Образовательными системами

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития регионального образования Свердловской области»

Серия «Открытое образование: подходы, содержание,

практика управления»

ПРАКТИКА

МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

МАТЕРИАЛЫ ОБЛАСТНОЙ ОТКРЫТОЙ
ОЧНО-ЗАОЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ВЫПУСК 2

Ч. 2

ЕКАТЕРИНБУРГ

2006

ББК 74.25

К 16

Практика маркетингового управления образовательными системами: материалы областной открытой очно-заочной конференции. Выпуск 2. Ч. 2 / авт.-сост. В.И. Подкорытов. – Екатеринбург: ИРРО, 2006. – 124 с.

Рецензенты:

Л.И. Денисенко, к.соц.н., заведующая Центром модернизации образования ИРРО;

В.Н. Почечихина, к.соц.н., первый зам. директора ИРРО.

Во втором выпуске материалов областной открытой очно-заочной конференции «Практика маркетингового управления образовательными системами» представлены работы, принявшие участие в очном этапе конференции. Работы освещают различные аспекты маркетинговой деятельности образовательных учреждений и могут быть использованы при организации маркетингового управления образованием.

© Институт развития регионального образования, 2006

© Подкорытов В.И., 2006

Содержание

Перечислим основные характеристики организации. 6

С точки зрения учреждения (организации, фирмы) субъекты стандартизации системы открытого (бесцензового) образования существуют на четырех уровнях. 7

Третья группа задач. Формирование системы обратной связи и реагирования на изменения во внешней среде. Она предусматривает развертывание соответствующей программы поиска и проверки правильности реакции системы на изменения. 11

На первом этапе направленность (тактика) действий выступает в единстве с алгоритмом управленческих усилий. Направленность – реорганизация и совершенствование управленческих структур, связанных с бесцензовым образованием, координация деятельностей всех субъектов. Алгоритм – организация всех видов обеспечения для реализации тактических задач: научно-методического; нормативно-правового; учебно-образовательного (кадрового); информационно-методического. Организация обеспечения должна предусматривать две системы координации деятельности нормативную и сверхнормативную (инновационную). Результат, к которому необходимо стремиться, – наличие вертикальной системы взаимодействия во внутренней структуре каждой из единиц маркетингового управления системой открытого бесцензового образования. 12

Условие перехода к следующему этапу – наличие разработанного комплекса маркетинга, т.е. набора поддающихся контролю переменных факторов маркетинга (товары, цены, методы распространения, методы стимулирования), совокупность которых организация использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. В итоге происходит уточнение процесса целеполагания. Увеличивается эффективность деятельности всех субъектов бесцензового образования. 13

Может ли философское знание быть образовательной услугой? Рыночная услуга функционирует в поле "спроса и предложения" и должна быть массовой по спросу, популярной по содержанию, рецептурной по предложению. Философское же знание – это предмет интереса немногих людей, оно сложно по содержанию в силу абстрактного характера, оно методологично, не рецептурно по своей практической ориентации. Однако реалии современной жизни таковы, что образовательная система повышения квалификации и переподготовки кадров, а значит и ИРРО, постепенно переходит на рыночные механизмы существования, а значит, специалистам-философам, работающим в этой системе, следует осознать свое место на рынке образовательных услуг. 63

1.1.2 ДМШ 112

1.1.1 ЦДО 112

1.1.3 Центр английского языка 112

В. И.Подкорытов,

зав. отделом ИРРО

ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО МОЙ БИЗНЕС

(ИЛИ «ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ?»)

(Продолжение. Начало в вып.2, ч. 1)

Управление изменениями

«Тот, кто живет по средствам, страдает отсутствием воображения»

(Из газет)

«Успех любого дела зависит от того, сколько людей в это дело вовлечено. Чем раньше каждый поймет, что от его собственного стремления к изменениям зависит возможное преодоление существующих проблем, тем большее влияние на принятие решения будут оказывать непосредственные участники изменений»

(Из газет)

Организационные основы системы
открытого (бесцензового) образования

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей*. Следовательно, чтобы удовлетворять понятию "организация", данная система отношений должна соответствовать трем обязательным требованиям:

  1. наличию, по крайней мере, двух субъектов, которые считают себя частью этой системы;

  2. наличию, по крайней мере, одной цели (т.е. желаемого конечного результата), которая принимается как общая всеми субъектами системы;

  3. наличию субъектов, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Субъект 1, самостоятельно организующий свою деятельность во внешней среде, находит (рано или поздно) субъекта 2, удовлетворяющего представлению о совместной преднамеренной деятельности по достижению желаемого результата. (То есть находит человека, становящегося сознательным партнером ребенка по достижению значимых для субъекта 1 целей.)

Возникающее взаимодействие характеризуется большей или меньшей эффективностью. Причем эффективность тем больше, чем сильнее формальная сторона организации "заставляет" субъектов соответствовать общей цели (целям).

Перечислим основные характеристики организации.

  1. Ресурсы – человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология и информация;

  2. Зависимость от внешней среды (экономических условий, потребителей, законодательных актов, внутренней политики, конкурирующих организаций, системы ценностей в обществе, общественных взглядов, техники и технологии);

  3. Горизонтальное разделение труда (разделение всей работы на составляющие компоненты);

  4. Наличие подразделений, выполняющих специфически конкретные задания и добивающихся специфически конкретных целей;

  5. Вертикальное разделение труда (выделение из всей совокупности действий работы по координированию этих действий);

  6. Необходимость управления, т.е. процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Контроль, стандарты и нормы

Поскольку формальная сторона организации должна соответствовать общим целям ее субъектов (чтобы быть эффективной), существенное значение приобретает элемент контроля за осуществлением целей – контроля за всеми названными основными характеристиками организации. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Процесс контроля состоит из: 1) установления стандартов; 2) измерения фактически достигнутых результатов и их сопоставления со стандартами;
3) принятия необходимых корректирующих действий. Эти три этапа реализуются через комплекс различных мер воздействия внутри и вне организации.

Установление стандартов включает в себя постановку конкретных целей, прогресс в отношении которых поддается измерению. Цели, используемые в качестве стандартов, должны иметь две характеристики:

  1. временные рамки, в которые должна быть выполнена работа;

  2. конкретный критерий, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

В процессе постановки целей на первичном уровне существования организации происходит взаимосогласование представлений субъектов организации об ее (организации) основных характеристиках. Возникают общие стандартизированные представления о ресурсах организации, зависимости от внешней среды, горизонтальном и вертикальном разделении труда, управлении. Эти общие представления позволяют вводить и временные рамки, и конкретные критерии степени соответствия характеристик организации первоначальным представлениям о ней ее субъектов. Может быть выделено несколько групп объектов, которые необходимо стандартизировать:

  • совокупность всех элементов системы;

  • отношение элементов;

  • связи элементов;

  • единство организации, в т.ч. и по отношению к внешней среде;

  • целостность системы.

С точки зрения учреждения (организации, фирмы) субъекты стандартизации системы открытого (бесцензового) образования существуют на четырех уровнях.

Нулевой уровень. Стандартизация применительно к учащемуся. Поскольку функцию контроля (исполнения стандарта) выполняет сам учащийся, стандарт как специально организованная система не осуществляется. Не может существовать стандартов образовательных программ, типов образовательных учреждений и институтов, управленческих структур.

Первый уровень. Стандартизация применительно к педагогу. Педагог стандартизирует (согласовывает) свою деятельность под контролем учащегося, в соответствии с его мотивами, механизмами организации деятельности и потребностями в информации. В соответствии с этими мотивами, структурой организации механизмов деятельности личности и информационными потребностями выстраивается образовательная программа, способы организации деятельности системы "ребенок – педагог" и система управления этой первичной единицей взаимодействия. Стандарт определяется взаимодействием мотивов деятельности педагога и учащегося.

Второй уровень. Стандартизация применительно к учреждению. Учреждение в лице администрации стандартизирует свою деятельность в плане организации педагогических воздействий, которые определяются мотивами деятельности конкретных педагогов. Учреждение выстраивает свою образовательную программу, организационные формы деятельности и систему управления
в соответствии со стандартами первого уровня.

Третий уровень. Стандартизация применительно к системе учреждений. Управление системой учреждений стандартизирует свою деятельность по планированию организационных форм взаимодействия учреждений. Управление системой выстраивает свою образовательную программу (политику, принципы и правила), организационно-правовые формы существования системы и управления системой учреждений в соответствии со стандартами второго уровня. Поэтому учреждение (организация, фирма) не в состоянии предписывать какие бы то ни было стандарты нижестоящим уровням. Возможна только диагностика того или иного уровня с целью выявления стандарта представлений субъектов этого уровня о своих потребностях в данной системе учреждений. Эта диагностика осуществляется post factum и описывает уже прошедшее состояние системы для приведения в соответствие более высокого уровня стандартизации менее высокому.

Делегирование полномочий
в системе открытого (бесцензового) образования

С точки зрения субъекта, осуществляющего управленческую функцию самостоятельно, выделяются те же четыре уровня стандартизации. Выделение происходит путем неявного делегирования полномочий от субъекта нулевого уровня стандартизации к субъекту третьего уровня.

Нулевой уровень. Происходит делегирование учащимися полномочий в сферах мотивации, организации и планирования. Учащийся самостоятельно определяет стандарты и критерии оценки успешности своей деятельности, сопоставляет реальные результаты и эти стандарты, предпринимает необходимые корректирующие действия (либо меняет стандарты, либо устраняет обнаруженное отклонение от них). Учащийся неявно определяет для себя стандарт программы с точки зрения контроля за деятельностью в системе "ученик – педагог".

Первый уровень. Происходит делегирование педагогом оставшихся у него полномочий в сферах организации и планирования. Педагог самостоятелен в определении механизмов реализации деятельности (своей и учащегося), в развитии мотивов этой деятельности. Педагог сам устанавливает для себя критерии успешности взаимодействия с учащимся (по образовательным программам, организационным формам, управленческим решениям). Педагог явно определяет стандарт своей образовательной программы с точки зрения мотивации деятельности в системах "ученик – педагог", "педагог – руководитель учреждения".

Второй уровень. Происходит делегирование руководством образовательного учреждения полномочий в сфере планирования. (Полномочия в сфере организации оставляются на этом уровне. Их делегируют педагоги – первый уровень). Руководитель учреждения самостоятелен в определении способов и форм организации деятельности учреждения; определяет стандарт образовательной программы учреждения с точки зрения организации его деятельности в системах "ученик – педагог", "педагог – руководитель", "руководитель – управление системой".

Третий уровень. Управление системой учреждений принимает на себя полномочия по планированию деятельности системы и устанавливает стандарты этого планирования по отношению к предыдущим уровням (контроля, мотивации, организации).

Взаимопроникновение этих четырех уровней субъектов стандартизации придает системе открытого, бесцензового образования двойственный характер. С позиции каждого субъекта, задействованного в этой системе, деятельность субъекта – это предпринимательская деятельность (связанная с риском создания новой организации (скажем, симбиоза "ученик – учитель") или с внедрением новой идеи, продукта или услуги). С позиции существования системы успешность ее деятельности зависит от способности ее управленческих кадров внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации.

Предпринимательское управление
в системе открытого, бесцензового образования

Двойственный характер деятельности в системе открытого, бесцензового образования определяет наличие в этой системе предпринимательского управления (и элементов маркетингового управления) на всех уровнях существования системы. Это означает, что все участники деятельности должны думать и действовать как предприниматели, т.е. люди, берущие на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. На всех уровнях должен вестись поиск (диагностика) возможностей совершенствования работы и повышения эффективности своей организации для того, чтобы расширить возможности организации с учетом изменяющихся потребностей общества и его субъектов.

Создание прогнозных моделей осуществления
вертикально-горизонтальных взаимосвязей
в системе открытого, бесцензового образования

  1. Образовательные системы и сохранение национальных ценностей (1)

    Документ
    В последние годы значительно вырос интерес исследователей к изучению философских оснований различных парадигм современного образования, а также целей, ценностей, идеалов и методов образовательной деятельности.
  2. Образовательные системы и сохранение национальных ценностей (2)

    Документ
    Реформирование российского образования на исходе первого десятилетия ХХI в. все больше связывается с наращиванием потенциала «технологий обучения», «деидеологизацией» и приобщением к европейскому опыту цивилизационного развития.
  3. Образовательные системы - обзор исторически сложившихся подходов

    Документ
    Традиционная образовательная система, как известно, основана на четкой организации и структурировании учебной деятельности. Учебное время делится на учебный год и учебные занятия, начало, продолжительность и окончание которых строго
  4. Образовательные программы теория и практика управления в образовательных системах 2009/10 учебный год

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и практика управления в образовательных системах. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  5. «Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров» (1)

    Сборник статей
    Печатается по решению организационного комитета по проведению республиканской научно-практической конференции «Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования».
  6. «Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров» (2)

    Сборник статей
    Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования: Материалы республиканской научно-практической конференции.
  7. Образовательная программа моу «Сакмарская средняя общеобразовательная школа» Сакмарского района Оренбургской области «Утверждаю»

    Образовательная программа
    Результаты качества обучения, результаты итогов аттестации, результаты контрольных работ по предметам БУПа, результативность освоения программ, определенной динамики поступления в ВУЗы, характеристика состояния здоровья, характеристика
  8. Образовательная программа факультативного курса «экология малого города»

    Образовательная программа
    Сегодня большая часть населения России живет в городской среде, но имеет слабое представление об ее экологическом качестве и в то же время своими действиями формирует это качество.
  9. Доклад о состоянии образовательной системы моу «Калиновская средняя общеобразовательная школа» (2)

    Доклад
    В школе обучалось 110 человек. Работа осуществлялась по 5-днев­ной рабочей неделе в 1, 2 и коррекционном классах, с 3 по 11 класс по 6-дневной рабочей неделе.

Другие похожие документы..