественный, присущий анализируемому феномену13. Наиболее убедительным примером такой интеграции является художественная литература, которая включает в свое содержание значительную рациональную компоненту.

В философской литературе сегодня нет целостной концептуальной модели художественной литературы как социального явления. Вместе с тем, в отдельных работах представлен положительный опыт исследования фрагментов взаимодействия художественной литературы с другими феноменами духовной сферы жизни общества, а также, ее влияния на данную среду. В своей традиции они восходят к Г.В.Ф.Гегелю, который полагал, что «высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический» и что «философия духа — это эстетическая философия». По сути, он заложил основания для романтического панэстетизма, который стал уже вполне осознанной реакцией на достаточно зрелые признаки кризиса новоевропейского рационализма14. Согласно Гегелю, «искусство призвано раскрывать истину в чувственной форме»15.

Определенное внимание в философских трудах уделено проблеме взаимодействия художественной литературы и философии. В работах данного направления исследуются основания и цели указанного взаимодействия, рассматривается его динамика в исторической ретроспективе, ведется поиск определения места данных феноменов в познавательном процессе, уточняется их предметность. Вместе с тем, обращение к художественной литературе как к объекту исследования в данных работах фрагментарно и не носит концептуального характера, имеет разную научную мотивацию, литература рассматривается в них в рамках общего понятия «искусство».

Б.Рассел в «Автобиографии» признается, что написание литературных рассказов было великим разрешением его невысказанных чувств и мыслей, которые он не мог выразить из-за опасения, что они не имеют под собой достаточных рациональных оснований. Он изложил в художественно-литературной форме идеи, которых в значительной степени придерживался, но которые, по его мнению, не имели достаточно прочных оснований для полной уверенности16. По сути – это гипотезы, получившие в дальнейшем научно-философское развитие. Подобное суждение высказывает и Э.Левинас, отмечая, что литература — величайшая верность бытию и она имеет смысл там, где наука недостаточна17

А.С.Колесников, исследуя особенности современного развития художественной литературы, подчеркивает, что в ХХ веке философия соединяется с художественными формами слова, чтобы глубже и разностороннее выразить бытие человека. Ни одно современное философское направление не избежало этого искуса. Вместе с тем, это не мешает философии и литературе по-своему отражать и осваивать мир18.

В.М. Дианова видит социальное будущее художественной литературы во взаимосвязи научного, художественного и философского мировидения, их зависимость друг от друга, взаимное сближение и взаимовлияние — симптом нашего времени. В настоящий период формируется задача возрождения и обогащения методологии гуманитарного знания, как для дальнейшего развития философской науки, так и для расширения методологических приемов естественных наук, ибо проблемы постсовременного мира требуют для своего осмысления совершенно иных подходов19.

Подобный подход характерен и для М.С. Розановой, которая отмечает, чтовторжение философии в пограничную область поэтического языка не означает, что она лишается своего предмета. Это взаимопроникновение улучшает понимание человеческого «Я» и помогает субъекту отрефлексировать его проблемы, достигается равновесие звучания и смысла20.

Процесс взаимодействия художественной литературы и философии рассматривают в своих работах А.В.Гулыга, Е.А.Маймин, Г.Менде, А.С.Колесников, М.С.Розанова.21 В них обосновывается вывод о том, что проблема места и роли художественной литературы в истории философии начиная с эпохи романтизма пронизывает собой все гуманитарное самосознание европейской культуры, отражая происходящие в ней перемены.

В направлении исследования социального статуса литературы в ее взаимодействии с философией «работают» труды, посвященные исследованию философских проблем в творчестве известных писателей.22 По признанию современных исследователей в развитии оригинальных философских идей в России поэтическая мысль играла такую же роль, как и мысль научная и непосредственно философская. Энгельгардт, например, ищет в произведениях Ф.М.Достоевского «отдельные звенья сложного философского построения, выражающего историю постепенного становления человеческого духа». А.С.Колесников отмечает, что в России требование философской поэзии глубочайшим образом соотносилось с теми проблемами, которые возникли перед общественной мыслью втрагические времена, следующие за неудачным восстанием декабристов. Установка на интенсивность поэтического познания мира и человека, на углубленный психологизм — эти отличительные черты произведений философских жанров того времени — были в высшей степени закономерными для общих тенденций литературного развития23.

Современное состояние взаимодействия философии и художественной литературы (искусства) и социальное значение данного процесса рассматривается в работах отечественных и зарубежных философов.24 Обращение к ним позволяет прийти к выводу, что сейчас, пожалуй, ни один исследователь не отрицает развития тенденции сближения художественного и философского знания, тем более, что она имеет богатую традицию и с различной степенью активности проявляет себя на всем пути развития данных феноменов духовной жизни общества. В литературном произведении в ХХ веке все чаще видят философское начало, даже если оно органически вплетено в художественную ткань. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме, а многие значительные деятели литературы являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Достаточно указать на Парменида и Тита Лукреция Кара, Ницше и Германа Гессе25. Один из самых ярких примеров художественного философствования в мировой литературе – Легенда о великом инквизиторе из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - последнего романа писателя, ставшего, по сути, кульминацией его жизни и творчества26.

Специальной темой размышлений о современной художественной литературе стала проблема соответствия происходящих в ней изменений с новыми представлениями о картине мира27. В связи с этим активно исследуется проблема взаимосвязи художественного и философского мировидения, их взаимообусловленности, интеграции и взаимодействия28.

Большое внимание уделяется художественной литературе в работах представителей отечественной религиозной философии, в которых подчеркивается ее органическая духовная связь с философией29.

Социальная определенность художественной литературы проявляется в ее взаимодействии с идеологией и СМИ.30

Данная проблема рассматривается исследователями в контексте изучения современного состояния указанных социальных феноменов, которые претерпели значительную трансформацию, обусловленную происходящими в обществе изменениями. Как свидетельствует современное обсуждение проблемы идеологии в отечественной литературе, российские исследователи отходят от популярной в начале 1990-х годов парадигмы «деидеологизации» и переоценивают идеологию в качестве весомого фактора общественно-политической жизни. В работах, посвященных исследованию проблем идеологии, отмечается, что государственная идеология является необходимым условием преодоления системного кризиса с последующим прорывом России в XXI веке31.

Выбор идеологических ориентиров обусловлен, в частности, новыми факторами в духовной жизни общества, которые деструктивно влияют на данный процесс. Формирование идеологии становится уделом непрофессионалов. Идеологическая неразборчивость расширяет возможности манипуляции общественным сознанием. На этом фоне значительно возрастает роль СМИ и художественной литературы, которые, наряду с другими возможностями влияния на упомянутые процессы, обладают таким мощным средством как язык. С.Г.Кара-Мурза, например, считает, что один из главных принципов защиты от манипуляции - отказ от языка, на котором потенциальный манипулятор излагает проблему32. К.Г.Фрумкин в своей монографии предлагает анализ некоторых современных социально-политических парадигм, бытующих в современной художественной литературе33. В нем уделяется внимание и отношению к данному феномену СМИ. Этим объясняется интерес к анализу взаимодействия художественной литературы и СМИ, в том числе в аспекте идеологической функции34.

Проблема взаимодействия художественной литературы и СМИ рассматривается и в контексте разрешения противоречий в самой теории журналистики, связанных, в частности, с категориальной несогласованностью исследовательских подходов, влекущей за собой категориально и терминологическую разноголосицу относительно даже важнейших категорий и понятий исследуемой сферы. Е.П.Прохоров, Фомичева И.Д., Г.Першке, С.Г.Корконосенко, Н.Н.Липовченко35 приходят к выводу, что сегодня для преодоления упомянутых трудностей необходима разработка своеобразной метатеории журналистики, позволяющей и требующей взглянуть на науку о журналистике в целом, во внутренней связи и зависимостях различных, часто достаточно далеко разошедшихся «фрагментов» и «отраслей» знания, в число которых входит и художественная литература. А это, в свою очередь, предусматривает необходимость взаимодействия с данными отраслями знания36.

Значительный интерес вызывает исследование функций художественной литературы. Это обусловлено, прежде всего, тем, что функции раскрывают внешнюю определенность данного явления, его положение в духовной сфере жизни общества и отношение к ней. В силу социальной многогранности художественной литературе присущ значительный объем функций. Данные функции находятся в состоянии взаимодействия и взаимообусловленности. Во многом по этой причине в научной литературе исследователи, обращаясь к функциональному анализу, часто прибегают к различным способам сопряжения (интеграции) функций, которое позволяет, в какой то степени, избежать повторений в системе аргументации, а с другой стороны – в определенной мере - позволяет уйти от процедуры их отграничения. Другой авторский подход связан с прямой экстраполяцией функций искусства вообще на художественную литературу, без выделения, при рассмотрении их содержания, присущих данному явлению особенностей. Известны, также, попытки выделения непосредственно социальных функций художественной литературы.37

В частности, К.Г.Фрумкин выделяет три социальных функции художественной литературы: эстетическую; коммуникативную; познавательную, и рассматривает кризис современной литературы в преломлении кризиса данных социальных функций. Сам подход к указанному явлению правомерен и интересен, но, вместе с тем, следует отметить, что анализируемые автором функции не исчерпывают социального потенциала художественной литературы. Представители эстетической науки рассматривают функции искусства в значительно более широком толковании, но, при этом, не уделяют достаточного внимания конкретным видам искусства и литературе, в частности.38 Интересный вариант рассмотрения функций искусства и литературы, в частности, предложил Ю.А.Огородников, выделив в их составе специфические и неспецифические.39 Применение данного подхода позволяет идентифицировать различные качественные состояния художественной литературы.

В определенной степени разделяют данную позицию Г.Г.Кириленко и Е.В.Шевцов, отмечая, что отсечение неспецифических для искусства функций - это превращение дискретного (прерывного) опыта по созданию, восприятию и интерпретации художественного произведения в единое поле эстетического опыта.40 Такой подход не укладывается в концепцию нашего исследования. Во-первых, он не учитывает специфики художественной литературы, не ограничивающейся чисто эстетическим опытом и предполагающей наличие рефлексивных моментов внутри художественного произведения. Во-вторых, он обедняет социальный статус литературы, ограничивая его, в определенной степени, позицией созерцательности.

  1. Бюллетень новых поступлений за октябрь 2010 г (1)

    Бюллетень
    В бюллетене, кроме библиографических описаний документов и электронных ресурсов, приводятся также сведения о шифре и месте их хранения, количестве экземпляров:
  2. А. К. Абрамян молодежные субкультуры как социальное явление

    Документ
    Культура каждого общества обладает относительной целостностью, поэтому любая культурная целостность предстает в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей и традиций.
  3. Социально-философский анализ советского кинематографа как средства конструирования социальной реальности

    Диссертация
    Защита состоится 18 октября 2007 года в 14 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета по философским наукам (К 212.263.05) в Тверском государственном университете по адресу: 17 , Тверь, ул.
  4. Социальное планирование. Социальные показатели 73 глава четвертая 80 организация и проведение эмпирического социологического исследования 80 Постановка проблемы. Цели и задачи исследования 80 (1)

    Документ
    Объект и предмет социологии. Каждая наука отличается от дру­гих наук своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, социология и экономика, история и филосо­фия, логика и математика.
  5. Социальное планирование. Социальные показатели 73 глава четвертая 80 организация и проведение эмпирического социологического исследования 80 Постановка проблемы. Цели и задачи исследования 80 (2)

    Документ
    Различные стороны действительности — физическая, биологическая, экономическая, социальная, психологическая и т. д. могут быть объектом исследования многих наук.
  6. Социально-философский анализ феномена проективности языка (В «пространстве между» индивидуальным, социальным и общественным) 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» сентября в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.212.081.16 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.
  7. Литература для дополнительного чтения 18 (1)

    Литература
    15 Теоретическая и прикладная социология. 15 3. Специальные социологические теории и эмпирические исследования 1 Понятие конкретной социальной, ситуации.
  8. Литература для дополнительного чтения 18 (2)

    Литература
    15 Теоретическая и прикладная социология. 15 3. Специальные социологические теории и эмпирические исследования 1 Понятие конкретной социальной, ситуации.
  9. 1. 1 Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты

    Реферат
    Всякое человеческое познание, включая науку и жизнедеятельность самого человека, человеческой личности как центра философских размышлений протекает в рамках общественного процесса, социокультурных явлений.

Другие похожие документы..