Методические указания для подготовки к вступительным экзаменам Уфа 2011

БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ФИЛИАЛ)

АКАДЕМИИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В помощь поступающим

Методические указания для подготовки
к вступительным экзаменам

Уфа 2011

УДК 371.3

ББК 74.2

В 11

В помощь поступающим : Справочное пособие для подготовки к вступительным экзаменам / Авторы-составители Абдулина З.М., Вельц Р.Я., Тугузбаев Г.А., Черкесова Н.Н., – Уфа: РИО БИСТ, 2011. – 36с.

Пособие предназначено для абитуриентов БИСТ (филиала) АТиСО. Содержит программы вступительных экзаменов по истории России и обществознанию, перечень примерных вопросов для подготовки к экзаменам с планами-конспектами ответов, глоссарий.

УДК 371.3

ББК 74.2

В 11

 Матвеева Л.Д., Вельц Р.Я.,

Хамидуллина А.С., 2011

 БИСТ (филиал) АТиСО, 2010

Программа для подготовки к экзамену по русскому языку

Общие сведения о языке

Русский литературный язык – нормированная и обработанная форма общенародного языка.

Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Основные лингвистические словари.

Система языка

Язык как система. Основные уровни языка.

Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме. Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения. Изобразительные средства фонетики русского языка.

Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение-понижение голоса, тон речи и др.). Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Лексика и фразеология.Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значениеслов как основа тропов. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмыи историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы. Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова-термины. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка.Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики. Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи. Морфемные и словообразовательные словари.

Морфология. Части речи в русском языке.

Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению. Способы образования имен прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных. Склонение числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.

Глагол: Значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Способы образования глаголов.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.

Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.

Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.

Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.

Междометие. Значения междометий. Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.

Простое предложение. Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений. Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные слова и вводные предложения.

Сложное предложение. Типы сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов. Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений. Бессоюзные сложные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Предложения с прямой и косвенной речью. Синонимия синтаксических конструкций. Изобразительные средства синтаксиса.

Культура речи.

Культура речи, ее предмет и задачи. Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи – нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы. Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

Орфография и пунктуация.

Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации.

Орфография как система правил. Разделы русской орфография и принципы написания. Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания. Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

  1. знаки препинания в конце предложения;

  2. знаки препинания внутри простого предложения;

  3. знаки препинания между частями сложного предложения;

  4. знаки препинания при передаче чужой речи;

  5. знаки препинания в связном тексте.

Текст.

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

Примерные задания

А1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Приют 2) съесть 3) смеются 4) грустный

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) завИдно 3) нефтепровод

2) квАртал 4) пОняла

А3. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ?

  • Пришедшие к нему посетители никак не ожидали такого ВРАЖДЕБНОГО приёма.

  • Вернувшиеся разведчики подтвердили, что за лесом расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

  • Всё чаще и чаше уставшая от губительного влияния человека природа выступает в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы.

  • Никто не может объяснить, и прежде всего они сами, почему буквально с первой встречи между ними сложились крайне ВРАЖДЕБНЫЕ отношения.

А4. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка в образовании формы слова.

1) беспокоиться за брата

2) несколько гектаров земли

3) быстрые катера

4) без двухсот пятидесяти конвертов

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Услышав приятную новость о победе в отборочном туре,

  1. участникам хора предстоит много трудиться, чтобы стать призёрами конкурса.

  2. Павел ещё яростнее стал добиваться слаженности в звучании голосов всех хористов.

  3. голоса хористов зазвучали ещё более торжественно.

  4. стало легко и радостно.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Крепость, построенную новгородцами в 1323 году на Ореховом острове, назвали «Орешек».

  2. Все, кто был в этот день на стадионе, восторгаются игрой центрального защитника.

  3. Памятник Александра Сергеевича Пушкина на Тверском бульваре является одним из самых любимых и почитаемых.

  4. Посвященные итогам ушедшею года результаты опроса населения опубликованы в сегодняшнем выпуске газеты.

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Беше(1)ая скачка на разгорячё(2)ом коне, нежда(3)ые слёзы помогли нам раскрыть загадку этой личности.

1)1 2)1,3 3)2,3 4)3

А8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) оп...саться, упл...тнить, расст...лить

2) прил...скать, усл…жнить, отк...зать

3) ид...ология, вин...грет, альп...нист

4) сож...леть, р…вновесие, пог...релец

А9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…творяться, пр…тендовать, пр…градить

2) роз...ск, небез…звестный, не...звестный

3) ря...жалобить, в...бираться, не...добровать

4) ин…екция, неот…емлемый, пред...юбилейный

А10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) вывез...нный, зависимый

2) обвеш...нный покупками, раду...шься

3) вид...мый, останов...шь

4) счита...шь, колебл...мый

А11. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. кле..л В. вспыльч...вый Б. выскак...вать Г. стуш...ваться

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Как н(1) придумывал Манилов, как ему быть и что ему делать, но н(2)чего другого н(3) мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струёю.

1) 1,2 2) 2 3) 2,3 4) 1,3

А13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) добиться успеха, нужно смело идти (НА)ВСТРЕЧУ всем жизненным трудностям.

2) ЧТО(БЫ) ему ни говорили, он смело шёл (В)ПЕРЁД.

3) Юноша шёл (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями, о которой он думал (В)ТЕЧЕНИЕ всей прошлой недели.

4) Мы увидели, как (ОТ)ТОГО берега отошла лодка, и решили пойти порыбачить на (ТО)ЖЕ место.

А14. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Александровская колонна, украшающая Дворцовую площадь, установлена на пьедестал без креплений ( ) и держится она только благодаря своей силе тяжести.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Осень пришла по традиции неожиданно (1) и (2) принеся с собой ярко-горестные краски (3) опять удивила всех (4) созданной за одну ночь (5) поразительной картиной.

1) 1,2,3,4,5 2) 2,3 3) 2,3,4,5 4) 4,5

А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Каких только рыб нет на свете, а (1) между тем (2) только немногие из них встречаются в наших водоёмах. Люди приходят на Птичий рынок полюбоваться и (3) может быть (4) купить какую-нибудь ярко-рыжую или с сиреневой полоской рыбку.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,3

А17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Это выступление было ярким и неожиданным и всем очень понравилось.

2) А снег всё падал и падал и никак не мог прекратить своё торжественное падение.

3) Я прошёл мимо белого дома с террасой и мезонином и передо мной неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней.

4) И вдруг повеяло очарованием чего-то родного и очень знакомого и горячо любимого.

А18. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Передо мной было большое (1) занесённое снегом (2) болото (3) из-под белой пелены (4) которого торчали редкие кочки.

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2, 4

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Известно (1) что (2) если музыкант долго не подходит к инструменту (3) то пальцы его теряют гибкость (4) и утрачивается лёгкость игры.

1) 1,3 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,3,4

А21. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой.

2) Мы решили остановиться у первой же реки, которую встретим на пути.

3) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились и горах.

4) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными валами.

  1. Методические указания для подготовки аспирантов по специальности научных работников 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Методические указания
    Содержанием специальности 12.00.01 – «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» являются идеи, представления, конструкции, понятия и категории, гипотезы и прогнозы, отражающие современный уровень знаний
  2. Методические указания для подготовки аспирантов по специальности научных работников 12. 00. 03 Гражданское право

    Методические указания
    Содержанием специальности 12.00.03 – "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право" является исследование системы имущественных и личных неимущественных отношений, складывающихся
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональные навыки менеджера» уфа-2011

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по программе высшего профессионального образования по специальности: 080500.
  4. И науки кыргызской республики II том "зачем нам чужая земля " русское литературное зарубежье хрестоматия учебник. Материалы. Бишкек 2011

    Список учебников
    Работа создана в помощь изучающим литературу русского зарубежья, необычна и отличается от аналогичных работ. Ее охват от посланий князя Курбского до наших дней дает возможность представить многообразие русской литературы, существующей
  5. Контрольная работа ( 1 вар. 2 вар. 3 вар.), указания и литература Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ министерство образования и науки российской федерации

    Контрольная работа
    Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (30)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 – «Филология» и профилю подготовки Немецкий язык и литература.
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (39)

    Основная образовательная программа
    4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700 – «Филология».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (302)

    Основная образовательная программа
    5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 032700 – «Филология» в Сибайском институте (филиале) ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет».
  9. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\

Другие похожие документы..