Спецкурс «Основы исследовательской деятельности» Автор-разработчик Месюсина Т. А., учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназия №1 им. В.Я.Шишкова г. Бежецка Тверской области

Спецкурс

«Основы исследовательской деятельности»

Автор-разработчик - Месюсина Т.А.,

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Пояснительная записка

В настоящее время идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса являются ведущими и определяют направление педагогического процесса. Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам, развитию интеллекта и научного мировоззрения учащихся, но и формированию коммуникативных навыков.

Усвоение программы данного курса позволит учащимся приобрести умение проводить научный поиск, навыки аналитической деятельности и работы с научной литературой. Курс нацелен на всесторонне развитие способностей обучающихся, формирование личности, совершенствование навыков культуры общения, привитие навыков самостоятельной работы с литературой и документами.

Цели спецкурса:

- познакомить учащихся с основными приёмами исследовательской деятельности и выработать начальные навыки проведения научного исследования;

- способствовать развитию мировоззренческого потенциала;

- подготовить к обучению в профильной школе

Задачи:

- научить обучающихся самостоятельной теоретической и экспериментальной работе, познакомить с современными методами научных исследований;

- сформировать понятие о сущности исследовательской деятельности;

- создать оптимальные условия для развития познавательной активности и интереса обучающихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия;

- способствовать овладению методологией научного познания;

- научить работать с научной литературой, осуществлять поиск необходимой информации;

- выработать умение работы над рефератами, докладами, прививать навыки публичного выступления;

- создать условия для саморазвития, самореализации, самовыражения обучающихся.

Особенности программы

Программа «Основы исследовательской деятельности» является комплексной, рассчитана на обучающихся 8-х классов, проявивших интерес и склонности к научной исследовательской деятельности. Наряду с общетеоретическим материалом по методике научной деятельности, подготовке научного доклада учащиеся получают практические навыки работы с документами, научным текстом, значительно углубляя свои знания по определенному предмету и применяя их на практике.

Формы работы:

- лекции;

- практикумы;

- самостоятельная работа с научной и научно-популярной литературой, образовательными и поисковыми ресурсами Интернета;

- работа в фондах музее и архивов;

- защита исследовательских работ.

В результате обучения обучающиеся должны овладеть знаниями о:

- методах проведения научных исследований;

- основных этапах проведения научных исследований;

- основных признаках научного стиля речи;

- гигиене умственного труда.

Освоив курс, ученики должны уметь:

- самостоятельно писать рефераты, доклады;

- делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей;

-работать со справочной литературой, пользоваться каталогами, составлять библиографию;

- формулировать тему работы, её цели, ставить задачи исследования;

- оформлять исследовательскую работу;

- выступать с научными докладами, принимать участие в дискуссии.

Ожидаемые результаты

Результат обучения по данной программе можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат – это достижения, выраженные в оценке знаний, в реально подготовленном реферате, докладе, исследовательской работе.

Внутренний результат – выражается в изменении потребностей обучающихся, в развитии их коммуникабельности, что можно зафиксировать через проведение мониторинга.

Отслеживание результатов обучения осуществляется путем наблюдений, анкетирования, собеседований, проведения конференций, защиты исследовательской работы или реферата.

Содержание курса

Введение (1 час)

Предмет, содержание, задачи и структура курса.

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Научно-практические конференции ученических исследовательских работ. Деятельность гимназического научного общества «Интеллект».

Организация научного труда (1 час)

Гигиена умственного труда. Готовность к исследовательской работе. Периодичность и интенсивность умственного труда. Систематичность умственной работы. Смена форм деятельности. Режим дня и питания. Рациональное планирование рабочего времени и оборудование рабочего места. Технические средства для организации исследовательской работы.

Наука – элемент цивилизации (1 час)

Наука как информационный процесс и элемент цивилизации. Научная деятельность.

Этапы научно-исследовательской деятельности. Выявление проблемы исследования.

Источники научных исследований. Система научной информации (2 часа)

Первичные и вторичные источники информации. Библиотечные фонды. Интернет. Каталоги и картотеки. Классификация каталогов: алфавитный, систематический, предметный, каталог периодической печати. Библиографические указатели.

Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации.

Устные источники. Встречи с информаторами и запись интервью.

Составление картотеки. Методы работы над архивными материалами. Классификация и обработка полученных материалов. Составление библиографии.

Выбор темы исследования. Уточнение темы. Научный стиль речи. Научный реферат.

Научная статья (4 часа)

Формы работы над исследованием и планирование работы. Структура научного текста.

Стили речи. Научный стиль речи. Характерные особенности научного стиля: точность, логичность, стилистика, доказательность. Широкое использование абстрактных слов, научных терминов и т.д. Клише.

Научная статья. Требования к написанию научной статьи. Рецензирование научной статьи. Научный реферат, его особенности и структура.

Формы и способы записи обработанной информации (1 час)

Работа над текстом исследовательской работы и оформление отчёта о ходе исследования.

План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план.

Рекомендации по ведению записей научной информации. Выписки. Тезисы. Цитирование.

Конспект как краткое, последовательное, логически связанное изложение содержания текста. Конспекты плановые, текстуальные, свободные, тематические.

Советы по оформлению конспекта. Приёмы выделения и разделения текста.

Составление глоссария – тематического словаря. Систематизация и классификация собранных материалов. Аннотирование. Выход из «творческого тупика».

Методы научных исследований (1 час)

Методы как путь исследования. Совокупность приёмов практического и теоретического познания действительности. Методика проведения эксперимента или опыта.

Научно-исследовательская работа (6 часов)

Основные этапы научного исследования. Объект и предмет научного исследования, его цель и задачи. Основные этапы научного исследования. Составные части научного труда: исследование, изложение результатов исследования, редактирование. Аргументированность выводов. Новизна работы.

Методические рекомендации по оформлению научно-исследовательской работы. Оформление научной работы (титульная страница, содержание, введение, основная часть, заключение, литература, приложение).

Подготовка и произнесение научного доклада (2 часа)

Доклад как одна из самых распространенных форм публичных выступлений.

Структура научного доклада.

Законы красноречия. Рекомендации по технике речи.

Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада, в том числе и с использованием ИКТ-технологий.

Практические занятия (15 часов)

Работа в библиотеке.

Рецензирование научно-исследовательских работ. Составление плана научной статьи. Поиск информации в сети Интернет.

Экспертиза. Экспертные оценки.

Защита. Научно-практическая конференция.

Учебно-тематический план курса

№ темы

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Организация научного труда

1

3.

Наука как элемент цивилизации

1

4.

Источники научных исследований. Система научной информации.

2

5.

Научный стиль речи. Научная статья.

4

6.

Формы и способы записи обработанной информации

1

7.

Методы научных исследований

1

8.

Научно-исследовательская работа

6

9.

Подготовка и произнесение научного доклада.

2

10.

Практические занятия

15

11.

Защита исследовательской работы

2

Итого:

34

План подготовки научно-исследовательской работы

Название этапа

п/п

Содержание, предполагаемый результат

Цель

1. Подготовка к исследованию. Выбор темы.

1

Знакомство с основными требованиями к теме, способами сужения темы.

«Приемы создания комического в «шутейных» рассказах В.Я.Шишкова»

  • Выяснить, в чем заключается актуальность выбранной темы, ее содержательность, информативность, разработанность; в чем будет заключаться элемент новизны, какие спорные моменты может содержать формулировка темы (что значит понятие «конкретность»).

2. Определение цели, задач исследования

2

Формулирование цели и задач исследования.

Задачи:

- выяснить, что в литературоведении понимают под комическим;

- определить основные приемы создания комического;

- выделить приемы создания комического в «шутейных» рассказах В.Я.Шишкова.

Цель.

На примере нескольких рассказов показать, какие приемы использует прозаик для создания комического.

  • Определить, что понимают под задачами исследования (то, что можно сделать для достижения цели); на какие вопросы необходимо ответить при определении цели (какой результат предполагается получить?)

3. Изучение литературы. Консультации со специалистами Центральной районной библиотеки им. В.Я.Шишкова Михайловой М.Г., Фроловой Л.А.

3-7

Знакомство со справочным аппаратом библиотеки: справочниками, электронными средствами информации, картотекой библиотечно-библиографической классификации.

  • Выяснить, как работать с каталогом ББК, систематическим каталогом.

4. Отбор материала.

8-11

Работа с картотекой библиотеки, библиографическими изданиями, изучение литературы по теме.

  • Проследить, каков характер постановки и решения изучаемой проблемы различными авторами.

  • Ознакомиться с выводами.

  • Выяснить (если возможно) современное состояние проблемы.

5. Анализ и обобщение.

12-17

Оформление замечаний, выводов в таблицу

Название источника

Основные тезисы, проблемы

Комментарии

  • Учить видеть главное, новое, давать комментарии к изучаемому материалу

6. Оформление результатов.

18-27

Ознакомление с

  1. композицией работы;

  2. особенностями языка и стиля исследовательской работы;

  3. речевыми функциями и лексическими средствами.

  • Познакомить с последовательностью расположения основных частей работы; традиционной структурой оформления исследовательских работ; правилами заполнения титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, библиографии, приложений.

7. Процедура защиты и подготовка к ней.

28-34

Ознакомление с докладом как одной из форм защиты, ее частями, дополнительными материалами; формой защиты (публичное выступление) и ее правилами; особенностями языка и стиля; речевыми функциями и лексическими средствами.

  • Четко представлять, какие части включает доклад, что является содержанием каждой части; какую роль выполняют дополнительные материалы, схемы, таблицы; на чем сосредоточить внимание при публичном выступлении; как должны быть оформлены чертежи, таблицы, графики; как должен выглядеть докладчик во время выступления, какой должна быть его речь, как отвечать на вопросы. Научить использовать лексические средства в конкретной речевой ситуации (условие – следствие, дополнение – уточнение…)

8. Рефлексия

Оценка проделанной работы.

Список литературы для учителя

    1. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 7. 1 – 84. – Введ. 1.01.86. - М., 1984

    2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001

    3. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост. Б.А.Татьянкин, О.Е.Макаренков, Т.В.Иванникова, И.С.Мартынова, Л.В.Зуева./Под ред. Б.А.Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2007

    4. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

    5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998

    6. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П.Тряпициной. – СПб.: КАРО, 2006

Список литературы для учащихся

1. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. – М.: Просвещение, 1994

2. Леонтович А.В., Савичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. – М., 2000

  1. Программа организации исследовательской деятельности работников образования © горуо г. Костанай программа

    Программа
    Современное образование требует от работников образования качественного выполнения профессиональных функций. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и пересмотре технологии работы, при планомерном творческом росте.
  2. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  3. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.

    Документ
    Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга
  4. Всероссийская научно-практическая конференция Стратегия гимназического образования

    Документ
    Стратегия гимназического образования на современном этапе: 23 – 25 марта 2005г.:материалы всероссийской научно-практической конференции - СПб., 2006. – с.
  5. Программа развития моу программы «сош №1»

    Программа
    За время работы школа № 1 выпустила много учеников ,из них 65 окончили школу с золотой и серебряной медалью .Среди выпускников школы- династии учителей, врачей , шахтёров,научные работники, военные,руководители промышленных предприятий,
  6. Основы кейс-метода когда возник кейс-метод и как развивался

    Документ
    Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо
  7. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ гимназия № 65«Формирование жизнеспособной личности ученика как условие социализации»Сроки реализации 2011 – 2016 годы

    Пояснительная записка
    Раздел V. Ресурсное обеспечение реализации Программы развития гимназии (нормативно-правовое, управленческое, кадровое, материально-техническое, финансово-экономическое) 59
  8. Программа Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России «Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании»

    Программа
    Титаренко Евгений Михайлович к.филос. наук, доцент, начальник управления СПбГУ: «Межкультурная коммуникация и формирование современной образовательной среды»
  9. Лазутина Г. В. Л 17 Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов

    Список учебников
    кафедра периодической печати факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького (зав. кафедрой проф. Б.Н. Лозовский)-секретарь Союза журналистов Российской Федерации доктор юридических наук, проф.

Другие похожие документы..