Эффективное использование новых информационных технологий

Эффективное использование новых информационных технологий

Иванова Надежда Валентиновна


Регион: Красноярский край
Дата размещения: 25.08.2004

Краткое описание: Информатика позволяет учащимся взглянуть на английский язык с информационной точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний, появлению новых ассоциативных связей. Применение ИКТ на уроках английского языка является

Рубрика: Интернет и образование


Эффективное использование
новых информационных технологий
в преподавании английского языка в средней школе


1. Вступление.

Качественно новое образование связывают с личностно-ориентированной моделью
обучения. «Индивидуализацию и дифференциацию обучения, усиление
самостоятельной работы студентов можно обеспечить путём вовлечения их в
информационно-образовательную среду». (2) Формированию таковой способствует
«технология открытого обучения, которая может быть реализована в условиях
развитой информатизации образовательных учреждений». (2)
В процессе информатизации образовательного учреждения «создаётся качественно
новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся
информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели
накопления знаний к системе овладения навыками самообразования». (5) Меняются
функции и роль обучаемого и преподавателя. Возрастает значение мотивированности
обучаемого и его способности работать самостоятельно. Информационные технологии
позволяют «коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся,
формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью
индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым
познавательным средствам». (3)
При правильной организации и соответствующей методологии использование
Интернет технологий делает образовательный процесс более открытым для новых
идей и источников знаний. «Интернет делает образование и самообразование
…исключительно увлекательным и привлекательным для молодёжи». (1)

2. Возможные формы интегрирования информационных технологий и преподавания английского языка.

Из опыта своей работы я могу определить следующие пути слияния этих двух сфер
педагогической деятельности:

2. 1 Преподавание информатики и английского языка.

Информатика легко интегрируется с преподаванием английского языка, так как
«умение работать с информацией относится к общеучебным умениям». (4) Она
позволяет учащимся взглянуть на английский язык «с информационной точки зрения,
что приводит к углублению и систематизации знаний, появлению новых
ассоциативных связей». (4) Кроме того, много обучающих и игровых программ
создано с использованием английского языка, что создаёт прочную основу для интеграции этих двух предметов.
Примером такой интеграции может служить групповой проект в форме Power Point
Presentation», представленный учащимися 11 класса. Выполняя задание учителя
информатики, они использовали учебный материал уроков английского языка по теме
«Как сделать город Красноярск более привлекательным для туристов. Затем
некоторые учащиеся сами предложили сделать сообщение по теме «Жизнь на
необитаемом острове» в форме PPP. Обе презентации оценивались учителями
информатики и английского языка и вызвали живой отклик у одноклассников. Были
выставлены оценки по обоим предметам. Интерес учащихся к проектам данного рода
побудил их сделать PPP на немецком языке в рамках изучения второго языка. Таким
образом, учащиеся сами стали инициаторами перемен в преподавании, так как учитель
немецкого языка не использовала ИТ в своей работе.
В качестве другого примера приведу урок информатики в 5 классе накануне Нового
Года. Учитель информатики запланировала научить детей делать новогодние открытки.
Учитель английского языка на этом же уроке познакомила их с традиционными
рождественскими и новогодними поздравлениями, принятыми в англо-язычных
странах. В течение урока дети изготовили новогодние и рождественские открытки,
подписав их на английском языке. Открытки оценивались обоими учителями. Лучшие
работы были представлены на школьной выставке новогодних открыток в рамках
декады иностранных языков.
«Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения информатике и иностранным языкам (10-11 классы) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности». (7)

2.2 Преподавание английского языка и информатики.

Когда урок английского языка ведется в классе информатики, встречаются ученики, не имеющие навыков владения компьютером, или эти навыки слабо развиты. В этом случае, как учитель английского языка, так и информатики обучают этих детей работе с компьютером. Кроме того, одноклассники охотно помогают им. Парная работа за компьютером способствует развитию взаимопомощи. Успешно работают пары, в которых один ученик имеет хорошо развитые навыки владения английским языком, а другой успешно управляет компьютером.

• Использование информационных технологий при выполнении домашних заданий по английскому языку.

Учащиеся используют информационные технологии для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и валентинки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop и Coral Draw. Выполняя письменные проекты по темам «Моя Родина», «Праздники и традиции России», «Письмо другу по переписке», учащиеся могут представить их на электронном носителе. Такого рода задания выполняют учащиеся 5-11 классов. Это способствует развитию их умения работать с клавиатурой, выполнять различные операции на компьютере. Кроме того, такие электронные «презентации» позволяют учителю создавать банк лучших работ учащихся. В дальнейшем они могут использоваться для разного рода публикаций (печатных и в Интернете), а также для участия в международных детских Интернет - проектах.

3. Некоторые аспекты использования информационных технологий в преподавании английского языка.

3.1 Ресурсы.

• Учитель английского языка.

По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках и, тем более, проводить интегрированные уроки с учителем информатики. Здесь важен внутренний «драйв», который побуждает учителя внедрять технологии в свой педагогический процесс. Для реализации такого рода инноваций учитель–предметник должен владеть информационной компетентностью, т.е. системой «компьютерных знаний и умений, обеспечивающих необходимый в конкретной профессии уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально детерминированной информации». (5) Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.

Так как процесс информатизации преподавания иностранных языков только набирает темп, необходимо, чтобы учителя, добившиеся определённых результатов на этой ниве, делились опытом со своими коллегами, облегчая им путь в данном направлении. Возможен обмен рекомендациями по применению обучающих программ и материалами, созданными самим учителем. Показателен опыт нашей школы, когда учитель немецкого языка, поучаствовав в мастер - классе «ИКТ и преподавание английского языка», начала применять мультимедиа ресурсы на своих уроках. Одновременно с этим она начала осваивать азы компьютерной грамотности.

Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает, на мой взгляд, авторитет учителя в школьном коллективе, так как он или она находится «на передовой», идёт в ногу со временем. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

• Тандем учителей информатики и английского языка.

Учитель информатики должен быть готовым принять любую инициативу своего коллеги, дать совет и помочь организовать урок технически, сопровождать весь урок. Учителя информатики из школы №5 Горелова Г.А. и Онапа Т.А. оказывают мне неоценимую помощь не только в сопровождении технической стороны урока, но и в совершенствовании методологии интегрирования иностранного языка и информатики. При подготовке и проведении уроков английского языка в классе информатики я часто следую их методическим рекомендациям.

Возникает проблема согласования расписания уроков обоих учителей. Кроме того, подготовка к урокам с использованием ИКТ требует большой подготовки обоих учителей, их совместной работы. Такое сподвижничество может быть лишь результатом большой внутренней мотивации учителя. Важна при этом поддержка со стороны администрации школы.

• Ученики.

Они должны уметь определённые навыки работы с компьютером. Хотя в моей практике есть такие случаи, когда ученицы 10 класса едва ли умеют пользоваться клавиатурой. Но по истечении одного интегрированного урока они не только выполняют частично задание, но и становятся уверенней в работе с техникой.

На таких уроках учитель может дифференцировать задания по степени сложности или группировать учащихся таким образом, что учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, сидят рядом или в парах. В таком случае учитель-предметник уделяет больше внимания работе с ними. Учитель информатики в это время оказывает техническую помощь детям с хорошим уровнем обученности по предмету.

Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере технологий. Однако учителю следует следить за соблюдением рабочей дисциплины и выполнением всеми учащимися всего объёма работы.

Уроки с применением компьютера также могут способствовать повышению внутренней самооценки отдельных учащихся и укреплению их авторитета в ученическом коллективе. В моей практике был ученик в классе углублённого изучения языка, который имел низкий уровень успеваемости по предмету, неохотно работал на уроке. Однако на уроках с применением ИКТ он успешно выполнял задания учителя. Тем более, что педагогу удавалось уделить больше внимания этому отдельному учащемуся.

Возможны единичные случаи, когда ребёнку не очень нравится работать с компьютером. Кроме того, при массовой информатизации процесса обучения возникает опасность перегрузки учащихся работой с компьютером. В таком случае необходимо строгое планирование расписания интегрированных уроков.

• Компьютерный класс.

Начало урока и лекционно-организационная работа проходят за свободными столами. И только получив инструкции учителя и необходимую учебную информацию, учащиеся садятся за компьютеры. Урок проходит эффективнее, если каждый ребёнок сидит за отдельным компьютером, который оснащён наушниками и микрофоном. Когда группа большая (16-20 человек), возможно деление её на подгруппы. При этом каждая получает своё задание. Пока одни дети выполняют задания на компьютерах, другие работают за столами. Важно правильно спланировать работу обеих групп, чтоб рационально использовать ВСЁ учебное время урока.

Проблема возникает в связи с загруженностью кабинета информатики. Необходимо выделять специальное время в расписании для проведения интегрированных уроков в конкретных классах, либо выделять специальный кабинет для проведения интегрированных уроков или уроков с применением ИКТ.

• Программное обеспечение урока.

Это могут быть лицензионные CD и материалы, найденные в Интернете. При этом роль учителя английского языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся. Это довольно трудоёмкий процесс. «Мультимедийные программы имеют ряд несомненных преимуществ в обучении иностранному языку: во-первых, это средство обучения расширяет дидактические возможности учителя, опирается на потенциал личности (его интерес), полнее использует имеющийся в школе ресурс, а также позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащихся». (8) Интернет и образовательные компьютерные программы могут выступать в роли «реального «культурного носителя» (9) в процессе межкультурной коммуникации.

Использовать Интернет - материалы можно и без доступа в Интернет, запуская их по локальной сети. В этом есть и преимущество, так как исключается самостоятельный выход учащихся во «всемирную паутину» во время урока.

Недостатком мультимедийных программ считаю тот факт, что требуются отдельные диски для каждого компьютера. Во время урока трудно использовать несколько программ, что связано с перезагрузкой их.

Более удобны в использовании, на мой взгляд, лабораторные работы, созданные самим учителем. Они уже адаптированы к учебному курсу, теме и уровню учащихся. При этом их легко хранить в банке учебных материалов, корректировать и тиражировать для использования другими учителями английского языка и учащимися в самостоятельной работе. Недостатком этих материалов является их менее эстетичный вид и определённое количество времени, необходимое на их подготовку.

3.2 Эффективность.

• Общекультурное развитие учащихся
• Совершенствование навыков владения компьютером
• Совершенствование языкового уровня
• Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
• Самоутверждение учащихся
• Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят «на одном дыхании»)
• Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
• Эстетичность презентации учебных материалов
• Совершенствование процесса проверки работ учащихся
• Повышение авторитета учителя («идет в ногу со временем»).

3.3 Трудности интегрирования информационных технологий и преподавания
английского языка.

• Необходимость адаптации, разработке учебных программ по предмету с применением ИКТ
• Недостаточное программное обеспечение
• Затрата времени на создание, подбор и адаптацию материалов при подготовке урока
• Оплата труда учителя информатики и его учебная нагрузка
• Согласование расписания интегрированных уроков и уроков с применением ИКТ
• Опасность перегрузки учащихся работой с компьютером при массовой информатизации школы

3.4 Перспективы использования информационных технологий учителем
английского языка.

• Переписка учителя и учеников с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты
• Участие учителя и детей в совместных международных Интернет - проектах
• Создание сайтов и презентаций (Power Point Presentations): они могут создаваться совместно учителем и учащимися и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями.
• Обмен учителя методическим опытом с коллегами других стран

4. Заключение.

Использование новых информационных технологий расширяет рамки
образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается
мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. «…Интернет позволяет не только насытить
обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации». (3)

5. Библиография

1. Овсишер Г.М., Овсишер М.В.Интернет и образование: первые шаги. В сборнике: Стратегии обучения английскому языку: теория и практика. Самара, 1998. с. 88
2. Кирко И.Н., Пак Н.И. Педагогическая система открытого обучения предметам в условиях информационно-образовательной среды. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.10-11
3. Мильшина А.М. Использование ресурсов глобальной сети Интернет при подготовке к урокам страноведения. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.21
4. Яковлева Т.А. Место и значение курса информатики и ИТ в становлении системы открытого школьного образования. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с. 46
5. Весновская В.В. Формирование информационной компетентности Студенов в Ачинском педагогическом колледже. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с. 94
6. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112
7. Тимченко М.Н., Ермолович Е.В. Использование интегрированных проектов в обучении информатике и английскому языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.146
8. Черных И. Мультимедийные программы как средство формирования навыка аудирования при обучении иностранному языку. В сборнике материалов I региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.151
9. Ферапонтов Г.А. Социокультурное и кросскультурное образование в школе XXI века. В сборнике материалов межрегиональной Урало-сибирской конференции выпускников программ Амариканских Советов: School in the XXI century: Skillful Teaching – Successful Learning. Новосибирск, 2003. с. 105
10. Graus, J. “An Evaluation of the Usefulness of the Internet in the EFL Classroom.” Unpublished Master’s thesis, University of Nijmegen [on-line], (1999) [cited 10 June 2002]. www.home.plex.nl/~jgraus/thesis/Evaluation.htm
11. Medvedeva E. Effective Use of Off - Line Web Materials. In Proceedings of the 3rd Regional KELTA Conference: ELT Reform in Russia: Regional Aspects. Krasnoyarsk, 2004. pp. 123-124

 

  1. Использование новых информационных технологий в продвижении и популяризации чтения

    Документ
    Сегодня новые технологии формируют новое информационное пространство, которое, несомненно, влияет на все сферы жизни человека. В том числе на формы общения библиотеки и читателя, книги и читателя.
  2. "Новые информационные технологии как средство подготовки к егэ и централизованному тестированию по русскому языку"

    Документ
    В учебную деятельность все шире внедряются мультимедиа – технологии, повышается уровень компьютерной подготовки школьников и педагогов.Произошло изменение роли компьютера в обучении: из средства, используемого лишь на уроках информатики
  3. «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся»

    Урок
    Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сочетать инновационные
  4. «Использование новых информационных технологий на уроках истории»

    Урок
    14 ноября 2007 года в 10часов 30минут на базе ЦИМПО ОмГУ им. Ф.М.Достоевского состоялся мастер-класс по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках истории».
  5. Новые информационные технологии и преподавание высшей математики в вузе

    Документ
    В мировом сообществе бурно развиваются процессы информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависит состояние экономики и качество жизни людей.
  6. Развитие познавательной активности школьников путём использования новых информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка

    Документ
    Развитие познавательной активности школьников путём использования новых информационных технологий как средства стимулирования учебной деятельности при изучении иностранного языка
  7. Формирование готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «17» декабря 2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при Башкирском государственном педагогическом университете им.
  8. Методика использование средств информационных технологий при изучении наглядной геометрии в 5-6 классов

    Реферат
    Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация образовательного учреждения.
  9. Методическое пособие по разработке проектов с использованием новых информационных технологий в библиотеках

    Информационно-методическое пособие
    Информационные технологии в библиотеках . Методическое пособие по разработке проектов с использованием новых информационных технологий в библиотеках. – Ташкент .

Другие похожие документы..