Сто великих заповедников и парков

СТО ВЕЛИКИХ ЗАПОВЕДНИКОВ И ПАРКОВ.

МОСКВА "ВЕЧЕ"

Автор-составитель Юдина Наталья Алексеевна.

Сады и рощи внутри нас...

Прообразы первых садов стали появляться тогда, когда первобытный человек,

расчищая леса, чтобы выращивать хлеб насущный, оставлял лучшие экземпляры диких

яблонь, груш и вишен

Поэтому неудивительно, что в тех странах, где больше всего культивировалось

сельское хозяйство, были заложены и основы садоводства. Месопотамию, например,

считают родиной сельского хозяйства, ее же называют и колыбелью садоводства.

Оттуда культурные растения стали распространяться в бассейнах рек Тигр и Евфрат.

После того как была изобретена система ирригации, появилась возможность

создавать сады для того, чтобы в них выращивать овощи и фрукты специально для

продажи

Новый этап в садовом искусстве начался с появлением плугов с железными лемехами.

Производительность труда значительно выросла, что повлекло интенсивное развитие

торговли. А это, в свою очередь, повлияло на повышение благосостояния людей.

Вполне закономерно появление в ту пору подвесных садов Вавилона - висячих садов

легендарной Семирамиды.

Элементы садового искусства в чистом виде (например, стрижка деревьев, при

которой растениям придавались очертания различных сосудов и животных) можно было

увидеть уже в Древнем Риме. Но в XVIII веке в европейских странах садово-

парковое искусство возводится в самый высокий ранг, выдвигается на одно из

первых мест в культуре вообще. Как отмечает Д. Лихачев, на сады и парки в то

время тратилось больше денег, чем на строившиеся в них дворцы. Стоит по этому

случаю вспомнить парки, созданные в регулярном стиле, в Во-ле-Виконте и Версале

во Франции, в Летнем саду и Петродворце в России. Моду на пейзажные парки ввели

в Англии. При создании того или иного типа сада (французского, итальянского,

английского) предлагалась не только определенная форма очертаний аллей,

деревьев, дорожек, строений, которые украшали тот или иной парк. Под систему

садово-парковой архитектуры подводилась

100 великих заповедников и парков

подчас довольно сильная идеология. Крупнейший авторитет в области

искусствознания Николас Певзнер пишет, что "пейзажный парк был изобретен

философами, писателями и знатоками искусств - не архитекторами и не садоводами.

Он был изобретен в Англии, ибо это был сад английского либерализма...".

В России первые сады носили в основном утилитарный характер: в них выращивали

плодово-ягодные деревья и кустарники, разводили огороды, культивировали

лекарственные растения. Аптекарский сад Ивана Грозного располагался аж у самых

стен Кремля. Другой Аптекарский сад был в Измайлове.

Но время внесло коррективы в устройство и российских садов. В 1704 году был

разбит Летний сад, заимствовавший многие детали Версальского парка. А парк в

Версале унаследовал в своем стиле многое из того, что было придумано

архитекторами и садовниками в парке Во-ле-Виконт который был создан для министра

финансов Фуке. За Во-ле-Виконт, государственный муж крепко поплатился:

рассерженнный король Людовик XIV за проявленную дерзость (надо же устроить парк

такой, какой и королю не снился!) упек министра в тюрьму, а создателей шедевра

ландшафтной архитектуры привлек для работы в своем новом саду в Версале. Однако

и Во-ле-Виконт - не первое слово в ландшафтном дизайне: он обязан своим

появлением саду Тюильри (там работал Ленотр, один из главных авторов Во-ле-

Виконта и Версаля, а раньше в Тюильри служил садовником его отец).

Со временем жизнь становится более динамичной, и появляются са-дово-зрелищные

центры, где проводятся фестивали и театральные представления. Если в садах эпохи

Возрождения присутствуют элементы театральности, то сады и парки нашего времени

часто олицетворяют собой мир иллюзий и приключений. Появляется совершенно

особый, новый тип парков - луна-парки и Диснейленды, парки в стиле модерн, где

художник изначально пытается организовать динамичное пространство и вводит

совершенно не характерные для паркового ландшафта детали (яркий цвет, острые

формы и т.д.). И все же, устав от мирской суеты, человек возвращается к той

основе мироздания, от которой он ушел, кажется, навсегда. Он возвращается к

земле, воде, траве, небесам. Он боготворит природу, более того, пытается ее

спасти.

Осознав себя в системе мировых ценностей, человек создает совершенно новую

систему охранных парков - национальные парки и заповедники. Первый такой

национальный парк появился в Йеллоустоне, в Америке, в XIX веке. Потом парки

подобного типа быстро распространи-

Сады и рощи внутри нас...

лись по всему миру. Кроме того, что в них решаются задачи охраны флоры и фауны,

национальные парки, в отличие от резерватов стран Америки, Азии и Европы,

открыты для посещений широкой публикой (в резерваты ряда африканских стран

доступ открыт так же, как в национальные парки).

Другой способ решения проблемы охраны редкой фауны ученые видят в создании

акклиматизационных территорий для животных. Возникает совершенно новый тип

зоологических садов. Пионерами в этой области были Гагенбек в Германии

(Гамбургский зоопарк) и Фальц-Фейн в России (заповедник Аскания-Нова). Джералд

Даррелл организовал зоопарк, в котором содержатся особо редкие виды животных

Решая свои эгоистические задачи - создавая нечто прекрасное, чтобы ублажать

себя, человек в конце концов приходит к мысли, что он с природой составляет

единое целое. Хватит ли его интеллекта, души и в дальнейшем не разрушить эту

"картинку", нарисованную по законам гармонии? Как говаривал граф Шафтсбери, один

из идеологов создания пейзажных парков в Англии, сады и рощи внутри нас...

Название этой книги - "100 великих заповедников и парков" - несколько условное.

В ней рассказывается не только о городских парках, дворцово-парковых ансамблях,

национальных парках и заповедниках, но и о парках аттракционов, зоологических

парках и знаменитых ботанических садах мира.

ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ АНСАМБЛИ, ГОРОДСКИЕ ПАРКИ

АВСТРИЯ

Шенбрунн

Дворцово-парковый ансамбль Шенбрунн расположен в юго-западной части Вены, далеко

от центра. В состав бывшей императорской резиденции входят дворец и большой

парк, состоящий из нескольких самостоятельных частей. К парку относятся

ботанический сад (основан в 1753 году) и зоопарк (основан в 1752 году, это

старейший зоопарк в Европе).

С 1569 года здесь был охотничий замок императоров. Согласно легенде, в 1619 году

император на охоте нашел источник, вода которого так понравилась при дворе, что

родник стали именовать Прекрасный источник - Шёнер-Бруннен (этот источник и дал

имя поместью). Правда, во время турецкой осады 1683 года поместье было сожжено.

В 1688 году император Леопольд I решил построить в этих краях резиденцию для

своего сына (будущего императора Иосифа I). По его заказу архитектором Фишером

фон Эрлахом вскоре был создан проект дворцового ансамбля, согласно которому пять

огромных террас с фонтанами должны были подниматься к дворцу с флигелями

полуокружной формы и парадным входом. Однако идея архитектора Фишера фон Эрлаха

так и осталась на бумаге. Зодчий спроектировал дворец заново. Строительство

императорской резиденции было начато в 1692 году по образцу Версаля, а закончено

во время правления Марии Терезии.

По замыслу архитектора, через ворота, украшенные обелисками, можно было попасть

в так называемый почетный двор, окруженный одноэтажными корпусами и

оборудованный двумя бассейнами. В архитектуре здания должны были преобладать

прямолинейные формы, однако бо-

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

ковые флигели, лестница и верхний павильон привносили в проект ощущение свободы

и непринужденности.

Шенбрунн должен был занимать высшую точку местности. От его фасада должен был

открываться вид на лежащие перед ним сады с террасами, водоемами и аллеями и

дальше - на Вену, на восток до самой венгерской границы. Фишеру не удалось

осуществить этот грандиозный замысел. По приказу императора замок был построен

не на вершине, а у подножья холма. Наверху же по эскизам Фишера фон Эрлаха был

сооружен павильон Глориетта.

Позже резиденция несколько раз переделывалась, по мере того как менялись вкусы

ее владельцев и мода. В здании, сохранившемся до настоящего времени, отчетливо

обозначены детали классицизма. Плоскую крышу сейчас украшает средний ризалит со

стороны двора и сада (вместо фи-шеровского павильона). В цокольном этаже

появился сквозной проезд. Тем самым та легкость, к которой стремился Фишер фон

Эрлах, со стороны почетного двора исчезла. У тех, кто видит летнюю резиденцию,

появляется иное ощущение: поражают его огромные размеры и строгость.

Фасад дворца, обращенный к саду, пластичнее. Центральная часть со скругленными

углами шире, выдается сильнее. Желтый с белыми колон-

10

100 великих заповедников и парков

нами дворец особенно выигрышно смотрится на фоне зелени и цветочных клумб.

Шёнбруннский парк огромен. Впечатляет его масштабный центральный партер с

газонами и цветочными клумбами, окаймленный высокими зелеными стенами. В зеленых

стенах стоят мраморные статуи. Фонтан Нептуна, также огромный, замыкает партер.

А по бокам от партера идут в разные стороны аллеи. М. Сененко пишет: "Эти ровные

сплошные лиственные фасады, поддержанные, как колоннами, рядами стволов,

обладают удивительной силой воздействия. С природой здесь вступают в

единоборство всерьез и, побеждая, заставляют ее с несравненной мощью выразить

пафос пространства, величия, движения. Трудно представить, каков был вид парка,

когда деревья еще не разрослись, но усилия природы и человека за прошедшие два

столетия сделали его совершенным произведением искусства".

Архитектор Фердинанд Хоэнберг сделал планировку аллей и террас парка, осуществил

его замысел Адриан ван Стекховен. В мастерской Бей-ера создавались статуи.

Планировка парка выполнена так, что на перекрестках аллей всегда оказываются

бассейны, фонтаны, а в перспективе виднеется дворец или какой-нибудь павильон, в

крайнем случае - памятник. Площадки вокруг бассейнов окружены боскетами с

нишами, здесь же стоят мраморные статуи.

Недалеко от дворца возведен павильон над источником, который дал название всей

резиденции. В нем можно видеть фигуру полулежащей нимфы Эгерии, опирающейся на

урну, из которой течет вода (скульптор Бей-ер). Наоборот, фигура большого

фонтана - Нептун выполнена в динамике (скульптор Цаунер).

Обращает на себя внимание павильон Глориетта (архитектор Хоэнберг), посвященная

императорской армии. Она расположена в противоположной от дворца стороне парка.

Издалека это сооружение кажется довольно легким, воздушным, на самом деле оно

достаточно капитально сделано для садового павильона. Среднюю часть здания

завершает тяжелый аттик с орлом и трофеями наверху, ее опоры держатся на двух

парах колонн. Находясь в этом павильоне, можно любоваться одновременно и Веной,

и ее пригородами.

Дворец Шёнбрунн открыт для посетителей круглогодично. Комнаты, как правило, не

очень большие. Самый просторный зал дворца - Большая галерея. Ее потолок украшен

фресками Грегорио Гульельми. Работы мастера вставлены в причудливые обрамления

голубого, золотистого и

Дворцово-парковые ансамбли, городские парки

11

красноватого цвета; они кажутся яркими и насыщенными на фоне решенного в

двуцветной гамме зала.

Небольшая, так называемая Миллионная комната вызывает неподдельный восторг у

экскурсантов. Гиды говорят, что отделка этой комнаты стоила миллион гульденов, а

в ее многочисленных зеркалах можно видеть миллион отражений. Стены комнаты

обшиты панелями из розового дерева, в которые вставлено множество картушей с

индо-персидскими миниатюрами.

Стены Лаковой комнаты обшиты красным деревом, украшены китайскими лаковыми панно

с золотистым рисунком.

В Гобеленном зале стены и мебель покрыты нидерландскими гобеленами зеленовато-

коричневого цвета с сюжетными рисунками.

М. Сененко пишет: "При всей пышности некоторых дворцовых зал в целом на

оформлении лежит печать некоторой сухости, мелочности. Если стиль их может быть

назван стилем рококо, то, во всяком случае, в очень сдержанном его варианте. Это

невольно связывается с представлением о вкусах не только архитекторов и

художников, но и их заказчицы".

В XIX столетии в Шёнбруннском дворце собирались довольно часто. За неделю до

бала начинали отапливать помещения. А чтобы одновременно зажечь 880 свечей,

требовалось не менее 150 слуг. Для самых важных гостей выбирали самые длинные

свечи, для менее желанных - короче (считалось, что бал заканчивается тогда,

когда догорают свечи).

Шёнбруннский дворец хранит воспоминания о долгом царствовании (1740-1780) Марии

Терезии. Стены дворцовых комнат увешаны портретами самой императрицы, ее супруга

Франца - герцога Лотарингского и германского императора, их детей.

Шёнбрунн дважды избирал своей резиденцией Наполеон, который с войсками в 1805 и

1809 годах занимал Вену. В Шёнбрунне жил и сын Наполеона; он умер в двадцать лет

в комнате, где когда-то останавливался его отец.

  1. Сто великих заповедников и парков (1)

    Документ
    После того как была изобретена система ирригации, появилась возможность создавать сады для того, чтобы в них выращивать овощи и фрукты специально для продажи Новый этап в садовом искусстве начался с появлением плугов с железными лемехами.
  2. Указатель Биология Абрахина Н. О. Заповедники России: учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /Н. О. Абрахина, С. М. Соколовская

    Указатель
    Абрахина Н.О. Заповедники России: учебное пособие для учащихся 5 -9 классов /Н.О. Абрахина, С.М. Соколовская; Под ред. З.И. Тюмасевой. - Челябинск: Взгляд, 2003.
  3. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  4. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  5. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  6. Сто великих загадок природы (2)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  7. Книга рассказывает о самых знаменитых из богов, которым поклонялись в прошлом, а отчасти поклоняются и теперь разные племена и народы. (1)

    Книга
    Перечни наиболее значительных произведений мировой литературы (научной и художественной) всех времен и народов составлялись и издавались неоднократно.
  8. Книга рассказывает о самых знаменитых из богов, которым поклонялись в прошлом, а отчасти поклоняются и теперь разные племена и народы. (2)

    Книга
    Существует много определений гениальности. Например, Ньютон полагал, что гениальность – это терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Гёте считал, что отличительная черта гениальности – умение духа распознать, что ему на пользу.
  9. Элективный курс «Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России» Автор: Ерёмина Татьяна Аркадьевна, учитель биологии школы №1944, г. Москва (id 057) «Берегите Землю! Берегите…» М. Дудин

    Элективный курс
    Задача элективного курса «Охрана растительного и животного мира. Охраняемые территории России» расширение и углубление знания о природных зонах, животном и растительном мире, который нуждается в защите и охране, о роли животных и растений

Другие похожие документы..