Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика

Казанский педагогический журнал


12 (66) 2008

НАУЧНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ:

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА.


«Казанский педагогический журнал» издается с октября 1995 г., до 2003 г. выходил под названием «Профессиональное образование».

Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).

Выходит 12 раз в год.

Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.02.

Журнал включен в российский индекс научного цитирования, электронная версия журнала размещена на платформе Научной электронной библиотеки:

Главный редактор:

Мухаметзянова Г.В.

Редакционная

коллегия:

Алишев Б.С.

Кирилова Г.И.

Корчагин Е.А.

Сохабеев В.А.

Фахрутдинов Р.Р.

Фисин Ю.М.

Читалин Н.А.

Щербаков В.С.

Редактор:

Хаплехамитов Р.Б.

Редактор по выпуску:

Латыпов Р.Р.

Адрес редакции: 420039 г. Казань,

ул. Исаева, 12

офис 204

Тел: (843) 555-81-98

факс: (843) 542-63-24

/tat_ru/science/ispo_rao/index.htm

e-mail: kpj07@

©Казанский педагогический журнал 12`2008

СОДЕРЖАНИЕ №12

Педагогика и психология профессионального образования

Геворкян Е.Н. Проблемы перехода педагогических университетов на уровневое образование

Варганова И.В. Становление субъектной позиции студента в процессе профессионального образования

Казакова О.Н. Педагогическое сопровождение студентов первых курсов во взаимодействии субъектов образовательного процесса вуза

Мухаметзянова Ф.Г., Яхина З.Ш.Интеграция акмеологического и суьбъектного подходов в профессиональной подготовке специалиста

Любимова О.В.О разработке модели структуры нормативных знаний

Высшее образование

Насибуллов Р.Р. Проблемы организации курсов дистанционного обучения

Солодкова И.М. Мотивационный аспект языковой подготовки в условиях неязыкового вуза

Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы

Социальная психология и коррекционная педагогика

Ерёмина О.П. Создание системы профессионального образования неслышащих в современных условиях

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

Хайбрахманова Д.Ф.,Хабибрахманов А.Ф.Системно – прогностический подход к проектированию содержания образования в условиях довузовской профессионально – ориентированной подготовки.

Галимова Р.З.Музыкально-испольнительская деятельность как условие развития личности начинающего музыканта

Сабитова Г.А. Подготовка конкурентоспособных специалистов в колледже на основе маркетингового подхода

Черемисина А.А. Правовая компетентность студентов как социально - педагогическая проблема

ПетриеваЛ.И., Зевакина А.Ю. Метод проектов в литературном образовании студентов учреждений среднего профессионального образования экономического профиля

Гарипова Г.А. Лирика н.а.некрасова в школах Республики Татарстан

Теория воспитания

Вострокнутов С.И.Организационно-деятельностная модель внеучебной и воспитательной работы со студентами в Удмуртском государственном университете

АбузяроваГ.С.Приоритетные аспекты деятельности обучаемых в ученическом самоуправлении

Образование за рубежом

Цзян Сяоянь Педагогические кадры среднего профессионального образования Китая и России: проблемы и решения

История образования

ШайхлисламовА.Х. Роль мусульманского декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии художественного образования татарского народа в Казанском крае (viii - xv в.в.)

Аннотации

Содержания журнала за 2008 год


ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е.Н. Геворкян,проректор по научной работе Московского городского педагогического университета, доктор экономических наук, профессор

Система образования и воспитания наилучшим образом отражает культурное своеобразие любой цивилизации. Для России как евразийской цивилизации всегда было свойственно особое отношение к воспитанию детей, их образованию, примерами чего служат богатейшие традиции народной педагогики, наследие педагогических школ К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С Макаренко, а также создание в период Советского Союза мощнейшей воспитательной системы – пионерской и комсомольской организаций, которые, несмотря на излишнюю политизированность, до сих пор являются примером эффективной организации воспитания подрастающего поколения.

Русской педагогике никогда не были близки идеи свободного воспитания детей, их естественного взросления и самостоятельного вхождения во взрослую жизнь. Поэтому в России педагогу традиционно отводится роль проводника ребенка во взрослую жизнь, духовного и интеллектуального наставника, скульптора его личности. Отсюда и сложившиеся традиции высшего педагогического образования. Далеко не во всех странах подготовка учителей осуществляется в профильных педагогических вузах (институтах и университетах). Для европейского образования характерна подготовка учителей в классических университетах, где не предполагается фундаментальной проработанности концепции педагогического образования, выстраивания научно-обоснованных учебных программ и планов.

Московский городской педагогический университет (МГПУ) с самого начала создавался правительством города Москвы как педагогический университет, что нашло отражение в обеспечении высоких стандартов учебно-воспитательного, научно-исследовательского процессов, материально-технической базы. В настоящее время на 22 факультетах, часть из которых объединена в 6 институтов университета, обучается 18 тысяч студентов. Ядро студенческого коллектива составляют молодые люди, связанные со школой семейными традициями – дети учителей и работников образовательной сферы, а также выпускники педагогических колледжей, базовых университетских школ, гимназий, лицеев, учебно-воспитательных комплексов. Более 900 человек обучаются в аспирантуре, докторантуре и системе соискательства.

Сегодня МГПУ реализует широкий спектр естественнонаучных, гуманитарных, социальных специальностей и специализаций по программам довузовского, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, что особенно важно для педагогического образования, поскольку формула «образование на всю жизнь» в этой сфере не может быть эффективной. «Образование через всю жизнь» - только такой подход должен сегодня характеризовать профессиональную деятельность педагога.

За 14 лет интенсивного развития в МГПУ создана архитектура непрерывного педагогического образования, где вертикали обеспечивают преемственность образования, его поступательный характер, а горизонтали - интеграцию, сотрудничество с учреждениями общего, профессионального образования, научно-исследовательскими институтами, общественными организациями.

Сотрудничество с учреждениями общего образования строится на взаимодействии с профильными классами в 250 школах Москвы, которые пришли на смену не оправдавшим себя педагогическим классам. Задачи ориентации на педагогическую профессию, поиск наиболее мотивированных к этому роду деятельности учащихся успешно решаются в рамках экспериментальных площадок МГПУ и разнообразной профориентационной работы на всех уровнях университета. Результат - набор этого года. Средний конкурс – 3 человека вместо 2,4 в 2007 г. Целевой набор составил 321 студент. Принято 2 тыс. человек на бюджетное, около 2 тыс. чел. на внебюджетное обучение.

В этом учебном году начата реализация проекта сетевого взаимодействия общеобразовательных и научных учреждений города Москвы и университета, что чрезвычайно важно для становления и развития учебно-научного образовательного комплекса.

Еще один уровень взаимодействия – педагогические колледжи. Университет всегда уделял и уделяет большое внимание вопросам сотрудничества с этим звеном педагогического образования. С первых лет создания университета были внедрены учебные планы по подготовке специалистов на базе среднего специального образования. Выпускники педагогических колледжей имеют возможность получить высшее образование по 49 специальностям и направлениям подготовки, в том числе по программам бакалавриата и магистратуры, а затем продолжить обучение в аспирантуре по 30 научным специальностям.

Переход на уровневое образование стал решающим моментом в жизни университета. На ученом совете МГПУ был принят план-график перехода на данную систему образования. Разрабатываются и лицензируются программы подготовки бакалавров и магистров, проводятся консультации со специалистами других вузов. В марте 2008 года проведена конференция по проблемам перехода на уровневое образование в Департаменте образования города Москвы. В июле 2008 года состоялся первый выпуск бакалавров по ряду направлений подготовки.

При переходе на уровневое образование обозначился целый ряд проблем, связанных с тем, чтопедагогические университеты должны быть генераторами развития педагогики как науки, ибо именно они теснейшим образом связаны с внедрением науки в практику образования.

Однако российская педагогика всегда была ориентирована на практическую востребованность. Стремление к «полезности» обернулось тем, что современная педагогическая наука слабо ориентирована на исследования проблем и закономерностей воспитания и обучения детей. Чрезвычайно мала доля основательных, тщательных экспериментальных апробаций предлагаемых новшеств. Зачастую педагогические исследования – это пропаганда тех или иных технологий, агитация в пользу их внедрения в широкую образовательную практику, в лучшем случае технологичное изложение проблем образования.

Все системы знаний представлены в современном мире исследовательской ветвью, ориентированной на поиск нового знания, новой информации, и образовательной ветвью, направленной на сохранение и передачу накопленного опыта. В соответствии с этим выделяются научные направления и учебные дисциплины. Например, наука «химия» и учебная дисциплина «химия», наука «математика» и дисциплина «математика». В системе высшего образования эта дифференциация представлена направлениями подготовки ученых-исследователей (как правило, в классических университетах) и учителей - преподавателей учебных дисциплин (в педагогических вузах). При изобилии вузов, реализующих подготовку учителей, ни одно учебное заведение не готовит сегодня по содержанию педагога-исследователя, ученого-педагога. Этот процесс реализуется исключительно в системе послевузовского образования, а также в сфере самообразования. И это в то время, когда способность к научно-исследовательской деятельности, требующей методологической базы, навыков организации исследовательской деятельности, умения самостоятельно решать проблемы становится практической необходимостью.

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (2)

    Документ
    Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (1)

    Документ
    Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  4. Научный психолого-педагогический журнал

    Документ
    Журнал входит в перечень научных периодических изданий Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук.
  5. Я Петровна проектно-исследовательская деятельность как фактор формиро вания экологической культуры студента 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 апреля 2011 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям 13.
  6. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.
  7. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность проблемы исследования. Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурная
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии

Другие похожие документы..