Методические рекомендации по организации и созданию приходской библиотеки

Отдел религиозного образования,

катехизации и миссионерства

Тамбовской епархии

Методические рекомендации

по организации и созданию

приходской библиотеки

Тамбов

2011

Святейший Патриарх Кирилл придает огромное значение деятельности православных библиотек. Выступая перед работниками Синодальной библиотеки, он, в частности, сказал: «Любая библиотека – это хранилище интеллектуальных ценностей».

Святейший Патриарх Кирилл особо отметил значение библиотеки как исследовательского центра: «Нельзя изучать историю, в том числе историю человеческой мысли, без библиотеки и архива. Настоящая библиотека всегда становится местом интеллектуального творчества, местом чрезвычайно важной духовной активности человеческой личности».

Святейший также подчеркнул миссионерское значение активной деятельности православных библиотек: «Важно, чтобы при епархиальных управлениях, при крупных городских приходах и монастырях открывались или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковные библиотеки должны быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви.

Я полагаю, что на площадке библиотеки могут проходить важные встречи людей, заинтересованных в том, чтобы как можно больше знать о Церкви, о ее позиции по разным вопросам. Представители Церкви, которые заинтересованы слышать и понимать голос своих современников, должны принимать активное участие в работе библиотеки».

Содержание

1. Общие рекомендации по организации работы приходских библиотек Приложение № 1

2. Перечень необходимой документации для приходской библиотеки Приложение № 2

Приложение № 3

3. Научная и техническая обработка документа

Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

4. Список церковных изданий, не рекомендованных к распространению в РПЦ МП Коллегией по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета РПЦ

Приложение 8

5. Направления работы приходских библиотек и тематика мероприятий Приложение№ 9

6.Анкетадля приходских библиотек Тамбовской епархии

Приложение № 10

7. Сокращения слоя

Приложение № 11

8. Словарь библиотечных терминов

Приложение №12

Приложение № 1

Общие рекомендации по организации работы приходских библиотек.

  1. Очень важно, чтобы книги для библиотеки отбирал священник (обычно настоятель) или опытный мирянин по благословению настоятеля. Общая направленность, общий дух книг, составлявших библиотеку, должен соответствовать направленности духовной жизни в приходе. К сожалению, нередко издаются книги, вредные в духовном смысле. Не пропустить эти книги, дать комментарий к ним также входит в задачу подбирающего книги для библиотеки. Особенно полезные книги священник может рекомендовать к чтению на проповеди или в частных беседах с прихожанами.

  2. В библиотеке полезно устроить выставку книжных новинок, а также тематические выставки.

  3. Лучшими, в общем случае, библиотечными днями являются суббота и воскресенье (между службами).

  4. Следует поработать в направлении создания уголков православной литературы в светских библиотеках города, района, в больницах, интернатах, местах заключения. В каждом случае нужно учитывать потребности и интересы, духовный и культурный уровень читателей. Часто в этом деле помогают деньгами местная администрация, спонсоры. На полученные средства книги лучше приобретать в крупных издательствах, хотя бы небольшим оптом, что будет дешевле. Для создания таких библиотек можно подключить прихожан. Опыт показывает, что они охотно откликаются на просьбу пожертвовать книги, только в объявлении нужно четко обозначить, в какой литературе есть нужда.

Говоря о перспективах развития церковных библиотек, необходимо отметить, что сейчас такие предметы, как История Христианства, Основы православной культуры, Теология входят в программы многих средних и высших светских учебных заведений. Такие учебные курсы требуют немалого количества духовной литературы, чего не могут сейчас позволить себе школьные и районные библиотеки. Это ставит вопрос о создании в городах крупных приходских библиотек, которые могли бы удовлетворять запросы не только прихожан, но и разных категорий учащихся и преподавателей. Такие библиотеки смогут в большей степени содействовать подготовке катехизаторов и просвещению народа.

Как правило, приходские библиотеки начинаются с подоконников или столов, где пишут записки. Туда многие приносят из дома свои уже прочитанные книги. Вот этот фонд и может составить начало библиотеки вашего прихода. Вообще о пополнении библиотеки можно не особенно беспокоиться – прихожане быстро наполнят ее своими уже прочитанными книгами.

  • Для начала нужно найти библиотекаря. Это должен быть человек, разбирающийся в православной литературе, чьему мнению в рекомендации книг доверяет настоятель храма, умеющий приветливо и по-доброму поговорить с читателями.

  • Следующий шаг – помещение. Начинается библиотека, как правило, с большого шкафа, в будущем может потребоваться большее помещении.

  • Книги нужно сортировать, как и везде, по разделам и категориям. У библиотекаря всегда должен быть свой список тех книжек, которые можно дать начинающим читателям, чтобы привить им любовь к православным книгам.

  • Примерный список книг:

– Архим. Иоанн Крестьянкин «Опыт построения исповеди» Часть 1. Часть 2.

– Отец Арсений – лучшее чтение для новоначальных, еще никто не возвращал эту книгу без слез благодарности.

– Письма старца Паисия Святогорца.

– «Дар любви» – книга о погибшем о. Феодоре Соколове: рассказывет не только об удивительном священнике, но и о вере, приходской жизни, о редких современниках.

– «Под кровом Всевышнего»: матушки Натальи Николаевны Соколовой – люба женщина прочитает с огромным удовольствием и пользой. Довелось мне встретить и тех, кого эта книга привела в храме, причем, среди них были и мужчины.

– Пояснение Божественной Литургии и Всенощного бдения

– «Куда пропали снегири» и «Где живут счастливые» Натальи Сухининой

– Миссионерские письма свт. Николая Сербского.

– Л.Миллер «Cвятая преподобномученица Елизавета Феодоровна» – одно из лучших жизнеописаний когда–либо написанных, едва ли оставит равнодушным любого читателя.

– Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна.

– Закон Божий прот. Серафима Слободского.

  • Записись читателей производится без паспорта, в читательский билет вносится фамилия, имя, отчество, адрес и телефон, который может понадобиться, если читатель будет держать книгу дольше полугода. Книги выдаются на определенный срок. Книги почти никогда не пропадают, а вот забывают прихожане о взятой в библиотеке книге очень часто. Есть еще непростой момент. Воскресный день, библиотека свою работу давно закончила, а библиотекарь остался разбирать книги. После службы в течение дня в храм заходят многие: поставить свечку, написать записку. К сожалению, редко такие читатели становятся регулярными и не всегда возвращают книги. Поэтому, можно и предложить прийти в часы работы библиотеке: те, кто действительно хочет прочитать больше о православии. Но здесь нет универсального решения, нужно иметь в виду обе возможности.

  • Среди поступающих пожертвований в библиотеке обычно много молитвословов и Библий – бесплатных протестантских изданий. К таким книгам необходимо подходить более внимательно. Если текст Библии в Синодальном переводе, то выдавать его можно смело, а несколько десятков страниц протестантских комментариев можно смело удалить из книги.

  • Большинство читателей библиотеки в первый раз в жизни читают православные книги. Тем, кто приходит за первыми книгами, важно не дать той книги, которая окажется для них сложна.

 Перед библиотекарем стоит важная задача – заинтересовать читателя, а не отбить надолго интерес к православным книгам. Причем здесь нет универсального выхода: те книги, которые кажутся нам самыми лучшими и понятными, будут для других сложны и скучны. Один из возможных путей решения: давать читателю несколько книг.

Категории и рубрики

АКАФИСТЫ

АНГЕЛЬСКИЙ МИР

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

В СКОРБИ И В БОЛЕЗНИ

ВОИНСТВО ХРИСТОВО

ВОСПОМИНАНИЯ И ДНЕВНИКИ

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ OTЦОB

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ДУХОВНАЯ ЛИРИКА

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ЧУДЕСА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ЖИТИЯ И ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

Собрания житий

Жития избранных святых.

Прп. Серафим Саровский

Прп. Сергий Радонежский

СТАРЦЫ ОПТИНСКИЕ

ИЗ ДУХОВНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

ИМЕНА

КНИГИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

КНИГИ ПО ИСКУССТВУ

КНИГИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

ЛЮДИ И ДЕМОНЫ

МОЛИТВЫ И МОЛИТВОСЛОВЫ

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

О БОГОСЛУЖЕНИИ

О ГРЕХАХ

О КОНЧИНЕ МИРА

О МОЛИТВЕ

О МОНАШЕСТВЕ

О РОССИИ

ПЕРВЫЕ ШАГИ В XPAMЕ

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Подготовка к таинствам исповеди и Cвятого Причащения.

ПОУЧЕНИЯ

ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА

ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА

ПРАВОСЛАВНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

ПРОПОВЕДИ И ПИСЬМА

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СЛАВА БОГОМАТЕРИ

СЛОВАРИ

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТВОРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БОГОСЛОВОВ

ТОЛКОВАНИЯ.

Трапеза в посты и праздники

ЧУДЕСА

Периодические издания

Оформляем книги мы следующим образом: на книжку приклеивается кармашек для формуляра, проставляется печать на титульном листе и 17-й странице, книга заносится в список всех библиотечных книг и ей присваивается инвентарный номер – порядковый номер в списке книг. Затем название вносится в каталог по рубрикам.

Примерно так организуется жизнь приходской библиотеки.

Приложение №2

Документы учёта фонда:

1. Книга суммарного учёта (Образец «А»).

2. Инвентарная книга учёта основного фонда (Образец «Б»).

3. Журнал регистрации изданий, не подлежащих учёту.

4. Тетрадь учёта книг, принятых от читателей взамен утерянных.

5. Папка актов учёта движения основного фонда : списание, замена (Образец «В» ).

6. Папка актов учёта движения учебного фонда (накладные, списание, замена). 

Документация учёта работы библиотеки:

1. План работы.

2. Дневник работы библиотеки.

3.  Отчёт.

Основные структурные подразделения:

1. Абонемент.

2. Читальный зал.

Величина фонда:

Общее количество единиц хранения – экз.
Учебная литература – экз.
Периодические издания – кол-во наименований

Услуги, оказываемые библиотекой:

1. Обслуживание читателей на абонементе.
2. Обслуживание читателей в читальном зале.
3. Оказание справочно-библиографической помощи:
- выполнение тематических справок;
- тематический подбор литературы;
- составление информационных списков поступившей литературы;
- уроки информационной грамотности;
- проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций.

4. Оформление тематических книжных выставок.

5. Проведение массовых мероприятий по плану работы библиотеки.

Образец «А»

  1. Методические рекомендации по подготовке к экзамену по дисциплине «Отечественная история»

    Методические рекомендации
    Возникновение государства. «Повесть временных лет» считает началом русской государственности призвание варягов во второй половине IX в. (в 862 г. на Русь пришли варяжский князь Рюрик и его братья).
  2. Методические рекомендации по курсу история России XIX в. 8 класс

    Методические рекомендации
    Девятнадцатый век в школьном курсе истории России наиболее “востребованный” в современной жизни России. Изменения, которые произошли в общественной жизни в девяностые годы двадцатого века поставили вопросы не только о будущем нишей
  3. Методический комплекс по этнологии для дневного отделения Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации,
  4. Методические рекомендации по проведению первого урока 2008-2009 учебного года по теме: «мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила»

    Методические рекомендации
    Учебный год в школах Москвы традиционно начинается с Первого урока, который проходит в День Знаний и задает тон новому этапу работы образовательных учреждений города.
  5. Методические рекомендации по проведению первого урока в 1 11 классах по теме: «от цифирной школы к цифровой» («от пера до компьютера»)

    Методические рекомендации
    Одна из традиций Московского образования состоит в ежегодном проведении 1 сентября урока, который является своеобразным камертоном нового учебного года.
  6. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века»

    Методические рекомендации
    Данное пособие содержит методические рекомендации по изучению отечественной истории в 6 и 7 классах. Автор ставил перед собой цель оказать практическую помощь учителям в организации учебного процесса и выборе оптимальных вариантов проведения уроков.
  7. Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология» Учебно-методический комплекс Составитель: к п. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    История педагогики и образования как область научного знания. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному

Другие похожие документы..