Предмет философия. Контрольная работа 2006. Источник

Предмет – философия. Контрольная работа – 2006. Источник: /

Этот текст колонтитулов легко может быть удалён

Оглавление

Введение 3

1. Предметное самоопределение философии. 4

2. Предмет философии. 9

3. Существенные признаки философского знания. 10

Заключение. 16

Литература 19

Введение

Мир, в котором мы живем, в начале XXI века находится в полосе глубоких перемен; в ходе их до неузнаваемости перестра­ивается и будет перестраиваться весь уклад нашей жизни. Собст­венно, весь приближающийся к своему завершению век не имеет себе равных во всемирной исто­рии по масштабам и основатель­ности преобразований, соверша­емых людьми.

Суть этих преобразований в том, чтобы каждому, именно каждому члену общества открыть максимальные возможности для развития и реализации своих способностей, для активного и сознательного участия в созида­нии новой жизни, достойной человека труда.

Но у преобразований, о которых идет речь, есть и другая сто­рона — сама возможность их осуществления находится в прямой зависимости от того, насколько каждый из нас окажется в состоя­нии включиться в общее дело революционной перестройки жизни, определить свое место в созидательной работе, направленной на достижение идеалов гуманного и демократического общества. А занять такую позицию, принять на себя полную меру ответ­ственности за будущее невозможно, если не уразуметь существо процессов обновления, охватывающих и нашу страну, и весь мир.

Нынешнее время — время масштабных задач и больших свер­шений — требует высоко профессионально подготовленных спе­циалистов, способных к продуктивному труду в самых разных сферах жизни. Вместе с тем современный специа­лист — это не просто грамотный исполнитель спускаемых откуда-то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то 5 —10 лет назад, этого казалось вполне достаточно; сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту, да, впрочем, и к каж­дому труженику, более высокие требования — ему необходимо осмысленно или, выражаясь философским языком, разумноотно­ситься к тому, что он делает, видеть свое дело в связи с делами других. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выра­жаемых и отстаиваемых разными социальными группами, разными людьми; мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкрет­ного индивида или особой социальной группы, но и с точки зре­ния интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действитель­ности.

Но, как мы знаем, способность к разумному мышлению у человека не является врожденной — ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления — усвоение выс­ших достижений философской культуры.

Тема, выбранная мной для контрольной работы, в свете вышесказанного, очень актуальна. Ведь именно предмет философии позволяет нам понять, осмыслить сущность происходящих процессов, действительно по философски определить свою сущность, выбрать своё место в жизни. Но перед этим необходимо разобраться в том, что же такое «предмет философия», определить круг задач которые здесь решаются.

Целью данной работы является – ознакомится с предметным самоопределением философии, выявить тот исторический путь который прошла эта наука до своего самоопределения, найти источники возникновения философских мыслей, концепций и определений. Выявить, какую роль философия играет в современном мире.

1. Предметное самоопределение философии.

Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не про­никая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными — как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стерео­типов. Этого, конечно, недостаточно для того, чтобы выработать самостоятельную жизненную позицию, чтобы обосновать свои иде­алы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии — непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу, и он чаще раскрывает проблемы и противоре­чия, чем дает окончательные решения. Но для того чтобы по-настоящему, всерьез уразуметь современную действительность и не оказаться беспомощной щепкой в водовороте перемен, надо отва­житься ступить на этот путь.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных по­нятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построе­ний,— в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь в виду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действи­тельности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно — поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и является той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

Рассмотрение вопроса о предмете и функциях философии связано с выяснением отношения философии и частных наук в историческом аспекте и предполагает определенную оценку концепции "распочкования предмета философии" и концепции "предметного самоопределения философии".

Концепция "распочкования" имела своей исторической предпосыл­кой формирование вопроса о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы и обнаружение недостаточности натурфилософ­ских построений. Ее основы закладывались в XVIII в., а свое оформ­ление она получила, вероятно, не позднее первой половины XIX в. в трудах основателя позитивизма О.Конта.

Уловив действительный кризис натурфилософии и рост автоном­ности частнонаучного знания, О.Конт развил учение о трех стадиях человеческого мышления: теологической, метафизической и позитив­ной. Всю традиционную ("доконтовскую") философию он отождествил с метафизической стадией. Философия как метафизика сыграла, с его точки зрения, исторически полезную роль, но затем превратилась в анахронизм. Предмет философии стал изменяться. Появление частных наук постоянно сужало рамки философии. В конце концов "предмет" философии должен "распочковаться". Как утверждал его сторонник В. В. Лесевич, содержание философии "разобрано по частям отдельны­ми науками", философия "распалась, разложилась"1. То же положение выражено В.Виндельбандом: "Философия подобна королю Лиру, который роздал своим детям все свое имущество и которого вслед затем, как нищего, выбросили на улицу"2. Вследствие такого понимания предмета философии в классификации наук О.Конта не нашлось места философии, которая, по его мнению, не может иметь собственного предмета познания, а потому и быть самостоятельной наукой. Если О.Конт и признавал какую-то "философию", то именно такую, которая растворена в пози­тивном знании, выступает учением о науке вообще и о методах частных наук, т. е. не выходит за границы совокупного частного знания.

Таково существо концепции "распочкования" предмета философии. Однако уточним смысл термина "философия".

Обращаясь к истории философии, мы обнаруживаем, по крайней мере, три главных понятия философии. Первое можно назвать "староантичным", второе — "традиционным", третье — "современным". Первое понятие философии связано с историческим отделением совокупного научного знания от нефилософских мировоззрений - от мифологии (в античном мире) и от богословия (в эпоху Возрождения).

Второе понятие — с историческим разграничением общего ("теорети­ческого") от частного (эмпирического) в пределах самой науки.

В античной (древнегреческой) философии термин "философия" означал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, этику) в противоположность вере. Подобное пони­мание философии пронизывает труды Аристотеля. Философия подразделялась им на философию теоретическую—(умозрительную), практическую (науки "практические" это науки о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). В свою очередь, каждая из них также состояла из частей: философия теоретическая (включая математику, физику, метафизику), философия практическая (этика, экономика, политика), философия изобразительная (поэтика, риторика, искусства).

К области "философии" в ту эпоху нередко относили искусство и знание об общих нормах поведения людей. "Эстетика" и "этика", подобно науке, постепенно отделялись от мифологии, религии и по­лучали свою понятийно-рационалистическую трактовку в первоначаль­ных материалистических и идеалистических философских системах. Происходил процесс объединения науки, этики и эстетики в рамках единого знания. Рационализированное искусство и рационализирован­ная этика хотя и были еще связаны с мифологическим мировоззрением, но своим вхождением в "философию" уже заявили о своей несовмести­мости с верой. Значительно слабее в тот период было выражено противопоставление философии как общего (и в этом смысле теорети­ческого) знания прикладному знанию. В эпоху средневековья такое понятие философии сохранилось, несмотря на подчинение философии теологии.

В период европейского научного Возрождения вместе со вторым историческим "отделением" знания от нефилософского мировоззрения (от религии) понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Она — не просто представитель научного знания или какая-то его часть, а все (или почти все) это знание.

Творец "Великого Восстановления Наук" Ф.Бэкон (1561—1626) делит все науки на три больших раздела в зависимости от свойств человеческой "души": памяти соответствует наука история, разуму — философская наука, воображению — поэзия. Философия делится у него на естественную теологию, естественную философию и учение очеловеке. Естественная философия включает в себя физику и метафизику, философия человека — науки, изучающие тело и дух (в равной мере логика, медицина, косметика). Другой родоначальник философии развивающегося капитализма Р. Декарт (1596—1650) писал: "Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из того ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике"3. И у Ф.Бэкона и у Р.Декарта понятие "философии", таким образом охватывало все теоретическое и эмпири­ческое знание, в первую очередь естественные теоретические науки.

В соответствии с этим в XVII—XVIII вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретическую механику, биологию и другие науки. Сочинение И.Ньютона по механике озаглавлено "Математиче­ские начала натуральной философии" (1687 г.), книга К.Линнея по основам ботаники — "Философия ботаники" (1751 г.), сочинение Ж. Б. Ламарка по биологии — "Философия зоологии" (1809), один из капитальных трудов П. С. Лапласа назывался "Опыт философии теории вероятностей" (1814).

"Староантичное", наиболее распространенное в науке того времени и в обыденном сознании, понимание философии представляло в сущ­ности вовсе не философию в близком к нам значении. Это исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию вообще, его целесообразно квалифицировать как, "протознание," ("пранаука", "преднаука"). Предмет "протознания" был тогда интегрированным (вернее — нерасчлененным или слабо расчлененным) предметом всех наук, т.е. это была вся действительность. Именно из этого "протознания" (а не из философии) и выделялись отдельные науки.

Наука в целом как социальный институт общепризнанный фактор культуры сформировалась в период с середины XV в. до конца XVII в. Вторая половина XVII в. была завершающей фазой этого процесса. Обрели самостоятельность механика, астрономия и математика, хотя первые намеки на возможность их отпочкования обнаружились еще в послеклассический (эллинистический) период древности. Процесс превращения химии в науку происходил с начала второй половины XVII в. до последней четверти XVIII в. Отделение геологии произошло в конце XVIII — начале XIX в.; наука биология была создана в XIX в. В самостоятельную науку с середины XIX в. стала превращаться ант­ропология. Формирование общественно-экономических наук заверша­ется во второй половине XIX в. В XX в. стали также самостоятельными некоторые дисциплины, связанные с изучением мышления (например, психология). Таким образом, сначала отделялись от "протознания" (но не тождественно) к понятию "метафизика" в первом из его значений. Если брать два исторических понятия философии — "протознание" и "метафизика", то напрашивается вывод, что к современному понятию философии ближе понятие "метафизика" ("первая философия"), а не понятие "протознание".

В рамках "протознания" философское знание, подобно физическо­му, биологическому и другим системам частного знания, постепенно формировалось, созревало и подготавливалось к отпочкованию. Изве­стная трудность отпочкования обусловливалась тем, что сама филосо­фия выступала в форме натурфилософского, глобально "теоретического" знания, включавшего в себя умозрительные построе­ния частноэмпирических наук. Но отягощенность метафизики натур­философским элементом не была столь весомой, чтобы воспрепятствовать становлению философии как науки; в ней росла тенденция к оформлению в самостоятельную науку. Эта тенденция Достигла апогея в системе философии Гегеля. Впервые по существу верно и четко, правда, в неадекватной форме, были осмыслены основ­ные всеобщие законы. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от "протознания", с одной стороны, от частных наук – с другой завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т.е. и в сфере теоретической).

Изложенная трактовка изменения предмета философии может быть названа концепцией предметного самоопределения философии. Между нею и концепцией "распочкования" предмета философии" имеется существенное различие, состоящее не только в расхождениях по поводу того, что считать предметом и философией. Концепция "распочкова­ния" рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается прин­ципиально иным, нежели любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в принципе, в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки. Философия по своему происхождению не имеет приори­тета перед другими науками, если принимать во внимание не термин, а реальное содержание.

  1. Контрольная работа №

    Контрольная работа
    Сборник контрольных работ для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности: 260807 Технология продукции общественного питания.
  2. Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

    Методические рекомендации
    Сборник контрольных работ для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности: 100701 Коммерция (по отраслям).
  3. Контрольная работа контрольная работа является одной из важнейших форм учебного процесса. Выполнение письменного контрольного задания помогает выработать навыки самостоятельной работы с первоисточниками,

    Контрольная работа
    Контрольная работа является одной из важнейших форм учебного процесса. Выполнение письменного контрольного задания помогает выработать навыки самостоятельной работы с первоисточниками, приобрести умение подбирать и анализировать дополнительную
  4. Контрольная работа по дисциплине «гражданское право»

    Контрольная работа
    Настоящие методические рекомендации подготовлены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержат задачи и задания по темам курса Общей части гражданского права.
  5. Методические рекомендации по подготовке и оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения специальности (направления) «юриспруденция»

    Методические рекомендации
    В методических указаниях содержатся требования, предъявляемые к подготовке и оформлению контрольных работ студентами очного и заочного отделений по специальности (направлению) «Юриспруденция».
  6. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения Методические указания по подготовке контрольных работ

    Контрольная работа
    Написание контрольной работы является одной из форм обучения студен­тов, предусмотренной учебным планом и направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.
  7. Агропромышленный комплекс контрольная работа нормативная база планирования

    Контрольная работа
    б) индекс условного физического объема энергоресурсов и изменение стоимостного объема энергоносителей за счет изменения условного физического объема; в) индекс стоимостного объема энергоносителей и абсолютное его изменение.
  8. Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по дисциплине «Основы менеджмента и маркетинга»

    Методические рекомендации
  9. Контрольная работа по психологии 1

    Контрольная работа
    Психология (от греч.psyche – душа, logos-учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Другие похожие документы..