Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права»

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет Права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения

УМК-ИТФ

Учебно-методический комплекс

для слушателей магистерской программы

«История, теория и философия права»

на 2011-2012 учебный год

Москва-2011

УМК-ИТФ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «История, теория и философия права» на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор Анастасия Сергеевна Туманова: М. – НИУ ВШЭ. – 2011. – 267 с.

Аннотация

Учебно-методический комплекс содержит описание концепции программы, объясняет ее цели и задачи, а также характеризует содержание курсов программы «История, теория и философия права». В нем представлены программы учебных курсов магистратуры, дана концепция методологического семинара, тематика магистерских диссертаций, содержится перечень электронных ресурсов НИУ ВШЭ.

Поскольку ряд методических материалов находится в стадии формирования, они в УМК-ИТФ не включены и будут вывешены на сайте кафедры теории права и сравнительного правоведения в начале сентября 2011 года. Программы, включенные в учебно-методический комплекс, представлены для утверждения в Учебно-методический совет Факультета Права и НИУ ВШЭ.

В работе над УМК-ИТФ принимали участие Ю.Г.Арзамасов, Г.О.Бобкова, Р.Ю.Белькович, Е.К.Глушко, И.Н.Данилевский, В.Б.Исаков, В.И.Карпец, А.В.Ремигайло, А.А.Сафонов, А.С.Туманова, В.А.Четвернин.

© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011

© Анастасия Сергеевна Туманова, 2011

Концепция магистерской программы

«История, теория и философия права»

Необходимость и цели магистерской программы

Образовательная ситуация в сфере юриспруденции, сложившаяся в начале XXI века, требует внесения существенных изменений в систему подготовки юридических кадров. Современный юрист, завершивший обучение по программе высшего уровня профессионального образования (магистратура), должен быть гармонично развитым и широко образованным человеком, способным аккумулировать и применять в своей деятельности достижения зарубежной и отечественной юридической науки, чувствовать себя свободно и уверенно в новых общественно-политических и правовых реалиях.

К числу важнейших условий, определяющих успешность современных реформ в области образования, относится подготовка научных и научно-педагогических кадров в магистратуре с возможностью их последующего обучения в аспирантуре. В обоих случаях речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров, профессионально ориентированных на научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность. Магистратура и аспирантура являются как бы логическим завершением основной конструкции многоуровневого университетского образования, опирающегося на фундаментальное образование в рамках бакалавриата, с дальнейшей углубленной специализированной подготовкой и самостоятельной научной работой, предназначенного для воспитания интеллектуальной элиты.

В настоящее время реализуемые на факультете права магистерские программы имеют, как правило, ярко выраженную прикладную (инструментальную) или отраслевую направленность, в то время как магистерская программа общетеоретического плана отсутствует. Это существенно обедняет магистратуру факультета, а также ставит вопрос о степени эффективности использования профессорско-преподавательского потенциала кафедры теории права и сравнительного правоведения в процессе формирования магистерских программ.

Реализацией магистерской программы по теории и истории государства и права в настоящее время уже занимается ряд ведущих в сфере юриспруденции вузов Российской Федерации, в числе которых Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Саратовская государственная академия права, Уральская государственная академия права. К реализации схожей по своему содержанию программы «Сравнительные исследования правовых культур», направленной на подготовку специалистов в области сравнительного правоведения и правовой культуры, а также историков права, приступила в 2010 году Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина.

Кафедра теории права и сравнительного правоведения предлагает собственный проект магистерской программы, обусловленный направленностью научных исследований НИУ ВШЭ в целом как национального исследовательского университета, и кафедры теории права и сравнительного правоведения, в частности, научной специализацией ее профессорско-преподавательского состава.

Этот проект включает в себя три блока дисциплин: теоретико-правовой, историко-правовой и философско-правовой. Планируется расширение традиционного поля теоретико-исторических исследований за счет сравнительного правоведения – молодой и интенсивно развивающейся научной и учебной дисциплины, раздела правоведения, изучающего правовые системы различных государств путем сопоставления их государственных и правовых институтов. Акцент на преподавание традиционного блока теоретико-исторических дисциплин с позиций правовой компаративистики позволяет поставить юридическое знание на качественно новый научный и методологический уровень, расширить предметное и исследовательское поля не только теоретических, но и отраслевых юридических дисциплин.

Цель программы: подготовка высококвалифицированных юристов с широким междисциплинарным кругозором, готовых к научно-исследовательской и педагогической работе в научных и образовательных учреждениях, а также к практической работе в государственных и муниципальных учреждениях, некоммерческих организациях по вопросам, связанным с разработкой и обоснованием концепций институциональных реформ, выработкой моделей государственно-правовой политики с их последующим аналитическим обеспечением и нормативным сопровождением.

Достижение указанной цели предполагает решение двух принципиальных задач магистерской программы: 1) обеспечить юридическую подготовку магистерского уровня специалистам с базовым неюридическим образованием, нацеленным на работу в правовой и научно-образовательной сферах; 2) дать юридическую подготовку магистерского уровня бакалаврам юриспруденции, нацеленным на получение глубоких фундаментальных знаний в рамках базовых юридических дисциплин.

Обоснование потребности в магистрах данного профиля

Российский рынок труда испытывает кадровый дефицит в специалистах, обладающих, наряду со знаниями и навыками деятельности в различных областях правовой жизни, фундаментальной университетской правовой подготовкой, позволяющей осуществлять глубокий анализ проблем развития отечественной и зарубежной государственности, национального и международного права. Отсутствие такого рода специалистов является неблагоприятным фактором для правового сопровождения модернизационных и инновационных процессов, «запущенных» в современной России.

Также одной из острейших проблем современной российской юридической науки является сохранение научных традиций и преемственности направлений научных исследований. Мировой опыт организации науки свидетельствует о том, что потерю научных традиций, которые способны заложить ученые высшей квалификации, даже при благоприятных экономических условиях нельзя восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ по самым оптимистическим прогнозам требуется сформировать два-три поколения ученых. Отсутствие полноценной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в создавшихся условиях неизбежно приведет к снижению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации, к неиспользованию научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.

В связи с этим основной практической сферой применения компетенций, полученных магистром в ходе освоения программы «Теория и история государства и права, история правовых учений», станут следующие области профессиональной деятельности:

образовательная (работа в средних и средних профессиональных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);

научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, научно-исследовательских учреждениях);

экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, государственных органах и в третьем секторе);

организационно-правовая (работа в органах государственной власти федерального, регионального и местного уровня).

Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника органов государственной власти федерального, регионального и местного уровня, консультанта, эксперта.

Магистерская программа ориентирована на:

выпускников специалитета и бакалавриата НИУ ВШЭ, в особенности гуманитарных факультетов (права, политологии, государственного и муниципального управления, истории, социологии, философии);

выпускников специалитета и бакалавриата других высших учебных заведений Российской Федерации и иных государств;

государственных и муниципальных служащих, сотрудников общественных объединений, работников сферы образования и науки, деятельность которых диктует необходимость получения соответствующего уровня высшего юридического образования.

Набор компетенций, формируемых в процессе обучения

В магистерской программе «История, теория и философия права» выражена компетентностная модель подготовки магистров, которая формируется в рамках Болонского процесса и становится универсальной моделью высшего образования в европейских странах, в том числе в России, основой перехода к современным образовательным стандартам. Программа нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих современными фундаментальными знаниями в области теории государства и права, истории государства и права, философии права, истории правовых учений, сравнительного правоведения и способными:

выявлять факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства;

осуществлять анализ тенденций и содержания процессов становления и развития российской и зарубежных государственной и правовых систем;

использовать навыки применения сравнительно-исторических и теоретико-правовых знаний в ходе правотворческой и экспертно-аналитической деятельности;

проводить юридические и междисциплинарные научные исследования по проблематике магистерской программы как фундаментального, так и прикладного характера;

внедрять результаты осуществленных исследований в практическую деятельность государственных и муниципальных учреждений, общественных объединений;

использовать полученные знания и навыки в учебно-воспитательном процессе учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Программа направлена на формирование у слушателей разного типа компетенций:

социально-личностных, необходимых профессионалу для правильной оценки социально-правовых ситуаций, законодательной и правоприменительной практики, взаимодействия с коллегами в профессиональном сообществе;

общепрофессиональных, связанных с умениями решать профессиональные задачи на основе глубокого анализа определяющих тенденций государственно-правового развития общества, а также определения их взаимосвязи с социальными условиями развития права и государства в разные эпохи;

специальных, предполагающих формирование навыков исследовательской и научно-педагогической деятельности, а также практической работы в определенных направлениях, в том числе, решение задач правотворчества и правоприменения.

В процессе обучения по данной программе студенты магистратуры должны приобрести профессиональные компетенции, необходимые для осуществления:

организационно-управленческой деятельности в виде способности принимать оптимальные решения и воспринимать управленческие инновации в соответствующей сфере труда;

экспертно-консультационной, аналитической деятельности, состоящей в оценке законодательной и правоприменительной практики, подготовке проектов нормативных правовых актов и административных решений в сфере своей профессиональной деятельности;

научно-исследовательской деятельности в виде способности:

  • выбирать оптимальные методы исследования и разрабатывать новые, исходя из задач конкретного исследования, а также с учетом понимания архитектоники и внутренней логики государственного и правового развития;

  • обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом знания состояния научных исследований в области теории и истории государства и права, сравнительного правоведения и философии права;

  • вести научно-поисковую работу с привлечением современных информационных технологий;

  • представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями и с использованием современных средств редактирования и печати.

научно-педагогической деятельности в ходе формулирования и решения задач, связанных с работой в образовательных учреждениях и требующих углубленных профессиональных знаний;

культурно-просветительской деятельности в виде организации мероприятий, направленных на повышение общего уровня правовых знаний и правовой культуры граждан Российской Федерации

  1. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  2. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  3. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (3)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  4. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (4)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  5. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», содержит программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематику магистерских диссертаций и рекомендации по их написанию,
  6. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Магистр публичного права» (направление 521400 «Магистр юриспруденции») (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПП. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Магистр публичного права». Направление 521400 – «Магистр юриспруденции», 2009-2010 учебный год.
  8. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Магистр публичного права» (направление 521400 «Магистр юриспруденции») (2)

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи историко-теоретического раздела магистерской программы «Магистр публичного права». В УМК-МПП приведены программы учебных курсов, подготовленных кафедрой теории права и
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография Отечественной истории» Для направления/специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Историография Отечественной истории» предназначен для изучения студентами 5 курса исторического факультета Воронежского государственного педагогического университета и призван сыграть важную роль в профессиональной подготовке

Другие похожие документы..